Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- развивать логическое мышление детей, воображение и образное мышление; развивать конструктивные навыки; развивать первичные представления о моделировании, развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
- формировать сенсорные эталоны, элементарные математические представления; формировать целостную картину мира, систематизировать накопленные и полученные представления о мире; формировать позитивное отношение к миру, включающее бережное, созидательное и познавательное отношения;
- расширять кругозор детей;
Программно-методическое обеспечение образовательной области «Познание»
Венгер Л.А. | Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. | М. педагогика 1986 |
Прохорова Л.Н. | Организация экспериментальной деятельности дошкольников | М. АРКТИ 2005 |
Алешина Н.В. | Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью | М. Элизе Трэйдинг 2003 |
БондаренкоТ.М. | Развивающие игры в ДОУ. | Воронеж 2009 |
Михайлова З.А. | Математика от 3 до 7. - | "Детство-Пресс", 2002г. |
Непомнящая Р.Л., Непомнящая Е.А. | Логика и математика для дошкольников. | СПб., "АКЦИДЕНТ", 1997г. |
Сенсорное развитие
Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. | Сенсорное воспитание | М. Просвещение 1988г |
Пилюгина Э.Г. | Сенсорные способности малыша | М. Просвещение |
Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. | Сенсорное воспитание | М. Просвещение 1988г |
Условия для организации работы по образовательной области «Познание»
№ | Предметно-развивающая среда | группа | Дидактические и технические средства |
1. | Уголок краеведения | Ср.-подг. | Фотографии микрорайона, гербарии |
2. | Уголок экспериментирования | Ст.-подг. | См. приложение № __2_ |
3. | Уголок сенсорного развития и развивающих игр | Мл. | Дидактические игры, пособия, игрушки |
4. | Уголок экологии | Мл., Ср.-подг. | См. приложение № __3_ |
5. | Уголок развивающих игр | Мл., Ср.-подг. | См. приложение № __4_ |
6. | Уголок книги | Мл., Ср.-подг. | См. приложение № __5_ |
|
Вторая младшая группа
Направления работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы работы | |||
Сенсорное воспитание | Утренний отрезок времени Индивидуальная работа с сенсорными пособиями: пирамидки, кубики, вкладыши, рамки и т.д. Работа по книгам с развивающими заданиями (рабочие тетради) Игровые упражнения. Прогулка Индивидуальная работа. Вечерний отрезок времени, включая прогулку. Индивидуальная работа Настольные игры Простые схемы-модели Занимательная деятельность по сенсорному развититю: - форма - величина - цвет - количество - геометрич.фигуры - сравнение, - сопоставление | Игровые упражнения на закрепление: - формы -цвета -величины -количество Познавательные игры Книжки - раскраски Простые схемы-модели | Просмотр фильмов, слайдов Консультации Наглядная информация Встречи со специалистами Совместные мероприятия с детьми Анкетирование, Круглый стол |
Формы работы | |||
Экологическое воспитание | Утренний отрезок времени Наблюдение Индивидуальная работа Поручения Рассматривание картинок, иллюстраций природоведческого характера Игровые упражнения. Прогулка Наблюдение Индивидуальная работа Поручения Вечерний отрезок времени, включая прогулку. Индивидуальная работа Настольно-печатные игры Альбомы, книжки, иллюстрации, гербарии, коллекции (камней, ракушек) Занимательная деятельность по экологическому развитию: Беседа, Рассматривание Наблюдение Опытническая деятельность | Игровые упражнения Развивающие игры Книжки - раскраски Рассматривание альбомов, книжек, иллюстраций, гербариев, коллекций (камней, ракушек и т.д.) Настольно-печатные игры Практические действия по уходу за комн.растениями | Консультация, беседа Открытые просмотры Интерактивное общение Стендовая информация |
Развитие речи | Утренний отрезок времени Наблюдения Индивидуальная работа Работа по ЗКР Настольно-печатные игры Упражнения по коррекции речи Прогулка Наблюдения Индивидуальная работа Словесные игры Сюжетно-ролевые игры Вечерний отрезок времени, включая прогулку Индивидуальная работа Работа по ЗКР Настольные игры Рассматривание книг, иллюстраций Занятия по развитию речи Беседы Рассматривание картин Сюжетно-ролевые игры – диалоги Театрализация Чтение Заучивание стихотворений | Речевые, дыхательные упражнения Словесные игры Рассматривание альбомов, книжек, иллюстраций Сюжетно-ролевые игры Театрализованная деятельность | Консультация, беседа Открытые просмотры Стендовая информация Встречи со специалистами Совместные мероприятия с детьми Анкетирование, Круглый стол |
Математическое развитие Конструктивная деятельность | Утренний отрезок времени Индивидуальная работа. Игровые упражнения Настольно-печатные игры Прогулка Индивидуальная работа Вечерний отрезок времени, включая прогулку. Индивидуальная работа Развивающие игры Конструирование Занятия по математическому развитию - формы -цвета -величины Развивающие игры Занимательная деятельность по конструированию Рассматривание построек Рассматривание иллюстраций | Игровые упражнения на закрепление: - формы -цвета -величины -количества Развивающие игры Настольно-печатные игры Конструирование Строительные игры Рассматривание построек Рассматривание иллюстраций | Консультация, беседа Открытые просмотры Стендовая информация Встречи со специалистами Совместные мероприятия с детьми Анкетирование, Круглый стол |
Средняя группа
|
|
Направления работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы работы | |||
Математическое развитие | Утренний отрезок времени Индивидуальная работа. Работа по книгам с развивающими заданиями (рабочие тетради) Игровые упражнения. Прогулка Индивидуальная работа. Вечерний отрезок времени, включая прогулку. Индивидуальная работа Развивающие логические игры Схемы-модели Конструктор Занимательная деятельность по математическому развитию - числа, цифры - величина - количество - геометрич.фигуры и тела (4-х угольник) - ориентировка -классификация - сравнение, - сопоставление - использование простейших алгоритмов Развивающие игры | Игровые упражнения Логические игры Познавательные игры Схемы, модели, планы Конструирование | Консультация, беседа Открытые просмотры Стендовая информация Интерактивное общение |
Формы работы | |||
Экологическое воспитание | Утренний отрезок времени Наблюдение Индивидуальная работа Дежурство по уголку природы Рассматривание картинок, иллюстраций природоведческого характера Игровые упражнения. Прогулка Наблюдение Индивидуальная работа Дежурство в уголке природы Вечерний отрезок времени, включая прогулку Индивидуальная работа Настольно-печатные игры Альбомы, книжки, иллюстрации, гербарии, коллекции Опытническая деятельность Занимательная деятельность по экологическому развитию: Беседа, Рассматривание Наблюдение Опытническая деятельность Схемы-модели, экологические цепочки Работа в цветнике | Игровые упражнения Развивающие игры Книжки - раскраски Создание альбомов, книжек – наблюдений, гербариев, коллекций Настольно-печатные игры Дежурство Опытническая деятельность Схемы-модели, экологические цепочки Работа в цветнике | Консультация, беседа Открытые просмотры Интерактивное общение Стендовая информация |
Формы работы | |||
Развитие речи | Утренний отрезок времени Наблюдения Индивидуальная работа Работа по ЗКР Настольно-печатные игры Упражнения по коррекции речи Работа с книгой Прогулка Наблюдения Индивидуальная работа Словесные игры Сюжетно-ролевые игры Вечерний отрезок времени, включая прогулку Индивидуальная работа Работа по ЗКР Настольные игры Работа с книгой Занимательная деятельность по развитию речи Занимательная деятельность по обучению грамоте Беседы Рассматривание картин Сюжетно-ролевые игры – диалоги Театрализация Чтение Заучивание стихотворений | Речевые, дыхательные упражнения Словесные игры Рассматривание альбомов, книжек, иллюстраций Сюжетно-ролевые игры Театрализованная деятельность Чтение Творческая деятельность: сочинение стихов, сказок, рассказов | Консультация, беседа Открытые просмотры Стендовая информация Видео-аудио-фонотека |
Старшая группа
Направления работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы работы | |||
Математическое развитие | Утренний отрезок времени Индивидуальная работа. Работа по книгам с развивающими заданиями (рабочие тетради) Игровые упражнения. Прогулка Индивидуальная работа. Вечерний отрезок времени, включая прогулку. Индивидуальная работа Развивающие логические игры Схемы-модели Конструктор Занимательная деятельность по математическому развитию - числа, цифры - величина - количество - геометрич.фигуры и тела (4-х угольник) - ориентировка -классификация - сравнение, - сопоставление - использование простейших алгоритмов Развивающие игры | Игровые упражнения Логические игры Познавательные игры Схемы, модели, планы Конструирование | Консультация, беседа Открытые просмотры Стендовая информация Интерактивное общение |
Формы работы | |||
Экологическое воспитание | Утренний отрезок времени Наблюдение Индивидуальная работа Дежурство по уголку природы Рассматривание картинок, иллюстраций природоведческого характера Игровые упражнения. Прогулка Наблюдение Индивидуальная работа Дежурство в уголке природы Вечерний отрезок времени, включая прогулку Индивидуальная работа Настольно-печатные игры Альбомы, книжки, иллюстрации, гербарии, коллекции Опытническая деятельность Занимательная деятельность по экологическому развитию: Беседа, Рассматривание Наблюдение Опытническая деятельность Схемы-модели, экологические цепочки Работа в цветнике | Игровые упражнения Развивающие игры Книжки - раскраски Создание альбомов, книжек – наблюдений, гербариев, коллекций Настольно-печатные игры Дежурство Опытническая деятельность Схемы-модели, экологические цепочки Работа в цветнике | Консультация, беседа Открытые просмотры Интерактивное общение Стендовая информация |
Формы работы | |||
Развитие речи | Утренний отрезок времени Наблюдения Индивидуальная работа Работа по ЗКР Настольно-печатные игры Упражнения по коррекции речи Работа с книгой Прогулка Наблюдения Индивидуальная работа Словесные игры Сюжетно-ролевые игры Вечерний отрезок времени, включая прогулку Индивидуальная работа Работа по ЗКР Настольные игры Работа с книгой Занимательная деятельность по развитию речи Занимательная деятельность по обучению грамоте Беседы Рассматривание картин Сюжетно-ролевые игры – диалоги Театрализация Чтение Заучивание стихотворений | Речевые, дыхательные упражнения Словесные игры Рассматривание альбомов, книжек, иллюстраций Сюжетно-ролевые игры Театрализованная деятельность Чтение Творческая деятельность: сочинение стихов, сказок, рассказов | Консультация, беседа Открытые просмотры Стендовая информация Видео-аудио-фонотека |