Осознав это, Анна начинает видеть в своей проблеме тот выпов, которым она на самом деле является, а с осознанием этого приходит и понимание той вести, что передала ей сила во время прогулки по лесу.
Птица, которую слышала Анна, была послом, призывающим королеву эльфов на приём во дворце. Сила напоминала Анне, что пришло время вновь прислушаться к сокровенным мечтаниями и потрудиться над их воплощением в жизнь. И всё же Анне известно, что мир не таков, каким кажется, и потому она не может относиться к детским мечтаниям в их поверхностном смысле. По этой причине Анна полностью осознаёт, что её детское желание путешествовать вовсе не означает, что теперь ей нужно начать скитаться по всему миру, – скорее, настало время исследовать свой собственный внутренний мир, подобно тому, как в детстве она изучала сад своей матери.
Размышляя о чудесном времени, проведённом в том прекрасном саду, Анна снова утирает слёзы. Теперь, когда она осознаёт, что позволила своей жизни стать такой пустой и бессмысленной, Анна понимает, что её скука вызвана не работой, а той бесчувственностью, с какой она относится к окружающему миру. Будучи ребёнком, она всегда остро откликалась на окружающую её повсюду красоту – даже простые мелочи вызывали у неё радость и восхищение. Ныне, по истечении лет, этот простодушный и непосредственный подход к жизни сменился приобретённой разборчивостью, притупляющей присущее Анне умение беззаботно радоваться. Вместо того чтобы позволить себе наслаждаться простыми вещами, она стала одержимой представлением о том, что ей следует стать элегантной дамой.
Преследуя цель стать элегантной и утончённой, Анна потеряла связь со своими подлинными внутренними чувствами. По этой причине совсем не удивительно, что она стала беспокойной и неудовлетворённой. Её собственный взгляд на мир внёс в её жизнь серость, подобную увиденной ею ранее в лесу тени. Вспоминая о мрачности той тени, Анна опять передёргивает плечами. Осознавая, что ей предстоит ещё достаточно долго заниматься перепросмотром, Анна мысленно отмечает необходимость выявить тот глубоко укоренившийся страх, что заставил её пойти на поводу у идеи элегантности и утончённости.
|
Для Анны очень важно выявить то, что именно из случившегося в детстве заставило её расстаться с беззаботным подходом счастливого ребёнка. Только благодаря этому она сможет уничтожить своё нынешнее мировоззрение и вновь обрести связь со своими подлинными чувствами, со своей истинной природой. Более того, теперь она может ясно понять, что смена работы ей ничуть не поможет, так как, в сущности, её работа никак не связана с ощущением беспокойства. Анна понимает, что ей следует позволить скрывающейся внутри королеве эльфов взять её за руку и вывести назад, к тому безмятежно спокойному месту под шелковицей – к тому внутреннему центру тишины, где Анна пребывала в согласии с собой. Только там она сможет вспомнить, что из происшедшего в детстве разрушило её мечты. Анна осознаёт, что тот случай наверняка стал для маленькой девочки чем-то совершенно неожиданными опустошающим, словно треск ломающейся ветки в лесу.
Этот пример показывает, как Анна может на время вырваться из оков своего взгляда на мир с помощью не-делания и посредством отказа индульгировать во внутреннем диалоге. Из-за социальной обусловленности рациональный ум любого человека оказывается запрограммированным на укрепление общепринятого взгляда на мир. Помимо этого, каждая личность встраивает в эту основную программу собственное мировоззрение, опирающееся на её личное толкование унаследованных всеобщих представлений. Привычный внутренний диалог представляет собой тот механизм, который заставляет программу действовать. Таким образом, до тех пор, пока рациональный ум занят внутренним диалогом, ему приходится анализировать всё в понятиях этой встроенной программы. Однако, когда внутренний диалог останавливается, человек оказывается способным свободно изменять свой взгляд на мир, если только он хочет этого.
|
Если Анна действительно хочет найти те покой и счастье, к которым стремится, ей совершенно необходимо начать использовать обретённые в лесу знания для стирания личной истории – пусть даже для того, чтобы полностью избавиться от своего старого взгляда на мир, ей потребуется достаточно долгое время. Важно помнить, что личная история является образом самого себя, сложившимся как результат того, каким человек себя считает в соответствии со своим взглядом на мир.
В этом отношении Анна уже поняла, что потеряла связь со своими сокровенными чувствами и приобрела вместо них образ самой себя, основанный на её мыслях о том, какой ей следует быть. Другими словами, центром личной истории Анны является её образ самой себя как элегантной и утончённой девушки, чрезвычайно чуткой к моде. Если она хочет добиться успеха и уничтожить свой взгляд на мир, то ей следует прежде всего разрушить такой образ самой себя. Иначе говоря, она должна начать с изменения своих представлений о себе. Это не означает, что ей необходимо менять стиль жизни и свой внешний вид, – главным образом, ей нужно изменить то, что она думает и чувствует по отношению к себе. Анна должна продолжить попытки остановить внутренний диалог, иначе не сможет избежать влияния существующего образа самой себя.
|
Следует подчеркнуть, что, когда ученик пытается остановить внутренний диалог, он должен очень внимательно относиться к тому, что рассказывает другим о своей личной жизни. Образа себя невозможно избежать, если человек постоянно занимается утверждением этого образа в глазах окружающих. По этой причине, если ученик хочет уничтожить образ себя, ему следует стирать этот образ и в глазах всех тех, кто его знает; в противном случае в процессе общения эти люди будут постоянно возвращать ученика к его прежнему образу. Иными словами, если Анна желает изменить свои представления о самой себе, она не может позволить, чтобы её коллеги и друзья верили в то, что она действительно представляет собой поверхностную и пустоголовую девушку, единственным интересом в жизни которой является модная одежда.
ЧТОБЫСТЕРЕТЬ ЛИЧНУЮ ИСТОРИЮ, ВОИН ДОЛЖЕН ОКУТАТЬ СЕБЯ ТУМАНОМ, В КОТОРОМ ВСЁ, СВЯЗАННОЕ С НИМ, КАЖЕТСЯ НЕУЛОВИМЫМ. ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ ЕСТЬ ТОЛЬКО У ДОСТУПНЫХ ЛЮДЕЙ.
Этот принцип вызывает большую путаницу, так как люди часто предполагают, что воин пытается скрыться от окружающего мира. Однако это далеко от истины по той простой причине, что никакая таинственность в отношении своей жизни ничуть не поможет человеку, если всем понятно, что он играет в таинственность. Подобные действия лишь вызывают любопытство и подозрения – разумеется, это не является ни полезным, ни осмысленным. Окутать себя туманом означает перестать верить в собственный образ себя. Если человек добивается этого, он постепенно прекращает вести себя привычным образом, и именно эти перемены в поведении вызывают так называемый туман. Поскольку люди судят о нас по нашим поступкам, то, как только мы отклоняемся от своего привычного стиля поведения, окружающие совершенно теряются и не знают, как реагировать на наши действия.
Естественно, из-за такой неуверенности окружающие начинают смотреть на человека по-новому. Кроме того, она заставляет их задавать вопросы, а на основе ответов они создают новое мнение об этом человеке. Используя технику сталкинга, воин может правдиво ответить на любой вопрос, одновременно не позволяя спрашивающему составить какое-либо определённое мнение о нём. Это чрезвычайно важно, так как, если ученик хочет стереть личную историю, он должен позаботиться о том, чтобы это не превратилось просто в замену одного образа другим. Пример позволит нам прояснить эту мысль.
Если бы приятельница спросила Анну, доставляют ли ей покупки в магазинах то же удовольствие, что прежде, Анна могла бы ответить: «Конечно! Но теперь я делаю покупки совсем по-другому». Это заставило бы приятельницу поинтересоваться, что она имеет в виду. Анна может приступить к уничтожению прежнего образа себя, сказав, что теперь она понимает, что внешняя элегантность не значит ровным счётом ничего, если у человека нет чувства внутренней красоты, так что сейчас она ходит по магазинам в поисках последнего. После этого приятельница либо поймёт, что Анна – уже не та девушка, какой была раньше, либо будет сбита с толку, не зная, как отнестись к ответу Анны, – в этом случае она прекратит задавать вопросы или попытается добиться от Анны более ясного ответа.
Если приятельница перестанет приставать к Анне с вопросами, значит, она осознала, что её собеседница – явно не та женщина, какой её всегда считали. С другой стороны, при попытках расспросить её подробнее, Анна может продолжить уводить свою приятельницу всё дальше от прежнего образа себя. Впрочем, в обоих случаях результат будет одним и тем же: приятельница Анны почувствует, что никогда не знала Анну в подлинном смысле этого слова. Разумеется, подобные действия со стороны Анны возможны только в том случае, если она осознала необходимость стирания личной истории и начала избавляться от своего взгляда на мир.
Следует пояснить, что, как только воин избавляется от взгляда на мир и стирает личную историю, он обычно воздерживается от разглашения подробностей личной жизни. Однако такая скрытность воина в отношении личной жизни вызвана не потребностью в таинственности как таковой и не соображениями безопасности; воин поступает так лишь потому, что после стирания личной истории он перестаёт мыслить и чувствовать в категориях своего прежнего эго. Иными словами, хотя воин по-прежнему остаётся сыном обычной супружеской четы Джо и Энни, он уже не чувствует себя выросшим в их доме и не думает так, как мыслил раньше.
Когда воин стирает личную историю, он во всех отношениях, кроме, разве что, фамилии, перестаёт быть сыном тех Джо и Энни; в свою очередь, Джо и Энни остаются его родителями только в биологическом смысле. Быть чьим-то сыном означает много большее, чем несёт в себе фамилия; точно так же, быть отцом или матерью значит намного больше, чем просто произвести на свет физическое тело. Таким образом, хотя воин по-прежнему может регулярно навещать своих родителей, в действительности он становится незнакомцем для них и их мира, так как уже не разделяет их общий взгляд на мир. Принцип и само явление сына, навещающего родителей, представляет собой неотъемлемую часть общего, разделяемого с родителями взгляда на мир, но, если воин уже не цепляется за этот взгляд, то, строго говоря, он лишь играет определённую роль, какими бы ни были при этом его побуждения.
ТАКИЕ КОНЦЕПЦИИ, КАК ВОЗРАСТ, МЕСТО РОЖДЕНИЯ И РОДОСЛОВНАЯ, МОГУТ ИМЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ.
Стеревший личную историю воин часто совершенно серьёзно утверждает, что у него нет ни возраста, ни родителей, ни семьи. Хотя подобные заявления всегда произносятся полушутя, они вполне типичны для сталкера. Очевидно, такие слова нельзя принимать за чистую монету; несмотря на то что сталкер никогда не лжёт, его правда далеко не всегда оказывается ожидаемой и, как в приведённом примере, временами кажется возмутительным враньём. И всё же со своей собственной точки зрения воин сообщает окружающим сокровенную истину. Зная, что он является своим сновидящим, а не физическим телом, воин понимает также, что он не имеет возраста в понятиях общечеловеческого взгляда на мир – категория возраста властна только над его физическим телом. Подобным образом, те существа, что подарили биологическую жизнь его текущему воплощению, не являются его родителями – по той простой причине, что у сновидящего нет родителей. Точно так же воин не может иметь и семьи, кроме той группы, к которой относится его сновидящий.
Глава седьмая
Остановка мира
ОСТАНОВКА МИРА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ МАГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. КАК ТОЛЬКО ВОИН СОВЕРШИЛ ЕГО, ОН СТАНОВИТСЯ СВОБОДНЫМ СУЩЕСТВОМ, РАСПОРЯЖАЮЩИМСЯ СИЛОЙ. ПОСЛЕ ЭТОГО ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ НАЧИНАЕТ РАЗВОРАЧИВАТЬСЯ САМЫМ УДИВИТЕЛЬНЫМ И ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОМ.
Мы достигли того, что является самой сутью Пути Воина, – той таинственной техники, которая именуется остановкой мира. Остановка мира означает остановку взгляда на мир; она является естественным результатом остановки внутреннего диалога. На уровне концепции остановку мира не так уж трудно постичь умом. Однако её природа чрезвычайно сложна, и, если ученик приступает к практике этой техники, не осознав её полного значения, этот принцип становится опасным и вполне может привести к окончательному провалу попыток стать воином.
Эти трудности осложняются ещё и тем, что остановка мира представляет собой технику, уводящую человека в самые глубины левой стороны, и потому её почти невозможно описать словами. Как это случается со всем, что связано с левой стороной, мы в лучшем случае способны говорить только о результатах действий, то есть выражать словами последствия переживаний, но не сами переживания. Таким образом, в этой главе читателю часто будет казаться, будто я следую в своём изложении «по касательной», однако такие очевидные отклонения совершенно необходимы, чтобы выразить все тонкости, для которых не хватает слов.
В «Возвращении воинов» говорилось, что трудность Пути Воина заключается не в его академической сложности, но, как ни парадоксально, в его явной простоте. Это особенно справедливо в отношении остановки мира, поскольку эта техника охватывает множество тонких нюансов, которые выглядят совершенно незначительными. Если каждую из таких тонкостей рассматривать в отдельности, они могут показаться достаточно занятными, и всё же относительно пустяковыми. Это относится ко всему, что делают воины, так как рациональный ум обычного человека настолько нацелен на сложность, что почти никогда не обращает внимания на подлинные проявления силы.
Например, именно по этой причине невероятно могучий воин способен пройти сквозь толпу людей так, что никто не обратит на него внимания. Если этот воин захочет, он даже может по пути манипулировать осознанием толпы, и ни один человек не заметит ничего особенного. Кое-кто может счесть странным, что ему внезапно захотелось сделать что-либо такое, о чём минуту назад он и не задумывался. Но обычно такие люди просто решат, что они откликнулись на собственное внезапное побуждение. В большинстве своём люди настолько обусловлены, что замечают только сценические эффекты, и потому такая толпа никогда не осознаёт, что она только что подверглась воздействию совершенно поразительной магии.
Искусность воина такова, что он никогда не привлекает к себе внимания, если только сам того не захочет, и потому полностью осознаёт, что в этом заключается огромное преимущество над его собратьями. Не будучи цирковым клоуном, воин ничуть не обижается на то, что никто не замечает его магии. Умение воина отправляться по своим делам незамеченным является одним из самых блестящих достижений Толтеков – оно не только наделяет воина неограниченной свободой, но и позволяет ему избегать смертельных ловушек чувства собственной важности и самонадеянности. Остановка мира относится к категории магических действий воина. С внешней точки зрения, в остановке мира нет ничего показного, однако для любого воина, который сумел свершить этот акт, она представляет собой захватывающее переживание, ведущее к поразительным результатам.
Чтобы яснее понять это, следует осознать, что все описанные ранее положения учения Толтеков представляют собой неотъемлемые части остановки мира. Таким образом, техника остановки мира имеет составной характер и требует высокого мастерства во всех изложенных до настоящего времени техниках, а также в нескольких других, которые будут описаны чуть позже. По этой причине совершенно необходимо, чтобы человек сложил воедино всё, что он усвоил ранее; при этом он осознаёт, как каждая концепция и техника сочетается со всеми прочими и образует с ними единое целое, намного превышающее сумму отдельных частей. Однако прежде чем погружаться в эту тему, опишем результаты остановки мира, чтобы у читателя не возникало сомнений в том, что это свершение имеет первостепенную важность для любого, кто желает стать воином.
Как уже заметил проницательный читатель, существует множество способов определения разницы между учеником и настоящим воином. Однако самое выразительное из всех возможных определений, вероятно, заключается в том, что воин является человеком, остановившим мир, а ученик всё ещё лишь пытается сделать это. Впрочем, в используемой сегодня системе обучения достаточно трудно определить, поднялся ли уже ученик на уровень воина. Это происходит потому, что современные ученики способны показывать поразительные результаты, которые по праву относят к последствиям остановки мира.
Важнейшим результатом остановки мира является то, что воин освобождается от социальной обусловленности и становится способным перемещать и сдвигать точку сборки по собственной поле. В связи с этим не следует забывать, что движение точки сборки приводит к трезвости, тогда как её сдвиг вызывает изменённое состояние восприятия. Хотя трезвость также можно назвать изменённым состоянием восприятия, важно помнить, что любое движение точки сборки связано только с первым вниманием, или обычным осознанием. В противоположность этому, сдвиг точки сборки выводит воина ко второму вниманию, или состоянию повышенного осознания, – к тому, что технически называют подлинным изменённым состоянием восприятия.
Чтобы уметь перемещать и сдвигать точку сборки по собственной воле, ученику требуется овладеть всеми описанными до настоящего момента техниками, в число которых, разумеется, входит и необходимость вести жизнь воина. Очевидно, что первым важным шагом в развитии ученика является тот момент, когда он достигает в перемещении точки сборки достаточного для обретения трезвости искусства. После этого ученик выходит на уровень охотника. Затем, когда он освоит жизнь воина и научится сдвигать точку сборки, чтобы по собственной воле переходить к повышенному осознанию, ученик по праву заслуживает звания воина.
Будучи свободным от своего взгляда на мир и способным вызывать изменённые состояния восприятия, воин может настраивать любые энергетические поля по собственному выбору. Когда его точка сборки сдвигается достаточно далеко от своего обычного положения, возникающее восприятие оказывается настолько отличным от привычного, что такой новый уровень восприятия вполне справедливо можно назвать совершенно иным миром. С технической точки зрения это называют сборкой нового мира.
Хотя сборка других миров основана на концепциях и техниках, с которыми нам предстоит иметь дело намного позже, они упоминаются здесь, чтобы указать общую цель, так как являются естественным продолжением способности останавливать мир. По этой причине предпримем предварительное знакомство с этой концепцией, чтобы глубже понять технику остановки мира.
В целом, в человеческой полосе существует десять различных миров, которые можно собрать; одним из них, разумеется, является тот мир, который воспринимается нами в обычном осознании. Остальные девять миров столь же реальный осязаемы, как и привычный мир человека, однако их можно воспринимать только после сборки. Это означает, что, когда воин способен сдвигать точку сборки в положение, в котором существуют другие девять миров, он может настроиться на те энергетические поля, что составляют каждый из этих миров. При этом воин собирает своё восприятие в рамках нового мира.
Однако важно помнить, что светящийся кокон являет собой одно согласованное целое, состоящее из множества энергетических полей, взаимодействующих друг с другом как единое пространство. В коконе нет пробелов, то есть областей, не заполненных энергетическими полями. Таким образом, хотя в человеческой полосе существует десять различных миров, они не являются независимыми друг от друга. В промежутках между этими мирами проходит бессчётное число соединяющих миры энергетических полей, и этот факт всегда приводит новичка в замешательство.
Энергетические поля, заполняющие промежутки между различными мирами, относятся к чрезвычайно широкому спектру вибраций – каждая частота незаметно перетекает в следующую. Окончательным результатом такого размещения становится то, что энергетические поля, расположенные ближе к какому-либо из миров, сходны с полями этого мира, а по мере своей удалённости от него энергетические поля постепенно приобретают свойства следующего мира, и так далее. Таким образом, невозможно определить, к какому именно миру относится какое-либо промежуточное поле. В конечном счёте единственным показателем того, к какому миру можно причислить конкретное промежуточное энергетическое поле, может служить только степень проявления в нём особых качеств, связанных с этим миром.
Умение чётко различать степени проявления особых качеств не особенно беспокоит воина, если только это не очень развитый видящий. Более важным для воина является то, что между десятью мирами действительно существует совершенно определённая система взаимоотношений, и воину жизненно необходима способность распознать и постичь эту систему. В упрощённом смысле, эти взаимоотношения представляют собой результат взаимодействия между десятью мирами и технически называются сокровищами Пути Воина или просто сокровищами.
В промежуточных энергетических полях, окружающих десять миров в рамках человеческой полосы, существуют двадцать два сокровища. Двадцать одно из них обладает чётко выраженными собственными свойствами, намного более заметными, чем все качества самих энергетических полей. Сокровища довольно легко ошибочно счесть самостоятельными мирами. Однако важно осознавать, что есть только десять настоящих миров, а сокровища представляют собой результат их взаимоотношений. Таким образом, если точка сборки сдвигается недостаточно далеко, чтобы собрать один из других девяти миров, воин может воспринять то или иное сокровище, и хотя это будет означать изменённое состояние восприятия, оно не собирает новый мир как таковой.
Необходимо отметить, что все упоминания о других мирах относились только к человеческой полосе. На самом же деле в коконе человека существует намного больше миров: одни собираются с невероятным трудом, другие – с тревожащей лёгкостью. Я намеренно употребил выражение «тревожащая лёгкость», так как наши предшественники использовали множество совершенно ужасных по всем меркам практик. Одна из таких практик включала сборку мира зверя – из всех существующих миров он легче всего поддаётся сборке, так как при этом человек очень тесно сливается с животными.
Описать мир зверя в рациональных понятиях очень нелегко; можно сказать лишь то, что, собирая этот мир, воин мог принимать облик любого животного по своему выбору. Однако необходимо подчеркнуть, что, помимо животных инстинктов, миру зверя присущи и другие качества – качества, поистине отвратительные и отталкивающие с точки зрения человека. Более того, сборка мира зверя всегда вызывает настоящее превращение, или, точнее, перевоплощение. Иными словами, воин, собравший мир зверя, способен временно, но в совершенно буквальном смысле превращаться в то животное, в какое пожелает, или принять любую звероподобную форму, какая возникнет в его фантазии.
Следующие Пути Свободы воины избегают таких практик, ибо они не только бесполезны для обретения новых знаний, но и накладывают неизгладимый отпечаток на личную силу. Это означает, что, если воин собирает мир зверя, его личная сила навеки остаётся заражённой качествами этого мира. В этой книге нет возможности объяснить этот принцип подробнее; достаточно будет подчеркнуть, что для воина, идущего по Пути Свободы, подобные последствия совершенно нежелательны, так как отбрасывают его назад. При достаточно продолжительной практике такие эффекты накапливаются, так что воин становится всё более звероподобным. Это ужасное явление стало причиной возникновения множества древних легенд; в этом отношении пример оборотней является совсем не таким фантастичным, как принято считать, хотя со временем легенды о них и подверглись сильным преувеличениям.
Всё сказанное выше позволяет понять, что человек действительно является магическим существом Вселенной. Он не только обладает почти безграничными потенциальными возможностями, но и окутан загадкой, не поддающейся никаким рациональным рассуждениям. И всё же проклятие человеческого существования заключается в том, что обычный современный человек ведёт бесплодную жизнь среди обыденных мелочей, которые автоматически лишают его возможности осознавать его тонкую божественную природу и невероятные потенциальные возможности. Подобное состояние дел представляет собой прискорбное свидетельство уровня человеческого невежества и упрямого стремления цепляться за социальную обусловленность, оказывающую во всех отношениях истощающее влияние.
НЕВОЗМОЖНО СТАТЬ ВОИНОМ, НЕ ОСТАНОВИВ МИР. ЧТОБЫСДЕЛАТЬ ЭТО, НУЖНО ПОВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ЭТО ВОЗМОЖНО И ЧТО ЧЕЛОВЕК – МАГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО ВСЕЛЕННОЙ, СПОСОБНОЕ СДЕЛАТЬ ЭТО.
Цель воина заключается в том, чтобы достичь не только свободы от социальной обусловленности, но и той свободы, что позволяет ему раскрыть все свои потенциальные способности как магического существа. Такая свобода естественным образом включает в себя умение настраиваться на любые энергетические поля по собственной воле и исследовать все уровни восприятия, доступные человеку. Однако подлинное освобождение становится возможным лишь после того, как ученику удаётся остановить мир. Выявить свои скрытые потенциальные возможности, оставаясь при этом в тесных оковах совокупных последствий социальной обусловленности и самого мира, который мы унаследовали имеете со своим физическим воплощением, просто невозможно. Окружающие нас человеческие существа могут пойти на всё что угодно, чтобы убедить нас, что этот мир является единственной существующей реальностью, однако потенциальный воин представляет собой человека, каждой частичкой своего существа ощущающего, что жизнь являет собой нечто намного большее, чем то, что доступно глазу. Вследствие этого ученик Пути Воина делает выбор верить в то, что он способен достичь самого центра своего существа и узнать, во-первых, кем он является на самом деле, во-вторых, каков его подлинный потенциал и, в-третьих, в чём заключается его истинное предназначение. Как только это решение принято, скорость развития ученика начинает превышать все воображаемые пределы.
Осознав важность остановки мира, мы можем перейти к определению процесса, связанного с этой всеобъемлющей концепцией. Ранее говорилось, что остановка мира представляет собой составную технику, включающую в себя всё, что было изучено ранее, а также несколько ещё не описанных техник. Читатель не должен беспокоиться о том, что ему известны не все эти техники. Если он добьётся осознания процесса остановки мира, более поздние техники автоматически и естественно вольются в него. Таким образом, пока мы сосредоточимся только на тех техниках, с которыми уже знакомы.
Если бы потребовалось выразить суть всех уже изложенных техник, это можно было бы достаточно точно сделать одной короткой фразой: научиться хорошо относиться к самому себе. Именно это является центральным положением всех описанных к настоящему моменту практик учения. Большинство учеников, которым не удаётся стать воинами, упорно отказывались признать возможность того, что, возможно, они представляют собой нечто намного большее, чем им кажется. В связи с этим следует подчеркнуть, что социальная обусловленность, в которой, словно в тюрьме, заключён человек, так или иначе опирается на чувство собственной незначительности. Единственная причина того, что человечество в целом влачит тягостное существование, заключается в одном: люди мирятся с тем, что они не заслуживают ничего лучшего. Погруженные в чувства вины и собственной незначительности, люди совершенно неосознанно придерживаются представления о том, что они являются жертвами обстоятельств. В результате достигают расцвета принципы превосходства и неполноценности, которые вызывают у человека чувство собственной важности и жалости к себе.
Стоит уделить особое внимание той концепции, которая оказывает совершенно разрушительное влияние на умы огромного множества людей, а именно – на богословский принцип греха. Этот принцип диаметрально противоположен всему учению Толтеков, так как на Пути Воина ученик учится не индульгировать в чувстве собственной незначительности. Вместо него ученику преподаются положения, позволяющие увидеть жизнь в истинном свете. Благодаря этому он способен становиться на такую точку зрения, взгляд с которой помогает принять себя как с существо, обладающее определённым предназначением и ценностью для жизни.
Все мы, независимо от того, кем являемся, представляем собой частицы огромного целого, именуемого жизнью, и потому играем свои небольшие роли в великом процессе под названием эволюция. Роль, которую предстоит сыграть каждой личности, называют предназначением, а эволюция в конечном счёте представляет собой общую сумму всех индивидуальных предназначений, так как существует лишь одна жизнь, развивающая единое осознание. По этой причине само собой разумеется, что единственным грехом является грех разделённости. Иными словами, каждый раз, когда человек индульгирует в чувстве превосходства или неполноценности, он отделяет себя от огромного целого.