Клуб интеллектуальных игр является открытой структурой, не ставящей никаких (социальных, интеллектуальных, возрастных) преград перед желающими в нем заниматься.
Основываясь на Уставе учреждения образования и международных правилах спортивного «Что? Где? Когда?», клуб работает с учащимися 10-11 классов, студентами и рабочей молодежью (16 лет и старше).
Общее количество часов для каждого года обучения:
- четвертый год обучения – 8 часов в неделю: занятия проводятся
2 раза в неделю продолжительностью 4 часа;
- пятый год обучения – 9-12 часов в неделю: занятия 3 раза в неделю продолжительностью от 3 до 4 часов.
Четвертый год обучения
Задачи:
· уметь составлять вопросы для основных игр;
· решать логические задачи повышенной сложности;
· уметь проводить индивидуальные и групповые турниры
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Организационное занятие | - | |||
1. | Виды информационных игр | |||
2. | Интеллектуальные игры спортивного типа | |||
3. | Основные принципы отбора игроков и формирования команд | |||
4. | Командные интеллектуальные игры | |||
5. | Вопросы для игры и информационный банк | |||
6. | Стажерская практика | |||
7. | Организация интеллектуальных игр | |||
8. | Игровая подготовка (турнирный и «телевизионный» варианты, спарринг) | - | ||
9. | Участие в клубных днях и турнирах (в течение года) | - | ||
Итоговое занятие | - | |||
ИТОГО: |
Содержание программы
Организационное занятие
Постановка задач на сезон (игры и практические занятия с игроками первого года обучения). Планирование стажерской практики. Знакомство стажеров с командами первого года обучения.
|
Виды информационных игр
Классы информационно-познавательных игр. Зрелищные (шоу) и «спортивные» игры. Массовые и камерные игры.
Практика. «Что? Где? Когда?» телевизионного формата; «Что? Где? Когда?» турнирного формата.
Интеллектуальные игры спортивного типа
Фестивали и турниры по интеллектуальным играм. Различные схемы проведения турниров. Системы подсчета очков и рейтинга. Разнообразные формы судейства. Правила турниров спортивного типа. Вопросы и апелляции. Кодекс спортивного «Что? Где? Когда?».
Практика. Подготовка команды к турниру, понятие об уровне турнира, турнирная стратегия команды, обзор основных турниров МАК и БЛИК.
Основные принципы отбора игроков и формирования команд
Основные принципы отбора игроков и формирования команд. Стандартный отборочный тур по методике Ворошилова и схема его проведения.
Практика. Индивидуальная игра на отборочном туре (вопросы на скорость мышления, индивидуальную логику и элементарное знание). Командная игра на отборочном туре. Игра парами и тройками. «Ворошиловская мельница» – игра по принципу «каждый играет с каждым». Обработка результатов отборочного тура. Выездной отборочный тур с лидером-ведущим по методике Климовича. Индивидуальное блиц-тестирование с последующей стихийной организацией команд («команды по симпатии»). Строительство команды тренером из группы претендентов в зависимости от функционально-ролевой нагрузки. Социометрический метод создания команды. Отклонения от традиционной схемы построения команды. Преимущества и отрицательные стороны обеих методик. Конфликты в командах и цивилизованные методы их решения.
|
Командные интеллектуальные игры
«Что? Где? Когда?» Минута на обсуждение вопроса. Микроэтапы работы команды. Индукция, критика, синтез, выбор версии. Возможные схемы игрового эпизода. Стратегия игры в зависимости от правил турнира или шоу-игры. Взаимоотношения с ведущим.
Практика. «Брэйн ринг». Отсутствие нижней временной границы. Игра «на кнопке». Перемена ролей в команде в связи с ускорением темпа игры. Перераспределение ролевой нагрузки в «брэйновой» команде. Игроки первой и второй линии – эрудиты и «мыслители». Роль капитана и «кнопочника». Психологическая устойчивость команды. Допустимое противостояние с ведущим.
Особенности командной игры в других командных (командно-индивидуальных играх) интеллектуальных играх.
Вопросы для игры и информационный банк
Поиск информации для вопроса. Построение вопроса. Корректность и защищенность вопроса. Виды вопросов в зависимости от вида, уровня и класса игры. «Детские» и «кнопочные» вопросы, оптимальные вопросы, двух- и многоходовые вопросы. Понятие о дуали (вопросе с двумя возможными ответами) и прочих ошибках при построении вопроса.
Практика. Работа с литературой, оформление вопроса и ссылок на источники. Проверка и защита вопросов. Понятие о пакете вопросов. Отбор вопросов для игры в зависимости от ранга турнира и участников. Работа редактора пакета. Подбор вопросов для шоу-игры с учетом особенностей аудитории.
Стажерская практика
Основные принципы работы с командами и игроками первого года обучения, выработка первичных тренерских навыков.
Практика. Индивидуальная игра, спарринг, групповые игры. Режимы тренировочных занятий, чередование игровой нагрузки с другими формами работы. Работа ведущего и рефери (члена судейской бригады).