Пудовкин Всеволод Илларионович (16.II.1893 - 30.VI.1953) - советский режиссёр, актёр, теоретик кино. Народный артист СССР (1948). Учился на физико-математическом факультете МГУ. Участвовал в 1-й мировой войне. Был в плену, в Германии. В 1920 поступил в 1-ю Госкиношколу.Инициатива и разносторонняя одарённость Всеволода Пудовкина сделали его ближайшим помощником В. Гардина, режиссёра и руководителя Госкиношколы. Пудовкин выступал в качестве актёра, сценариста, сорежиссёра, художника-декоратора в фильмах "В дни борьбы" (1920), "Серп и Молот" (1921), "Голод... Голод... Голод..." (1921), "Слесарь и канцлер" (1924). В фильме "Серп и Молот" (1921) сыграл первую значительную роль - Андрея Краснова, батрака-красноармейца
• В 1922 Всеволод Пудовкин перешёл в мастерскую Л. Кулешова, участвовал в его поисках специфики языка кино, в определении основ творчества кинематографического актёра. Участвовал как сценарист, ассистент режиссёра, художник-декоратор, актёр в фильмах "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924, играл роль авантюриста Жбана), "Луч смерти" (1925, играл роль фашиста патера Рево). Пудовкин считал Кулешова своим учителем, хотя в дальнейшем преодолевал некоторые тенденции школы Кулешова.Поиски самостоятельных путей привели Всеволода Пудовкина на студию "Межрабпом-Русь", где он поставил, свой первый фильм - комедию "Шахматная горячка" (1925, совместно с Н. Шпиковским). Оператором фильма был А. Головня, ставший с этого времени почти бессменным участником фильмов Пудовкина.Следующая работа Всеволода Пудовкина - научно-популярный фильм "Механика головного мозга" (1926, сцен. Пудовкин), посвященный учению И. Павлова об условных рефлексах - один из лучших образцов советского научно-популярного фильма
|
• В 1926 Всеволод Пудовкин поставил фильм "Мать" (по роману Горького) - один из шедевров советского и мирового экрана.Сцен. Н. Зархи; операт. А. Головня; В ролях: В. Барановская (Ниловна, мать), Н. Баталов (Павел, сын), А. Чистяков (Власов отец), A. Земцова (Анна, курсистка).Отказавшись от точного следования развитию сюжета и характеристикам действующих лиц романа, Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи (фильм положил начало их длительному творческому содружеству) переосмыслил материал Горького, перевёл его на язык кино, сохраняя революционный пафос и основную тему литературного первоисточника. Фильм отличается гармоничным единством всех его компонентов. Каждый кадр, эпизод, каждый образ фильма пронизаны единой сквозной идеей, и это определяет его художеств, целостность. В этом фильме выявились особенности творчества Всеволода Пудовкина: богатство и целенаправленность выразительных средств (особое значение приобретают в фильмах Пудовкина монтаж, ракурсы, детали), строгость и лапидарность стиля, режиссёр видит и запечатлевает на экране жизнь, образы людей, создавая тонкие, правдивые психологические характеристики.
• Всеволод Пудовкин вместе с Сергеем Эйзенштейном был зачинателем поэтического монтажно-типажного кинематографа, но вместе с тем тяготел к традициям творчества Л. Толстого, искусству Художественного театра с их вниманием к человеку, психологии, быту. От героев фильма "Мать" шёл прямой путь к многогранным характерам киноискусства 30-х гг.
|
• Центральное место в творческом наследии Всеволода Пудовкина занимает проблема актёра в кино. Пудовкин считал основой творчества актёра в кино достоверность и естественность поведения, владение специфическими средствами кино. Он использовал мастерство актёров МХАТа (В. Барановская, Н. Баталов) и в то же время придавал особое значение типажным данным исполнителя. Пудовкин стремился трансформировать театральную актёрскую технику в кинематографическую, определял органическую связь открытий К. Станиславского, требований его системы с законами игры в кино. Работа Всеволода Пудовкина с Барановской и Баталовым - высокий образец воспитания кинематографического актёра, сочетающего принципы "искусства переживания", сформулированные Станиславским, со специфическими требованиями экрана. Всеволод Пудовкин развивает свои взгляды на природу творчества киноактёра в ряде теоретических трудов, явившихся ценным вкладом в мировую теорию киноискусства.
• Две последующие работы Всеволода Пудовкина продолжают режиссёрские принципы, найденные в фильме "Мать". Оба фильма - "Конец Санкт-Петербурга" (1927) и "Потомок Чингисхана" (1929) утвердили за Пудовкиным славу режиссёра, решающего с высоким мастерством, творческой смелостью и темпераментом широкую эпическую тему борьбы народа за своё освобождение через индивидуальные человеческие судьбы.
• Фильм "Конец Санкт-Петербурга" показывает приход народных масс в революцию. Сцен. Н. Зархи; сореж. М. Доллер; операт. А. Головня; В ролях: А. Чистяков (Рабочий), В. Барановская (Жена рабочего). Судьба деревенского парня (И. Чувелёв) символизировала образ предреволюционной России, просыпающейся к борьбе. В эпический, приподнятый материал, обобщённые образы фильма Пудовкин вкрапливает точные, мимолётные зарисовки быта, детали, характеризующие психологию людей, и это придаёт картине особую жизненную достоверность и социальную остроту. Пафос, героизм и патетика органично сочетаются в фильме с изображением судьбы рядового участника
|
• революции.Фильм "Потомок Чингисхана" явился для Всеволода Пудовкина своеобразной школой работы над этнографическим историческим материалом.Сцен. О. Брик; операт. А. Головня; В ролях: В. Инкижинов (монгол Баир), А. Дедин-цев (Начальник оккупационных войск).В центре фильма судьба бедняка, восставшего против угнетателей. Внутренняя динамичность актёрского исполнения, точность психологических оттенков, экспрессивность крупных планов, выразительные детали и метафоры, которыми режиссёр подчёркивает и раскрывает характеристику героя, придали фильму особую страстность и глубину.Фильм с большим успехом шёл на отечественных и зарубежных, экранах (в зарубежном прокате под названием "Буря над Азией"). В 1949 ф. был озвучен и вторично выпущен на экран.