28 декабря 1903, Тифлис — 26 марта 1973, Москва
Советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и оператор.
Трудовую деятельность начал в 1917 году, спустя шесть лет пришёл на Тбилисскую киностудию, где работал монтажёром, ассистентом оператора.
Режиссёрский дебют Калатозова — кинокартина «Их царство», построенная на хроникальном материале меньшевистской Грузии 1918-1920 годов.
С приходом звука и угасанием поэтической эстетики в кино Калатозову пришлось пережить трудные годы. Лента «Гвоздь в сапоге» (1932) не попала в прокат.
В 1934-1938 годах работал директором Тбилисской киностудии. Только в 1939 году вернулся к режиссуре, сняв на «Ленфильме» картины «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых патетически воспевал отвагу советских героев-лётчиков. «Валерий Чкалов» (в главной роли Владимир Белокуров) имел шумный успех и упрочил режиссёрскую репутацию Калатозова.
В годы Великой Отечественной войны снял военную драму о ленинградской блокаде «Непобедимые» (1942, совместно с С. А. Герасимовым), затем «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом), после чего вновь перешёл на административную работу. В качестве уполномоченного Кинокомитета он в 1943-1945 годах был в США, затем до 1948 года руководил Главным комитетом по производству фильмов, был заместителем министра кинематографии СССР.
Вернувшись в режиссуру, снимает политически одиозные ленты «Заговор обречённых» (1950, по Н. Е. Вирте, премия Карловарского кинофестиваля, Сталинская за 1951 год) и «Вихри враждебные» (1953, по Н. Ф. Погодину, выпуск 1956). Затем поставил неожиданно для многих лирическую комедию «Верные друзья» (1954, премия кинофестиваля в Карловых Варах), снискавшую широкую популярность у зрителей. иПиком творчества и одной из лучших лент отечественного кинематографа стала экранизация пьесы «Вечно живые» В. С. Розова — фильм «Летят журавли» (1957, главный приз Каннского кинофестиваля 1958 года). В последующие годы Калатозов пытался наполнять свои фильмы экспрессией поэтического кино. Много сил было отдано фильму «Неотправленное письмо» (1960, по рассказу В. Д. Осипова) об открытии группой геологов месторождения алмазов в сибирской тайге и их трагической гибели в лесном пожаре. Политическая картина «Я — Куба» (1964, соавтор сценария Е. А. Евтушенко) интересна операторскими решениями Урусевского, но не имеет прочной драматургической основы. Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970) основана на истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 года. В фильме было задействовано множество как советских, так и европейских кинозвёзд. Тема противоборства человека со стихией решалась режиссёром в приподнято романтическом ключе.
|
Дело было в Пенькове»
«Дело было в Пенькове» — советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Киностудии имени М. Горького в 1957 году режиссёром Станиславом Ростоцким по повести Сергея Антонова.
Премьера фильма в СССР состоялась 17 февраля 1958 года.
Сюжет
Был Матвей на деревне первым заводилой и выдумщиком, что называется «без молитвы не пройдешь». Его любила дочь председателя Лариса и любви этой отец не одобрял. Тем не менее Матвей на ней женился и всё было бы тихо да спокойно, но… из Ленинграда в колхоз приезжает работать Тоня, и многое в деревне начинает меняться. Тоня собирает молодёжь, затевает строительство нового клуба. Её тянет к прямому, дерзкому и красивому Матвею, а его — к ней. Но не всем нравятся перемены. Самогонщица, чей дом раньше был центром «светской» жизни в деревне, остается без клиентов. Алевтина подговаривает Ларису отравить Тоню, но та не решается на убийство. Матвей наказывает Алевтину и получает срок.
|
В ролях
Вячеслав Тихонов — Матвей Морозов, муж Ларисы, отец Матвея-младшего, тракторист
Майя Менглет — Антонина Андреевна (Тоня) Глечикова, внучка Глечикова, зоотехник из Ленинграда
Светлана Дружинина — Лариса Морозова, жена Матвея, мать Матвея-младшего
Владимир Ратомский — Иван Саввич, отец Ларисы, председатель колхоза
Валентина Телегина — Алевтина Власьевна, знахарка-травница
Анатолий Кубацкий — Василий Николаевич Глечиков, дедушка Тони
Юрий Медведев — Василий Тимофеевич Зефиров, тракторист и «штатный передовик»
Евгения Мельникова — Дарья Семёновна Морозова, мать Матвея
Александра Харитонова — Шурочка
Юрий Мартынов — Лёня, комсомольский вожак
Съёмочная группа
Сценарий и постановка — Станислава Ростоцкого (по повести С. Антонова[1])
Оператор — Грайр Гарибян
В фильме звучат песни композитора Кирилла Молчанова на стихи поэта Николая Доризо:
«От людей на деревне не спрятаться» в исполнении Вячеслава Тихонова
«Огней так много золотых» в исполнении Людмилы Зыкиной и Екатерины Семёнкиной
Признание и награды
1957 — Третья премия режиссёру Станиславу Ростоцкому на ВКФ (Всесоюзном кинофестивале) в Киеве (1959)
|
Один из лидеров проката 1958 года (13 место) — 30.5 млн. зрителей
Факты
Роль Матвея изначально писалась автором Сергеем Антоновым для Сергея Гурзо. Готовился снимать именно Гурзо и Ростоцкий. Из-за разных обстоятельств ему не пришлось сыграть эту роль.
Тоню Глечикову могла сыграть Нина Меньшикова, но она была беременна. А Ларису - Нонна Мордюкова.
Первая роль в кино Майи Менглет (Тоня).
Съемки фильма большей частью проходили в окрестностях деревни Кленково, Клинского района Московской областиНо, судя по данным из экскурсий с сайта "Вера и Время", эпизоды у клуба и момент прохода Матвея со споткнувшейся Тоней на руках снимали в с.Воронино Клинского района Московской области.
Судьба человека»
«Судьба человека» — экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова. Режиссёрский дебют Сергея Бондарчука. Это один из первых советских фильмов о Второй мировой войне, где пленник и узник концлагеря фигурирует как положительный герой.
С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову (Сергей Бондарчук) приходится расстаться с семьёй. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в плен. Соколов переживает ад фашистского концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из плена за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину в Воронеж он узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, который стал офицером. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.
После войны одинокий Соколов работает вдали от родных мест — в Урюпинске (Сталинградская, ныне Волгоградская область). Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Мать мальчика умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.
Места съемок: Тамбов, Воронежская область.
Авторы сценария:
• Юрий Лукин
• Фёдор Шахмагонов
• Режиссёр: Сергей Бондарчук
• Оператор: Владимир Монахов
• Художники-постановщики:
• Ипполит Новодерёжкин
• Сергей Воронков
• Композитор: Вениамин Баснер
•
В ролях:
• Сергей Бондарчук — Андрей Соколов
• Павлик Борискин — Ванюшка
• Зинаида Кириенко — Ирина, жена Андрея Соколова
• Павел Волков — Иван Тимофеевич, сосед Соколовых
• Юрий Аверин — Мюллер, комендант лагеря
• Кирилл Алексеев — немецкий майор
• Павел Винник — советский полковник
• Евгений Тетерин — писатель
• Анатолий Чемодуров — советский подполковник
• Александр Новиков — набожный солдат
• Лев Борисов — взводный
Награды
• Лучший фильм 1959 года по опросу журнала «Советский экран»
• Большой приз на международном кинофестивале в Москве 1959 года
• Большой приз на X международном кинофестивале в Чехословакии
• Большой приз на кинофестивале в Минске 1960 года
• Главный приз «Хрустальная ваза»
• Призы на международном кинофестивале в Мельбурне, Сиднее и Канберре
• Приз на XII международном кинофестивале в Карловых Варах 1970 года
•
Иваново детство»
• Год: 1962;
• Режиссер: Андрей Тарковский (дебют);
• Жанр: драма; военный;
• Актеры: Николай Бурляев (Иван);
Валентин Зубков (капитан Холин);
Евгений Жариков (лейтенант Гальцев);
• Оператор: Вадим Юсов;
• Студия: «Мосфильм»;
• Экранизация рассказа Богомолова «Иван» (1957);
• Сюжет: События фильма "Иваново детство" разворачиваются во время Великой Отечественной войны, незадолго до форсирования советскими войсками Днепра в 1943 году. Однажды ночью в землянку временно исполняющего обязанности командира батальона старшего лейтенанта Гальцева часовой доставил задержанного им мальчишку. Паренек лет двенадцати, замерзший и промокший, был обнаружен у реки, на другом берегу которой располагались немцы. На все расспросы ночной гость, державшийся очень независимо и без тени робости, ответил лишь, что его фамилия Бондарев, и потребовал у комбата связаться со штабом и доложить его местонахождении. Вскоре после звонка за мальчиком приехал разведчик Холин. Так Гальцев познакомился с юным разведчиком Иваном, чьи мать и сестра были расстреляны вместе с другими жителями их деревни на глазах мальчика, который с тех пор жил только одним – желанием отомстить и уничтожить как можно больше нацистов. В тот роковой день детство Вани умерло вместе с его родными и лишь иногда возвращалось к нему в его снах. Через некоторое время Гальцев вновь повстречался с Иваном: перед готовящимся наступлением командованием полка было принято решение забросить его в немецкий тыл для сбора подробных сведений о передвижениях вражеских войск. На этот раз комбат решил сам принять участие в операции, т.к. один из членов разведгруппы, старшина Катасонов был убит;
• Тарковский даёт в сценах снов подростка Ивана мотивы воды и дерева, а главное — текучести времени, которое вовсе не заканчивается с физической смертью человека, а продолжается вечно, пока есть на свете природа и весь мир сущий.
• «Иваново детство» восприняли на Западе в экзистенциальном плане — как свидетельство о сломе в сознании маленького человека, переживающего типичную «пограничную ситуацию» на последнем рубеже между жизнью и смертью. У нас же, напротив, старались подчёркивать героико-трагический пафос поведанной истории о юном разведчике и её явную антивоенную направленность
• Первая большая работа Андрея Тарковского — внешне самая метафорическая, порой вообще символическая, где большинство значимых деталей-образов подаются отдельным кадром, то есть автор будто хочет подчеркнуть их особую иносказательность, сближаясь в этом с поисками режиссёров 20-х годов.
• Алогизм действия (Иван принес с разведки гербарий – запоминание количества техники немцев) - война искажает смысл простых вещей.
• Близка к символической сцена детской игры Ивана в блиндаже — и здесь тоже важную роль начинают играть детали. Рассматривая репродукции гравюр Альбрехта Дюрера, он сам наполняется ненавистью. Для Ивана всё немецкое — это чужое, вражеское. Надпись на стене тоже призывает к мести. И, наконец, мундир — как живой фашист, которого он хочет судить. Игра в войну даёт Ивану возможность хоть как-то избавиться от нереализованного гнева.
Андрей Рублев»
Режиссёр: Андрей Тарковский
Оператор: Вадим Юсов
Сценарий: Андрей Кончаловский
Андрей Тарковский
В ролях: Анатолий Солоницын
Иван Лапиков
Николай Гринько
Николай Сергеев
Сюжет: Легендарный фильм о жизни и судьбе великого русского иконописца Андрея Рублёва. Режиссёр фильма – Андрей Тарковский. В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирина Тарковская, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков, Михаил Кононов, Ирина Мирошниченко и другие актёры. Сюжет В центре сюжета картины – жизнь и судьба легендарного русского художника-иконописца Андрея Рублёва. Фильм поделён на восемь эпизодов и охватывает время с 1400 по 1423 г. Андрей Рублёв (Анатолий Солоницын), странствующий монах, путешествует по Руси XV века и наблюдает за жизнью и людскими нравами. В начале картины мы видим, как монах Андрей покидает монастырь и отправляется странствовать с двумя братьями – Даниилом (Николай Гринько) и Кириллом (Иван Лапиков). Во время своих путешествий он сталкивается с арестами мирных граждан, жестокостью и бесправием. Во время празднования языческого праздника Ивана Купалы он впервые видит обнажённых юношей и девушек, которые купаются в реке. Но на следующее утро на язычников начинается настоящая охота. В другой новелле Андрей Рублёв сталкивается с набегом татар на город Владимир. Его взору открываются чудовищные разрушения, боль и плачь горожан. Андрей видит много горя и печали во время своих странствий по Руси. Он разочарован и надломлен и сомневается, нужны ли его иконы людям, которые живут в таком горе и бесправии? Отдельной линией в картине проходит философский спор между Андреем Рублёвым и его другом иконописцем Феофаном Греком (Николай Сергеев).
Факты: В 1967 году Андрей Тарковский представил вариант монтажа фильма, который вызывал негодование у чиновников кино СССР. Тарковского и его съёмочную группу обвинили в пропаганде насилия и жестокости. В итоге картину пришлось перемонтировать. После чего фильм попал «на полку» и только в 1987 году состоялась широкая премьера картины «Андрей Рублёв».
Тема фильма: Ведь речь идет о том, что опыт преподать нельзя — его можно только пережить. Для меня это чрезвычайно важная концепция. Это одна из главных тем нашей картины. Вторая тема, очень важная, вытекает из отношений: художник — народ и художник — власть. Эта проблема тоже очень важна, но она там раскрыта достаточно ясно и не требует специальных объяснений.
Мне двадцать лет»
Июльский дождь»
Комиссар»
• Автор сценария и режиссер - А. Аскольдов, В.Гроссман
• Оператор - В. Гинзбург
• Киностудия им. М. Горького. 1967 г. Выход на экран - 1988 г.
• Актеры- Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Людмила Волынская, Василий Шукшин
• Жанр-военный фильм, драма, экранизация
• Сюжет: Картина поставлена по рассказу Василия Гроссмана. Гражданская война. Комиссар Красной Армии Вавилова находится на поздних месяцах беременности. Она не может дальше участвовать в войне, поэтому ее определяют в одну многодетную еврейскую семью. Происходит противопоставление русской комиссарши, стремящейся построить счастью во всем мире и еврейском семьи, у которой нет таких больших идеалов, но которая, в конце концов, присмотрит за сыном Вавиловой.
Актеры сыграли блестяще. Нонна Мордюкова здесь во всей красе. Ролан Быков тоже очень удачно вжился в роль еврейского папаши. Хорош Василий Шукшин, хотя его очень мало в картине.
Фильм сделан в 1967 году по мотивам одного из ранних рассказов В.Гроссмана "В городе Бердычеве", который Максим Горький считал одним из самых лучших рассказов о гражданской войне.
После обсуждения на худсовете студии и массы замечаний режиссер все рекомендации учел, но картина не прошла высокие этажи инстанций. Народный суд Бабушкинского района Москвы, несмотря на показания свидетелей (Н.Мордюковой и Р.Быкова) в пользу "подсудимого", постановил - считать режиссера Аскольдова профнепригодным. Далее последовало увольнение, исключение из партии и, по настойчивому желанию секретаря Московского горкома партии тов. Гришина, выселение из Москвы за тунеядство.
Фильм снят с полки через двадцать лет во время МКФ в Москве (1987) и показан на ПРОКе. В прокат вышел - в 1987 году.Единственный советский фильм,который был в широком прокате в США-прошел в 126 городах Америки
• Сценарий- Просто и сурово. Именно такой, какой должна быть военная драма. Без экшена, без монументальной боёвки и панорамных сражений. Мало того. В фильме по сути отсутствуют враги. Если, конечно, не считать дезертира, а так же взрывов и канонады.
• Диалоги- Они здесь такие что в какой-то момент начинаешь слушать того же Быкова. Который прямо-таки сыплется народной мудростью. Впрочем он не одинок в этом деле.
• Звуки- В фильме масса звуков. Здесь вообще всё живёт и даже кричит. Кричит как тем, кто занят в кино, так и тем, кто это кино смотрит. Люди — будьте людьми.
• Сюр- В фильме масса вещей, которые и не снились современным корифеям арт-хауса и авторского кинематографа. И это не только сцены солдат с косами посреди пустыни или сцены с лошадьми, здесь вообще каждый второй кадр содержит столько символов, что не разгадать и не понять быстрым набегом.
• Картинка - С учётом того, что в фильме говорят немного, оператор создал целую галерею образов и видеоряда, где даже такие не самые центровые кадры, как пушка на фоне голых детей снятая с самых разных ракурсов. Артиллерия — царица полей. Оружие — царь войны.
• Саундтрек- Дикое сочетание народных песен и авангардных аранжировок национальных тем. Так всё чётко подогнано как к сюжету в целом, так и к видеоряду в частности.