Мероприятия для оптимизации ассортимента ООО «Автомир Приморье» целесообразно построить на основании оценки стратегической гибкости.
Доля товаров-лидеров в объеме продаж организации также определяет стратегическую гибкость ассортимента. Если все 12 товаров имеют равные доли в объеме продаж организации, то это соответствует максимальной стратегической гибкости. Если же продажи организации практически полностью зависят от трех товаров-лидеров, то стратегическая гибкость будет минимальна, а доля товаров-лидеров будет близка к 1.
Для анализа рассчитывается коэффициент С+ – суммарная доля товаров, имеющих максимальный объем продаж в каждом периоде. Обычно берутся три товара, что и сделано в данной работе (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Расчет доли трех товаров-лидеров по периодам
Период | Январь – февраль | Март апрель | Май – июнь | Июль –август | Сентябрь - октябрь | Декабрь – январь |
Объем продаж товара 10, тыс. руб. | 26,8 | 24,1 | 26,1 | 23,8 | 23,5 | 26,3 |
Объем продаж товара 4, тыс. руб. | 19,3 | 18,3 | 18,3 | 18,6 | 18,4 | 18,8 |
Объем продаж товара 6, тыс. руб. | 15,5 | 15,5 | 12,3 | 15,2 | 15,7 | 15,7 |
Объем продаж товаров, тыс. руб. | 61,6 | 57,9 | 56,7 | 57,6 | 57,6 | 60,8 |
Общий объем продаж, тыс. руб. | 163,5 | 153,9 | 155,2 | 157,3 | 152,6 | 162,2 |
C+ | 0,377 | 0,376 | 0,365 | 0,366 | 0,377 | 0,375 |
Коэффициент С+ за 12 месяцев практически не поменялся по товарам лидеров, что свидетельствует про их относительную стабильность. Однако, это может привести к существенному падению спроса при изменении ситуации на рынке, и следовательно, к негативным результатам.
Значение С+ в предпоследнем периоде самое высокое составляет 0,375 (высокое), что означает высокую гибкость. В тройке лидеров товары не изменяются (№ 10, 4, 6). Товары группы лидеров выделяются сильно, так как 3 вида товаров составляет более трети общего объема продаж, что говорит о необходимости подготовки им замены. Объем продаж товаров группы лидеров в абсолютном выражении остался почти неизменным: уменьшился за 6 месяцев на 1,3 тыс. руб., на их долю в общем объеме продаж всех товаров это практически не повлияло.
|
Результатом данного этапа анализа будут следующие заключения:
- среди товаров-лидеров (№ 10, 4, 6) не существует сменяемость при завершении их жизненных циклов;
- следует обратить внимание на товары № 1, 3, 5, 8, 12 чтобы обеспечить сменяемость лидеров в будущем;
- вопрос о разработке нового товара или модификации существующего заключается в усовершенствовании параметров (импорта продукции с таковыми техническими характеристиками).
Таблица 3.2
Расчет доли трех товаров-аутсайдеров и отношения долей лидеров и аутсайдеров по периодам
Период | Январь – февраль | Март апрель | Май – июнь | Июль –август | Сентябрь - октябрь | Декабрь – январь |
Объем продаж товара 11, тыс. руб. | 9,6 | 8,4 | 9,8 | 10,4 | 8,0 | 7,7 |
Объем продаж товара 9, тыс. руб. | 9,0 | 7,9 | 9,0 | 10,4 | 7,9 | 9,2 |
Объем продаж товара 2, тыс. руб. | 8,8 | 6,5 | 8,3 | 7,6 | 9,1 | 9,4 |
Объем продаж товара, тыс. руб. | 27,4 | 22,8 | 27,1 | 28,4 | 25,0 | 26,3 |
Общий объем продаж, тыс. руб. | 163,5 | 153,9 | 155,2 | 157,3 | 152,6 | 162,2 |
C- | 0,168 | 0,148 | 0,175 | 0,181 | 0,164 | 0,162 |
С+/С- | 2,244 | 2,541 | 2,086 | 2,022 | 2,299 | 2,315 |
Тенденции среди товаров-аутсайдеров остаются почти неизменными, потому, имеет смысл рассмотреть решение об исключении как минимум одного вида (№ 2 или № 9), в зависимости от размеров существующих запасов и сложности с доставкой, а также спроса.
|
После анализа ассортимента в целом можно перейти к анализу товарных линий (рис. 3.1).
Группа товаров / период | Январь – февраль | Март апрель | Май – июнь | Июль –август | Сентябрь - октябрь | Декабрь – январь |
Trade in | 32,8 | 29,5 | 31,2 | 32,5 | ||
Спортивные | 57,6 | 56,6 | 48,7 | 56,6 | 56,9 | 56,4 |
Кроссоверы и внедорожники | 73,1 | 67,8 | 71,5 | 69,5 | 63,2 | 71,8 |
Рис. 3.1. Динамика продаж по группам товаров, млн. руб.
Анализируя динамику продаж по группам товаров, отметим, что минимальный объем продаж принадлежит группе «trade in», а группа «спорт» занимает среднее положение между лидерами и аутсайдерами.
|
Январь – февраль | Март апрель | Май – июнь | Июль –август | Сентябрь - октябрь | Декабрь – январь | |
Trade in | 10,9 | 9,8 | 11,7 | 10,4 | 10,8 | 11,3 |
Спортивные | 14,4 | 14,2 | 12,2 | 14,2 | 14,2 | 14,1 |
Кроссоверы и внедорожники | 14,6 | 13,6 | 14,3 | 13,9 | 12,6 | 14,4 |
Рис. 3.2. Средний объем продаж товара в товарной линии
Итак, для ООО «Автомир Приморье» результатом оптимизации товарного ассортимента будут следующие заключения:
- среди товаров-лидеров Lancer, Outlander, Pajero не существует сменяемость при завершении их жизненных циклов;
- следует обратить внимание на товары Pajero Sport, Lancer EVO, Lancer trade in, L200, i-Miev чтобы обеспечить сменяемость лидеров в будущем;
- вопрос о разработке нового товара или модификации существующего заключается в усовершенствовании параметров (импорта продукции с таковыми техническими характеристиками).