Первые звуковые отечественные фильмы: стиль и особенности




Начало 30-х гг. ознаменовалось приходом в кино звука. Первый публичный сеанс звукового кино состоялся в 1929 г. в Ленинграде. Через год в Москве открылся звуковой кинотеатр "Художественный".

В 30-е гг. наметился новый подъём художественной кинематографии. Появился звук, начали открываться новые киностудии (Мосфильм, Союзмультфильм), вышло постановление Коммунистической партии о перестройке литературно-художественных организаций.

Преодолевая влияние вульгарного социологизма, схематизм и иллюстративность т. н. "агитпропфильмов", кинематографисты России утверждали своим творчеством коренные принципы советского искусства - правдивость, большевистскую идейность, народность, высокую художественность.

Первый звуковой документальный фильм – «Симфония Донбасса» (1930г., реж. Довженко).

«Сент Романс» (1930г.) – первый фильм, где была исполнена песня.

Появляются первые звуковые художественные фильмы - "Путёвка в жизнь" (1931 г., реж. Экк), "Златые горы" (1931 г., реж. Юткевич), в 1932 вышел фильм о рабочем классе, строящем социализм, - " Встречный " (реж. Эрмлер, Юткевич). Достоверно решённая тема воспитания нового человека в условиях созидательного труда, первый полнокровный реалистичный образ рабочего (артист Гардин), умение показать в единстве производственные, общественные и семейно-бытовые отношения советских людей делают этот фильм важной вехой в развитии советского кино. Те же вопросы, но менее последовательно ставит фильм А. Мачерета "Дела и люди" (1932г).

Современная тема находит своеобразную трактовку в комедии. В 1934 г. режиссер Александров создаёт первый музыкальный фильм "Весёлые ребята". Проникнутый жизнерадостным мироощущением, фильм был хорошо принят массовым зрителем, получил признание за рубежом.

Метод социалистического реализма в начале 30-х гг. продолжает развиваться в фильмах историко-революционной тематики. Наиболее значит, из них: "Златые горы" (1931 г., реж. Юткевич), "Окраина" (1933 г., реж. Барнет).

В 1934 киностудия "Ленфильм" создаёт этапное произведение русской советской кинематографии - фильм "Чапаев". Проникая в психологию эпохи и главного героя (артист Б. Бабочкин), постановщики фильма братья Васильевы развивают принципы историко-революционного фильма, углубляют понимание реализма в искусстве. Идейное богатство фильма заключается в правдивом показе героизма советского народа в годы Гражданской войны, руководящей и организующей роли партии. Классическая завершённость композиции, единство драматургической, режиссёрской и изобразительной трактовки, выдающийся актёрский ансамбль (Б. Блинов - Фурманов, И. Певцов - полковник Бороздин, Л. Кмит - Петька, В. Мясникова - Анна, Б. Чирков - бородатый крестьянин и др.), органичность содержания и формы, народность определяют значение фильма для русской национальной культуры, его роль этапного произведения искусства кино.

Первая половина 30-х гг. проходит также под знаком освоения звуковым кино наследия классической литературы, помогающей углубить разработку реалистических образов, характеров, искусство диалога, композиционного построения. Творческое освоение средств театральной драматургии и прозы обогатили кино. В 1934 появились три экранизации русской классики - "Иудушка Головлёв" по роману М. Салтыкова-Щедрина, постановка А. Ивановского; "Петербургская ночь" по мотивам повестей Ф. Достоевского "Неточка Незванова" и "Белые ночи", постановка Г. Рошаля и Строевой; "Гроза" по пьесе Островского, постановка В. Петрова. Авторы экранизаций сумели воссоздать социально-обличительный пафос литературных произведений, чему способствовало участие в этих фильмах крупнейших актёров (Гардин - Иудушка Головлёв, Б. Добронравов - музыкант Ефимов, А. Тарасова - Катерина, В. Массалитинова - Кабаниха, М. Тарханов - Дикой и др.). Экранизацией рассказа Мопассана "Пышка" в 1934 дебютировал режиссер М. Ромм.

Становление звукового кино предъявило больше требований к актёру-исполнителю, занявшему ведущее место наряду с режиссёром-постановщиком. Дальнейшее развитие получило операторское искусство в работах В. Горданова, Л. Косматова, А. Ксенофонтова, А. Сигаева, Б. Волчка и др.; более значительной становится роль художника, о чём свидетельствовали фильмы, оформленные художниками Н. Суворовым, Е. Енеем, Б. Дубровским-Эшке, И. Шпинелем. В звуковое кино пришли крупные композиторы Д. Шостакович, И. Дунаевский, Г. Попов, Д. Кабалевский, В. Щербачёв и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: