Без труда не будет и плода




В процессе беседы педагог помогает детям понять смысл пословицы "Без труда не будет и плода" (только труд помогает добиться желаемого). Воспитатель читает украинскую сказку "Колосок". Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок. – Круть, Верть, – позвал петушок, – глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят: – Нужно его обмолотить. – А кто будет молотить? – спросил петушок. – Только не я! – закричал один. – Только не я! – закричал другой. – Ладно, – сказал петушок, – я обмолочу. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул: – Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос: – Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть! – А кто понесет? – спросил петушок. – Только не я! – закричал Круть. – Только не я! – закричал Верть. – Ладно, – сказал петушок, – я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат: – Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся: – Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь. – Кто будет месить? – спросил петушок. А мышата опять за свое: – Только не я! – запищал Круть. – Только не я! – запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит: – Видно, мне придется. Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось. – Ох, и проголодался я! – пищит Круть. – Ох, и есть хочется! – пищит Верть. И за стол сели. А петушок им говорит: – Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашел колосок? – Ты нашел! – громко закричали мышата. – А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок. – Ты обмолотил! – потише сказали оба. – А кто зерно на мельницу носил? – Тоже ты, – совсем тихо ответили Круть и Верть. – А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек? – Все ты. Все ты, – чуть слышно пропищали мышата. – А вы что делали? Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать. – Понравились ли вам мышата Круть и Верть? – Похожи ли они на петушка Голосистое горлышко? – Что сделал петушок, чтобы испечь пироги? (Обмолотил колосок, намолол муку, замесил тесто.) – Что отвечали мышата, когда петушок предлагал им обмолотить колосок, намолоть муку, замесить тесто? (Только не я.) – Как вели себя мышата, когда петушок поставил пироги на стол? – Что сказал петушок, когда увидел мышат, севших за стол, чтобы отведать пирога? – Прав ли был петушок? Почему? – Что почувствовали мышата, когда петушок спросил их о том, что они сделали, чтобы испечь пироги? (Стыд.) – Как можно назвать мышат? (Лодыри, лентяи, бездельники.) – Как можно назвать петушка, который честно работал? (Трудолюбивый, работящий.) – Какие пословицы можно отнести к мышатам, а какие – к петушку: "Кто не работает, тот не ест", "Без труда не будет и плода", "Труд человека кормит, а лень портит". Воспитатель предлагает детям сделать инсценировки по следующим народным побасёнкам: – Тит, иди молотить! – Брюхо болит! – Тит, иди щи хлебать! – А где моя большая ложка? – Ты что делаешь? – Ничего. – А что он делает? – Да вот, мне помогать пришел. – Как можно назвать Тита и того, кто ничего не делает? (Лентяй, лодырь, бездельник.) Кто не работает, тот не ест (6–7 дет) В ходе беседы дети постигают смысл пословицы

 

"Кто не работает, тот не ест".

Воспитатель читает детям сербскую сказку "Кто не работает, тот не ест".... У короля Матии была красавица дочь, но ленивая: никогда ничего не делала, да и не умела делать, а день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой. Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то парень – пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала на встречу, дивится на прекрасную девушку. На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин. Сын спрашивает: – Кто сегодня работал, мать? – Я и ты, – отвечает она. – Ну, кто работал, тот и есть может. Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было. На третий королевна и говорит свекрови: – Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела. Та велела ей наколоть дров. Вечерело. Сели за узкий стол, а парень снова спрашивает: – Кто сегодня работал, мать? – Мы трое: я, ты и королевна. – Ну, кто работал, тот и есть может. И все трое поужинали. Так понемногу королевна научилась работать. Через три года приезжает король проведать дочку. Видит – работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит: – Как, и ты научилась работать? – А как без нее, – отвечает королевна, – у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, поди-ка наколи дров. Король подарил дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство. – Что вам понравилось в этой сказке? Может быть, кому-то сказка не понравилась? Почему? – Кого-нибудь удивило то, что король хотел научить свою дочь работать? – Заставляли ли мать и ее сын королевну работать? (Нет, они считали, что она сама должна захотеть работать.) – Почему королевна попросила дать ей какую-нибудь работу? – Что королевна ответила отцу, когда он спросил у нее: "Как, и ты научилась работать?" – Чем закончилась сказка? – Вспомните сказки, в которых труд и вежливость награждаются, а лень и грубость наказываются. ("Золушка", "Морозко", "Ленивица".)

За труд говорят спасибо

. Воспитатель читает детям стихотворение В. Данько. Ребята, откуда "Спасибо" берется? Оно в магазине Не продается, Не говорится оно По приказу, И многим оно Не досталось ни разу А Павлик сегодня На улицу вышел И сразу четыре "Спасибо" услышал! Косточку Павлик Барбосу принес - "Спасибо" пролаялСчастливый барбос. Павлик два домика Сделал для птиц - "Спасибо" ему От скворцов и синиц. Потом поливал он Ведерком и лейкой Цветы, что росли За садовой скамейкой. – Спасибо, - Ему прокричали цветы. – От жажды мы б высохли, Если б не ты! Мама с работы Вернулась домой, Полы подметать Ей не нужно самой. Мама устала, Павлик помог. Мама сказала: – Спасибо, сынок. – За что Павлику четыре раза сказали спасибо? (За доброе дело, за помощь.) – Кому-нибудь из вас сегодня или вчера сказали спасибо? За что вас поблагодарили? – За какие дела вы сами благодарили других людей? "Все работы хороши, выбирай на вкус" (6–7 лет) На занятии педагог знакомит детей с различными профессиями, объясняет, что каждой из них нужно учиться. – Существует множество интересных профессий. Послушайте, как рассказывает о них поэт Дж. Родари в стихотворении "Чем пахнут ремесла?". Он рассказывает не только о профессиях, но и о запахах, по которым можно узнать, где работает человек. У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом и сдобой. Мимо столярной Идешь мастерской - Стружкою пахнет И свежей доской. Пахнет маляр Скипидаром и краской. Пахнет стекольщик Оконной замазкой. Куртка шофера Пахнет бензином. Блуза рабочего - Маслом машинным. Пахнет кондитер Орехом мускатным. Доктор в халате - Лекарством приятным. Рыхлой землею, Полем и лугом Пахнет крестьянин, Идущий за плугом. Рыбой и морем Пахнет рыбак. Только безделье Не пахнет никак. – О каких профессиях рассказывается в этом стихотворении? – Каждая профессия имеет свой запах. А что "не пахнет никак"? – Какая профессия вам нравится?Воспитатель подчеркивает, что разные профессии требуют разных знаний, что всему нужно учиться. Он предлагает детям послушать отрывок из стихотворения В. Маяковского "Кем быть". Нужные работники - Столяры и плотники! Сработать мебель мудрено: Сначала мы берем бревно И пилим доски, Длинные и плоские. От работы пила Раскалилась добела. Рубанок в руки - Работа другая: Сучки, закорюки Рубанком строгаем. Готовим понемножку То ящик, то ножку. Сделали вот сколько Стульев и столиков! Столяру – хорошо, А инженеру – лучше. Я бы строить дом пошел - Пусть меня научат. Я сначала начерчу Дом такой, какой хочу. Самое главное, Чтоб было нарисовано Здание славное, живое словно. План готов, и вокруг Сто работ на тыщу рук. Книгу переворошив, Намотай себе на ус - Все работы хороши, Выбирай на вкус. – Нарисуйте, что сделали столяры и плотники; инструменты, которые необходимы столяру и плотнику; дом, который хотел построить инженер (по выбору). – Объясните пословицу "Дело мастера боится". – Почему говорят "золотые руки"? Далее воспитатель организует игры в профессии, о которых шла речь на занятии (дети могут сначала нарисовать дом (мебель для кукол), а затем сделать его из деталей конструктора).

 

Бережливость

В ходе бесед по этой теме воспитатель закрепляет у детей навыки бережного отношения к вещам. Педагог напоминает дошкольникам, что все вещи должны лежать на своих местах, иначе их трудно будет найти; что к вещам нужно относиться аккуратно, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Воспитатель старается довести до сознания детей мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, к труду. Так, если ребенок не убирает за собой игрушки, не кладет на место одежду, значит, за него это должен сделать кто-то другой. Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок доставляет им лишние хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и том, что ребенок не ценит труд взрослых – и тех, кто сделал вещь, и тех, кто ее купил, заработав деньги. "Надо вещи убирать – не придется их искать" (5–6, 6–7 лет) В ходе беседы педагог знакомит детей с правилами бережного отношения к вещам; напоминает о необходимости беречь свое время. Воспитатель читает рассказ Л. Воронковой "Маша-растеряша"....Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама. – Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора! Маша проснулась, открыла глаза: – Встану – не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу. А мама опять: – Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Нечего делать – надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша – а чулок-то нет! – Где же, где мои чулки? Обыщу все уголки. Их на стуле нет И под стулом нет. На кровати нет, Под кроватью нет… Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет-приго-варивает: – Ищешь, ищешь – не найдешь, А разыщешь – так пойдешь. Надо вещи убирать - Не придется их искать. И воробьи за окном Машу поддразнивают: – Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! А Маша все ищет: – И под стулом нет, И на стуле нет… Да вот же они – у куклы в кроватке! Мама спрашивает: – Маша, скоро? Маша отвечает: – Надеваю чулки, Обуваю башмаки. Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет: – Под кроватью нет, На кровати нет, И под шкафом нет… А кошка ходит, все свое мурлыкает-приговаривает: – Ищешь, ищешь – не найдешь, А разыщешь – так пойдешь. Надо вещи убирать - Не придется их искать. Подошел к окошку петушок и запел: – Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! Стала Маша просить петушка: – Петушок, петушок, Разыщи мой башмачок! Петушок поискал-поискал – нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где – на столе стоит. Мама спрашивает: – Маша, скоро? А Маша отвечает: – Вот надену платье И пойду гулять я! А платья тоже нет нигде! – В чем пойду гулять я? Потерялось платье! Платье в горошину, Куда оно положено? И на стуле нет И под стулом нет… А кошка все свое мурлычет-приговаривает:– Ищешь, ищешь – не найдешь, А без платья не пойдешь… Надо вещи убирать - Не придется их искать. Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша! Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась: – Платье в горошину На полочку заброшено! Мама говорит: – Больше ждать я не могу! А Маша отвечает: – Я бегу-бегу-бегу! Бежит Маша в детский сад, торопится. А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали: – Опоздала, Маша, Маша-растеряша! – Давайте подумаем, почему Маша опоздала в детский сад. – Что сказала Маша, когда ее разбудила мама? (Я немножко полежу.) – Кто из вас ведет себя также? А кто умеет быстро вставать? – Почему Маша долго собиралась в детский сад? – Где находились ее чулки, башмаки, платье? – Можно ли сказать, что Маша бережно относилась к своим вещам? – Кто поддразнивал Машу, когда она искала свои вещи? – Теперь мы знаем, почему Маша опоздала в детский сад. (Она не сразу встала, долго искала свои вещи.) Обсуждая с детьми этот вопрос, воспитатель объясняет им, что необходимо беречь свое время. За время, потраченное на поиск вещей, можно было и позавтракать, и поиграть, и погулять.

 

Неряха-замараха

В ходе беседы воспитатель закрепляет у детей навыки бережного отношения к вещам. Педагог читает отрывок из произведения К. Чуковского "Федорино горе", интонацией подчеркивая страдания сбежавших вещей и переживания по этому поводу Федоры. Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы. Испугалася коза, Растопырила глаза: "Что такое? Почему? Ничего я не пойму". Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит… Утюги бегут, покрякивают, Через лужи, через лужи перескакивают. Из окошка вывалился стол И пошел, пошел, пошел, пошел, пошел… А на нем, а на нем, Как на лошади верхом, Самоварище сидит И товарищам кричит: "Уходите, бегите, спасайтеся!" А за ними вдоль забора Скачет бабушка Федора: "Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Воротитеся домой!"Но ответило корыто: "На Федору я сердито!" И сказала кочерга: "Я Федоре не слуга!" А фарфоровые блюдца Над Федорою смеются: "Никогда мы, никогда Не воротимся сюда!" Мимо курица бежала И посуду увидала: "Куд-куда! Куд-куда! Вы откуда и куда?!" И ответила посуда: "Было нам у бабы худо, Не любила нас она, Била, била нас она, Запылила, закоптила, Загубила нас она! Оттого-то мы от бабы Убежали, как от жабы, И гуляем по полям, По болотам, по лугам, А к неряхе-замарахе Не воротимся!" И они побежали лесочком, Поскакали по пням и по кочкам. А бедная баба одна, И плачет, и плачет она. Села бы баба за стол, Да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, Да кастрюлю поди поищи! И чашки ушли, и стаканы, Остались одни тараканы. Ой, горе Федоре, Горе! Но чудо случилося с ней: Стала Федора добрей. Тихо за ними идет И тихую песню поет: "Ой вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы подите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой". И сказали блюдца: "Надо бы вернуться!" И сказали утюги: "Мы Федоре не враги!" Долго, долго целовала И ласкала их она, Поливала, умывала, Полоскала их она. "Уж не буду, уж не буду Я посуду обижать. Буду, буду я посуду И любить и уважать!" – Почему эта сказка называется "Федорино горе"? – Когда Федора заплакала? – Чем закончилась сказка? – Почему надо беречь вещи? – Как называют человека, который бережет свои вещи? (Бережливый, аккуратный.)– Как называют человека, который не бережет свои вещи? (Небережливый, неаккуратный, неряха.) По произведению К. Чуковского воспитатель может организовать инсценировку.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: