ПРОГРАММА
Клуба интеллектуальных игр
«Белая рысь»
( базовый уровень изучения образовательной области )
Автор:
Климович Леонид Валентинович,
педагог дополнительного образования
Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации программы: 3 года
Гомель
Пояснительная записка
Игра – неотъемлемая форма человеческого существования. В связи с тем, что в игре присутствует элемент соревнования, она с радостью принимается детьми разного возраста.
Интеллектуальная игра – индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих упорядоченного и конструктивного мышления в условиях ограниченного времени. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают память, логику, интуицию, пытливость. Интеллектуально-игровая деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата, причем со временем главным становится не результат, а сам процесс поиска и принятия решения.
«Что? Где? Когда?», «Брэйн ринг», «Своя игра» – не только популярные телевизионные шоу, эти игры давно превратились в интеллектуально-спортивное движение, широко развитое во всем мире. Это движение имеет четко упорядоченную структуру, досконально разработанные правила игры, методическое обеспечение.
Для тех, кто включается в интеллектуальный спорт, приоритетными становятся эрудиция, скорость мышления и совместного принятия решений, возможность безграничного общения.
Актуальность интеллектуальных игр для современной молодежи в том, что они учат не копить «неподъемный груз», состоящий из неприменяемых фактов, а вырабатывают умение, опираясь на уже известное, находить связь между разными областями знания, придумывать новое, быстро и правильно ориентироваться в потоке информации, переключать внимание и интересы, находить место себе и своему интеллекту в непрерывно изменяющемся мире. Кроме того, интеллектуальные игры могут служить привлекательной альтернативой в мире молодежного досуга, переакцентируя активность молодежи с компьютерно-дискотечных или асоциальных развлечений в плоскость культурного общения, и давая новые духовно-нравственные ориентиры.
|
Современная жизнь требует от любого человека умения работать в коллективе, в команде, проявляя, в зависимости от ситуации, лидерские качества, качества «генератора идей» или аналитика – этому тоже учат интеллектуальные игры.
Программа клуба является программой объединения по интересам социально-педагогического профиля с базовым уровнем изучения образовательных областей «межличностное взаимодействие», «психология успеха», «личностный рост».
Программа работы клуба основывается на игровых видах деятельности, с помощью которых и решаются основные образовательно-воспитательные задачи. Участие в интеллектуальных играх ненавязчиво вовлекает учащихся в многоступенчатый процесс общения и познания, который схематически можно описать так: интересно играть и общаться – интересно воспринимать новое через игру – интересно узнавать новое самостоятельно – интересно применить полученные знания и умения – необходимо поделиться ими и научить других.
Таким образом, учащийся проходит путь от простого увлечения популярной игрой (первый год занятий) к активному многостороннему самообразованию, приобретению необходимых для работы в коллективе умений и навыков (второй и третий год занятий).
|
Воспитание творческого, раскованного, независимого мышления и усвоение принципов успешной командной работы облегчает учащимся процесс дальнейшего образования и помогает достичь успехов в любом виде деятельности.
Значительная часть воспитательных моментов реализуется непосредственно во время учебно-тренировочного процесса, так как интеллектуальные игры командных форм помогают вырабатывать навыки совместной работы в коллективе, толерантность, уважение к чужому мнению. Основной принцип командной игры, принятый в клубе – «Умей молчать, умей слушать, умей говорить» – воспитывает у учащихся черты, необходимые в цивилизованных формах человеческого общежития.
Кроме того, общение команд в клубе, участие в совместных играх и мероприятиях, поездки и общение с представителями других стран, других народов и другой культурной среды позволяют ориентировать учащихся на правильную организацию труда и свободного времени, здоровый образ жизни, воспитывать чувство собственного достоинства и уважения достоинства других людей.
Данная программа является общекультурной по целевому назначению, многопрофильной по содержанию и видам деятельности, авторской по степени авторства, долгосрочной по срокам реализации, общей по особенностям развития учащихся.
Цель программы – развитие и реализация творческого потенциала и познавательных способностей учащихся посредством интеллектуальных игр.
|
Основные задачи:
- обучение работе с большими массивами информации, обработке ее в краткие сроки, овладение умением ясно мыслить и строить логические рассуждения, усвоение основных принципов эвристики и научной организации труда;
- развитие творческого мышления, фантазии и логики, познавательной активности, мотивации к самообразованию, коммуникативно-эмоциональной сферы личности, навыка длительной работы в состоянии интеллектуального напряжения; расширение эрудиции и кругозора;
- формирование активной гражданской позиции, воспитание патриотизма; повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности, воспитание навыков совместной деятельности в малой группе, выработка умения работать коллективно и анализировать причины успехов и неудач; создание у учащихся системы приоритетов, ориентированных на знания и культуру (культуру личности, культуру мышления, культуру общения).
Организационные условия реализации программы.
Клуб интеллектуальных игр является открытой структурой, не ставящей никаких (социальных, интеллектуальных, возрастных) преград перед желающими в нем заниматься.
Основываясь на Уставе учреждения образования и международных правилах спортивного «Что? Где? Когда?», клуб работает с учащимися 7-9 классов (13-15 лет).
Общее количество часов для каждого года обучения:
- первый и второй год обучения – 6 часов в неделю: занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 3 часа;
- третий год обучения – 8 часов в неделю: занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 4 часа.
Пользуясь данной программой, как показывает опыт создания и работы клубов в Гомельской области и республике, возможно работать с практически любым контингентом учащихся, на базе любого учреждения образования без дорогостоящего материально-технического обеспечения.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Организационное занятие | - | |||
1. | Гомельский клуб интеллектуальных игр «Белая рысь» | - | ||
2. | Тестирование игроков и первичное формирование команд | - | ||
3. | Разновидности интеллектуальных игр | |||
4. | Основы работы над вопросами (понятие о разновидностях вопросов и способах поиска правильного ответа) | |||
5. | Участие в клубных днях и турнирах учреждения дополнительного образования детей и молодежи (в течение года) | - | ||
6. | Участие в турнирах за пределами учреждения образования (в течение года) | - | ||
Итоговое занятие | - | |||
ИТОГО: |
Содержание программы
Организационное занятие
Первичное тестирование учащихся с помощью простых игр («Кораблик», «Верю - не верю», «Очередь», «Кроссворд», «Золотая цепь»).