Дополнительный шестой ряд и нижнее подкупольное пространство по сторонам люкарн - Отцы церкви, Святители.




1). Святители на левой иконе шестого ряда:

Василий Великий (его лик изображен и на нижнем купольном своде на восточной стороне слева) родился около 330 г. в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Получил образование в Константинополе, затем Афинах. Чувствуя призвание к духовной жизни, совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя. В Антиохии в 362 г. был посвящен в сан диакона, затем в Кесарии – в сан пресвитера. Удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой (в его семье из десяти детей, братьев и сестер пятеро были причислены Церковью к лику святых). После возвращения в Кесарию был избран Собором епископов на кесарийскую кафедру в 370 г. Проявил себя пламенным защитником Православной веры, ограждая ее от ереси. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных Святителем. Умер в 379 г., оставив множество богословских трудов. За свои заслуги перед Православной Церковью святитель назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной, «палата учености». Наряду со святителем Николаем Чудотворцем издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской лавре, честная глава его хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница – в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Иоанн Дамаскин (ок.675-753) - византийский богослов и поэт, подчинял знания вере, противник и гонитель иконоборцев, защитник богатства церкви.

Григорий Богослов ( его облик изображенина нижнем подкупольном своде на восточной стороне справа) (ок.330- ок.390) – один из отцов церкви, автор теологических сочинений, посвященных обоснованию христианского догмата о Троице, проповедей и гимнов, вошедших в обиход православного пения.

Иоанн Златоуст (его облик изображен и на нижнем подкупольном своде

на южной стене слева) (ок. 350-407) - византийский церковный деятель,

проповедник, патриарх константинопольский. Бичевал богатство и

роскошь духовенства, безнравственность императорской семьи.

Отличался выдающимся красноречием. В православном богослужении

известна литургия Иоанна Златоуста.

2) Святители на правой иконе шестого ряда:

Св. Климент Римский – раннехристианский писатель, епископ Рима в

90-е годы. День памяти – 25 ноября (день вошествия на престол Елизаветы

Петровны).

Петр Александрийский – христианский богослов, в течение пяти лет (с

295 г.) управлял Александрийской богословской школой.

В 300 г. стал епископом Рима. В период гонений принял мученическую

смерть – ему отсекли голову. Почитается в лике священномучеников, день

памяти – 25 ноября.

Харлампий – священномученик, епископ в фессалийском городе

Магнезии (северо-восточная область Греции), принял мученическую

смерть в царствование нечестивого Римского императора Севера в 202 г.

Севастиан – святой мученик. По преданию,был командиром

преторианской гвардии при императоре Диоклетиане. Во время гонений на

христиан был приговорен к расстрелу лучниками. День памяти – 18

декабря (день рождения Елизаветы Петровны).

Спиридон Тримифунтский (нижний подкупольный свод, южная стена, справа) - чудотворец, родился в конце III века на острове Кипр. Подражал ветхозаветным праведникам, обладал кротостью, сердечной добротой, любовью к странникам. За непрестанную память о Боге и добрые дела господь наделил будущего святителя Спиридона прозорливостью, умением исцелять неизличимых больных и изгонять бесов. После смерти жены был избран епископом города Тримифунта. Являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия. Около 348 года во время молитвы преставился ко Господу. Ныне его мощи сохраняются на острове Корфу в г. Керкире. В 1633 г. в Москве был воздвигнут храм во имя святителя Спиридона. В Ораниенбауме реставрируется деревянная церковь во имя Спиридона Тримифунтского.

Афанасий Великий (ок. 298-373), (нижний подкупольный свод, западная стена, слева) один из греческих отцов церкви, епископ Александрии. Известен как один из энергичных противников арианства.

Кирилл Александрийский ( нижний подкупольный свод, справа), (ок. 377 – 444) отец церкви, принадлежал к египетскому роду, правил Александрийской церковью, был широко образованным.

Иоанн Милостивый (умер по разным версиям между 616-620 годами). Став патриархом в 610 году роздал все свое имущество бедным.занимался благотворительной деятельностью. Церковь причислила его к лику святых как святителя. Мощи его находятся в Афонских монастырях.

Николай Чудотворец, Святитель Николай, Николай Угодник (ок. 270- ок. 345) – христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов, детей. Известен и как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осужденных. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Мощи его находятся в итальянском городе Бари. День памяти – 6/19 декабря (день смерти – Никола зимний) и 9/22 мая (день прибытия мощей в Бари - Никола вешний).

 

Четыре евангелиста.

Евангелия (греч.- благая весть (о божественном Спасителе и о вечном спасении) – книги ранних христиан, повествующие об учении Иисуса Христа и об отдельных эпизодах его жизни. Их авторство приписывалось ученикам Иисуса или их ближайшим соратникам. Записывались со второй половины I в. по III в. включительно. Были написаны на греческом языке вне Палестины. Помимо четырех канонических Евангелий (признаны таковыми на Никейском соборе, созванном римским императором Константином Великим в 4 в.), вошедших в Новый Завет – от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, известны и другие - от Петра, Андрея, Фомы, Филиппа, Марии Магдалины и др. (даже, якобы, «Евангелие от Иуды, найденное в Египте в 1950-е годы. Оно написано на древнем коптском языке в 3-4 веках Иудой Искариотом, который, согласно многочисленным легендам, не повесился, а прожил долгую жизнь, но стал уродливым и источал зловоние.) Не канонизированные Евангелия числом 30 были объявлены апокрифами (с греч. тайный, сокровенный).

Авторы канонизированных Евангелий отличаются друг от друга по характеру, темпераменту, мировосприятию.

Евангелие от Марка наиболее краткое и, несомненно, самое раннее. Марка причисляют к семидесяти апостолам второго призыва. Он, скорее всего, опирался на рассказы своего старшего родича Симона - Петра, одного из первых и главных учеников Иисуса.

Евангелие от Матфея (он же Леви –мытарь, сборщик податей) был сыном Алфея, входил в число первых двенадцати апостолов. Канва событий у Матфея в целом та же, что и у Марка, хотя эпизоды иногда следуют в другом порядке. Он подробнее передает содержание проповедей Иисуса. Мученически скончался от огня в Эфиопии.

Евангелие от Луки написано с чужих слов. Лука – апостол из семидесяти, как и Марк, он примкнул к Церкви Христовой много позже. Ближайший сподвижник апостола Павла. Получил хорошее образование, стал врачом. Автор «Деяний святых апостолов».

Евангелие от Иоанна (Богослова) – «четвертое» евангелие и единственное, написанное непосредственным свидетелем событий, связанных с Иисусом Христом. Иоанн, сын Заведея, в юности ученик Иоанна Крестителя, апостол из двенадцати. Когда Предтеча указал своим ученикам Андрею и Иоанну на Иисуса и назвал его Агнцем Божиим, те последовали за Христом). Иоанн не только находился в гуще событий, но и вел себя в них активно. Он – автор трех Соборных посланий и Апокалипсиса. Писал Евангелие уже в старости, прожив более 90 лет, превратившись из простого рыбака в признанного вождя церкви и серьезного богослова. Евангелие от Иоанна по содержанию отличается от остальных трех, но не противоречит им. Все четыре евангелиста, несмотря на разницу в подходах, описывают один и тот же земной путь человека, которого миллиардылюдей на протяжении последних двух тысячелетий признавали Спасителем. А несовпадения в Евангелиях служат как раз доказательством их подлинности. «Огромная заслуга христианской церкви перед исторической наукой в том, что она не поддалась соблазну создать гладко обструганную версию своей ранней истории, не убрала из Евангелия видимые неувязки (хотя попытки такие делались), сохранив тексты в первозданном виде. (Историк А.Алексеев).

 

Церковные предметы и символы:

Предметные, вещественные, церковные символы принято делить на знамения (знаки) и образы.

Знамения (знаки) – это предметы или изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин и явлений, не изображая их непосредственно: четырехконечный или восьмиконечный крест (напоминание о Распятии) на куполах, богослужебных сосудах, одеждах, просфорах, книгах, церковных орденских знаках и других установленных Церковью знаках; изображение Всевидящего Ока в треугольнике (око -символ промысла Божия, судьбы, провидения, божьего всезнания и всевидения; треугольник – символ Троицы), лестницы (духовное восхождение человека), круга, меча, ключей; головные уборы священнослужителей, архиерейские посохи, дикирий и трикирий, паникадила, подсвечники, дарохранительницы, дароносицы, плат для отирания губ после Причастия, покровцы, воздух, звездица, лжица; хлебный агнец, изымаемый из просфоры, и вино, смешанное с водою в чаше до их претвореня в тело и кровь Христовы и др. Напрестольное Евангелие и Крест знаменуют собою, что все совершающееся на престоле и во всем храме совершается во исполнение Евангелия (благой вести) и Искупительного Подвига Иисуса Христа, сына Божия.

А образы – это священные изображения и предметы, овеществляющие не только духовное значение, но и самое внешнее сходство Божественных и небесных лиц и предметов: иконы, крест Господня с Распятым Спасителем, алтарь с царскими вратами, семисвечник, престол, чаша, кадильница, горящие лампады и свечи, угли и ладан, дым-фимиам от кадила, дискос с изображением ангелов; копие – напоминание о копье, которым был прободен Иисус Христос на кресте; губка – образ той губки, через которую был напоен Спаситель уксусом (кислым вином) на кресте; вервие, опоясывающее престол, как образ пут ведомого на суд Христа; все богослужебные и повседневные облачения и одежды духовенства, соответствующие земным одеждам Христа или одеждам, в которых Он явился в своей небесной славе. И образы, и знамения были явлены в Апокалипсисе (Божественном откровении) как составляющие храма небесного.

Т.об., в земных вещественных знаках и образах церковная символика являет догматическую картину мира, содержащуюся в православном вероучении. Она не просто иллюстрирует Божественную литургию, но и раскрывает духовные истины, содержащиеся в Евангелии и учении Церкви о мире небесном и земном.

 

Коршунова В.И.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: