Модели слухового восприятия




 

Восприятием называется обусловленный внешним воздействием на органы чувств познавательный процесс, в котором предметы и явления отражаются в виде ощущений и образов.

От воздействия раздражителей на органы чувств субъект-человек испытывает ощущения: слуховые, зрительные, осязательные и т.д. Для определения количественных значений интенсивности ощущений необходимо построение шкалы ощущений или сенсорных характеристик:

1. зависимости громкости (параметр ощущения) от звукового давления или интенсивности звука (физической величины);

2. зависимости высоты тока от частоты сигнала;

3. зависимость громкости звукового импульса от его длительности при постоянстве звукового давления.

Исследование соотношений между результатами чувственных экспериментов и физическими параметрами раздражителей составляет предмет психологической биофизики и ее разделов, посвященных звуковым образам и акустическим сигналам, называемых психофизиологической акустикой.

Рассмотрим прохождение сигналов в модели процесса восприятия слухового образа.

Согласно схеме (рис. 2.19) субъект имеет входные и выходные процессы (сигналы).

Со стороны входа на субъект действуют исходящие от окружающих предметов раздражители - стимулы, имеющие физическую природу.

Структурная схема модели восприятия представлена на рис. 2.19.

Раздражители (стимулы) – только те физические воздействия, которые могут быть восприняты органами чувств субъекта, и породить ощущения. Множество входных сигналов, т.е. стимулов называют полем восприятия (перцептивным полем).

Приемниками стимулов являются специализированные рецепторы, совокупность которых образует рецепторные поля. Со стороны выхода возникают реакции на опосредованные восприятием субъекта входные стимулы. Реакции могут быть созерцательными, мыслительными, речевыми или двигательными. Совокупность реакций субъекта составляет его поведение.

Основным источником формирования звуковых образов является слух. Однако нельзя отрицать и влияния других органов чувств на формирование указанного образа и, в первую очередь, – зрения.

В формировании образа и обусловленного им поведения заняты память и внимание.

В памяти хранятся накопленные жизненным опытом образы и реакции, благодаря чему она участвует в распознавании образов и выработке модели поведения.

Внимание – это осознаваемое объектом ограничение поля восприятия, фокусирование восприятия на определенной его части. Благодаря вниманию человек выделяет голос собеседника из шума толпы или отдельное звучание конкретного инструмента в оркестре.

 

 
 

Рис.2.19

 

Для правильной оценки процессов восприятия аудиоинформации важно представлять основные физические принципы строения слуховой системы человека-оператора.

Прохождение сигналов в слуховой системе человека можно изобразить в виде структурной схемы, показанной на рис. 2.20.

Воспринимаемые сигналы поступают в слуховую кору головного мозга по каналам связи, каковыми являются нервные волокна. На своем пути они встречают промежуточные центры распределения и обработки информации:

1) «внутреннее» ухо («улитковые» ядра)

2) нижняя часть ствола мозга (верхние оливы)

3) верхняя часть ствола мозга

Информация, поступающая по слуховому нерву от правового уха к правому «улитковому» ядру, распределяется в нем так, что большая ее часть передается в левую верхнюю оливу и оттуда - в левое полушарие головного мозга. Меньшая часть информации через правую верхнюю оливу передается в правое полушарие. Аналогично распределяются сигналы из левого уха.

 

 

Рис. 2.20

 

В слуховых отделах головного мозга происходит первичная обработка звуковых сигналов: определяется высота тона, громкость и некоторые признаки тембра. Выше, в слуховой коре идут сложные процессы, многие из которых нельзя считать врожденными, а формирующимися в процессе общения с людьми и природой. Вообще алгоритмы обработки сигналов в «слуховой» коре изучены мало. Однако, установлено, что у большинства людей (95% правшей и 70% левшей) в левом полушарии выделяются и обрабатываются смысловые признаки акустической информации, а в правом - эстетические.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: