Профили строят по данным нивелирного и пикетажного журналов (рис. 8.2 и табл. 8.4) на миллиметровой бумаге (30 см ´ 60 см). Масштабы продольного профиля: горизонтальный - 1:5000, вертикальный - 1:500.
Масштабы поперечного профиля: горизонтальный и вертикальный - 1:500.
Работу по построению продольного профиля начинают с вычерчивания сетки. На рис. 8.7 слева указана высота каждой графы сетки в миллиметрах. В курсовой работе по геодезии сетка профиля показана сокращенной: показаны не все проектные данные трассы, не даны грунтовые условия (геологические разряды) и тип местности по увлажнению.
В графе “Расстояния” в масштабе 1:5000 отмечают каждый пикет, внизу подписывают его номер. Между пикетами в том же масштабе отмечают плюсовые точки. Например, для нанесения точки пк 1+40 от пк 1 откладывают вправо 40 м, что составляет в масштабе профиля 8 мм. Для нанесения пк 1+60 откладывают 20 м (4 мм) от пк 1+40. До пк 2 останется 40 м (8 мм). Все эти расстояния, округленные до 1 м, заносятся в графу “Расстояния” и разделяются вертикальными линиями.
В графу “Отметки земли” выписывают из нивелирного журнала (табл. 8.4) отметки пикетов и плюсовых точек, округлив их до 0,01 м.
Над верхней линией сетки профиля подписывается условный горизонт (УГ), кратный 5 м и на 20 – 25 м ниже самой низкой точки земли (в примере это составило 40 м). От линии УГ вверх откладывают и подписывают каждые 5 м (1 см в масштабе 1: 500). От каждой точки (пикета, плюсовой точки) поднимаются вверх до отметки, подписанной в графе “Отметки земли”. Соединив полученные точки прямыми, получают продольный профиль местности по трассе дороги.
В графе “Развернутый план дороги” наносят ситуацию по пикетажному журналу (рис. 8.2) в масштабе 1:5000. Средняя линия графы соответствует оси трассы.
Графа “Прямые и кривые в плане” строится по данным табл. 8.3. На прямой, соответствующей продольной оси трассы, отмечают пикетажное положение главных точек кривых (НК, КК). Закругления показывают условно дугами: для правых углов поворота трассы дуги обращены вверх, для левых – вниз. На вертикальных линиях, проведенных из НК и КК подписывают расстояния до ближайших предыдущего и последующего пикетов. Для прямых линий выписывают их длину d (вверху линии) и дирекционный угол a (внизу линии) из табл. 8.3. Специальным условным знаком показывают и нумеруют километры.
Развернутый план дороги | пашня лес луг луг | ||||||||||||||||
пашня лес луг луг | |||||||||||||||||
Проектные данные | Отметки бровки земляного полотна, м | ||||||||||||||||
Уклоны |
| ||||||||||||||||
Фактические данные | Отметки земли, м | ||||||||||||||||
Расстояния, м |
|
|
| ||||||||||||||
Пикеты Прямые и кривые в плане Указатель километров | 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
|
|
|
|
|
|
Масштабы: горизонтальный 1: 500
вертикальный 1: 500
Рис 8.8. Профиль поперечника
Поперечные профили показывают рельеф местности по линии, перпендикулярной к оси трассы. Их строят в одном (вертикальном и горизонтальном) масштабе 1:500.
В журнале нивелирования определены отметки для двух поперечных профилей: на пк 15 (станция 6) и пк 17+10 (станция 7).
Размеры граф сетки аналогичны продольному профилю. В данной работе достаточно показать “Расстояния” и “Отметки земли”. Расстояния отмечают и подписывают от оси трассы влево и вправо. Вдоль вертикальной оси подписывают отметки через 5 м (масштаб 1:500) и наносят высоту каждой точки.
У продольного и поперечного профилей подписывают масштабы построений.