Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Предметный мир.
Разделы (задачи, блоки) | Возраст | Формы деятельности, осуществляемые в ходе режимных моментов | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
ü Ознакомление с предметным окружением для адекватного использования их в разнообразной детской деятельности; ü Развитие наглядно-образного мышления ü Привлечение детей к участию в выполнении заданий связанных с практической деятельностью ü Обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к простейшему сенсорному анализу ü Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и детей. 1 этап спонтанно-исследовательский ü Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной среды. ü Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям. ü Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода), транспорт и их функции. 2 этап - вариативный ü Поддерживать интерес детей к предметам и их изучению. ü Формировать у детей представления о назначении предметов, которые находятся в непосредственном окружении. ü Усвоить знания о вариативности предметов. ü Формировать представления о связи между функцией предмета и его назначением. ü Развивать творческое отношение к окружающему миру. 3 этап Осознанно-исследовательский ü Продолжать углублять и расширять представления детей о предметах, их свойствах, качествах, назначении, функциях. ü Развивать фантазию, творческое воображение, желание и умение преобразовать предметы. ü Формировать представление о том, что предметы изготавливают люди для удовлетворения своих потребностей. ü Ознакомление дошкольников с настоящим, прошлым и будущим предметов. ü Учить детей определять вес (легкий, тяжелый) предмета, расположение их по отношению к ребенку(далеко-близко, высоко). ü Знакомить детей со свойствами материалов (прочность, твердость, мягкость) ü Со структурой поверхности (гладкая, шероховатая). ü Рассказать, что одни предметы сделаны руками человека, а другие созданы природой (шишки, камни, ракушки). ü Учить детей способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет – не тонет, рвется - не рвется). ü Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (посуда, мебель) | младший | Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развиваю- щие игры Экскурсии Ситуативный рассказ | Сюжетно-ролевая игра Рассказывание Наблюдение Игра-экспериментирование Конструирование Развивающие игры Экскурсии | Сюжетно-ролевая. игра Рассматривание Наблюдение Игра- экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры | Целевые прогулки Чтение Игры Наблюдения Праздники |
ü Расширение и уточнение представлений о разнообразных объектах предметного мира, их происхождении, роль человека в создании вещей; ü Формирование обобщенных понятий в ходе ознакомления с предметным миром; ü Формирование интереса к творчеству взрослого и желание использовать его опыт в своей практической деятельности ü Продолжать знакомить детей с миром предметов, необходимым для разных видов деятельности(труда, рисования, игры и т.д.) ü Уточнять и активизировать в речи их назначение и назначение предметов ближайшего окружения. ü Продолжать знакомить со свойствами и качествами предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. ü Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, металл, ткань, резина, пластмасса, стекло, фарфор). ü Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала. ü Поощрять попытки детей узнавать, как и где сделана та или иная вещь. ü Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, автомашина, поезд, самолет, теплоход). | средний | Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Ситуативный разговор Рассказ | Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Рассказ Беседа | Сюжетно- ролевая игра Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры | Целевые прогулки Чтение Игры Наблюдения Праздники |
ü Помочь ребенку свободно ориентироваться в предметном мире; ü Обогащение опыта детей знаниями и представлениями о многообразии предметного мира и многофункциональности; ü Формирование осознанного интереса к творчеству взрослого и результатам его труда; ü Приобщение к участию в преобразовании предметного мира; ü Развитие у детей стремлений к творческому преобразованию предметного мира; ü Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов; ü Объяснять назначение незнакомых предметов; ü Формировать представления о предметах, обогащающих труд человека в быту, создающих комфорт (бра, пылесос, вентилятор); ü Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качества материала, из которого он сделан; ü Развивать умение определять цвет, величину, форму, вес предметов; ü Учить сравнивать предметы (по назначению цвету. форме. материалу. Классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная. керамическая. пластмассовая). ü Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей, что люди усовершенствовали многие предметы, чтобы ими было удобнее пользоваться (гусиное перо - перьевая ручка - авторучка). ü Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. ü Обогащать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве; ü Обогащать представления детей о видах транспорта (водном, наземном, подземном). ü Формировать представления о предметах и объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. ü Расширять представления детей о процессе создания предметов. ü Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов и объектов с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий. ü Учить осуществлять оптимальный выбор эталонов, в соответствии с познавательной задачей. | старший | Сюжетно-ролевая игра Наблюдение Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Беседы Рассказ Экскурсии Рассказ Создание коллекций Проектная деятельность | Наблюдение Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Беседы Рассказ Создание коллекций Проектная деятельность Проблемные ситуации | Сюжетно-ролевая игра Рассматривание Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры | Целевые прогулки Чтение Игры Наблюдения Праздники |