Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898 - 1948) - советский режиссёр, теоретик искусства и педагог.
Родился в Риге в семье архитектора. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров. В 1918 ушёл в Красную Армию, активно участвовал в клубной самодеятельности как режиссёр и художник-декоратор. К 1919-20 относится первый опыт теоретической работы Эйзенштейна - "Заметки касательно театра". В 1920, приехав в Москву, начал работать заведующим декорационной частью Первого рабочего театра Пролеткульта, преподавал в Режиссёрских мастерских Пролеткульта.
Дебютировал спектаклем "Мексиканец" как режиссёр и художник. В 1921-22 учился в Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Вс. Мейерхольда, оформил ряд постановок в театре "Мастфор".
В 1923 году в журнале "ЛЕФ" была опубликована первая программная статья Эйзенштейна "Монтаж аттракционов", имевшая большое влияние на дальнейшее развитие киноискусства. Аттракционом Эйзенштейн называл любой воздействующий на зрителя элемент зрелища. В этой статье ставился вопрос о развитии революционного искусства. В 1924 Эйзенштейн перешёл в кино и поставил на 1-й Госкинофабрике фильм "Стачка" (1925).
Эйзенштейн одним из первых в мировом кино осознал и воплотил на практике основополагающий принцип самого кинематографа, изначально склонного к «фабрикации грёз», только придав ему необходимый исторический контекст революционного изменения мира. Через год, в 1925 году, на экраны вышел «Броненосец Потёмкин», созданный по тому же методу и с целым рядом исключительно «аттракционных моментов». Бунт моряков на «Потёмкине», переросший в социальный конфликт, оказался благодаря фильму Эйзенштейна заряженным внутренней энергией такой силы, что производил подлинно бунтарский эффект и в ряде западных стран был запрещён для демонстрации. Благодаря Эйзенштейну и советской школе монтажно-образного кинематографа 1920-х годов кино стало действительно искусством, воздействующим на миллионы людей в разных странах.
|
Две следующие ленты — «Октябрь»(1927) и «Старое и новое» (1929) — отражают следующий этап в творчестве режиссёра, когда от идеи «монтажа аттракционов» он логически пришёл к своего рода «монтажу мыслей», оформленной в теории «интеллектуального кино» и реализованной в ряде усложненных метафор.
«Александр Невский», явившись, вехой в творчестве Эйзенштейна, ознаменовал собой резкую смену режиссёром своего художественного метода.
В последнее десятилетие своей жизни (1938-1948) Эйзенштейн приходит к новому кино, которое лишь на рубеже 1950-1960-х годах начнет проникать в глубины человеческого сознания, интеллектуально и философски отражать реальность не во внешнем, а во внутреннем измерении. Зачатки внутрикадрового монтажа и передачи на экране хода мыслей героя в исторической трагедии «Иван Грозный». Но главная идея «Ивана Грозного» — идея трагической расплаты правителя за преступления совершенные в ходе в борьбы за власть подверглась уничтожающей критике.
До последних дней жизни Сергей Эйзенштейн работал над теоретическими исследованиями проблем кино - главным образом вопросов общей композиции фильмов, монтажа, звуко-зрительной структуры, пластической культуры кадра, цвета, а также истории кинематографа. Особое место в теоретическом наследии Эйзенштейна занимают труды, посвященные проблемам метода искусства, природы патетического и комического, психологии художественного воздействия и восприятия.
|
Творчество В. Старевича
Старевич Владислав Александрович (1882-1965) российский и французский режиссёр с польскими корнями, создатель первых в мире сюжетных фильмов, снятых в технике кукольной анимации. Рано потерял мать, воспитывался у её родителей в Ковно. С детства отличался независимостью, за что был даже исключен из гимназии.
Ханжонков открыл Старевича, а точнее нашел его в Литве, перетащил в Москву и дал квартиру с пристроенным к ней специальным кинопавильоном для экспериментов. Старевичу принадлежит уникальное изобретение - оригинальный жанр объемной кукольной мультипликации. Старевич поручал все «роли» в фильмах... насекомым: жукам, кузнечикам, стрекозам, осам, мухам и пр. «Инсекты», которых публика принимала за настоящую живность, были смастерены вручную с удивительной искусностью, оставшейся секретом этого уникального художника. В 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Однако выяснсилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Снятый им таким образом фильм «Lucanus Cervus» был первым в мире кукольным анимационным фильмом.
В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки рызыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.
|
В остроумных неповторимых шаржах Старевича ощущалась традиция басни и прежде всего «русского Лафонтена» И. А. Крылова - недаром особую славу мастеру принесла кинобасня «Стрекоза и Муравей».
После революции Старевич эмигрировал в Италию, а затем во Францию, жил в Париже, постоянно работал, продолжая и совершенствуя найденную им в России технику объемной мультипликации. В 1949- м за свой первый цветной фильм «Цветок папоротника» он получил приз Венецианского кинофестиваля. Главным достижением Старевича стал первый в мировом кино полнометражный кукольный анимационный фильм «Рейнеке-Лис» (Le roman de Renard, 1930. Владислав Старевич скончался в Париже 26 февраля 1965 года.
Старевич часто снимал в своих фильмах дочерей Ирину и Жанну — последнюю под псевдонимом «Нина Стар»
В фильме «Стрекоза и Муравей» Старевич вместо стрекозы использовал кузнечика