Задание 1. Изучить строение пищеварительной системы различных классов позвоночных животных (табл.4 а,б,в,г).
а) РЫБЫ 1. Рассмотрите макропрепарат пищеварительной системы рыбы. 2. Определите, какие отделы системы пищеварения у них наиболее развиты. 3. Отметить: 1 — рот; 4 — печень; 5— желчный пузырь; 6— желудок; 8 — кишечник; 9— головной мозг; 16— анальное отверстие. | |||
б) АМФИБИИ (ЛЯГУШКИ) 1. На макропрепарате лягушки проследить дальнейшее развитие органов пищеварения. 2. Отметить увеличение общей длины кишечника и отчетливое разделение на толстый и тонкий отделы, печень и компактность поджелудочной железы. 3. Зарисовать схему в альбом и отметить: 1 – язык; 2 – глотка; 3 – печень; 4 – желудок; 5 – поджелудочная железа; 6 - тонкая кишка; 7 – толстая кишка; 8 – клоака. | |||
| в) РЕПТИЛИИ (ЯЩЕРИЦЫ) 1. Рассмотреть строение зубов и языка, отметить образование вторичного неба. 2. При изучении желудочно-кишечного тракта отметить: 1 – язык; 2 – глотка; 3 – пищевод; 4 – желудок; 5 – тонкая кишка; 6 – печень; 7 – поджелудочная железа; 8 – толстая кишка; 9 - слепая кишка; 10 - клоака. | ||
г) МЛЕКОПИТАЮЩЕГО 1. Изучить влажный препарат пищеварительной системы крысы. 2. Рассмотреть строение гетеродонтной зубной системы. 3. Обратить внимание на высокую степень дифференцировки кишечника и его длину. 4. Используя таблицу, зарисовать в альбом основные отделы пищеварительной системы млекопитающего. 5. На рисунке отметить: 1 — слюнные железы; 2 — полость рта; 3 — пищевод; 4 — желудок; 5 — двенадцатиперстная кишка; 6 — поджелудочная железа; 7 — печень; 8 — желчный пузырь; 9 — тонкий кишечник; 10 — толстый кишечник; 11 — аппендикс; 12 — прямая кишка. |
Табл. 4. Строение пищеварительной системы различных классов позвоночных животных.
|
Задание 2. Изучить развитие выделительной системы беспозвоночных позвоночных.
1. Зарисуйте схему строения протонефридиальной системы выделения в альбом. 2. На рисунке отметить: 1 - выводящий выделительный канал, 2 - разветвления канальцев, 3 - циртоциты ("звездчатые клетки"), 4 - реснички ("мерцательное пламя"). | |
1. Изучите схему строения метанефридия. 2. Зарисуйте в альбом и на рисунке отметьте: 1 – воронка метанефридия; 2 – канал метанефридия; 3 – часть канала несущая мерцательные реснички; 4 – выделительная пора; | |
1. Внимательно изучить таблицу развития нефрона. Отметить его основные ароморфозы. 2. Зарисовать в альбом схемы строения: I – предпочки; II - первичной почки; III - вторичной почки. 3. На рисунке отметить: 1 - аорта; 2 - капилляры; 3 – мальпигиево тельце; 4 - нефростом; 5 - клоака; 6 – мюллеров канал (яйцевод); 7 – предпочка; 8 – первичная поачка; 9 – почечная лоханка вторичной почки; 10 – вольфов канал (первичный мочеточник); 11 – вторичный мочеточник; 12 – клоака. |
Задание 3. Изучить схему развития нефрона.Отметить его основные ароморфозы. Зарисовать а альбом схемы строения: предпочки, первичной почки, вторичной почки (рис.2).
Задание 4. Рассмотреть и зарисовать «Эволюция почки и мочеполовых каналов».(рис.3).
Рис.3. Эволюция почки и мочеполовых каналов.
А —нейтральное зародышевое состояние;Б —анамнии;В —амниоты:
I—самки, II—самцы; 1—предпочка, 2—первичная почка, 3—канал предпочки, 4—половая железа, 5—мюллеров канал, 6—вольфов канал, 7—мочевой пузырь, 8—клоака, 9—вторичная почка,10—матка, 11—мочеполовой синус, 12—задняя кишка, 13—половой член,14—мочеточник вторичной почки, 15—мужская «маточка».
|
Задание 5. Заполнить табл. 4. «Филогенез выделительной и половой систем хордовых животных».
Рыбы | Амфибии | Рептилии | Млекопитающие | ||
1. Тип почки во взрослом состоянии | |||||
2. Место расположения почки | |||||
3. Строение нефрона: а) связь с целомом б) наличие сосудистого клубочка в) отделы извитого канальца | |||||
4. К-во нефронов в почках | |||||
5. Название канала, выполняющего функцию мочеточника у самцов; у самок | |||||
6. Название канала, выполняющего функцию выведения половых продуктов у самцов; у самок | |||||
7. Наличие матки и влагалища | |||||
8. Дифференцировка клоаки |
Задание 6. Ознакомиться с табл.5. Онтофилогенетические предпосылки пороков развития мочеполовой системы у человека
Порок развития | Филогенетическая предпосылка | Онтогенетическая предпосылка |
1. Персистирование клоаки | Наличие клоаки у рептилий | Нарушение механизмов дифференцировки клоаки после 8-й недели эмбриогенеза |
2. Тазовая эктопия почки | ||
3. Сегментированная почка | ||
4.Крипторхизм (неопущение яичек в мошонку) | ||
5. Двойной половой член | ||
6. Двурогая и двойная матка | ||
7. Нарушение редукции вольфовых каналов (у плодов женского пола) |
|
Табл. 5. Онтофилогенетические предпосылки пороков развития мочеполовой системы у человека