СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ
А | -элементарное событие; материальная точка в пространстве. |
Б | -материальная точка в пространстве. |
И | -излучатель |
М | -объект-машина, субъект-машина |
О | -объект |
П | -приемник |
Ч | -объект-человек, субъект-человек |
![]() | -размещения, нота «ля» |
![]() | -разрядный множитель, размер объекта, вещественная часть комплексного числа |
![]() | -освещенность, нота «си» |
![]() | -постоянная, мантисса мнимой части комплексного числа |
![]() | -нота «до», «погонная» емкость длинной линии |
![]() | -скорость звука, скорость света |
![]() | -оператор преобразования динамического диапазона информации, абсолютная и относительная избыточность информации, коэффициент прохождения, нота «ре» |
![]() | -толщина слоя |
![]() | -энергия, нота «ми» |
![]() | -основание натурального логарифма |
![]() | -число Фибоначчи, линейная частота, нота «фа» |
![]() | -линейная частота |
![]() | -электрическая проводимость, нота «соль» |
![]() | -энтропия, высота объекта, «высота» звука |
![]() | -глубина числа, высота объекта |
![]() | -количество информации, |
![]() | -натуральное число |
![]() | -интенсивность звука |
![]() | -мнимая единица |
![]() | -яркостный контраст, относительная спектральная чувствительность |
![]() | -волновое число |
![]() | -индуктивность, оператора преобразования масштаба информации, ощущение громкости звука, пространственный период неровности |
![]() | -длина числа, расстояние |
-оператор преобразования масштаба информации | |
![]() | -масса |
![]() | -слышимость звука |
![]() | -натуральное число, вектор-нормаль |
![]() | -звуковое давление |
![]() | -звуковое давление |
![]() | -плоский угол, элемент геометрической меры информации |
![]() | -коэффициент отражения, активное сопротивление |
![]() | -коэффициент отражения, активное сопротивление |
![]() | -расстояние, радиус-вектор |
![]() | -площадь, система, расстояние |
![]() | -абсолютная температура, время |
![]() | -время |
![]() | -электрическое напряжение, функция потенциала |
![]() | -видимость, механическая скорость |
![]() | -система-объект, субъект |
![]() | -координата, переменная |
![]() | -система – объект, субъект |
![]() | -координата |
![]() | -знак, механический импеданс, электрический импеданс |
![]() | -коэффициент затухания звуковых волн, угол наблюдения |
![]() | -коэффициент затухания электромагнитных волн |
![]() | -основание «золотой» пропорции, время |
![]() | -рентгеновские лучи |
![]() | -циклическая частота |
![]() | -функция, скалярный потенциал |
![]() | -механическое смещение |
![]() | -плотность |
![]() | -оператор дивергенции |
![]() | -скалярный потенциал, плоский угол |
![]() | -оператор-лапласиан |
![]() | -плоский угол |
![]() | -телесный угол |
![]() | -длина волны |
![]() | -тезаурус |
![]() | -абсолютная погрешность измерения, фазовый сдвиг |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее пособие содержит основные материалы из первой части курса «Физические основы получения информации», изучаемого студентами по образовательным программам приборостроительного направления (200100). Сравнительно недавно эта дисциплина была введена в состав федерального компонента дисциплин естественнонаучного цикла государственного образовательного стандарта. Причина такого шага заключается в образовании заметного «разрыва» между традиционным содержанием дисциплин физико-математического профиля и дисциплин по информационным технологиям. Кроме того, заметные достижения в смежных научных областях, оказывающих влияние на формирование дидактических компонентов общепрофессиональных и специальных дисциплин, не могли быть, по мнению авторов, оставлены без внимания, что потребовало изложения, хотя бы на элементарном уровне, новых материалов в качестве дополнения соответствующих разделов учебных программ.
В структуре пособия выделены три, относительно самостоятельные части, изучение которых можно осуществлять практически независимо друг от друга.
В первой части излагаются общие вопросы информационного обмена, даются необходимые определения, и прорабатываются способы структурирования, и образования количественных информационных мер.
Во второй части рассмотрены важнейшие характеристики сенсорных систем человека-оператора с точки зрения постановки и разрешения проблемы представления информации оператору и ее восприятия.
В третьей части в элементарной форме изложены физические основы информационного обмена в звуковых полях на примерах, отражающих приоритетные позиции авторов.
Для успешного изучения курса достаточно знаний по общим курсам математики, физики и информатики для технических вузов. Дисциплина «Физические основы получения информации» является базисной для дальнейшего изучения отдельных дисциплин общепрофессиональной подготовки и большинства дисциплин специальной подготовки выпускников приборостроительного направления. Две следующие части курса предполагается охватить пособиями, посвященными вопросам информационного обмена в электромагнитных полях и теоретическим основам измерительных преобразователей.
Дополнительные сведения, углубляющие изучение изложенных тем, внимательным читателем могут быть почерпнуты на основании списка рекомендованной в конце пособия литературы. Этот список может быть, безусловно, расширен в соответствие с уровнем подготовки и предпочтениями обучающихся.
С целью повышения эффективности «навигационного» сопровождения в процессе «следования» по материалам пособия все разделы содержат анонсирующие указатели, раскрывающие суть его содержания, и краткие резюме, подводящие итоги в смысле важности для изучения других разделов и курса в целом. В начале пособия представлен краткий список встречающихся обозначений, а в конце пособия – предметный указатель. Термины, включенные в предметный указатель, в тексте выделены курсивом и усиленным шрифтом и определены в глоссарии.
Для повышения результативности подготовки обучающихся на этапах промежуточной аттестации и самопроверки все разделы содержат задания и вопросы, снабженные ответами, а часть - решениями.
В этом пособии представлены материалы, охватывающие основную часть дисциплины «Физические основы получения информации», при чем сделано это в удобной и легкодоступной форме. Для формирования целевого восприятия «узловых» моментов содержания в тексте читателю встретятся пиктограммы, акцентирующие внимание на излагаемых вопросах:
|

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА
В этом разделе…
· Циклы обращения информации
· Топологическая, абстрактная и лингвистическая формы представления информации
· Структурные превращения информации
· Информационные меры: структурометрический, статистический и семантический подходы
I.1. Информационные поля и коммуникация