Основные турниры в Беларуси, странах СНГ и мире. Очные и синхронные турниры. Турниры и фестивали интеллектуальных игр, их отличительные черты. Ранжирование турниров. Требования Кодекса спортивного «Что? Где? Когда?» к турнирам разного уровня. Условия участия в турнирах разных рангов. Выбор команды для участия в турнире (фестивале). Контрольный мониторинг в команде и клубе. Контрольные игры и анализ обсуждения каждого из вопросов. Психологическая настройка команды.
Практика. Тренировочные режимы. Построение тренировочного режима в зависимости от особенностей конкретной команды. Взаимодействие команды и тренера во время подготовки и участия в турнире. Коррекция игры в течение турнира. Замены в команде в процессе подготовки и во время участия в турнире. Форс-мажорные обстоятельства и действия команды. Разбор игр и вопросов турнира. Оценка участия команды в турнире.
Турнирные и шоу-варианты интеллектуальных игр
Турниры по спортивному «Что? Где? Когда?», «Брэйн рингу» и «Своей игре». Шоу-варианты игр. Структурные и функциональные отличия команды, предназначенной для игры в «Брэйн ринг». Создание сборных команд (на базе команды-лидера, на базе двух или нескольких команд, на базе клуба). Отбор кандидатов и психологическая подготовка команды к участию в очном турнире высокого ранга.
Практика. Подготовка к участию в показательных играх (шоу- или телевизионной игре). Создание имиджа команды. Игровая форма и внешность игроков.
Стратегия и тактика игры
Тактические схемы и их изменение в зависимости от правил игры. Тактика для многоэтапных (многотуровых) турниров. Турнирная тактика для «Брэйн ринга» и других командных интеллектуальных игр. Стратегия и тактика в индивидуально-командных играх («Тройка», «Эрудит-квартет»). Тактика в играх класса «Даугавпилс» («мультиигры»).
|
Практика. Розыгрыш стандартных ситуаций. «Мягкая» игра и прессинг. Воздействие на противника. Учет фактора ведущего и его использование. Создание благоприятного отношения к команде во время игры.
Этика игры
Кодекс чести игрока. Этические требования, единые для всех клубов МАК согласно Кодексу спортивного «Что? Где? Когда?». Отношение к сопернику.
Практика. Игра на грани фола. Эпатажный стиль игры. Подсказки, апелляции, возможные спорные ситуации в игре и пути их разрешения.
Игровые школы
Понятие об игровой школе. Различные школы игры и их отличия. Сильные стороны и недостатки одесской («эрудитской») школы. Московская школа игры. Системы подготовки команд в Петербурге. Работа с разновозрастными и разноуровневыми командами на примере Харьковского клуба «От винта!». Игровые школы ближнего (Прибалтика, Закавказье) и дальнего зарубежья (Израиль, Германия, США, Канада). Белорусская школа игры. Организация игр с разделением на лиги и тренерские площадки в Минске. «Расширенная» модель работы с командами районных клубов в Гродненской области. Негативные тенденции использования «чужих» команд для создания короткоживущих сборных. Основные черты гомельской школы игры.
Практика. Организация и проведение игр на основе наработок разных игровых школ.
Стажерская практика
Основные принципы работы с командами разных возрастных групп. Этапы тренировочного занятия. Особенности учебно-тренировочной работы с командами в условиях учреждения образования и при выезде на турнир. Документация руководителя кружка (клуба).
|
Практика. Подготовка к занятию, подбор вопросов и игр. Тренировка команд перед турниром.
Организация фестивалей и турниров
Уровни турниров (местный, районный, городской, областной, республиканский, межрегиональный, международный). Возрастные рамки турниров (школьный, студенческий, взрослый, смешанный). Требования, предъявляемые к турниру в зависимости от уровня и возраста участников. Разные игры и их место в программе турнира. Функции группы организаторов турнира, их распределение. Помощь клуба в проведении турнира. Типичные организационные проблемы.
Практика. Разработка положения, программы и регламента турнира. Символика и эмблематика. Взаимодействие со средствами массовой информации (газеты, радио, телевидение, Интернет). Подбор вопросников, редакторов пакета и судейской бригады. Отбор вопросов и их размещение в сетке игр. Работа со спонсорами и организация рекламы.
Постановка шоу-игр
Постановка шоу-игр по аналогии с их телевизионными вариантами. Создание имиджа ведущего. Управление игрой.
Практика. Ведение игр и их виды (на примере разных ведущих).