прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы. Они устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
|
5.7. Благоустройство территорий - это совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды или частных территорий.
5.8. Экологическая безопасность - совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.
С 1991 года в нормативно-правовые акты, в том числе касающиеся охраны окружающей среды городских поселений, прочно входят термины "экологическая безопасность" и "обеспечение экологической безопасности"*(770). Основным нормативным актом, закрепляющим ее понятие, содержание, функции, субъектный состав, является Закон РФ от 05.03.1992 г. "О безопасности"*(771). Следует отметить, что обширный спектр определений понятия "безопасность" можно встретить в научном обороте.
Закон "Об охране окружающей среды" определяет экологическую безопасность как "состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий".
|
Следует полностью разделить точку зрения В.В. Петрова о том, что экологическая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на чистую, благоприятную для жизни окружающую природную среду. Автор отмечает, что в экологическую безопасность переросла третья форма природоохранительной деятельности - защита окружающей человека среды. К окружающей человека среде относятся: города и другие населенные пункты, промышленные, агропромышленные сельскохозяйственные зоны, зеленые, пригородные, лесопарковые зоны вокруг городов и промышленных центров, курорты, зоны активного отдыха*(772).
Хотя, по мнению В.В. Вербицкого, в приведенном определении экологической безопасности отсутствует комплексный подход к решению проблемы ликвидации экологической угрозы существованию человека, но между тем он отмечает, что "на современном этапе развития общества экологическая безопасность личности, общества и государства в равной степени зависит от охраны окружающей человека среды и от того, насколько рационально, экономно настоящие и будущие поколения людей будут использовать природные ресурсы для удовлетворения своих возрастающих потребностей"*(773).
Анализируя отдельные термины Закона "Об охране окружающей среды", Т.В. Петрова сопоставляет понятие "охрана окружающей среды" с обеспечением экологической безопасности, справедливо полагая, что задачи обеспечения экологической безопасности несколько уже, чем задачи охраны окружающей среды*(774). Аналогичной позиции придерживается законодатель, определяя "устойчивое развитие территорий" в Градостроительном кодексе РФ как "обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду".
|
Следует согласиться с мнением М.М. Бринчука, что проблема безопасности окружающей среды в России стоит чрезвычайно остро. Но данная проблема может быть решена лишь в рамках охраны окружающей среды. Пути ее решения видятся в обеспечении соблюдения предприятиями, другими природопользователями установленных для них нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, сброса сточных вод, норм применения агрохимических средств, последовательном выполнении иных требований, содержащихся в лицензиях на природопользование и в целом в природоохранительном законодательстве*(775), в том числе, полагаем, и в законодательстве об охране окружающей среды городских поселений.
6. Зонирование территорий городских и сельских поселений. В связи с задачами охраны окружающей среды, правовым регулированием природопользования и обеспечения экологической безопасности населения и территорий особое значение приобретает принцип зонирования, который реализуется следующим образом:
а) установление зон чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия;
б) установление охранных зон для отдельных объектов окружающей среды (водоохранных зон, зон (округов) горно-санитарной охраны и т.п.);
в) зонирование внутри особо охраняемых территорий (например, зоны Байкальской природной территории);
г) зонирование при осуществлении градостроительной деятельности, которое в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 7 мая 1998 г. называлось территориальным зонированием (здесь выделялись строительное зонирование, т.е. разделение территории с целью применения различных типов застроек в зависимости от плотности, размещения объектов и этажности, а также функциональное зонирование, используемое при регулировании развития территорий города).
Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. по-иному реализует принцип зонирования. В нем выделяются жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, рекреационного назначения, особо охраняемых территорий, специального назначения, размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ст. 35). В этой же статье проводится дальнейшая дифференциация территориальных зон: например, согласно п. 11 в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Ясно, что в данной сфере, как и в некоторых других, прослеживается тенденция расширения принципа зонирования, проявляющаяся, в первую очередь, в дальнейшей дифференциации режимов и появлении новых видов зон.
Зонирование означает:
а) наделение участков территории (акватории) особым правовым статусом;
б) установление особого или дифференцированных правовых режимов, определяемых, как правило, в специальных нормативных правовых актах, иногда - в законодательных актах;
в) введение дополнительных ограничений и запретов, за нарушение которых предусматривается (или может быть предусмотрена) повышенная ответственность, что влечет ряд правовых (а иногда социально-правовых) последствий (компенсация вреда, иные меры социальной помощи);
г) сопровождение наделением дополнительными или исключительными полномочиями (правами и обязанностями) субъектов экологического управления (например, предоставление населению полной и достоверной информации о принятии дополнительных мер физической защиты объекта и т.п.).
Зонирование происходит в соответствии с особой процедурой, т.е. вводится специальный порядок выделения и (или) объявления зон, который регулируется специальными процессуальными предписаниями.
Зонирование характеризуется также пространственным и временным признаками. Первый из них означает, что границы той или иной зоны должны быть четко установлены и обозначены как в документах, так и на местности, описаны особенности и определена общая площадь зоны. Второй признак может проявляться двояко:
а) когда зона устанавливается на какой-либо срок (в годах, до наступления определенного условия, на неопределенный срок (зоны в национальных парках) либо;
б) когда установлены сроки пересмотра зон. Такие сроки установлены для пересмотра зон, например в территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и составляют три года. Правительство РФ с учетом всех данных о распространении радионуклидов в почве, воде, растительности, их движения, концентрации и т.п. пересматривает границы зон наблюдения, отселения и пр.
6.1. Виды и состав территориальных зон. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться:
зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
В состав общественно-деловых зон могут включаться:
зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
общественно-деловые зоны иных видов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);
зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах черты населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение
В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
Помимо перечисленных, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. Определенные в генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
6.2. Охранные зоны. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В частности, статья 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"*(776) предусматривает установление на сопряженной с объектом культурного наследия территории зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Как предусмотрено Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", границы зон охраны (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
6.3. Санитарно-защитные зоны - см. комментарий к ст. 28.
6.4. Лесопарковые зоны и зеленые зоны. Зеленые насаждения (парки, лесопарки, сады, скверы) являются важной частью городской инфраструктуры. Это важнейший компонент структуры ландшафта города, формирующий экологическую среду. Не менее важную роль в создании экологически комфортной среды обитания горожан имеет природная зеленая зона. Средообразующая роль зеленой зоны выражается в соединении города с естественной природой, защите города от сильных ветров и пыльных бурь, в связи с чем в создании благоприятной окружающей среды городских населенных пунктов огромную роль играют зеленые насаждения, которые также необходимо учитывать при осуществлении градостроительной деятельности.
Следует отметить, что ряд субъектов Российской Федерации самостоятельно регулируют охрану городских лесов и иной древесно-кустарниковой растительности в населенных пунктах. Так, Законом г. Москвы от 5 мая 1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений"*(777), к которым отнесены древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения, включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады и т.п., предусмотрено, что зеленые насаждения подлежат защите вне зависимости от форм собственности на земельные участки, на которых они расположены. Использование озелененных территорий и земельных массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается. Во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений обязательным является компенсационное озеленение.
Озелененные территории, а также участки земли, предназначенные для развития озелененных территорий, застройке, не связанной с их целевым назначением, не подлежат. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 г. N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон"*(778) определяются лесопарковые и зеленые зоны.
Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов. Зеленые зоны предназначены для защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды. Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).
Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны зависит от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади муниципального района или субъекта Российской Федерации и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой и зеленой зон устанавливаются Минсельхозом России. В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха (до 30% площадей) и прогулочная зона (всё остальное). При необходимости могут создаваться зона фаунистического покоя и восстановительная зона. Проектная документация лесопарковых и зеленых зон разрабатывается в рамках госзаказа по решению (предложению) региональных (местных) властей. Установлен состав проектной документации. Уменьшение площадей лесопарковых и зеленых зон не допускается.
Пример. В отдельных субъектах приняты нормативные акты, регулирующие правовой режим пригородных зон, например постановление Правительства Москвы и Правительства МО от 18 мая 1999 г. N 439-40 "О Положении о пригородных зеленых зонах г. Москвы и городов Московской области"*(779).
Положение определяет, что пригородные зеленые зоны г. Москвы и городов Московской области относятся к зонам особого регулирования градостроительной деятельности, где использование территории в целях обеспечения государственных, общественных и частных интересов осуществляется по специальным правилам. Границы системы пригородных зеленых зон определяются проектом планировки пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области как целостной системы природных территорий Московской области, являющимся документом особого регулирования градостроительной деятельности, определяющим в интересах населения г. Москвы и Московской области условия формирования пригородных зеленых зон, окружающей природной среды, направления и границы развития территорий, градостроительные и специальные виды зонирования, рекреационную инфраструктуру, требования к сохранению объектов природного и историко-культурного наследия, условия экологического и санитарного благополучия.
Статусы, режимы охраны и пользования отдельных территорий в системе пригородных зеленых зон определяются в зависимости от места и роли в градостроительной структуре, в природном каркасе, от наличия историко-культурного наследия.
Проект планировки пригородных зеленых зон устанавливает в соответствии с законодательством и их статусами на основе специальных нормативов и правил режимы и регламенты градостроительной деятельности и утверждается Правительством Московской области.
Следует отметить, что особому градостроительному регулированию при создании и развитии пригородных зеленых зон г. Москвы и городов Московской области подлежат:
земли лесного фонда Российской Федерации, а также участки леса, предоставленные гражданам и юридическим лицам, в том числе сельскохозяйственным предприятиям и организациям в пользование;
часть земель водного фонда: занятые водоемами, болотами, земли, выделенные под охранные зоны (по берегам) водоемов, используемых для удовлетворения питьевых, оздоровительных нужд населения, природоохранных государственных и общественных потребностей, а также водоемы, водотоки, участки, занятые зелеными насаждениями;
земли госзапаса.
Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств
1. Общий обзор статьи. Она состоит из 3 пунктов. В первом из них устанавливается обязательность соблюдения экологических требований в процессе производства автомобильных и иных транспортных средств. Второй пункт указывает субъектов использования транспортных средств. В третьем пункте содержится отсылочная норма, видимо, к транспортному законодательству.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основными целями являются установление правовых основ обеспечения экологической безопасности при осуществлении деятельности, связанной с созданием (производством) и эксплуатацией транспортных средств; соблюдение законности и правопорядка; снижение уровня негативных воздействий на окружающую среду.
Сфера действия предписаний статьи обширна, поскольку автомобили и иные транспортные средства широко используются и составляют неотъемлемую часть трудовых, рекреационных и иных видов деятельности человека.
Адресатами статьи являются названные в ее тексте юридические и физические лица - пользователи автомобильными и иными транспортными средствами, а также их производители. Кроме того, нормы статьи 45 предназначены и для природоохранных, правоохранительных органов, их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением экологического законодательства при производстве и эксплуатации транспортных средств.
3. Основные понятия. Многие из них рассмотрены выше (например, охрана окружающей среды, нормативы допустимых выбросов и сбросов, шум и проч. - см. комментарий к ст. 1, 22, 23). Некоторые встречаются в комментируемой статье впервые. В их числе такие, как "автомобильные средства", "транспортные средства", "обезвреживание загрязняющих веществ", "нейтрализация загрязняющих веществ". Специфическую смысловую нагрузку в данном случае имеют и понятия производства и эксплуатации.
3.1. Автомобильные средства (автотранспортные средства) - автобусы, грузовые и легковые автомобили, могут использоваться также с прицепами и полуприцепами.
3.2. Транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Это совокупное понятие, которое охватывает железнодорожные, воздушные, морские и речные транспортные средства. Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"*(780) транспортные средства определяются как воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"*(781) понятие "железнодорожный транспорт" разделено на две категории. Железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуру железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.
3.3. Производство автомобильных и транспортных средств означает процесс создания модели, ее экспериментального опробывания, изготовление комплектующих деталей, сборку, технические испытания, выпуск на линию.
3.4. Эксплуатация автомобильных и транспортных средств охватывает собой любые формы их использования в целях перемещения людей и грузов на определенные расстояния.
3.5. Обезвреживание загрязняющих веществ. В контексте комментируемой статьи оно означает извлечение из выбросов и сбросов, осуществляемых при эксплуатации автомобильных и транспортных средств, вредных для окружающей среды и здоровья людей веществ и их соединений.
3.6. Нейтрализация загрязняющих веществ. Данное понятие означает удаление загрязняющих веществ или превращение их в безвредные формы внутри топливной системы автотранспортного средства, что препятствует их попаданию в окружающую среду. Это осуществляется путем установки в топливную систему специальных катализаторов.
4. Правовое регулирование. В данной сфере оно осуществляется значительным массивом законодательных и иных нормативно-правовых актов как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации. Приведем некоторые примеры.