Приводится в хадисе, что когда наступает смертный час и человек не может ничего вымолвить, то войдут к нему 4 ангела. И обратится первый ангел к нему: «Мир тебе! Я – ангел, ответственный за пропитание твоё. Обошёл я всю Землю с Востока до Запада и не нашёл для тебя даже кусочка пищи на всей Земле.»
После него войдёт второй ангел и скажет ему: «Мир тебе! Я – ангел, ответственный за питьё твоё. Обошёл я всю Землю с Востока до Запада и не нашёл даже глотка воды для тебя, а посему тотчас же вернулся к тебе.»
Затем войдёт к нему третий ангел и скажет: «Мир тебе! Я – ангел, ответственный за дыхание твоё. Обошёл я всю Землю с Востока до Запада и не нашёл для тебя даже глотка воздуха.»
И последним войдёт к нему четвёртый ангел и скажет: «Мир тебе! Я – ангел, ответственный за смерть твою и жизнь твою. Обошёл я Землю с Востока до Запада и не нашёл для тебя даже мига будущей жизни твоей.»
После них войдут к нему ещё 2 ангела из писарей благородных, записывающих деяния человека и скажет ему один из них: «Мир тебе! Я – ангел, ответственный за запись прегрешений твоих.»
И скажет ему второй ангел: «Я – ангел, ответственный за запись добрых деяний твоих.» И покажет он белый лист человеку и скажет ему: «Посмотри!» И увидев этот лист, возрадуется он. Но покажет ангел прегрешений чёрный лист и скажет ему: «Смотри!» и посмотрев на этот лист, истечёт он весь потом, а потом станет вертеть головою своею то влево, то вправо, боясь прочесть, написанное на листе.
Следующим придёт ангел с подушкой, который смотреть будет на него, не моргая. После ухода сего ангела, войдёт Ангел смерти, справа от которого будут ангелы милосердия, а слева от Него будут ангелы наказания.
|
Из них те, кто тянут из него душу и те, которые будто «снимают» с души «одеяние» её, то есть тело, и те, кто вырывают её стремительно. А когда доходит душа до горла его, то возьмёт её уже сам Ангел смерти и если он из числа счастливых, то призовут ангелов милосердия, а если из числа несчастных, призовут ангелов наказания. И возьмут ангелы душу его и поднимутся с ней к Господу миров. Если был он из счастливых, то скажет Аллах Всевышний: «Верните её обратно, дабы увидела она, что станет с телом её.»
Затем спустятся ангелы и душа вместе с ними на Землю и оставят они её посреди двора, дабы увидела она кто печалится за неё, а кто не печалится, но мёртв человек – вместилище души и безмолвен.
А когда провожать будут тело его до могилы, то Аллах (عزو جل) вернёт душу его обратно в тело.
И разнятся предания об этом и некоторые из них гласят: «Вернётся душа в тело и в могиле он будет усажен и допрошен как в мире этом.»А иные гласят: «Допрос будет для души, а не для тела.»
А в других говорится: «Душа входит в тело не полностью, а только до груди.»
В остальных же: «Душа будет меж телом и саваном.»
И на всё это есть хадисы и учёные считают, что человек должен думать о наказании могилы, но не думать как это будет.
Поведал факих Абу Ляйс (رحمه الله تعالى): «Тот, кто хочет избежать наказания могилы должен стремиться совершать 4 деяния, а 4-х деяний следует остерегаться.
4 деяния, которые следует совершать: исполнять пятикратную молитву, подавать милостыню, читать Кур’ан и многократно славить Аллаха, ибо эти деяния озарят его могилу и сделают её просторной.
|
4 деяния, которых следует остерегаться: ложь, предательство, сплетни и попадание мочи на тело.
Об этом сказал Пророк (صلى الله عليه و سلم): «Очищайтесь от мочи, ибо все наказания могилы от мочи.»
И спустятся два ужасных ангела, которые будут разрывать землю клыками своими, это и есть Накир и Мункар. Усадят Они его и спросят: «Кто Господь твой? Кто Пророк твой? Какова религия твоя? Кто имам твой и какова религия твоя? и так далее.
И если человек из числа счастливейших, то ответит он: «Господь мой – Аллах, Пророк мой – Мухаммад (صلى الله عليه و سلم), религия моя – Ислам, Кур’ан – мой имам, Кааба – моя Кыбла.»
И скажут Ангелы ему: «Спи же как спит новобрачный» и откроют они оконце ему у изголовья его, в которое он сможет видеть жилище своё в Раю. Затем поднимут они душу на небо и поместят её в светильник, висящий под Престолом.
Доводит до нас Абу Хурайра (رضي الله عنه) слова Пророка (صلى الله عليه و سلم): «Сказал Всевышний Аллах: «Желая простить прегрешения рабу Своему прежде, чем покинет он мир сей, за каждый грех совершённый им, нашлю на него болезнь или слабость, земное наказание или нужду при жизни его, заботу или печаль, а если останется что-то после всего этого из прегрешений его, то усилю страдание его при смерти и буду испытывать до тех пор, пока не предстанет он предо Мною чистым, без единого прегрешения. Клянусь Величием Своим и Почётом, что если не желаю прощать его, то воздам ему за каждое благое дело, совершённое им, здоровьем в теле его, радостью или богатством, но если останутся у него ещё благие дела, то облегчу смерть его, дабы предстал он предо Мной, не имея ни одного доброго деяния.»
|
Сказала Сауда: «Мы были у Аиши (رضي الله عنها) когда она сказала: Я слышала слова Посланника (صلى الله عليه و سلم): Всякому верующему за 1 колючку, вонзившуюся в тело его, Аллах запишет 1 воздаяние и простит ему 1 прегрешение.»
Говорится: «Нет блага в теле, которое не болеет и нет блага в богатстве, с которым ничего не случается.»
В хадисе Пророка (صلى الله عليه و سلم) сказано: «Воистину верующий, покидающий мир сей, переходит в мир иной и нисходят ангелы к нему с небес с белыми лицами, подобными Солнцу. У них будет саван из Рая и бальзам из Рая, а сядут они от него на расстоянии взора. Затем придёт Ангел смерти, сядет у его изголовья и скажет: «Выйди же, О, душа праведная к прощению Божьему и довольству Его!» Выйдет она из тела и польётся подобно тому, как льются капли с неба. И возьмут ангелы душу и обернут её райским саваном и благоухать будет она миском. Когда станут они с ней возносится на небеса, другие ангелы спросят: «Что же это за запах приятный?» И ответят им: «Это душа раба Божьего.» Пока не достигнут они врат неба мира сего будут называть раба этого самыми лучшими именами, какими только величали его в мирской жизни и достигнув, проводят ангелы душу к следующему, до врат седьмого неба. Тогда воззовёт Всевышний Аллах: «Впишите книгу деяний его в Иллийн, а после верните его обратно на Землю, ибо сказано в Писании: «Из неё мы сотворили вас и в неё вернём и из неё же выведем во второй раз.» Сура Таха, 55. И вернут душу раба Божьего в тело его и придут к нему 2 ангела, усадят его и спросят:
«Кто Господь твой?»
Ответит он им: «Господь мой – Аллах!»
Снова спросят они его: «Какова религия твоя?»
И ответит он им: «Религия моя – Ислам!»
Когда последний раз спросят они: «Что скажешь ты о человеке, ниспосланном вам?» (т. е. о Мухаммаде (صلى الله عليه و سلم)
И так ответит он: «Он – Посланник Божий, низведён Аллахом Кур’ан Ему и уверовал я в Него и последовал за Ним!»
Тогда воззовёт Аллах с небес: «Правду говорит раб Мой, расстелите же ему ложе Райское.»
Почувствует он ароматы и благоухания райские и могила его станет просторнее на расстояние взора. Вскоре придёт к нему человек с прекраснейшим лицом и приятным ароматом, исходящим от него и обратится к нему: «Возрадуйся тому, что даровал тебе Господь твой и вот он, тот самый день, обещанный тебе!»
И спросит изумлённо раб Божий: «Кто ты? Да смилуется над тобой Господь! Ни разу в жизни своей не видел я никого прекраснее тебя, а с подобным лицом должно быть приходят только с добром!»
И последует ответ: «Я – богоугодные деяния твои!»
И воскликнет он: «О, Господь мой! Да наступит Час Суда, дабы вернулся я к семье своей и дому!»
Но если был человек неверующим, то наступит смерть его и снизойдут к нему ангелы наказания в момент перехода из мира сего в мир вечный, будут одеяния на них из Ада, а сядут они вдали от него до прибытия Ангела смерти. Придёт Ангел смерти, сядет у изголовья его и скажет: «О, душа скверная! Выйди на встречу недовольства Аллаха и гнева Его!» От ужаса душа его уходит в пятки и вынимают её из тела, подобно тому как вынимают «вертел из мокрой шерсти.» А когда выйдет душа из тела, то проклинает её всё, что находится меж небом и землёй и слышат все, кроме джиннов и людей. И вот поднимают ангелы душу на первое небо, но закрыто оно для неё, а Всевышний Аллах воззовёт: «Сбросьте душу эту в пристанище её!» Вернут ангелы его в могилу, а придут Мункар и Накир к нему в самом ужасном виде, который только можно себе представить, а голоса их подобны раскатам грома, взоры подобны яркой молнии и разрывая землю клыками своими, усадят они его и спросят: «Кто Господь твой?»
Ответит он им: «Я не знаю.» И промолвит глас из могилы: «Ударьте его палицей из железа, не сдвинуть которую всем творениям вместе.»
Запылает могила его от палицы этой и сузится могила его так, что сплетутся ребра его.
После этого придёт к нему человек в наихудшем виде, зловоние источающий и возбранит его: «Да воздаст тебе Аллах злом за то, что сделал ты. Воистину ты был небрежен в покорности Аллаху и тороплив в ослушании Его!»
И спросит его этот человек: «Кто ты? Ни разу в жизни я не видел никого чернее тебя!»
«Я - деяния твои скверные.» - ответит он.
Вдруг откроется дверь в Ад в могиле его и увидит он место своё там и вымолвит: «О, Господь! Да не наступит Час Суда, пока не увижу я жену и детей своих и родственников!» И будет находиться он в подобном мерзком состоянии до Судного дня.» Хадис.
Сказано, что верующий испытывает наказание могилой 7 дней, но неверующий 40 дней.
Приводятся слова Пророка (صلى الله عليه و سلم): «Кто умрёт в день пятницы или ночь её, того убережёт Аллах от наказания могилы.»
Передаётся в хадисе от Абу Умама (رضي الله عنه): «Когда умрёт человек и уложен будет в могилу, придёт к нему ангел, сядет у изголовья его и ударит его один раз палицей железной да так, что от удара все органы его разорвутся, а могила его запылает пламенем. И затем повелит ангел: «Поднимись, по воле Аллаха!» Сядет он уже целым и невредимым и возопит так, что услышат его все, кроме джиннов и людей, а после спросит у ангела: «Почему ты поступаешь со мною так и за что наказываешь меня? Ведь молюсь я и выплачиваю закят, а также пощусь в месяц Рамадан!»
И ответит ему ангел: «Я наказываю тебя за то, что ты проходя однажды рядом со страждущим, просящим помощи, отказал ему и за то, что молился ты однажды не очистившись от мочи своей.»
В хадисе поясняется, что помощь нуждающемуся в ней - является обязательной, что и подтверждается словами Пророка (صلى الله عليه و سلم): «Кто увидел страждущего, обратившегося к нему за помощью, но не помог, то получит он сто плёток из Ада.»
Доводятся от Абдуллы бин Умара (رضي الله عنهما (слова Пророка (صلى الله عليه و سلم): «Четырёх людей воскресит Всевышний Аллах на минбарах из света и введёт их в милость Свою.» И спросили: «Кто они?» Ответил Он: «Того, кто накормит голодающего, поможет в сборах на войну воину на пути Аллаха, поддержит слабого и придёт на выручку обиженному.»
Приводится от Анаса бин Малика (رضي الله عنه) хадис Пророка (صلى الله عليه و سلم): «Когда уложен будет усопший в могилу свою и засыплено будет землёю тело его, воскликнут жена и дети его: «О, господин наш! О, почётнейший из нас!» Спросит тогда ангел, приставленный к нему: «Слышал ли ты что говорят они?» И ответит он: «Да!» И теперь спросит ангел: «Да, был ты Господином! Был ты почтенным!» Но ответит человек: «Пусты слова их. О, если бы они молчали!» Сожмётся могила его и сплетутся рёбра его и воззовёт ангел в могиле его: «Сломаны кости его и место его – приниженное и сожаленье его – безгранично, а допрос для него – ужасен!» И в наступившую, в текущем году, первую пятничную ночь священного месяца Раджаба скажет Аллах (عز و جل): «Будьте же свидетелями, О, ангелы Мои! Воистину я простил прегрешения его и стёр ошибки его за любовь его к ночи этой благословенной!»
Глава 15.Ангел, входящий в могилу до прихода Мункара и Накира.
Передаются слова Абдуллы бин Саляма (رضي الله عنه): «Спросил я Посланника Божьего (صلى الله عليه و سلم) об ангеле, входящем к усопшему до Мункара и Накира.» И Ответил Он: «О, Абдулла! У ангела, входящего к усопшему до прихода Мункара и Накира, лицо сверкающее словно Солнце, а имя ему Руман (также сказано Зуман). Войдёт он к покойному, усадит его и скажет ему: «Запиши то, что совершил ты из добрых и злых деяний.» И спросит он: «Чем же запишу я? Где перо моё и чернильница с чернилами в ней?» Ответит ангел: «Слюни твои – чернила, палец твой – перо.» Снова спросит усопший: «На чём же запишу я ведь нет у меня листа.» Тогда оторвал ангел кусок савана его, даст ему и скажет: «Вот бумага твоя, записывай!» Начнёт писать он что делал в мире этом доброго, а когда дойдёт до прегрешений, то застыдится он, но скажет ангел ему: «О, грешник! Не стыдился ли ты Творца своего когда совершал их в этом мире, а теперь меня стыдишься?!» И поднимет ангел палицу и ударит ею покойного и взмолится он: «Убери от меня эту палицу, ибо запишу я прегрешения свои.» И запишет он смиренно прегрешения свои. После повелит ангел ему свернуть этот кусок савана и поставить печать на нём. Спросит его усопший: «Чем же запечатаю я его, ибо нет у меня печати?» И ответит ангел: «Ногтем своим поставь печать.» Поставит он печать ногтем своим и повесит на шею до Судного дня как сказал Всевышний Аллах: «И каждому человеку привяжем Мы на шею его птицу и предъявим Мы ему книгу деяний его раскрытую в День Суда.» Исра, 13.
Затем войдут к нему Мункар и Накир. И когда увидит грешник книгу деяний своих в День Суда, повелит ему Всевышний Аллах прочесть её. Станет он читать добрые деяния свои, но когда дойдёт до прегрешений своих, то скажет Всевышний Аллах: «Почему же ты не читаешь далее?» Ответит он: «О, Господи! Стыжусь я тебя.» Скажет тогда Всевышний Аллах: «Почему же ты не стыдился меня когда совершал их в мире этом, а теперь стыдишься меня?» И раскаиваться будет человек, но раскаивание не поможет ему. И повелит Всевышний Аллах: «Схватите его, наденьте на него кандалы и сожгите его в адском огне, а после ведите его на цепи в семьдесят локтей, ибо не веровал он во Всевышнего Аллаха, сам не помогал неимущим и не сподвиг никого на это, не будет у него друга здесь и не будет еды, кроме Гыслина – еды лишь для грешников.
Гыслин – адское древо или гной, кровь или экскрименты обитателей Ада.
Глава 16.Заступничество деяний человека за него перед Мункаром и Накиром.
Приводится в хадисе: «Когда усопший уложен будет в могилу свою, придут к нему два чёрных ангела с синими глазами, голоса их подобны раскатам грома, а взоры подобны сверкающей молнии, разрывая землю клыками своими, подойдут они к нему со стороны головы, но скажет молитва его: «Нет для вас пути с этой стороны, ибо исполнял он молитву днём и ночью, страшась места сего.» Тогда подойдут они к нему со стороны правой руки и скажет милостыня: «Нет пути для вас со стороны моей, ибо совершал он подаяния мною, опасаясь места сего.» И снова подойдут они, только со стороны левой руки, но остановит их пост его, сказав: «Не подходите к нему с моей стороны, ибо не ел он и не пил, страшась места сего.» Потом разбудят они его, как будят спящего: «Что скажешь ты о человеке, посланного вам (т. е. Мухаммад (صلى الله عليه و سلم)?» И ответит покойный: «Я свидетельствую, что Он – Посланник Божий!» Скажут они ему: «Прожил жизнь ты верующим и умер верующим!»
Мудрость допроса покойного Мункаром и Накиром в том, что когда ангелы порицали сынов Адама, говоря: «Неужель сотворишь Ты на Земле того, кто будет творить нечестия на ней и кровь проливать, а мы ведь славим Тебя и благодарим?» Тогда ответит им Всевышний Аллах: «Воистину, известно Мне то, что вам не ведомо!» Сура «Корова», 30. И отправит Аллах этих двух ангелов в могилу к верующему, дабы задали они ему вопросы свои. Затем повелит им Всевышний Аллах засвидетельствовать перед другими ангелами то, что услышали они от раба, верующего в Аллаха, ибо свидетелей должно быть не менее двух.
После скажет им Господь Бог: «О, ангелы Мои! Забрал Я душу его и оставил имущество его другому. Вы же допрашивали его в утробе земли, но не промолвил он ни о ком, кроме Меня и ответил он: «Господь мой – Аллах и религия моя – Ислам, а Пророк мой – Мухаммад (صلى الله عليه و سلم)», ибо сказал Я вам: «Воистину, известно Мне то, что вам не ведомо!» Сура «Корова», 30.