На данный момент в г. Горловка действует десять профессионально-технических учебных заведений: Горловское высшее профессиональное училище транспорта, Горловский колледж городского хозяйства, Горловский машиностроительный колледж, Горловский медицинский колледж, Горловский профессиональный горный лицей, Горловский профессиональный лицей быта и сферы услуг, Горловское высшее профессиональное училище, Горловский автотранспортный техникум Донецкого национального технического университета, Горловский техникум Донецкого национального университета, Горловский техникум пищевой промышленности Луганского национального аграрного университета.
Формирование контингента учащихся Государственного учебного заведения «Горловский центр профессионально-технического образования» осуществляется в соответствии с государственным заказом и договоров с юридическими и физическими лицами в пределах лицензированного объема с учетом потребностей региона в квалифицированных рабочих.
Профессии, по которым осуществляется прием учащихся в Центр ежегодно и количество учебных групп определяются исходя из потребностей рынка труда, мониторинга контингента учащихся-выпускников школ региона на каждый учебный год, возможностей учебного заведения, лицензионного объема.
Динамика контингента учащихся на начало учебного года за последние три года: 2010-2011 г. - 550 учащихся, 2011-2012 г. - 567 учащихся, 2012-2013 г. - 549 учащихся.
Квалифицированный педагогический состав, материально-техническое и методическое обеспечение кабинетов и мастерских составляет 80% и отвечает современным нормам и требованиям. Аналогичных образовательных услуг другие профессионально-технические учебные заведения нашего города не предоставляют.
|
Сильные стороны:
удобное месторасположение;
высокая компетентность персонала;
авторитет в регионе;
обучение по востребованной специальности;
четкая иерархия, принцип единоначалия;
обеспеченность финансовыми ресурсами;
привлекательность работы в плане материального и морального стимулирования, в т.ч. и для молодых специалистов.
Слабые стороны:
стареющий персонал;
высокая роль неформальных коммуникаций.
отсутствие профессиональных управленцев, низкий уровень менеджмента на всех уровнях;
узкая специализация по подготовке специалистов.
устаревшие элементы МТБ;
осуществление концепции контроллинга происходит не постоянно.
Для анализа взаимодействия руководителя с изменяющейся внешней средой и его адаптации к условиям рынка в ГУЗ «Горловский центр профессионально-технического образования» были использованы следующие методы: анализ документов, и опрос (интервьюирование). Рассмотрим более подробно каждый из методов.
Анализ документов - это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.
Опрос - это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики.
|
На основании вышеуказанных методов был проведен анализ следующих документов ГУЗ «ГЦ ПТО»:
) Устав учебного заведения;
) Самоанализ за период с 2011 по 2013 год;
) Положения об отделах центра;
) Должностные инструкции работников;
) Документы по личному составу работников центра.
Вышеперечисленные документы разработаны руководством центра и являются регламентирующими в деятельности учебного заведения.
Анализ упомянутых документов показал, что по адаптации руководителя и в целом работников центра нет никаких положений, инструкций и др. Программы по адаптации также отсутствуют. Отсутствуют четко прописанные процедуры и ответственность инспектора кадровой службы и линейного руководителя по вопросам адаптации.
Для подтверждения валидности исследований по вопросам адаптации руководителей к условиям рынка было проинтервьюировано 5 человек, занимающих руководящие должности в центре. Интервьюирование показало, что большинство руководителей тяжело проходят процесс адаптации, основные причины и проблемы процесса адаптации приведены ниже:
− отсутствие сформированного нового экономического мировоззрение,
− примененные механизмы управления не сформировали эффективный коллектив, заинтересованный в развитии и росте учебного заведения;
− отсутствие специальной целевой программы по реорганизации;
− наличие конфликтов между подразделениями;
− недостаточно развитая сеть коммуникаций между подразделениями;
− слабая поддержка нововведений высшим руководством;
− противоречие между сложившейся системой стимулирования и новыми требованиями к организации работы.