Проведение строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией. 2 глава




Комиссией принимаются и публикуются Справочные документы по наилучшим существующим технологиям (BAT Reference Documents (BREFs). В настоящее время Европейской комиссией Справочные документы по наилучшим существующим технологиям утверждены для 18 отраслей промышленности. Для примера укажем некоторые из них: производство систем охлаждения, стекольная промышленность, черная и цветная металлургия, кузнечное производство, обработка металлов и пластмасс, производство цемента и извести, сжигание отходов, мясо-молочная промышленность, крупные энергетические установки и другие*(694).

В качестве примера предъявления специальных требований к охране окружающей среды на объектах можно привести Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"*(695). Так, согласно, ст. 14 данного закона предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской природной территории (п. 1).

Количество относящихся к категориям особо опасных и высокоопасных для уникальной экологической системы озера Байкал вредных веществ в сбросах хозяйственных и иных объектов, расположенных в центральной экологической и буферной экологической зонах, не должно превышать такое количество при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов. Концентрации вредных веществ всех категорий опасности для уникальной экологической системы озера Байкал в сбросах и выбросах не должны превышать нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных для каждой из экологических зон (п. 2). Специальные требования содержатся также в водном законодательстве Российской Федерации, содержащим требования к осуществлению сбросов и выбросов в водные объекты (ст. 60 Водного Кодекса РФ). Дополнительные требования по обеспечению предупреждения негативного влияния на окружающую среду предъявляются и к особо опасным производственным объектам, например, объектам энергетики (атомные электростанции, нефтепроводы и нефтеперерабатывающие предприятия), предприятиям химической отрасли, предприятиям, занимающимся утилизацией опасных отходов.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(696) говорит о том, что требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (п. 2 ст. 3).

В п. 4 ст. 8 указанного закона содержится требование по проверке готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии перед вводом в эксплуатацию такого объекта.

Санитарные правила СП 2.2.1.2513-09 "Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия"*(697) содержат требования, обязательные при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и эксплуатации объектов по хранению химического оружия для всех юридических и физических лиц.

Согласно статье 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"*(698), регламентирующей требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ч. 1).

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2). Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений (ч. 3).

5. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Пункт 3 комментируемой статьи содержит требование о наличии утвержденной проектной документации для вывода его из эксплуатации, тем самым она обеспечивает охрану окружающей среды в его ходе. Состав и содержание проектной документации закреплены постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"*(699), которое устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства и при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Данный документ подразделяет объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков на следующие виды объектов:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Согласно вышеназванному Постановлению проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Среди прочих сведений проектная документация должна содержать описание решений по благоустройству территории, а также обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих:

соблюдение требуемых теплозащитных характеристик ограждающих конструкций;

снижение шума и вибраций;

гидроизоляцию и пароизоляцию помещений;

снижение загазованности помещений;

удаление избытков тепла;

соблюдение безопасного уровня электромагнитных и иных излучений, соблюдение санитарно-гигиенических условий;

пожарную безопасность.

Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства и должен содержать в числе прочих следующие сведения подтверждающие обеспечение охраны окружающей среды и населения:

перечень мероприятий по выведению из эксплуатации зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства;

перечень мероприятий по обеспечению защиты ликвидируемых зданий, строений и сооружений объекта капитального строительства от проникновения людей и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых насаждений;

перечень мероприятий по обеспечению безопасности населения, в том числе его оповещения и эвакуации (при необходимости);

описание решений по вывозу и утилизации отходов;

перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (при необходимости);

сведения об остающихся после сноса (демонтажа) в земле и в водных объектах коммуникациях, конструкциях и сооружениях; сведения о наличии разрешений органов государственного надзора на сохранение таких коммуникаций, конструкций и сооружений в земле и в водных объектах - в случаях, когда наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ,*(700) если иное не предусмотрено федеральным законом, в случаях нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатация зданий, сооружений может приостанавливаться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1). Эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений (ч. 2).

Согласно ст. 37 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", регламентирующей требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа), при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (ч. 1). Безопасность технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов должна быть обоснована (ч. 2).

Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования указанного Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в предусмотренные Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений" перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:

1) результатами исследований;

2) расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценкой риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий (ч. 6 ст. 15).

Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанного Федерального закона (ч. 1 ст. 6).

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521*(701) утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В соответствии с ним в данной области применяются следующие национальные стандарты:

1) ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования". Разделы 1, 4 (подраздел 4.1, пункты 4.2.1-4.2.3, 4.2.6, 4.2.7), 5 (подраздел 5.1, пункты 5.2.1-5.2.4, 5.3.1-5.3.4), 6, 7 (пункты 7.1, 7.3, 7.4), 8, 9 (пункты 9.1-9.4), 10 (10.1, 10.2, 10.4, 10.5);

2) ГОСТ 31937-2011 "Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния". Разделы 1, 6 (пункты 6.2.5, 6.2.6, 6.3.2, 6.3.3, 6.4.18, 6.4.19, 6.4.20), приложения Б, В, К, Л.

Данным Постановлением утвержден также перечень сводов правил (частей сводов правил), состоящий из 74 СНиПов.

6. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов. При изменении функционального назначения строительного объекта оно осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с разработкой и утверждением соответствующей проектной документации, в случаях предусмотренным законом.

Другим аспектом процесса перепрофилирования функций зданий и сооружений в целях охраны окружающей среды и здоровья населения является перепрофилирование промышленных предприятий, располагающихся в жилых районах городов и на особо чувствительных с точки зрения состояния окружающей среды территориях.

 

Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов использования атомной энергии

1. Общий обзор статьи. Она состоит из шести пунктов и является очень объемной по сравнению с большинством статей главы VII. В пункте 1 содержится отсылочная норма к положениям статей 34-39 комментируемого Закона, которые регулируют либо общие экологические требования, либо требования к отдельным этапам хозяйственной деятельности в сфере энергетики, в частности, к размещению объектов, их проектированию, строительству, реконструкции и т.п. В пункте 2 оговариваются требования к проектированию и строительству тепловых электростанций, а в пункте 3 - гидроэлектростанций. Пункты 4 и 5 базируются на положениях атомного законодательства и вводят дополнительные требования к размещению, проектированию и другим этапам жизненного цикла ядерных установок, радиационных источников и объектов инфраструктуры атомной отрасли. Пункт 6 содержит требования об обязательности включения в проектную документацию технологических решений по безопасному выводу из эксплуатации ядерных установок и радиационных источников различных типов, а также по закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов.

2. Цели, сфера действия, адресаты статьи. Основная цель комментируемой статьи состоит в закреплении специальных требований к охране окружающей среды на всех этапах осуществления хозяйственной деятельности в энергетической отрасли, в том числе и в атомной энергетике.

Сфера действия норм статьи 40 является весьма обширной, поскольку соотносится с одной из ключевых отраслей экономики - энергетической. Функционирование объектов энергетики является важным фактором жизнеобеспечения, но также связано с существенной нагрузкой на окружающую среду. Производство и потребление энергии сопряжено со значительными выбросами вредных веществ, а также парниковых газов*(702). Воздействие энергетической отрасли на окружающую среду связано, прежде всего, со спецификой используемых источников энергии: использование в качестве топлива угля связано с наибольшим уровнем выбросов вредных веществ в атмосферу; природный газ, напротив, считается наиболее "чистым" видом углеродного топлива. Другие виды негативного воздействия энергетической отрасли на окружающую среду связаны, например, с существенным изменением локальных экосистем в связи с затоплением значительных площадей в гидроэнергетике и отчуждением территорий для захоронения отходов атомной энергетики, шумом и вибрацией. Также следует учитывать, что аварии и инциденты на объектах энергетики представляют большую опасность для окружающей среды и здоровья людей и часто влекут трудно устранимые последствия для их состояния, экономики государства и т.п.

В названии и в пункте 1 комментируемой статьи фигурирует широкий термин "энергетика", в то время как другие пункты статьи направлены на регулирование отношений в более узких сферах: пункты 2 и 3 (и, в определенной степени, также пункт 4) направлены, прежде всего, на отношения в сфере электроэнергетики, а пункты 4-6 - на отношения в сфере атомной энергетики.

Энергетика в широком смысле означает весь топливно-энергетический комплекс страны, "охватывает получение, передачу, преобразование и использование различных видов энергии и энергетических ресурсов"*(703), то есть включает добычу и передачу энергоресурсов, в том числе, например, нефти и газа. Однако требованиям к размещению, строительству и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, транспортировки и переработки нефти и газа посвящена специальная статья 46 Закона. Поэтому можно сделать вывод, что статья 40 в большей степени имеет своей сферой действия электроэнергетику и атомную энергетику.

Термин "электроэнергетика" определен в статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"*(704): электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

Вопросы использования атомной энергии регулируются Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"*(705).

Адресатами статьи являются указанные в пункте 4 федеральные органы исполнительной власти, а также организации и их работники, которые осуществляют как отдельные этапы (например, проектирование) так и контроль за законностью на каждом этапе хозяйственной деятельности или в их совокупности, а также правоохранительные органы и их должностные лица, граждане и общественные экологические организации.

3. Основные понятия. Часть из терминов, употребляемых в тексте статьи, обозначает этапы производственной деятельности (см. комментарий к ст. 34). Часть понятий - это виды объектов энергетики. Кроме того, в комментируемой статье используются экологические термины, некоторые из них были разъяснены выше (см. комментарий к ст. 1), некоторые впервые встречаются здесь (например, "водосборные площади", "водные биологические ресурсы", "ложи водохранилища", "затопление", "древесина" и т.п.). В пункте 4 комментируемой статьи употребляется также понятие "радиационная безопасность" и упоминаются различные виды объектов использования атомной энергии - "ядерная установка", "атомная станция", "радиационный источник", "пункт хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ", "пункт хранения", "хранилище радиоактивных отходов".

3.1. Объект энергетики не имеет нормативно установленного определения. Объект энергетики - это родовое понятие для объектов различных видов энергетики: электроэнергетики, атомной энергетики, теплоэнергетики и др.

Определение объектов электроэнергетики можно вывести из Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"*(706): это имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Объектами атомной энергетики являются объекты использования атомной энергии, перечисленные в статье 3 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

Гидроэлектростанция (ГЭС) - электростанция, преобразующая механическую энергию потока воды в электрическую энергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы.

Существуют два основных вида электростанций, работающих на энергии движущегося потока воды: гидроэлектростанции (ГЭС), гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС).

ГЭС является одним из видов гидротехнических сооружений, в которые входят такие сооружения, как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов*(707).

Среди гидроэлектростанций выделяют несколько типов в зависимости от схемы использования водных ресурсов и концентрации напоров: русловые (плотинные), приплотинные, деривационные, гидроаккумулирующие (ГАЭС), приливные (ПЭС)*(708).

Тепловые электростанции (ТЭС) - электростанции, которые вырабатывают электрическую энергию и тепло за счет преобразования химической энергии топлива (комбинированная выработка электрической и тепловой энергии*(709)).

При сжигании топлива на ТЭС высвобождаемая тепловая энергия приводит в действие турбоагрегат (турбину, соединенную с генератором), за счет чего, помимо тепла, вырабатывается и электроэнергия. Тепловые электростанции подразделяют на конденсационные электростанции (КЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Исторически для мощных КЭС применяется также название "государственная районная электростанция" (ГРЭС).

АЭС - является видом ядерной установки. Определение ядерной установки дано в статье 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"*(710): ядерные установки - это "сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов"*(711).

3.2. Объект использования атомной энергии является родовым понятием для объектов, подпадающих под действие Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (ст. 3), которые также упоминаются в пунктах 4-6 комментируемой статьи:

Радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

Пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов - стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам и предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение.

Радиоактивные отходы - не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством РФ.

3.3. Экологически безопасные виды топлива. Данный термин, помимо комментируемого Закона, используется в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 6, ст. 15), а также в Экологической доктрине Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р), которая к экологически безопасным видам топлива относит неуглеродные виды топлива. Если исходить из определения, данного Законом "Об охране окружающей среды" понятию экологическая безопасность (ст. 1), то под экологически безопасными видами топлива следует понимать такие виды топлива, которые не несут негативного антропогенного воздействия на природную среду и жизненно важные интересы человека и не провоцируют чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. На практике под такими источниками энергии обычно понимают неуглеродные возобновляемые источники энергии, хотя и гидроэнергетика, и атомная энергетика в силу небольшого объема выбросов загрязняющих веществ могут считаться относительно безопасными. Среди возобновляемых источников энергии выделяют энергию солнца, ветра, вод (в том числе сточных вод), приливов, волн, геотермальную энергию, биомассу и газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов (ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике").

3.4. Радиационная безопасность - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения*(712).

3.5. Рельеф (фр. relief, от лат. relevo - поднимаю) - совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. Основными формами рельефа являются гора, котловина, хребет, лощина. Рельеф образуется главным образом в результате длительного одновременного воздействия на земную поверхность эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) процессов*(713).

3.6. Электроэнергия - термин, широко распространенный в технике и в быту для определения количества энергии, отдаваемой электростанцией в электрическую сеть или получаемой из сети потребителем*(714).

3.7. Положительное заключение государственной экологической экспертизы - см. комментарий к ст. 33.

3.8. Водосборная площадь (водосбор, водосборный бассейн) - территория, с которой поверхностные и подземные воды стекают в определенный водоем. Сток с этой территории формирует водный объект. Различают водосборные площади наземную (поверхностную) и подземную, границы которых, как правило, полностью не совпадают.

Поверхностный водосбор представляет собой участок земной поверхности, с которого воды поступают в водоем, подземный водосбор образуется толщей почв, из которых поступают воды в данный водоем*(715).

3.9. Ложе водохранилища - пространство между его берегами и рельеф дна, формирующие его емкость для аккумуляции воды.

3.10. Затопление. Затопление является одним из негативных воздействий водных объектов*(716). Пассивное затопление заключается в уширении водной преграды. Существует также активное затопление, которое происходит при внезапном пуске из водохранилища большой массы воды, своим потоком сносящей мосты и смывающей всё находящееся на берегу.

3.11. Древесина - внутренняя часть дерева, лежащая под корой. В ботанике под древесиной, или ксилемой, подразумевают ткань или совокупность тканей, образовавшихся из прокамбия или камбия.

3.12. Отходы производства - см. комментарий к ст. 51.

3.13. Особо охраняемые природные территории - см. комментарий к ст. 58, 59.

3.14. Плодородный слой почвы - см. комментарий к ст. 62.

3.15. Естественная экологическая система - см. комментарий к ст. 1.

4. Источники права. В силу отсылочного характера норм комментируемой статьи и наличия множества терминов, заимствованных из специализированных нормативных актов по отдельным направлениям энергетики, ее предписания соотносятся с обширным перечнем источников права. Среди них, безусловно, градостроительное законодательство, уже упоминавшиеся выше федеральные законы "Об электроэнергетике", "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "Об охране атмосферного воздуха", Федеральный закон от 21 июля 1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", законодательство в сфере технического регулирования и градостроительной деятельности, а также значительное количество подзаконных актов. Примерами таких подзаконных актов являются постановления Правительства РФ от 27 октября 2012 г. N 1108 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений", "Перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511), СанПиН 2.6.1.24-03 "Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 апреля 2003 г. N 69).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: