а) изменения наследственных структур (мутации);
б) "перезревание" половых клеток;
в) эндокринные заболевания;
г) влияние возраста родителей;
Экзогенные (внешние) факторы:
а) физические - радиационные, механические воздействия;
б) химические - лекарственные препараты, химические вещества, применяемые в промышленности и в быту, гипоксия, неполноценное питание, нарушения метаболизма;
в) биологические - вирусные заболевания, протозойные инвазии, изоиммунизация.
Одной из главных причин пороков развития являются мутации. В организме они происходят постоянно (спонтанные мутации) под воздействием естественного фона радиации и процессов тканевого метаболизма. При дополнительном воздействии на организм ионизирующего излучения или химических мутагенов происходят индуцированные мутации. Мутации могут быть генными, хромосомными и геномными. С мутациями связано около 13% пороков.
Хромосомные мутации - это изменения хромосом в виде транслокации, делеции, дупликации и инверсии.
Геномные мутации - изменение числа хромосом или хромосомных наборов.
МЕХАНИЗМЫРАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Формирование пороков происходит преимущественно в период эмбрионального морфогенеза (3-10-я неделя беременности) в результате нарушения процессов размножения, миграции, дифференциации и гибели клеток. Эти процессы происходят на внутриклеточном, экстраклеточном, тканевом, межтканевом, органном и межорганном уровнях. Нарушением размножения клеток объясняют гипоплазию и аплазию органов. Нарушение их миграции лежит в основе гетеротопий. Задержка дифференциации клеток обусловливает незрелость или персистирование эмбриональных структур, а ее полная остановка - аплазию органа или его части. Нарушение физиологической гибели клеток, как и нарушение механизмов адгезии ("склеивание" и срастание эмбриональных структур), лежат в основе многих дизрафий (например, спинномозговых грыж).
|
КЛАССИФИКАЦИЯ
Выделяют несколько групп пороков. В зависимости от времени воздействия вредных факторов и объекта поражения выделяют следующие формы пороков развития.
1. Гаметопатии - патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения и приводящие к спонтанному прерыванию беременности, врожденным порокам развития, наследственным заболеваниям..
2. Бластопатии - это повреждения зиготы в первые 2 недели после оплодотворения вызывающие гибель зародыша, внематочную беременность, пороки развития с нарушением формирования оси зародыша
3. Эмбриопатии - поражения зародыша 15-й день после оплодотворения до 75-й день проявляющиеся пороками развития отдельных органов и систем, прерыванием беременности. Большинство врожденных пороков образуется именно в этот период. Локализация дефекта также зависит от интенсивности повреждающего воздействия.
4. Фетопатии - общее название болезней плода, возникающих под воздействием неблагоприятных факторов с 11-й недели внутриутробной жизни до начала родов.
Роль пороков развития-формирование различных видов врожденных патологий:
1. Агенезия - полное врожденное отсутствие органа.
2. Аплазия - врожденное отсутствие органа или выраженное его недоразвитие. Отсутствие некоторых частей органа называется термином, включающим в себя греч. слово olygos ("малый") и название пораженного органа. Например, олигодактилия - отсутствие одного или нескольких пальцев.
|
3. Гипоплазия - недоразвитие органа, проявляющееся дефицитом относительной массы или размеров органа.
4. Гипотрофия - уменьшенная масса тела новорожденного или плода.
5. Гиперплазия (гипертрофия) - повышенная относительная масса (или размеры) органа за счет увеличения количества (гиперплазия) или объема (гипертрофия) клеток.
6. Макросомия (гигантизм) - увеличенные длина и масса тела. Термины "макросомия" и "микросомия" нередко применяются для обозначения соответствующих изменений отдельных органов.
7. Гетеротопия (дистопия) — наличие клеток или тканей одного органа в другом или в тех зонах того же органа, где их не должно быть в норме.
8. Гетероплазия - расстройство разграничения некоторых видов ткани. Гетероплазии следует дифференцировать от метаплазий - вторичного изменения разграничения тканей, которое связывают с хроническим воспалением.
9. Эктопия — расположение органа в необычном месте. Возможно увеличение числа органов или их частей, например удвоение матки, двойная дуга аорты. Удвоение и увеличение в числе того или иного органа или части его.
10. Атрезия - полное отсутствие канала или естественного отверстия.
11. Стеноз - сужение канала или отверстия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:
Задание 1.Рассмотреть препараты и зарисовать в протокол стадии: дробление яйцеклетки лягушки, бластулы, гаструлы и нейрулы лягушки.
Задание 2. Зарисовать в протокол схему дифференциации зародышевых листков, табл. 3.
|
Задание 3. Занести в протокол схему «Генетический контроль основных стадий» рис. 7.
Вид деятельности | Система действий | |
I. ИЗУЧЕНИЕ ДРОБЛЕНИЯ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ.
| 1. Привести микроскоп в рабочее положение. 2. Положить на предметный столик препарат. 3. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, выделив в нем борозды дробления, бластомеры. 4. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - дробящаяся яйцеклетка; 2 - борозды дробления; 3 - бластомеры. 5. Убрать препарат. | |
I. ИЗУЧЕНИЕ БЛАСТУЛЫЛЯГУШКИ. | 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти в нем: бластоцель, бластодерму, бластомеры. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - бластодерма; 2 - бластоцель; 3 - бластомеры. 4. Убрать препарат. |
| 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти эктодерму, энтодерму, бластопор, губы бластопора, гастроцель. 3. Зарисовать исследуемый объект, обозначив: 1 - энтодерма; 2 - эктодерма; 3 - губы бластопора; 4 - желточная пробка; 5 - остаток бластоцеля. | ||||||
IV. ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРУЛЫЛЯГУШКИ.
| 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя малое увеличение, изучить препарат, найти в нем нервную трубку, эктодерму и энтодерму, гастроцель, хорду. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбоме и обозначить: 1 - эктодерма; 2 – энтодерма; 3 – нервная трубка; 4 - хорда; 5 – полость вторичной кишки; 4. Убрать препарат. |
Табл. 1. Ранние этапы эмбрионального развития лягушки.
Задание 4. Изучите табл. 3 «Производные зародышевых листков», внесите в альбом.
Эктодерма | Энтодерма | Меэодерма | ||||
дерматом | миотом | склеротом | нефрогонотом | спланхиотом | ||
Нервная система | Хорда | Дерма (собственно кожа) | Скелетная мускулатура | Скелет | Почки | Соединительная ткань |
Рецепторы | Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа и др. | Связки | Мочеточники | |||
Эпидермис и его производные (волосы ногти, железы: млечные, потовые сальные) | Эпителий дыхлтельнок системы (за исключением начального отдела) | Сухожилия | Половые железы. Половые протоки | Гладкие мышцы | ||
Эпителий носовой полости | Эпителий целома | |||||
Эпителий начального и конечного отделов пищеварительного тракта | Эпителий средней части пищеварительного тракта | Мускулатура языка. Жевательные мышцы | ||||
Железистый эпителий слюнных желез | ||||||
Эмаль зубов | Дентин зубов | Пульпа зубов |
Табл. 3. Производные зародышевых листков.
Тема 18. Постнатальный период онтогенеза. Закономерности постэмбрионального развития человека.Роль среды в развитии организма. Биологические механизмы поддержания гомеостаза организма.
Цель. Знать закономерности постэмбрионального развития человека. Виды и пути регенерации. Виды трансплантации тканей у человека.
.
Вопросы для самодготовки:
1. Постнатальный онтогенез и его периодизация
2. Рост организмов:определенный и неопределенный. Основные типы роста тканей и органов человека.
3. Конституция и габитус человека.
4. Хронологический и биологический возраст. Старость как завершающий этап онтогенеза человека. Современные теории старения.
5. Регенерация, как процесс поддержания морфофизиологической целостности биосистемы.Виды и пути регенерации.
6. Трансплантация.Виды трансплантации тканей у человека.
7. Хронобиология. Понятие о биологических ритмах; классификация и их медицинское значение.
8. Понятие о гомеостазе. Его виды и механизмы поддержания.
Литература:
Основная:
1. Биология В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н. Ярыгина. 6-е изд. -М.:ВЫсшая школа,2004.-С.365-407
2. Биология / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.154-183
3. Руководство к практическим занятиям по биологии под ред. акад. РАЕН проф. В.В. Маркиной. Изд. М. «Медицина» 2006 г.
4. Биология. Руководство к практическим занятиям для студентов стоматологических факультетов под ред. акад. РАЕН проф. В.В. Маркиной. Изд. М. «ГЭОТАР- Медиа» 2010 г.
5. Федченко С.М. Молекулярно- генетические основы онтогенеза. -Луганськ:ЛДМУ,2003.-С.
6.Федченко С.М. Общая и медицинская генетика. -Луганськ:ЛДМУ,2003.-С.338-345, 352-354
Дополнительная:
1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П. Пішака, Ю.І. Бажори. - Вінниця:Нова книга, 2004. -С.258-274
2. Гилбертс С. Биология развития: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ. М.: Миро.1993.-С.202-227
3.Леврищев Г.И., Оноприенко Г.А. Морфологические и клинические аспекты репаративной регенерации опорных органов и тканей.-М.: Медицина, 1996.- 208с.
6. Конспект лекцій