Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают.




В ходе беседы педагог знакомит дошкольников с ситуацией, в которой дети не могут своими силами оказать помощь товарищу Воспитатель рассказывает детям: На детской площадке ребята играли в салки. Было весело и шумно. Один мальчик упал, но быстро вскочил и побежал дальше. Водящий уже подбегал, но осалить его не успел. Вскоре та же беда случилась с девочкой, но она не смогла сама встать, все попытки подняться причиняли ей боль. К девочке подбежал один из играющих. Мальчик помог ей встать и дойти до скамейки. Остальные продолжали игру. "Девчонки всегда плачут!" – сказал один из игроков, считая, что девочки – капризы и неженки. Сидя на скамейке, девочка потирала ушибленную ногу, на глазах у нее были слезы. Мальчик, который помог ей подняться, подошел снова и предложил отвести ее домой. Но идти она не смогла. Тогда мальчик обратился за помощью к знакомому мужчине, проходившему мимо. Тот с готовностью согласился помочь: он взял девочку на руки и отнес ее домой. Мама девочки, когда узнала обо всем, сказала: "Этот мальчик – настоящий мужчина!"– Как можно охарактеризовать мальчиков, которые не стали помогать упавшей девочке? (Равнодушные, неотзывчивые, невежливые, невнимательные.) – А как мы назовем мальчика, который помог девочке? – Как поступил мальчик, когда он не смог сам помочь девочке? – Почему мама назвала мальчика, который помог ее дочке, настоящим мужчиной? (Он проявил внимание и сочувствие к девочке; мужчины должны помогать женщинам, проявлять к ним уважение, внимание, вежливость.) Затем воспитатель вместе с детьми разбирает смысл пословицы "Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают"; выясняет, почему так названа история, о ком можно сказать добрые слова.

 

 

Доброжелательность

В ходе бесед по этой теме воспитатель раскрывает детям смысл понятия "доброжелательность", рассказывает о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям. В качестве примеров он использует художественные произведения и ситуации из жизни группы. Можно познакомить детей с пословицей "Кто других не любит, тот себя губит" Добрейший носорог (6–7 дет) В ходе беседы воспитатель старается объяснить детям, что доброта скрыта внутри человека, что она раскрывается только в его поведении, в отношении к другим людям. Педагог предлагает детям познакомиться с еще одним носорогом (Б. Заходер "Сказка про доброго носорога"), который совсем не похож на носорога из басни С. Михалкова "Зеркало". Жил-был Носорог, На других непохожий: Носорог С удивительно тонкой кожей. В джунглях жил, Среди хищных зверей, А кожа была у бедняги Действительно Тоньше бумаги И очень, очень чувствительная! С виду он был Носорог носорогом, Что Говорит О многом… Ноги, как тумбы, Чудовищная голова, Рог на носу Или даже, кажется, два. Но Хорошего носорога Не прошибешь и дубиной, А он Еле-еле мог Стерпеть Укус комариный. Погладят его против шерсти - И это его огорчает… Таких мелочей Носороги, Как правило, не замечают! Прут напролом носороги, Не разбирая дороги! Любят Топтать и давить, Мять и крушить Носороги. А этот Чудак НосорогС кожею тонкой Разных мышат-лягушат И то обходил сторонкой! – Я, – говорит, – не могу! Пусть все Как хотят поступают. Но, По-моему, Им неприятно, Когда на них наступают! Толстокожие братья Стали срамить Носорога – Ты ведь позоришь не только себя - Весь наш род Носорожий! – Я понимаю вас, Я ведь тоже Зверь по натуре, Но только я Кое-что Испытал на собственной шкуре. – Давайте сравним этого носорога с носорогом из басни "Зеркало"? Чем-нибудь они похожи? (Внешностью.) А чем они отличаются? (Отношением к окружающим.) – Кто и как пытался воздействовать на носорога, чтобы он перестал быть добрым? – Почему добрый носорог не может быть жестоким? Как он это объяснил? ("Я кое-что испытал на собственной шкуре".) Воспитатель объясняет детям переносный смысл слов "тонкокожий", "толстокожий". Затем предлагает нарисовать доброго и злого носорогов.

 

"Тайное всегда становится явным"

В беседе педагог стремится объяснить детям, что скрывать свой проступок бесполезно, что правда все равно будет известна; что солгавшему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность. Воспитатель читает детям рассказ В. Драгунского "Тайное всегда становится явным". Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: – …Тайное всегда становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил: – Что это значит, мама: "Тайное становится явным"? – А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял?.. Ложись-ка спать! Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать. Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши. – Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров! Я сказал: – Видеть не могу манную кашу! Но мама закричала: – Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.Я сказал: – Я ею давлюсь!.. Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила: – Хочешь, пойдем с тобой в Кремль? Ну еще бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме: – Конечно, хочу в Кремль! Даже очень! Тогда мама улыбнулась: – Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна! И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю. А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол. В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась: – Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала. В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал: – Здравствуйте! – и подошел к окну, и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек. – Что вам нужно? – строго спросила мама. – Как не стыдно! – милиционер даже стал по стойке "смирно". – Государство предоставляет вам новое жилье со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно! – Не клевещите. Ничего я не выливаю! – Ах, не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший! И к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться: – Главное, я иду фотографироваться… И вдруг такая история… Каша… мм… манная… Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то… жжет… Как же я пошлю свое… фф… фото, когда я весь в каше?! Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась. – Как вы понимаете слова "тайное всегда становится явным"? – Что хотел сохранить в тайне мальчик? – Почему он должен был съесть кашу? – Как мальчик обманул маму? – Можно чем-нибудь оправдать мальчика? – Кто пострадал в этой истории? (Прохожий, мама и мальчик.) – Что бы вы сделали на месте мальчика? – Придумайте историю, в которой "тайное становится явным". Нарисуйте к этой истории рисунок.

Злая неправда.

Воспитатель объясняет детям, что некоторые люди иногда специально обманывают других. Так, например, поступили кот Базилио и лиса Алиса, которые намеренно обманули Буратино, чтобы присвоить его деньги (отрывок из произведения А. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино"), Лиса и кот привели Буратино на пустырь, где валялись битые горшки, рваные башмаки, дырявые калоши и тряпки… Перебивая друг друга, затараторили: – Рой ямку. – Клади золотые. – Посыпь солью. – Зачерпни из лужи, полей хорошенько. – Да не забудь сказать "креке, фекс, пеке"… Буратино почесал нос, испачканный в чернилах. – А вы уйдите все-таки подальше… – Боже мой, да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь деньги! – сказала лиса. – Боже сохрани! – сказал кот. Они отошли немного и спрятались за кучей мусора. Буратино выкопал ямку. Сказал три раза шепотом: "Креке, фекс, пеке", положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево… Лиса Алиса думала, что Буратино уйдет спать, а он все сидел на мусорной куче, терпеливо вытянув нос. Тогда Алиса велела коту остаться караулить, а сама побежала в ближайшее полицейское отделение. Там в накуренной комнате за столом, закапанным чернилами, густо храпел дежурный бульдог. Лиса самым благонамеренным голоском сказала ему: – Господин мужественный дежурный, нельзя ли задержать одного беспризорного воришку? Ужасная опасность грозит всем богатеньким и почтенненьким гражданам этого города. Дежурный приказал сыщикам доставить опасного преступника живым или мертвым в отделение. Сыщики ответили коротко: – Тяф! И помчались на пустырь особым хитрым галопом, занося задние ноги вбок. Последние сто шагов они ползли на животах и враз кинулись на Буратино, схватили его под мышки и потащили в отделение. Буратино болтал ногами, умолял сказать: – За что? За что? Сыщики отвечали: – Там разберутся… Лиса и кот, не теряя времени, выкопали четыре золотые монеты. – Как называют таких людей, как кот и лиса? (Обманщики, мошенники, злые люди, которые мешают жить по справедливости.) – В этом шуточном стихотворении (из книги Г. Остера "Вредные советы") говорится о детях, которые хотят скрыть свою вину: Не трясись, не хнычь, не мямли, Никогда не прячь глаза. Например, спросила мама: "Кто игрушки разбросал?" Отвечай, что это папа Приводил своих друзей. Ты подрался с младшим братом? Говори, что первый он Бил тебя ногой по шее И ругался, как бандит. Если спросят, кто на кухне Все котлеты искусал, Отвечай, что кот соседский, А возможно, сам сосед. В чем бы ты ни провинился, Научись держать ответ. За свои поступки каждый Должен смело отвечать. – Почему это стихотворение вызывает смех? (Неправда выглядит так, что поверить в нее невозможно.) – А какие слова из этого стихотворения можно принять за правило поведения? ("В чем бы ты ни провинился, научись держать ответ. За свои поступки каждый должен смело отвечать".)

"Кто разбил большую вазу

)Педагог объясняет детям, что особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение А. Кушнира "Кто разбил большую вазу". Кто разбил большую вазу? Я признался, но не сразу. Пусть подумают немножко, Пусть на кошку поглядят. Может быть, разбила кошка? Может, я не виноват? Кошка, ты разбила вазу? Жалко старую пролазу Кошка жмурится на свет, А сказать не может "нет". Я еще поколебался С полминуты И признался. – Почему мальчик признался в своем проступке не сразу? (Боялся наказания, думал, что можно свалить вину на кошку.) – Почему мальчик не переложил вину на кошку? (Понял, что надо сказать правду; пожалел кошку.) – Каждый сам решает, как ему поступить: хорошо или плохо. Трудолюбие Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство. На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать. В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд, даже самый простой, требует определенных усилий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: