Задание 1.. Ознакомиться с различными типами строения нервной системы. Проследить образование головного и спинного мозга у хордовых животных. Зарисовать в альбом, ввести обозначение (рис. 3).
В Г
Рис. 3.Типы строения нервной системы беспозвоночных
Задание 2. Заполните табл. 2 «Сравнительная характеристика нервной системы беспозвоночных»
Типы животного мира | Тип нервной системы | Основные структуры |
Кишечнополостные | Диффузная | Нервные клетки соединены отростками в виде сети. Сгущения нервных клеток в отдельных участках тела |
Плоские черви | Ганглиозно-стволовая – ортогон | Головной ганглий, брюшные нервные стволы, соединённые комиссурами |
Круглые черви | Ганглиозно-стволовая | Окологлоточное нервное кольцо, брюшной и спинной нервные стволы, окологлоточные нервные ганглии |
Кольчатые черви | Сложная ганглиозно-стволовая | «Головной мозг» (надглоточные ганглии), парная брюшная нервная цепочка, окологлоточное нервное кольцо |
Моллюски | Разбросанная ганглиозно-стволовая | Отдельные ганглии 4 или 5 пар, у головоногих – крупный головной мозг |
Членистоногие | Сложная ганглиозно-стволовая с цефализацией | Головной мозг, состоящий из двух или трёх отделов, подглоточный ганглий, парная или непарная брюшная нервная цепочка |
Задание 3. Рассмотрите основные ароморфозы в эволюции головного мозга классов позвоночных животных с помощью муляжей и учебных таблиц, рис.4,5.Зарисуйте в альбом схемы строения головного мозга: I – рыб; II - амфибий; III - рептилий; IV - млекопитающих; соблюдая имеющиеся соотношения основных отделов. Введите обозначения.
Оцените уровень развития головного мозга рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.
|
Обратите внимание на филогенетические изменения в соотношениях отделов головного мозга, уменьшение размеров обонятельных долей, увеличение полушарий переднего мозга, уменьшение среднего мозга.
Б В Г
Рис. 4. Схемы строения головного мозга позвоночных.
1 - обонятельные луковицы;
2 - обонятельные доли;
3 - передний мозг;
4 - промежуточный мозг;
5 - средний мозг;
6 - мозжечок;
7 - продолговатый мозг;
8 – спинной мозг.
Одноименные отделы головного мозга у представителей различных классов выделены на рисунках одним цветом.
Задание 4. Заполните таблицу 3 «Особенности строения различных отделов головного мозга позвоночных», используя приведенный ниже материал.
Классы позвоночных | Рыбы | Амфибии | Рептилии | Млекопитающие |
Тип головного мозга | ||||
Ведущий отдел головного мозга | ||||
Передний | ||||
Промежуточный | ||||
Средний | ||||
Продолговатый | ||||
Мозжечок |
Задание 5. Запишите в альбом основные виды пороков развития нервной системы.
1. Анэнцефалия – отсутствие головного мозга.
2. Ариэнцефалия – отсутствие переднего мозга.
3. Микроэнцефалия – малые размеры головного мозга.
4. Лиссэнцефалия – отсутствие извилин в коре или их небольшое количество, небольшая глубина борозд или высота извилин.
5. Голопрозэнцефалия – общий желудочек переднего мозга, неразделение переднего мозга на полушария.
6. Рахисхизис – несмыкание заднего шва нервной трубки спинного мозга.
|
7. Отсутствие мозолистого тела.
Рис.5. Эволюция головного мозга позвоночных (сагиттальный разрез): А - акула, Б - костистая рыба, В - амфибия (лягушка), Г - пресмыкающееся, Д - птица, Е - млекопитающее. 1 - передний мозг; 2 - промежуточный мозг; 3 - средний мозг; 4 - мозжечок; 5 - продолговатый мозг; 6 - гипофиз; 7 - воронка; 8 - место входа зрительного нерва; 9 - обонятельная луковица; 10 - эпифиз; 11 - базальный ганглий; 12 - мост (волокна, связывающие две половины мозжечка); 13 - обонятельная доля.
Задание 6. Ознакомиться с эволюцией передней конечности позвоночных животных: отметить сходство их строения, подтверждающее общность происхождения.
Рис.6. Строение передних конечностей позвоночных
6а. С помощью муляжей изучить строение передних конечностей позвоночных:
а-саламандра;
б-черепаха
в-крокодил;
г-птица;
д-летучая мышь;
е-кит;
ж-крот;
з-человек;.
6б. Отметить сходство их строения, подтверждающее общность происхождения (гомологичность) этих органов у всех классов позвоночных.
6в. Обратить внимание на различия в строении передней конечности млекопитающих, которые формируют представления об образе жизни и среде обитания этих представителей.
6г. Зарисовать в альбом схемы строения скелета передних конечностей позвоночных.
6д. На рисунках отметить:
1-плечевая кость;
2-лучевая кость;
3-локтевая кость;
4-кости запястья;
5-кости пястья;
6-фаланги кисти.
Гомологичные части выделить одинаковым цветом.
Задание 7. Рассмотреть различные типы позвонков на макропрепаратах и рисунках №7-10, заполнить табл. 4. «Сравнительная характеристика типов позвонков».
|
№ | ТИПЫПОЗВОНКОВ | ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ | СТРОЕНИЕ ТЕЛА ПОЗВОНКА | ПРИМЕРЫ |
Амфицельные позвонки | Греч. amphi - с обеих сторон + koiloma — полость | Вогнутое спереди и сзади | Рыбы, безногие и хвостатые земноводные, пресмыкающиеся | |
Процельные позвонки | Греч. pro — вперед + koiloma — полость | Вогнутый спереди и выпуклый сзади | Бесхвостые земноводные, пресмыкающиеся (чешуйчатые, крокодилы) | |
Опистоцельные позвонки | Греч. opisthos — сзади + koiloma — полость | Выпуклые спереди и вогнутые сзади | Хвостатые земноводные | |
Гетероцельные позвонки | Греч. heteros — другой + koiloma — полость | Выпукло-вогнутые с обеих сторон | Птицы | |
Платицельные позвонки | Фарнц. plat — плоский + koiloma — полость | Плоско-вогнутой формы | Млекопитающие, человек |
Табл.4. Сравнительная характеристика типов позвонков
Рис.7. Tуловищный позвонок костистой рыбы: а - вид сбоку; б - вид опереди; 1 - тело позвонка; 2 - невральная дуга; 3 - верхний остистый отросток; 4 - нижний остистый отросток: 5 - отверстие в центре двояковогнутого тела позвонка; 6 - спинномозговой канал
Рис.8. Туловищный позвонок лягушки.А — общий вид; Б — продольный разрез:
1 — тело позвонка, 2 — верхняя дуга, 3 — канал для спинного мозга, 4 — остистый отросток, 5 — поперечный отросток, 6 — сочленовный отросток
Рис. 9. Позвонки варана. А – атлант; Б – эпистрофей; В – грудной позвонок; Г – продольный разрез грудного позвонка:
1– зубовидный отросток, 2 – тело позвонка, 3 – верхняя дуга, 4 – остистый отросток, 5 – спинномозговой канал, 6 – передний сочленовный отросток, 7 – задний сочленовный отросток
Рис. 10. Позвонки лисицы (вид спереди).
А — шейный позвонок; Б — грудной позвонок;
1 — тело позвонка, 2—верхняя дуга, 3 — остистый отросток, 4 — сочленовные поверхности верхних дуг (для сочленения соседних позвонков), 5 — канал для спинного мозга, 6 — поперечный отросток, 7 — рудимент шейного ребра, 8 — ребро, 9 — отверстие для кровеносных сосудов, 10 — головка ребра, 11 — бугорок ребра
Задание 8. Заполнить таблицу 5 «Онтофилогенетические предпосылки пороков развития осевого скелета у человека».
Порок развития | Филогенетическая предпосылка | Онтогенетическая предпосылка |
Осевой скелет | ||
1. Добавочные ребра в шейном или поясничном отделах | Наличие ребер в шейном и поясничном отделах у пресмыкающихся | Закладка шейных и поясничных ребер в эмбриогенезе человека и дальнейшее нарушение процессов избирательной гибели клеток и других механизмов редукции органов |
2. Недоразвитие и несращение верхних дужек позвонков (spina bifida) | Первичное существование хорды и появление несрастающихся дужек позвонков у круглоротых | Несрастание закладок верхних дужек позвонков вследствие возможного нарушения взаимодействий по типу индукции, нарушения процессов клеточного размножения и избирательной адгезии |
3. Персистирование хвоста | ||
Конечности | ||
4. Болезнь Шпренгеля | ||
5. Полидактилия |
ЗАНЯТИЕ №21