При изменении направления трассы прямолинейные участки сопрягаются кривыми. На автомобильных дорогах сопряжения состоят из круговой и переходной кривых. Элементы круговой кривой определяются по углу поворота трассы Q и радиусу R. Угол поворота Q – горизонтальный угол, отсчитанный от продолжения прежнего направления трассы до ее нового направления (рис. 8.1). Элементы круговой кривой показаны на рис. 8.3.
|
|
|
|
|
|
Рис. 8.3. Элементы круговой кривой:
Т - тангенс кривой, расстояние от ВУ до начала или конца кривой (НК, КК);
К - длина кривой, дуга окружности радиуса R от НК до КК;
Д - домер, разность длины двух прямолинейных отрезков трассы от НК до КК, проходящих через вершину угла, и круговой кривой, вписанной между ними;
Б - биссектриса кривой, расстояние от ВУ до середины кривой (СК), отложенное по биссектрисе угла.
Элементы круговой кривой вычисляются по формулам
, (8.1)
, (8.2)
Д = 2Т - К, (8.3)
, (8.4)
где R - радиус круговой кривой;
Q - угол поворота трассы.
В целях безопасности движения на кривых и постепенного нарастания центробежного ускорения при въезде на криволинейный участок дороги устраивают переходную кривую. Она представляет собой кривую переменного радиуса (например, клотоиду), на которой радиус меняется от ¥ до R круговой кривой. Элементы переходной кривой, равно как и круговой кривой, рассчитываются по компьютерным программам или специальным таблицам [3, 9]. Вписывание переходной кривой перед круговой смещает условный центр окружности из точки 0 в точку 0' на величину р.
0'
|
R
R
Т
Рис. 8.4. Дополнения к элементам круговой кривой за счет переходной
Дополнениями к элементам круговых кривых за счет переходных являются (рис. 8.4):
DT - удлинение тангенса, вызванное проекцией m переходной кривой и проекцией ТР отрезка р на тангенс кривой;
D Б - увеличение биссектрисы.
Тогда суммарная кривая, состоящая из переходных и круговой, будет иметь суммарные элементы:
тангенс ТС
ТС = Т + DT, (8.5)
длину кривой КС
КС = К + l, (8.6)
биссектрису БС
БС = Б + D Б, (8.7)
домер ДС
ДС = Д + DД, (8.8)
где DД = 2 DT - l. (8.9)
При расчетах по таблицам [3] вначале выбирают элементы круговой кривой Т, К, Д, Б по радиусу R и углу поворота трассы Q. Затем по заданной длине переходной кривой l по параметрам R и Q выбирают элементы переходной кривой DT и DБ. При расчетах по таблицам [9] вместо DT выбирают 2 элемента m и Тр (рис. 8.4), при этом DT = m + Тр.
Пример расчета элементов 2-й кривой
R = 300 м, Q = 20°20¢, l = 90 м.
Т = 53,79 К = 106,47 Д = 1,11 Б = 4,78
DT = 45,20l = 90,00 DД = 0,40DБ = 1,13
ТС = 98,99, КС = 196,47, ДС = 1,51, БС = 5,91.
Контроль вычислений: Дс = 2Тс - Кс = 2 · 98,99 – 196,47 = 1, 51
Параметры кривых, пикетажное положение вершин углов поворота (рис. 8.1), вычисленные элементы суммарной кривой заносят в ведомость (табл. 8.3). Положение главных точек кривых (НК, КК) вычисляют от пикетажа вершин углов (ВУ) и тоже заносят в табл. 8.3.
пкНК = пкВУ – ТС; пкКК = пкНК + КС. (8.10)
Контроль: пкКК = пкВУ + ТС – ДС. (8.11)
Пример расчета (для 2-й кривой)
ВУ2 пк 18 + 72,50 Контроль: ВУ2 пк 18 + 72,50
ТС 98,99ТС 98,99
НК1 пк 17 + 73,51... пк 19 + 71,49
|
КС 96,47ДС 1,51
КК1 пк 19 + 69,98, КК1 пк 19 + 69,98.