Для реализации образовательной программы школы используются:
ü Программы, утверждённые Министерством образования РФ:
Предмет | Класс | Автор | Программа |
Начальные классы | 1-4 | В.В.Воронкова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Математика | 5-9 | М.Н. Перова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Русский язык | 5-9 | В.В.Воронкова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Чтение | 5-9 | В.В.Воронкова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Биология | 7-9 | В.И. Сивоглазов В.В.Воронкова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
География | 7-9 | Т.М. Лифанова, В.В.Воронкова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
История | 7-9 | О.И. Бородина, В.В.Воронкова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Физкультура | 1-9 | В.М. Мозговой, В.В.Воронкова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Музыка | 1-7 | И.В. Евтушенко, В.В.Воронкова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
СБО | 5-9 | В.И. Романина, В.В.Воронкова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
ИЗО | 1-7 | И.А. Грошенков, В.В.Воронкова М. «Владос» 2010г. | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Сельскохо- зяйственный труд | 5-9 | Е.А. Ковалева, В.В. Воронкова М. «Владос» 2010 | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
Цветоводство и декоративное садоводство | 5-9 | Е.А. Ковалева, В.В. Воронкова М. «Владос» 2010 | Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. |
|
ü Рабочие программы учебных курсов;
ü Адаптированные рабочие программы учителей для обучения детей на дому.
Программно-методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план.
Все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами. Каждый учитель работает в соответствии с утвержденной адаптированной рабочей программой по предметам.
Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам. Федеральный компонент образовательного стандарта реализуется полностью. В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности, преподавание ведется по учебникам, включенным в Федеральный перечень учебных изданий. Учебный план обеспечен кадрами соответствующей квалификации и соответствующего уровня образования.
Программы коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня образовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
|
Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Учителя школы готовят своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства коррекции недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ученика затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными, полноправными членами общества.
Адаптированные рабочие программы, составленные с учетом особенностей психофизического развития школьников с ограниченными возможностями здоровья, предусматривают следующие цели:
· дать конкретные знания по предметам;
· научить обучающихся применять полученные знания на практике;
· осуществить работу по коррекции дефектов развития;
|
· способность воспитанию комплексного восприятия природных и социальных процессов.
Программы курсов строятся на следующих ведущих принципах:
· Принцип коррекции предполагает исправление недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов;
· Научность и доступность обучения. Принцип научности предполагает отражение современных достижений науки, перспектив ее развития в каждом учебном предмете. Несмотря на элементарный уровень знаний, которые необходимо усвоить школьникам, они должны быть научными, не противоречить объективным научным знаниям (фактам, понятиям, законам и теориям). Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне их реальных возможностей.
· Принцип системности и последовательности состоит в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы более успешно применять их на практике.
· Принцип связи обучения с жизнью предполагает организацию учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью, в первую очередь, местных предприятий, организаций и учреждений; связи обучения с производственным трудом в народном хозяйстве.
· Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
· Сознательность и активность обучения. Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Под активизацией учения понимается соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание ими учебного материала.
· Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Сущность принципа состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Осуществление дифференцированного подхода направлено на учет психических особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья, на дифференциацию учащихся на типогруппы.
· Воспитывающая и развивающая направленность обучения состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе, содействует их общему психическому и физиологическому развитию. Обучение носит коррекционно-развивающий характер.
· Принцип гуманизации предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного наследия человечества, внимание к историческим ценностям, его вкладам в развитие науки, культуры, литературы и искусства.
· Принцип экологизации предполагает развитие чувства ответственности и уважения к индивидуальности каждого уголка Земли. Он пронизывает всю структуру программ по экологии человека, географии, естествознанию, растениеводству, истории и т.д.
Методы обучения
Учебный процесс на дому предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. С понятием «метод» и «прием» тесно связано понятие «средство обучения». К ним относится все, что помогает учителю и учащимся- это слово учителя, учебники, учебные пособия, технические средства обучения, наглядные пособия, оборудование.
В зависимости от познавательной деятельности учащихся при усвоении, учителя школы используют на занятиях такие методы: объяснительно-иллюстративные, продуктивные, репродуктивные, частично-поисковые, инструктивные.
Дети с умственной отсталостью плохо подготовлены к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Поэтому в процессе обучения на 1,2 уровнях обучения включаются такие методы: познавательные игры, создание занимательных ситуаций, ролевые игры, моделирование реальных ситуаций. В процессе обучения учителя школы используют словесные, наглядные и практические методы обучения.
В своей работе учителя школы сочетают разные методы обучения, т.к. это зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины, подготовленности учащегося. Психологические особенности учащихся требуют поисков различных сочетаний методов для успешного обучения учеников.
На уроках преобладающим является принцип коррекционной направленности обучения. По мере развития и коррекции познавательных способностей учащихся учителя задают задания, требующие самостоятельного поиска, переноса знаний в новые или не стандартные ситуации, а также задания практического характера: несложное моделирование, графические работы, измерения, дидактические игры, экскурсии. Большое значение в учебной работе уделяется мотивации в процессе обучения, т.е. когда учащиеся могут полученные знания применять в своей бытовой или трудовой деятельности.
Инновационными особенностями образовательного процесса являются:
1.Использование педагогической технологии личностно- ориентированного подхода в рамках традиционных уроков и уроков, проведенных в нетрадиционной форме: урок-исследование, урок - деловая игра, урок-открытие «Удивительное рядом», урок-праздник и т. д.
2.Внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий.
3. Совершенствование внеурочной работы.
4. Внедрение в УВП информационных технологий.
Инновационная деятельность педагогического коллектива как системообразующий элемент образовательного процесса школы выступает в роли универсального развивающего механизма и позволяет более успешно решать задачи, поставленные образовательной программой. При такой организации образовательного процесса в большей степени удовлетворяются образовательные интересы и запросы учащихся, что придаёт ему гуманистический характер.
Содержание и организация внеурочной деятельности учащихся
Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе стала организация воспитательной работы, направленной:
- на формирование и развитие коммуникативных, интеллектуальных, физических навыков школьников;
- на развитие личности, способной к социальной адаптации.
Внеурочная деятельность является логичным продолжением базового образования. В нем мы стремимся к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности. Это позволяет создать условия для развития каждой личности и полного удовлетворения потребностей детей и их родителей. Внеурочная деятельность используются по желанию родителей учащихся и направлены на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения в форме участия в экскурсиях, кружках, секциях, школьных мероприятиях и т.д. В помощь родителям проводятся школьные родительские собрания с различной тематикой.
Модель выпускника
Результатом реализации Программы является «модель выпускника». Модель выпускника – совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с учащимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта). Качества, которые должны быть сформированы у выпускника школы в соответствии с задачами по ступеням образования:
Желание и готовность продолжить обучение после школы или включение в трудовую деятельность;
Способность корректировать в общении себя и окружающих;
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, готовность к самоутверждению, самореализации во взрослой жизни;
Социализированная личность, это тот, кто умеет:
Ø Делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность;
Ø Заботиться о своём здоровье;
Ø Относиться к труду как к жизненной необходимости;
Ø Обладает необходимыми житейскими навыками, способен к осознанному самоограничению;
Ø Хочет и умеет учиться;
Ø Соблюдает нравственные, этические и правовые нормы общества, в котором живёт.
3.1. Учебный план
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к индивидуальному учебному плану
На 2017-2018 учебный год