Цель обучения, воспитания и развития.




ПУЛЬМОНОЛОГИЯ

 

Методические разработки

к практическим занятиям

для студентов 6 курса лечебного факультета

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов старших курсов медицинских вузов

Специальность 060101 – лечебное дело

Владивосток

УДК 616.23/25 (076)

ББК 54.12

Д 30

Рецензенты:

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней Амурской государственной медицинской академии, докт. мед. наук, проф. И.Г. Меньшикова

Профессор кафедры факультетской терапии Дальневосточного государственного медицинского университета, докт. мед. наук С.Л. Жарский

Составитель:

доцент, к.м.н. М.П. Дементьева под редакцией

проф., д.м.н. Г.И. Сухановой

 

«Пульмонология»: методические разработки к практическим занятиям/ Владивостокский гос. мед. ун-т; сост.: М.П. Дементьева. – Владивосток, 2009.- 222 с.

Представлены материалы по методике практического освоения студентами раздела, посвященного патологии органов дыхания. Большое внимание уделено внеаудиторной самостоятельной работе студентов – выполнению домашних заданий, изучению литературных источников, вопросам для проверки знаний в виде решения тестовых заданий и ситуационныхклинических задач.Ответы на задачипредставленыспозиций доказательной медицины.

Предназначены для студентов 6 курса в качестве методических разработок для подготовки к практическим занятиям по разделу «Пульмонология».

 

УДК 616.23/25 (076) ББК 54.12

Владивосток, 2009

М.П. Дементьева, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ……………………………………………………… 4

2. Дифференциальная диагностика и лечение нарушений бронхиальной проходимости

Занятие 1. Функциональные легочные тесты - спирография и пикфлоуметрия. Клиническая интерпретация данных …... 11

Занятие 2. Диагностические критерии, дифференциальный диагноз, современная классификация, лечение и профилактика хронической обструктивной болезни легких. ………. 14

Занятие 3. Клиника, диагностика, современная классификация БА ……………………………………………………….. 30

Занятие 4. Современное лечение БА …………………….... 40

3. Острая дыхательная недостаточность. Диагностика, дифференциальный диагноз. Лечение.…………………………… 51

4. Хроническая легочная недостаточность. Диагностика, дифференциальный диагноз. Лечение …………….…………… 60

5. Дифференциальная диагностика очагово-инфильтративных образований в легких. Принципы лечения пневмонии в зависимости от ее причины

Занятие 1. Дифференциальный диагноз очагово-инфильтративных образований в легких ………………….. 67

Занятие 2. Классификация и диагностические критерии пневмоний …………………………………………………... 84

Занятие 3. Принципы лечения пневмонии в зависимости от ее причины …………………………………………………. 100

6. Дифференциальная диагностика и лечение интерстициальных (диссеминированных) заболеваний легких

Занятие 1. Диагностика и дифференциальный диагноз интерстициальных заболеваний легких …………..………… 114

Занятие 2. Диагностика и принципы лечения саркоидоза и альвеолитов.……………………………………………….. 118

7. Дифференциальный диагноз плеврального выпота. Ларвальный парагонимоз …………………………. ……... 125

8. Ответы на клинические ситуационные задачи.................. 136

9. Рекомендуемая литература……………………………...... 219

 

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Мотивация изучения болезней органов дыхания.

Заболевания системы органов дыхания составляют значительный удельный вес в структуре общей заболеваемости, инвалидизации и смертности больных. По данным ВОЗ в последние годы наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа больных, страдающих заболеваниями легких. Так, бронхиальная астма (БА) является одним из наиболее распространенных заболеваний человека, которое поражает около 2 – 12% населения популяции, в нашей стране БА страдают около 7 млн. человек. Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) в отсутствии адекватного лечения обусловливает тяжелую инвалидизацию и преждевременную смерть. Внебольничная пневмония – наиболее распространенное острое инфекционное заболевание, которым страдают от 1 до 44 %о населения и которое занимает одно из ведущих причин смерти от инфекционных заболеваний. Каждый пятый больной пульмонологического отделения страдает интерстициальным заболеванием легких (ИЗЛ). Плевральный выпот встречается при 50 различных заболеваниях. В последнее десятилетие пульмонология переживает бурный период развития, когда выясняются все новые, более глубинные механизмы развития болезней, разрабатываются новые методы диагностики и лечения. Созданы и успешно внедряются в практическое здравоохранение Международные соглашения – консенсусы по диагностике и лечению БА, ХОБЛ, пневмоний. Совершенно очевидно, что от врача-лечебника требуются достаточные знания, касающиеся и диагностики, и лечения заболеваний бронхо-легочной системы. Одним из путей решения этой проблемы является интеграция знаний полученных студентами на предыдущих курсах и такое обучение, при котором сведения одной дисциплины стали бы основой для усвоения другой дисциплины. Поэтому при составлении данных методических разработок авторы стремились учесть те сведения, которые студенты получили по изучаемым темам на терапевтических и других кафедрах, и сделали акцент на синдромную диагностику, дифференциальный диагноз, современные классификации и рациональное лечение болезней органов дыхания с позиций доказательной медицины. Авторы надеются, что данное учебное издание поможет студентам в их самостоятельной внеаудиторной работе: и в подготовке к практическим занятиям, и в проверке своих знаний, а в конечном итоге – подготовке к будущей врачебной деятельности.

Цель обучения, воспитания и развития.

1.2.1. Цель практических занятий по пульмонологии – подготовить будущего врача в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС), то есть в соответствии с требованиями, изложенными в квалификационной характеристике (конечная цель). Студент-выпускник должен овладеть всем перечнем профессиональных действий, которыми должен владеть каждый специалист, освоивший программу обучения в вузе (промежуточная цель). Научиться диагностировать и назначать лечение (в том числе при неотложных состояниях) при основных заболеваниях органов дыхания: пневмониях, БА, ХОБЛ, ИЗЛ, острой и хронической дыхательной недостаточности (ОДН и ХДН), плевральном выпоте (частные цели) на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования. Проводить экспертизу трудоспособности и первичную, вторичную и третичную профилактику вышеуказанных заболеваний.

1.2.2. Цель воспитания. Постоянно, в период практических занятий: в учебной комнате, у постели больного во время клинических разборов, принимая зачет или отработку, преподаватель должен помнить, что только собственным примером, своим поведением можно воспитать в студентах тактичность и внимательность в обращении с больными, отзывчивость и терпеливость, добросовестность и человечность. Эти качества не наденешь вместе с белым халатом, они создаются самовоспитанием, в упорном труде над самим собой (П.И. Федотов "Курс лекций по общей диагностике внутренних болезней", 1975, с. 28).

1.2.3. Цель развития. Врач выпускник, освоив основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности "Лечебное дело", должен быть морально готовым не только продолжать обучение в интернатуре или ординатуре, но и стремиться "учиться всю жизнь". Задача преподавателя (в большой степени тоже на личном примере) - привить студенту "постоянное беспокойство о пополнении своих знаний и духовной культуры".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: