Образовательная область «Коммуникация»




Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

Задачи:

· Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками

· Формировать компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической) в различных формах и видах детской деятельности

· Способствовать овладению воспитанниками нормами речи

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Коммуникация»

Автор Название Издательство Примечание
Гербова В.В. Занятия по развитию речи (2-7лет) Москва. ТЦ "СФЕРА", 2003г Методическое пособие
Коротких Е. Обучение грамоте детей дошкольного возраста Москва. ТЦ "СФЕРА", 2003г Методическое пособие
Коротких Е. Развитие речи и творчества дошкольников Москва. ТЦ "СФЕРА", 2003г Методическое пособие
Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте Москва, "Школьная Пресса",2002г. Методическое пособие
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста Воронеж, "Учитель", 2001г. Практическое пособие для воспитателей и методистов
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Воронеж, "Учитель", 2004г. Практическое пособие для воспитателей и методистов

 

Условия для организации работы по образовательной области «Коммуникация»

Предметно-развивающая среда группа Дидактические и технические средства
1. Уголок по развитию речи Мл.-подг.коррекционная Дидак. игры, пособия, компьютерные презентации, компакт-диски
2. Центр коммуникативного общения Мл.-подг.коррекционная Место для общения большим кругом

 

Вторая младшая группа

Направления работы (задачи, блоки) Непосредственно организованная образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
I. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми      
Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение инициативных высказываний Занимательная деятельность Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования. Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Образцы коммуникативных кодов взрослого. Тематические досуги. Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). Сюжетно-ролевая игра. Игра-драматизация. Работа в книжном уголке Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа). Сценарии активизирующего общения. Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек).Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.) Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность). Игры парами. Рассматривание иллюстраций.   Беседы. Консультации Пример коммуникативных кодов взрослого. Чтение, рассматривание иллюстраций. Наглядная информация Родительские собрания Анкетирование Интерактивное общение      
I I. Развитие всех компонентов устной речи
1. Формирование лексической стороны речи   Занимательная деятельность Называние, повторение, слушание Речевые дидактические игры. Наблюдения Работа в книжном уголке Чтение Беседа Сценарии активизирующего общения. Дидактические игры Настольно-печатные игры Досуги Продуктивная деятельность Разучивание стихотворений Работа в книжном уголке Объяснение, повторение, исправление Дидактические игры Чтение, разучивание стихов пояснение Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество   Беседы. Консультации Пример коммуникативных кодов взрослого. Чтение, рассматривание иллюстраций.  
2. Формирование грамматической стороны речи   Занимательная деятельность Пояснение, исправление, повторение Дидактические игры Речевые тренинги (упражнения) Беседа Разучивание стихов .Обучение,объяснение, напоминание. Сценарии активизирующего общения. Дидактические игры Разучивание, пересказ Игра-драматизация Игра-драматизация   Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Дидактические игры Чтение, разучивание стихов Беседа     Беседы. Консультации Пример коммуникативных кодов взрослого. Чтение, рассматривание иллюстраций.
3. Формирование произносительной стороны речи Объяснение, повторение, исправление. Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) Артикуляционная гимнастика Речевые дидактические игры. Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). Разучивание скороговорок, чистоговорок. Индивидуальная работа Обучение, объяснение, повторение. Речевые упражнения, задания. Дидактические игры. Имитационные упражнения. Сценарии активизирующего общения. Досуг Игра-драматизация. Театрализованная деятельность. Имитационные упражнения Дидактические игры Разучивание скороговорок, чистоговорок. Тренинги (действия по речевому образцу взрослого).     Беседы. Консультации Пример коммуникативных кодов взрослого. Чтение, рассматривание иллюстраций.
4. Формирование связной речи (монологической формы) Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Чтение сказок, рассматривание иллюстраций Дидактические игры Занимательная деятельность по -обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя -обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы (сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) -обучению пересказу по серии сюжетных картинок (выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки) -обучению пересказу по картине -обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание д/и «Поезд») Показ настольного театра или работа с фланелеграфом Рассматривание иллюстраций, Беседа о персонажах Чтение потешек, песенок на тему сказки Игра-инсценировка Игры парами Театрализованная деятельность   Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. Информационная поддержка родителей Экскурсии с детьми  
I I I.Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
  Образцы коммуникативных кодов взрослого. Освоение формул речевого этикета (пассивное) Сюжетно-ролевые игры Чтение художественной литературы Досуги Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Информационная поддержка родителей Консультации Беседы Наглядная информация
                     

Средняя группа

Направления работы (задачи, блоки) Непосредственно организованная образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
I. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
1.Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение инициативных высказываний     2.Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение «коллективного монолога Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования. .Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Образцы коммуникативных кодов взрослого. Тематические досуги. .Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). Сюжетно-ролевая игра. Игра-драматизация. Работа в книжном уголке .Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа). Сценарии активизирующего общения. Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). .Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.) .Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. Информационная поддержка родителей Экскурсии с детьми Родительские собрания Анкетирование Интерактивное общение
I I. Развитие всех компонентов устной речи
1. Формирование лексической стороны речи .Называние, повторение, слушание .Речевые дидактические игры. .Наблюдения Работа в книжном уголке .Чтение Беседа Сценарии активизирующего общения. . Дидактические игры Настольно-печатные игры Досуги Продуктивная деятельность Разучивание стихотворений занимательная деятельность Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество    
2. Формирование грамматической стороны речи Пояснение, исправление, повторение Дидактические игры .Речевые тренинги (упражнения) Беседа Разучивание стихов .Обучение,объяснение, напоминание. Сценарии активизирующего общения. Дидактические игры .Разучивание, пересказ . Игра-драматизация занимательная деятельность Игра-драматизация Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Дидактические игры Чтение, разучивание стихов Беседа игра    
3. Формирование произносительной стороны речи Объяснение, повторение, исправление. Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) .Артикуляционная гимнастика Речевые дидактические игры. Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). Разучивание скороговорок, чистоговорок. Индивидуальная работа Обучение, объяснение, повторение. Речевые упражнения, задания. Дидактические игры. Имитационные упражнения. Сценарии активизирующего общения. Досуг Игра-драматизация Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Дидактические игры Чтение, разучивание стихов Беседа игра    
4. Формирование связной речи (монологической формы) Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Чтение сказок, рассматривание иллюстраций Дидактические игры Занимательная деятельность по -обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя -обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы (сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) -обучению пересказу по серии сюжетных картинок (выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки) -обучению пересказу по картине -обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание д/и «Поезд») Показ настольного театра или работа с фланелеграфом Рассматривание иллюстраций, Беседа о персонажах Чтение потешек, песенок на тему сказки Игра-инсценировка Игры парами Театрализованная деятельность    
I I I. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
  Образцы коммуникативных кодов взрослого. Освоение формул речевого этикета (пассивное) Сюжетно-ролевые игры Чтение художественной литературы Досуги Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Информационная поддержка родителей
           

 

Старшая группа

Направления работы (задачи, блоки) Непосредственно организованная образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
I. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
1.Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение инициативных высказываний     2.Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение «коллективного монолога Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования. .Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Образцы коммуникативных кодов взрослого. Тематические досуги. .Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). Сюжетно-ролевая игра. Игра-драматизация. Работа в книжном уголке .Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа). Сценарии активизирующего общения. Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). .Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.) .Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. Информационная поддержка родителей Экскурсии с детьми Родительские собрания Анкетирование Интерактивное общение
I I. Развитие всех компонентов устной речи
1. Формирование лексической стороны речи .Называние, повторение, слушание .Речевые дидактические игры. .Наблюдения Работа в книжном уголке .Чтение Беседа Сценарии активизирующего общения. . Дидактические игры Настольно-печатные игры Досуги Продуктивная деятельность Разучивание стихотворений занимательная деятельность Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество    
2. Формирование грамматической стороны речи Пояснение, исправление, повторение Дидактические игры .Речевые тренинги (упражнения) Беседа Разучивание стихов .Обучение,объяснение, напоминание. Сценарии активизирующего общения. Дидактические игры .Разучивание, пересказ . Игра-драматизация занимательная деятельность Игра-драматизация Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Дидактические игры Чтение, разучивание стихов Беседа игра    
3. Формирование произносительной стороны речи Объяснение, повторение, исправление. Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) .Артикуляционная гимнастика Речевые дидактические игры. Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). Разучивание скороговорок, чистоговорок. Индивидуальная работа Обучение, объяснение, повторение. Речевые упражнения, задания. Дидактические игры. Имитационные упражнения. Сценарии активизирующего общения. Досуг Игра-драматизация Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Дидактические игры Чтение, разучивание стихов Беседа игра    
4. Формирование связной речи (монологической формы) Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром Чтение сказок, рассматривание иллюстраций Дидактические игры Занимательная деятельность по -обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя -обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы (сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) -обучению пересказу по серии сюжетных картинок (выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки) -обучению пересказу по картине -обучению пересказу литературного произведения (коллективное рассказывание д/и «Поезд») Показ настольного театра или работа с фланелеграфом Рассматривание иллюстраций, Беседа о персонажах Чтение потешек, песенок на тему сказки Игра-инсценировка Игры парами Театрализованная деятельность    
I I I. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)
  Образцы коммуникативных кодов взрослого. Освоение формул речевого этикета (пассивное) Сюжетно-ролевые игры Чтение художественной литературы Досуги Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Информационная поддержка родителей
           

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: