Формы и методы реализации программы




Специфика работы клуба интеллектуальных игр требует особой формы занятий, как можно более отличающихся от традиционного учебного (урочно-лекционного) процесса. Теоретическая информация вводится в игровой процесс, иллюстрируется соответственно игровыми примерами из богатейшей практики интеллектуальных игр и закрепляется на тренировочных занятиях, построенных соответствующим образом.

Стандартное занятие состоит из следующих этапов:

- разминка: простые игры (как командной, так и индивидуальных форм);

- ознакомление с теоретическими положениями, запланированными на данное занятие и их игровое подтверждение: теоретически-ознакомительный материал, включающий различную информацию об игровой технике, разных играх, турнирах и т.п. (согласно программе), который немедленно иллюстрируется примерами;

- практическая часть (игровая подготовка): тренировка в режиме реального времени по правилам одной из интеллектуальных игр; игры этого этапа связаны с теоретическим материалом занятия и дополняют его;

- разбор и анализ практической части: на этом этапе фиксируется внимание на положительных и отрицательных моментах, которые имели место на тренировке, причинах этих моментов, как у конкретного игрока, так и у команды в целом;

- рефлексия.

Традиционно (от телевизионных вариантов интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» и «Брэйн ринг») основной организационной единицей клуба является команда, состоящая из 6 человек, что определяет численность учащихся в группах клуба кратным шести: 12, 18 и т.д.

Учебно-тренировочный процесс строится на совмещении форм занятий с разными по численности и возрасту группами. Для теоретических занятий и общих тренировок – три и более команд. Для практических занятий, где руководителю клуба необходимо отслеживать психологические реакции, ролевое участие и игровой вклад членов команды, работа идет с одной микрогруппой. На индивидуальном уровне (от одного до четырех человек) проводится работа по подготовке капитанов команд, психологическому и игровому тренингу игроков основных специализаций, а также вопросников и стажеров-организаторов игр.

Необходима и такая форма работы, как клубный день, или совместная игра всех команд и игроков, как занимающихся в клубе, так и приглашенных. Разновидность клубного дня игры и встречи и команд клуба с командами разного уровня подготовки, в том числе и взрослыми.

Кроме тренировочных занятий (с третьего года обучения) вводятся специализированные занятия (игровая подготовка), полностью посвященные отработке навыков основных игр и представляющие собой полноценные мини-турниры для одной или нескольких команд с последующим разбором игры и ее результатов. Совершенно необходимым является участие воспитанников в турнирах по интеллектуальным играм различного ранга (в зависимости от года обучения и возраста) с последующим анализом выступления команды на данном турнире.

Для учащихся, занимающихся по программе повышенного уровня (пятый год обучения) необходима стажерская практика, которая включает в себя как участие в работе с командами (вместе с руководителем клуба), так и самостоятельную работу с командами и организацию мероприятий.

При освоении содержания образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины учащиеся проходят текущую и итоговую аттестацию в конце каждого года обучения.

Текущая аттестация проводится в форме практических занятий, в ходе которых стажеры подтверждают полученные знания, умения и навыки.

Итоговая аттестация учитывает результаты участия учащихся в организации и проведении клубных игр, турниров и мероприятий с командами первого и второго года обучения, а также теоретические знания и практические навыки, приобретенные во время стажерской практики.


Литература и информационные ресурсы для педагога

 

1. 33 тренировки в клубе интеллектуальных игр / В.Г. Белкин. – М.: МОО ИНТИ. – 2003.

2. Алексеев, Е., «Что? Где? Когда?» / Е. Алексеев, В. Белкин, Н.Курмашева, М. Поташев, И. Тюрикова.– М.: Рольф, – 2000.

3. Климович, Л.В. Играем в «знатоков»! / Л.В.Климович.– Мн.: Зорны Верасень, – 2005.

4. Климович, Л.В. Нам нужны сообразительные / Л.В.Климович. – Мн.: Зорны Верасень, – 2007.

5. Климович, Л.В. Отличаются умом и сообразительностью/ Л.В.Климович. –Мн,: Зорны Верасень, – 2007.

6. Манусаджян, Н.Э. Методика тренировок по интеллектуальным играм / Н.Э.Манусаджян. – Ереван: Издательство Российско-Армянского (Славянского) государственного университета, – 2008.

7. Республиканские чемпионаты по интеллектуальным играм среди школьников 2008-2013. В помощь педагогическим работникам учреждений образования. / НЦХТДМ, Мн. – 2014.

8. Саблина, Е.С. Интеллектуальные игры для всех. / Е.С.Саблина. – Архангельск.– 2004.

9. https://www.мillionPodarkov.ru.

10. https://www.razumniki.ru.

 

Литература и информационные ресурсы для учащихся

 

1. Ворошилов, В.Я. Феномен игры / В.Я. Ворошилов – М.: Советская Россия. – 1982 (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности», №23).

2. Бурда, Б.О. «Что? Где? Когда?» вне телеэкрана [Электронный ресурс] 1996.– Режим доступа: // https://internet.chgk.info/znatoki/boris/burda/chgk/

3. Морозовский, Р., "Что? Где? Когда?" в СНГ [Электронный ресурс] -1995, 1997.– Режим доступа: https://altruism.ru/sengine.cgi/5/21/2

4. Левин, Б.Е. «Что? Где? Когда?» для чайников»/ Б.Е. Левин. – Донецк: Сталкер. – 1999.

5. Поникаров Е. Что? Где? Когда? [Электронный ресурс] 2000.– Режим доступа: // https://nesprosta.tripod.com/pony-car/pony-car1.htm

6. Поташев М. Как не надо делать вопросы [Электронный ресурс] -1997, -2000.– Режим доступа: // https://www.klex.ru/ds.

7. Климович, Л.В. Легенды и мифы Нескучного Сада. /Л.В.Климович. – Новосибирск – 2013.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: