1.3.1. Задачи обучения - сформировать у студента 6 курса профессиональные умения и навыки, профессиональное мышление в объеме изучаемого раздела. У выпускника должно быть сформировано врачебное поведение для выполнения профессиональных задач. Так, пройдя цикл пульмонологии, обучаемый должен знать: диагностические критерии, прежде всего ранние и типичные проявления, пневмоний, БА, ХОБЛ, плеврального выпота, признаки ОДН и ХДН. Диагностировать приступ бронхиальной астмы разной степени тяжести, знать его отличия от астматического статуса. Отличить легочное кровотечение от желудочного. Для выполнения этих задач - уметь провести полное клиническое обследование больного по всем органам и системам, оценить клинические анализы крови, мочи, мокроты, плевральной жидкости, биохимических анализов крови, время свертываемости крови, протромбиновый индекс, МНО. Расшифровать спирограмму, провести и оценить результаты пикфлоуметрии для оценки обратимости бронхиальной обструкции, описать и дать заключение по рентгенограммам при основных заболеваниях бронхо-легочной системы. Присутствовать при проведении фибробронхоскопии, участвовать в выполнении плевральной пункции. Уметь вести медицинскую документацию. Уметь назначить эмпирическое лечение больному с внебольничной пневмонией в зависимости от предполагаемого возбудителя, базисную терапию больному БА, больному ХОБЛ. Уметь оказать первую врачебную неотложную помощь при приступе (обострении) бронхиальной астмы и при астматическом статусе, при легочном кровотечении.
Задачи воспитания и развития
- формирование мировоззрения и личностных качеств с позиций общечеловеческих ценностей, на примере лучших представителей отечественной медицины;
|
- формирование профессионального поведения и общения на принципах биомедицинской этики и деонтологии;
Этапы проведения занятий по пульмонологии
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время в % и минутах |
I. Вводная часть занятия | 5-10% (201) | ||
1. | Проверка готовности к занятию | Проверить выполнение домашнего задания, тем самым сосредоточить внимание студентов на предстоящей работе | 151 |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия для подготовки к врачебной деятельности, сформировать мотив и активизировать познавательную деятельность студентов | 51 |
II. Основная часть занятия | 80-90% (1401) | ||
3. | Контроль исходных знаний и умений | Проверить готовность студентов к занятию - тестовый контроль исходного уровня знаний и умений. Разбор ошибок - обеспечение единого исходного уровня | 151 |
4. | Общие и индивидуальные задания для самостоятельной деятельности студентов в учебное время - курация больных по теме занятия малыми группами | Осуществить индивидуальную подготовку студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности у постели больного | 301 |
5. | Демонстрация методики - клинический разбор больных по теме занятия в больничной палате | Показать и унифицировать методику I и II этапов диагностического поиска - ориентировочную основу действия (ООД) | 451 |
6. | Управляемая самостоятельная деятельность студентов в учебное время – поэтапное обоснование диагноза в учебной комнате | Овладеть III этапом - профессиональными умениями и навыками постановки диагноза, алгоритмами диагностики и лечения | 301 |
Итоговый контроль | Закрепитьзнания, умения и навыки с помощью работы с алгоритмами, решения ситуационных задач. Выявить индивидуальные и типичные ошибки. | 201 | |
III. Заключительная часть занятия | 5-10% (201 ) | ||
8. | Подведение итогов занятия | Оценить деятельность каждого студента, определить достижение цели занятия | 101 |
9. | Общие и индивидуальные задания на СДС во внеучебное время | Дать рекомендации по оптимизации выполнения домашнего задания | 10 1 |
Ориентировочная основа действия (ООД) студентов на практических занятиях по пульмонологии
|
I этап диагностического поиска: выявление основных жалоб больного и данных анамнеза, позволяющих высказаться предположительно о диагнозе; оценка тяжести состояния больного; предположение об этиологии болезни.
II этап диагностического поиска: анализ данных физикального обследования больного, уточняющих наше предположение о диагнозе.
III этап диагностического поиска: выявление достоверных критериев, подтверждающих данное заболевание (рентгенологическое, ЭхоКГ, ЭКГ- исследования, анализ плевральной жидкости, данные спирографии и пикфлоуметрии, фибробронхоскопии и т.д).