1. Больной, разговаривать, с, врач и медсестра.
________________________________________________________________________________
2. Я, никогда, не спорить, с, родители.
________________________________________________________________________________
3. Мы, наблюдать, за, футбольный матч.
________________________________________________________________________________
4. Он интересоваться, русская классическая литература.
________________________________________________________________________________
5. Такси, остановиться, перед, медицинский университет.
________________________________________________________________________________
****
6. Натрий, соединяться, с, сера.
________________________________________________________________________________
7. Твёрдая опора тела человека, называться, скелет.
________________________________________________________________________________
8. Обмен веществ, являться, основное свойство живых организмов.
________________________________________________________________________________
9. Сердце, являться, центральный орган кровеносной системы.
________________________________________________________________________________
10. Белки, являться, составная часть цитоплазмы.
________________________________________________________________________________
V.
Модель 5. | S - Р | – | Obj | о чем? о ком? где? (косвенный объект в П. п.) |
Задание 14. Ответьте на вопросы.
1. О ком она много рассказывает? _______________________________________ (свой брат).
2. О чём он мечтает? ___________________________________________ (интересная работа).
3. О чём они спросили? __________________________________________ (погода на завтра).
4. О чём вы разговариваете? __________________________________________ ((свои дела)
5. О чём вы спорите? _________________________________ (разные пути решения задачи).
6. Где ты получала посылку? ______________________________________________ (почта).
7. Где вы любите гулять? _______________________________________________ (лес, парк).
8. Где вы встретились? ___________________________________________ (дискотека, клуб).
9. Где расположена ваша страна? ___________________________________ (восток Африки).
10. Где ты занимаешься сейчас? _________________________________________ (аудитория).
Задание 15. Закончите предложения.
1. Мы учимся ________________________________ (Крымский медицинский университет).
2. Я часто бываю в ___________________________________________ (научная библиотека).
3. Мои товарищи были на _______________________ (практика) в _______________ (Ялта).
4. Таблица висит на ______________________________________________________ (доска).
5. Я сижу на ____________________________________________________________ (диван).
****
6. Сердце располагается в ___________________________________ (околосердечная сумка).
7. Центр тяжести тела находится в _______________________________ (крестцовый канал).
8. Железо содержится в ______________________________________________(гемоглобин).
9. Белки, жиры и углеводы участвуют в _____________________________ (обмен веществ).
10. Кожа участвует в ____________________________________________ (процесс дыхания).
Задание 16. Составьте предложения.
1. Вчера, большой концерт, быть, центр города, площадь.
________________________________________________________________________________
2. Сегодня, наша группа, работать, лаборатория.
________________________________________________________________________________
3. Летом, студенты, отдыхать, дом отдыха.
________________________________________________________________________________
4. Он, рассказывать, о, друзья.
________________________________________________________________________________
5. Родители, думать, о, сын, дочь.
________________________________________________________________________________
****
6. Лобная кость, участвовать, в, образование мозгового и лицевого черепа человека.
________________________________________________________________________________
7. Надкостница, участвовать, в, работа опорно-двигательного аппарата.
________________________________________________________________________________
VI.
Модель 6. |
Obj | –косвенный объект |
/
S- | Р | - | Obj | –прямой объект |
Задание 17. Составьте предложения.
а) Модель:
Obj | – от кого? от чего? |
/
S- | Р | - | Obj | – кого? что? |
1. Я, получить, письмо, от, мать.___________________________________________________
2. Врач, спасти, больной, от, смерть. _______________________________________________
3. Я, узнать, эта новость, от, он. ___________________________________________________
4. Скелет, защищать, внутренние органы, от, механические повреждения. _____________________________________________________________________________
б) Модель:
Obj | – кому? чему? |
/
S- | Р | - | Obj | – что? |
1. Я, рассказать, эта интересная история, свои товарищи.______________________________ _____________________________________________________________________________
2. Я, послать, телеграмма, свои родители.___________________________________________ _____________________________________________________________________________
3. Нервные волокна, передавать, нервные импульсы, клетки коры.______________________ _____________________________________________________________________________
4. Профессор, задавать, мы, труднейший вопрос. _____________________________________ _____________________________________________________________________________
в) Модель:
Obj | – по какому признаку? |
/
S- | Р | - | Obj | – на что? |
1. Вещества, делиться, на, простые и сложные, по, состав. _____________________________ _____________________________________________________________________________
2. Клетки, делиться, на, микроклетки и макроклетки, по, величина. _____________________ _____________________________________________________________________________
3. Ткани организма, подразделяться, на, эпителиальная ткань, соединительная ткань, нервная ткань, костная ткань, по, строение и функции.______________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Тема 3: | Позиция активного субъекта (S), возможные варианты его замещения |
Задание 1. Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните грамматический S. Скажите, чем он выражается.
1. Ваш вопрос труден для меня.
2. Он будет врачом
3. Наша столовая закрыта.
4. Больной с трудом дышит.
5. Лёгкие являются органом дыхания.
6. Кто-нибудь это сделает.
7. Все вышли на улицу.
8. На занятие пришли только трое.
Задание 2. Напишите номера предложений, где прилагательное имеет значение существительного, (т.е. отвечает на вопрос “кто?” “что?”), а где оно является определением к существительному (т.е. отвечает на вопрос “какой?“, “какая?”, “какое?”, “какие?”).
Прилагательные в значении кт? что? №№___________________________________
Прилагательное в значении какой? №№ ________________________________________
1. Столовая закрыта. | – 10. В шкафу стоит столовая посуда. |
2. Андрей – рабочий, а Виктор – военный. | – 11. Вот рабочий кабинет моего отца. – 12. На этой улице находится военный госпиталь. – 13. Мой друг - военный врач. |
3. Недавно ко мне заходил мой старый знакомый. | – 14. Я услышал знакомый голос. |
4. Больная чувствует себя лучше. | – 15. Больная рука с трудом поднимается. |
5. Человек и высшие животные рождают потомство и вскармливают его молоком. | – 16. Растительные и животные клетки сходны по строению. – 17. Животный мир очень многообразен. |
6. Лёгкие являются органом дыхания. | – 18. Это очень лёгкие вопросы. |
7. Многие уже здесь. | – 19. Многие студенты ещё не вернулись с каникул. |
8. Будущее покажет, кто был прав. | – 20. “Сделаю” – это будущее время глагола “сделать”. |
9. Данные, полученные в результате опыта, доказывают нашу теорию. | – 21 Данные примеры доказывают нашу теорию. |
Задание 3. Вставьте (подчеркните) нужную форму субъекта (S).
1. Недавно ко мне заходил мой старый ____________(человек, которого я знаю=знакомый).
2. __________________________ чувствует себя лучше (женщина, которая больна=больная).
3. _______________________были на лекции профессора (преподаватели, лаборанты, студенты=многие).
4. __________________________________ вышли на улицу (брат, сестра, мама, отец, соседи…= все).
Тема 4: | Позиция предиката (P), возможные варианты его замещения |