Профессионально подготовленные руководители отличаются друг от друга по эффективности руководства. Опрос выдающихся руководителей Европы, США и Японии показал, что они выделяют следующие факторы, обеспечивающие успех в управленческой деятельности [7]:
- желание и интерес человека заниматься деятельностью руководителя;
- умение работать с людьми (общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на них);
- гибкость, нестандартность, оригинальность мышления;
- оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере;
- способность предвидеть будущее развитие событий, последствия решений, интуиция;
- высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Первые пять из шести важнейших факторов преуспевающих руководителей тесно связаны с психологическими качествами личности.
Качествами, противопоказанными руководителю, являются: повышенная чувствительность, высокая неуравновешенность, тревожность.
Об эффективности работы руководителя можно судить по определенным критериям. Основным критерием оценки деятельности руководителя является конечный результат труда всего коллектива, в котором соединены усилия и руководителя, и исполнителей. С экономической точки зрения, таким критерием ваяется прибыль предприятия (организации). Однако прибыль - это не единственный критерий оценки эффективности труда руководителя. Наряду с ним существуют и другие, которые можно разделить на психологические и непсихологические, имеющие тесную взаимосвязь.
К психологическим критериям эффективности руководства относятся:
- психологический климат коллектива;
- удовлетворенностьчленством в коллективе;
- мотивация членов коллектива;
- самооценка коллектива;
- авторитет руководителя.
К непсихологическим относятся:
- производительность, качество продукции;
- экономичность;
- нововведения;
- снижение издержек;
- прибыльность;
- уменьшение текучести кадров.
С точки зрения психологии, такие функции управления, как мотивация и регулирование (наряду с планированием, организацией, контролем), являются наиболее значимыми. Признанные в мире авторитеты в области менеджмента отмечают: «Хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удается сделать» (Ли Якокка). «Уважайте достоинство подчиненных, будьте к тем внимательны. Смотрите на них, а не на капиталовложения и не на автоматику - как на главный источник производительности» (Т. Питерс, К. Ротермеа). «Когда у вас уже есть штат, состоящий из подготовленных, умных энергичных людей, в качестве следующего шага надо стимулировать их творческие способности» (А. Морита).
Чтобы побудить людей работать хорошо, добросовестно, энергично на организацию, руководитель должен:
- снизить уровень неудовлетворенности подчиненных, используя регуляторы мотивации;
- увеличить уровень удовлетворенности, усилив главные мотиваторы, которые стимулируют энергию подчиненных.
Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. Ведущее место среди них занимает интеллект, характеризующий умственные способности и развитие личности.
Издавна считалось, что в целом руководитель умнее своих подчиненных и эффективность его деятельности, прямо зависит от его интеллектуального уровня. Однако исследования, проведенные в 60-х годах американским индустриальным психологом Е. Гизелли, поставили под сомнение такие представления. На основе обобщения их результатов он сделал вывод, что между уровнем интеллекта и эффективностью руководства нет прямой связи. Наиболее значительных результатов в менеджменте достигают люди не с самым высоким и не с самым низким уровнем интеллектуального развития, а со средними интеллектуальными способностями.
Известным подтверждением этого вывода явились и результаты исследований японских фирм Т. Коно. Они, в частности, показали, что студенты-отличники, поступив на работу в японские корпорации, как правило, не становятся там высшими. Коно объясняет это главным образом тем, что такие студенты не отличаются умением налаживать отношения с другими людьми, инициировать и поддерживать коллективные действия в целом. Умение такого рода - одно из первейших условий деловой карьеры в Японии.
Высокое интеллектуальное развитие нередко сочетается с чрезмерной рефлексией и индивидуализмом, недостатком самоуверенности, решительности, а также некоторых других качеств, необходимых для карьеры и эффективного руководства. Кроме того, не отличающиеся особо высоким интеллектом руководители, опасаясь за свой авторитет, а то и должность, частенько недолюбливают «слишком умных» и стараются либо избавиться от них, либо задержать их должностной рост, не допуская к руководящим постам, дабы не делать из них потенциальных конкурентов себе.
Интеллектуальный уровень руководителя связан с рядом других его важнейших качеств. В литературе выделяются весьма разнообразные личные качества руководителя. Их логически упорядоченный и весьма обоснованный перечень предлагает P.Л. Кричевский. [1, стр. 106]. Основываясь на его классификации, а на материалах других авторов, к наиболее важным личностным качествам эффективного руководителя (помимо уже рассмотренного интеллекта) можно отнести следующие:
- доминантность;
- уверенность в себе;
- самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
- креативность, или способность к творчеству;
- целенаправленность, стремление к достижению цели;
- предприимчивость, готовность к обоснованному риску;
- решительность, готовность брать на себя ответственность.
- надежность в отношениях с подчиненными руководством и клиентами;
- общественник, умение работать с людьми;
- способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации.
- результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;
- желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;
- готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;
- готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;
- искусство принимать быстрые решения;
- способность сосредоточиваться на настоящем и будущем;
- способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне нее, и использовать их;
- готовность к близким социальным взаимоотношениям;
- готовность к общему руководству;
- творческий подход к своей работе;
- постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма;
- умение правильно использовать свое время;
- готовность к мотивированию себя и персонала;
- готовность работать во главе хорошо подготовленного, профессионального персонала;
- готовность к политическому руководству;
- международный кругозор.
Конечно, и это далеко не полный перечень качеств эффективного руководства - их значительно больше. Но едва ли все руководители, даже вполне преуспевающие, обладают таким солидным набором качеств. Какие-то из них не обязательно требуются от каждого руководителя, например, необходимость «международного кругозора» зависит от особенностей тех или иных стран и предприятий. Им, несомненно, должны обладать, скажем, руководители совместных предприятий, международных организаций и т.п.
В Приложении Б приводится перечень качеств хорошего руководителя, составленный по результатам зарубежных исследований. Также существует и перечень признаков слабого руководителя, он представлен в приложении В.
Профессионализм руководителя - постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений.
В зависимости от управленческой ситуации руководителю приходится исполнять разнообразные «роли», которые определяются его положением в организации. Таких ролей достаточно много.
. Администратор (наблюдает за исполнением).
. Плановик (разрабатывает методы и средства, помощью которых другие достигают цели).
. Политик (устанавливает цели и линию поведения в группе, организации).
. Эксперт (человек, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или как к квалифицированному специалисту).
. Представитель (коллектива во внешней среде).
. Регулятор (отношений внутри группы, организации).
. Источник (идей, информации, поощрений и наказаний).
. Судья (а также миротворец).
. Символ (пример, лицо коллектива).
. Диктатор (человек, отменяющий индивидуальную ответственность: «Все претензии ко мне, действуйте от моего имени», «передайте, что я приказал».
. Старший товарищ (к которому обращаются за помощью).
. «Козёл отпущения» (человек, отвечающий за всё в случае неудачи).
Выделенные роли являются, по существу, набором тех умений и навыков, которыми должен обладать сильный руководитель.
Многие руководители в повседневной управленческой деятельности совершают характерные ошибки.