Рекультивация земель регулируется также совместным приказом Минприроды РФ и Госкомзема РФ от 22 декабря 1995 г. N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"*(798).
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400*(799) контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Отдельные природоохранные требования не только в комментируемом Законе, а также в специальных законах. Так, например, ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" содержит следующие требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности:
обеспечение непревышения нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами;
обеспечение соблюдения строительных норм и правил в части нормативов площадей озеленения территорий;
учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности;
установление санитарно-защитных зон организаций с учетом рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций;
и др.
Порядок разработки нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) определен постановлением Правительства РФ от 02 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него". Согласно данному документу предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
|
Разработка нормативов ПДВ осуществлялась в Российской Федерации в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями". Приказом Росстандарта от 26 декабря 2013 г. N 2355-ст действие данного ГОСТа прекращено на территории РФ с 1 июля 2015 г. в связи с введением в действие ГОСТ Р 55928-2013 "Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями".
Нормативы качества атмосферного воздуха установлены в гигиенических нормативах от 30 мая 2003 г. N 114 "ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" и от 19 декабря 2007 г. N 92 "ГН 2.1.6.2309-07. 2.1.6. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы", утвержденных постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ.
|
Разработка ПДС регламентируется законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" (раздел 6) для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ в водные объекты, которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной СЭС. ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в том числе продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска. При расчете ПДС ассимилирующая способность водных объектов не должна учитываться. При наличии в сточных водах химических веществ, содержащихся в воде фонового створа (принятого для расчета ПДС) на уровне ПДК, в расчетах ПДС не должны учитываться процессы разбавления.
Нормативы качества воды водных объектов, действующие в настоящее время, установлены в гигиенических нормативах "ГН 2.1.5.1315-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" и "ГН 2.1.5.2307-07. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы".
|
5. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки и хранения нефти и газа, расположенных в акваториях водных объектов, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации осуществляется в соответствии со специальными требованиями, содержащимися в главе IV Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"*(800).
В статье 16 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"*(801) содержится норма об осуществлении разведки и разработки морских неживых ресурсов исключительно на основании соответствующих лицензий и разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ. Условия и порядок выдачи указанной лицензии, ее содержание, срок, на который предоставляется лицензия, права и обязанности пользователей лицензии, требования к безопасному ведению работ, основания для прекращения действия лицензии, антимонопольные требования и условия раздела продукции регламентируются Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", Законом РФ "О недрах", Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и международными договорами Российской Федерации.
Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух пунктов. В пункте 1 устанавливаются юридико-значимые критерии, предъявляемые к процессам производства и иного обращения с различными по происхождению, физико-химическим характеристикам и степени потенциальной опасности веществам и микроорганизмам. Пункт 2 регулирует специальные правила обезвреживания такого рода веществ (химических и биологических) в общем виде, являясь отсылочной нормой.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель статьи очевидна - это обеспечение специфическими правовыми средствами экологической безопасности в определенном секторе.
Сфера действия норм статьи 47 при всей на первый взгляд ее ограниченности по предмету регулирования - потенциально опасные вещества (химические и биологические) - является весьма широкой с учетом того, насколько масштабны объемы производства и использования такого рода веществ в современном мире. Фактически сюда включены все виды поведения и отношений, осуществляемые и возникающие как в повседневной жизни, так и при осуществлении специальных работ, например научных исследований.
Адресатами норм статьи являются не только производители, продавцы, иные физические и юридические лица, участвующие в обращении с химическими и биологическими веществами, но и их конечные потребители, т.е. граждане, а также природоохранные и правоохранительные органы, их должностные лица. Закономерно возникает вопрос: в какой степени граждане могут быть причастны к обороту и обращению с потенциально опасными химическими и биологическими веществами? На него есть ответ: последствия использования такого рода веществ проясняются с развитием науки и техники.
Пример: Еще не так давно асбест широко применялся в строительстве. Ныне - это запрещенное к производству и обращению химическое вещество, а материалы, строения и оборудование, его содержащие, подлежат обеззараживанию, уничтожению, захоронению с учетом требований охраны окружающей среды и охраны здоровья. Соответственно, право гражданина на здоровье, на благоприятную окружающую среду и иные личные имущественные и неимущественные права должны быть соблюдены в процессе реализации норм о выводе из хозяйственного оборота асбеста и асбестосодержащих материалов.
3. Основные понятия. Комментируемая статья насыщена различными по принадлежности к той или иной отрасли знания (и области правового регулирования) и значению в контексте комментируемого Закона терминами. Среди них: "химические вещества", "опасные химические вещества", "потенциально опасные химические и биологические вещества", "радиоактивные вещества", "биологические вещества", "микроорганизмы", "производство", "обращение", "токсико-гигиенические исследования", "токсикологические исследования", "природоохранные нормативы"*(802), "регистрация", "обезвреживание", "проектная документация", "технологическая документация". Некоторые из этих терминов употребляются и разъясняются в других статьях комментируемого Закона. Например, понятие производства является "сквозным" и используется почти во всех статьях главы VII (см. комментарий к ст. 34 и др.). Такие понятия как "проектная документация" и "технологическая документация" являются слишком неопределенными с юридической точки зрения и означают всю совокупность формально зафиксированных данных, касающихся какого-либо объекта, оборудования, процесса и т.п., представленной (обобщенной) в материалах проектов, спецификациях, чертежах и проч. Но всё же большинство терминов, используемых в комментируемой статье, несет существенную правовую и экологическую нагрузку, а потому нуждается в разъяснении.
3.1. Химическое вещество - см. комментарий к ст. 49. Это самая большая группа веществ, оказывающих воздействие на окружающую среду. В нее включены органические и неорганические вещества, соединения и продукты, их содержащие, которые при внесении (попадании) в окружающую среду или в контакте с живыми организмами могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни, здоровью людей и других живых организмов, изменить свойства компонентов окружающей среды*(803). Юридически значимыми признаками химических веществ в контексте комментируемого Закона являются токсичность (и экотоксичность), экомобильность, канцерогенность, мутагенность, а юридически значимыми признаками воздействия химических веществ на окружающую среду и/или ее компоненты и объекты - продолжительность и результативность*(804).
3.2. Биологическое вещество - любое вещество, стимулирующее или подавляющее процессы жизнедеятельности, т.е. активное, являющееся живым и определяемое как совокупность всех живых организмов, населяющих Землю вне зависимости от их систематической принадлежности*(805).
В эколого-правовой литературе разъясняется, что биологические (бактериологические, микробиологические) вещества, потенциально опасные для здоровья человека и окружающей среды, - это в зависимости от степени патогенности (болезнетворности), т.е. способности вызывать инфекционные заболевания других организмов, - опасные для человека и животных, опасные только для животных, опасные только для растений соединения белковой природы. Веществами, опасными и для человека, и для животных, являются вирусы, занимающие промежуточное место между сложнейшими химическими веществами и простейшими организмами, не способные к жизнедеятельности вне живых клеток; риккетсии - бактериоподобные микробы; бактерии, т.е. одноклеточные микроорганизмы; токсины, т.е. продукты жизнедеятельности бактерий или микроскопических грибков (микотоксины); любые рекомбинантные объекты, т.е. генетически измененные микроорганизмы или их фрагменты, которые содержат последовательности (участки) нуклеиновой кислоты, кодирующие факторы патогенности или любого из токсинов.
Патогенные вещества, опасные для животных, - это вирусы, бактерии и генетически измененные микроорганизмы. Патогенные вещества, опасные для растений, - вирусы, бактерии, микроскопические грибки и генетически измененные микроорганизмы. Особое место занимают генно-инженерно-модифицированные организмы, т.е. любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способное к воспроизводству и передаче наследственного генетического материала, отличное от природных организмов, полученное с применением методов генной инженерии и содержащее генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты, комбинации генов, а также трансгенные организмы - микроорганизмы, генетическая программа которых изменена с помощью методов генной инженерии: токсины - продукты жизнедеятельности микроорганизмов, обладающие ядовитостью, экзотоксины, т.е. белковые продукты, выделяемые бактериями в окружающую среду; определяющие болезнетворные свойства микробов эндотоксины, компоненты бактерий, образующиеся после разрушения бактериальных клеток*(806).
3.3. Радиоактивные вещества - вещества, испускающие ионизирующее излучение.
3.4. Токсичные вещества - см. комментарий к ст. 49. Они представляют собой наиболее опасную разновидность химических веществ и определяются как все органические и неорганические химические вещества, а также содержащие их соединения и продукты, которые при поглощении (абсорбции при дыхании, с пищей) или при контакте с организмом (попадании на кожу, слизистую и пр.) или же при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических реакций причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде. Показателями токсичности являются: количество введенного или абсорбированного вещества, время, необходимое для проявления поражения, эффект синергизма, т.е. увеличение токсичности исходного химического вещества при взаимодействии с другими веществами при попадании в окружающую среду.
В Приложении 1 к Федеральному закону от 20 июня 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" указывается, что токсичные вещества, т.е. способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели, характеризуются следующими показателями: средняя смертельная доза при введении в желудок - от 15 до 200 мг на килограмм включительно; смертельная доза при нанесении на кожу - от 50 до 400 мг на килограмм включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе - от 0,5 до 2 мг на литр включительно. Для высокотоксичных веществ вводятся следующие показатели: средняя смертельная доза при введении в желудок - не более 15 мг на килограмм; средняя смертельная доза при нанесении на кожу - не более 50 мг на килограмм, средняя смертельная концентрация в воздухе - не более 0,5 мг на литр. При наличии на опасном производстве предельного количества опасных веществ от 200 т для токсичных и от 20 т для высокотоксичных веществ предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности с всесторонней оценкой риска аварии и связанной с ней угрозы для жизни и здоровья людей, окружающей среды, возможностей локализации и ликвидации последствий, и т.д.*(807)
3.5. Токсиколого-гигиеническое исследование - проведение оценки опасности либо возможного негативного влияния вещества на жизнь и здоровье населения, установление (разработка) гигиенических требований, регламентов и критериев их безопасного обращения.
3.6. Токсикологические исследования - это метод лабораторной диагностики, направленный на качественное и (или) количественное определение чужеродных веществ в организме.
3.7. Обращение - сложный по структуре процесс, охватывающий жизненный цикл химического или биологического вещества и состоящий из этапов их производства, хранения, транспортировки, использования, обезвреживания, утилизации, каждый из которых включает ряд операций. Так, производство химического вещества - это его добыча, извлечение (отделение) от массы попутных веществ, очистка, переработка, упаковка, сопровождающиеся регистрацией и маркировкой.
Хранение (временное или постоянное) включает сбор, складирование, организацию охраны, контроля за состоянием и т.п.
Транспортировка - это перемещение химического вещества как на большие расстояния, например из одного государства в другое (тогда юридически значимыми являются понятия их ввоза на территорию Российской Федерации или вывоза с территории Российской Федерации), так и в пределах одного предприятия. На этапе транспортировки выделяют такие операции, как доставку с места складирования, погрузку, перевозку, разгрузку, доставку до места назначения, перегрузку с одного вида транспорта на другой, размещение информации на средствах перевозки и т.п.
Использование - любая разновидность применения химического или биологического вещества как промежуточного (для производства иных веществ, продукции, изделий, материалов), так и конечного, готового для потребления (например, химическое средство борьбы с вредителями растений) продукта.
Утилизация охватывает извлечение полезных компонентов, возможно - переработку, обезвреживание и удаление (захоронение) непригодных для дальнейшего использования химических или биологических веществ, признаваемых к этому моменту процесса обращения с ними уже отходами (см. комментарий к ст. 51).
3.8. Обезвреживание потенциально опасных химических и биологических веществ - удаление наиболее вредных для здоровья людей и окружающей среды веществ, недопущение их доступа в окружающую среду, снижение уровня проявления отдельных свойств, например, экотоксичности.
3.9. Микроорганизмы - организмы, величина которых составляет от 50 до 500 мкм.
4. Правовое регулирование. В отличие от многих стран в Российской Федерации отсутствуют специальные законодательные акты о химических или биологических веществах (в том числе потенциально опасных) федерального уровня. Регламентация многих аспектов обращения с потенциального опасными химическими и биологическими веществами осуществлена путем включения отдельных норм и институтов в федеральные законы (например, от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(808)), Водный, Лесной, Земельный, Уголовный кодексы, КоАП РФ. В то же время в настоящее время действуют два федеральных закона, системно регулирующие обращение с некоторыми группами веществ. Это принятые практически одновременно федеральные законы от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(809) и от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"*(810).
Велик массив подзаконных актов - постановлений Правительства РФ*(811) и ведомственных актов*(812). Особо следует указать на принятую распоряжением Правительства РФ от 28 января 2008 г. N 74-р "Концепцию Федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)"*(813).
О правовом регулировании обращения с радиоактивными веществами - см. комментарий к ст. 48.
5. Нормирование как правовой инструмент регулирования обращения с потенциально опасными химическими и биологическими веществами. Установление нормативов в комментируемом Законе большей частью связано именно с химическими и биологическими веществами. Нормативы регулируют выбросы и сбросы таких веществ, предельные количества и т.п. (подробно см. комментарий к ст. 1, 21, 22, 23, 27, 28).
6. Регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ. Регистрация осуществляется Российским регистром потенциально опасных химических и биологических веществ. Регистр ведется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека*(814).
Регистр содержит информацию, касающуюся опасности химических и биологических веществ, в том числе веществ, подпадающих под действие Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 10 сентября 1998 г.
Включение в регистр информации о веществах осуществляется на основании данных:
а) об идентификации вещества, включая общее название, химическое название в рамках номенклатуры, признанной на международном уровне (например, номенклатуры Международного союза теоретической и прикладной химии), в случае, если такая номенклатура имеется, торговые названия и названия составов, кодовые номера (номера Службы подготовки аналитических обзоров по химии, коды Согласованной системы таможенных кодов и другие номера);
б) об области применения вещества;
в) об оценке опасности веществ для здоровья человека и окружающей среды с учетом физико-химических, токсикологических и экотоксикологических свойств;
г) об установлении гигиенических и иных нормативов содержания веществ в объектах окружающей среды, в том числе в объектах среды обитания человека;
д) о разработанных защитных мерах по предотвращению вредного воздействия веществ на здоровье человека и окружающую среду, в том числе условиях их утилизации и уничтожения.
Содержащаяся в регистре информация может использоваться в целях осуществления: государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальных веществ (соединений) природного или искусственного происхождения, способных в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду, предусмотренных разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, либо техническими регламентами Таможенного союза; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного экологического надзора.
Основанием для регистрации является "Перечень сведений, необходимых для государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ", заполняемый заявителем. Заявитель несет ответственность за правильность заполнения данных. Также регистрации подлежат вещества, информация о которых не может быть предоставлена в полном объеме на момент регистрации, однако свойства этих веществ и область их применения позволяют считать опасность их применения несущественной для человека и окружающей среды. В таком случае производится регистрация, присвоение регистрационного номера и выдача регистрационного свидетельства со специальной пометкой. В случае если заявитель не предоставляет необходимые сведения в трехлетний срок, свидетельство о регистрации теряет силу*(815).
Указанный порядок государственной регистрации не распространяется на химические и биологические средства защиты растений, регуляторы роста сельскохозяйственных растений и лесных насаждений, фармацевтические препараты, а также радиоактивные вещества, учитываемые или регистрируемые в установленном ранее порядке соответствующими организациями*(816).
7. Лицензирование деятельности, связанной с обращением потенциально опасных химических и биологических веществ. Оно производится в соответствии с положениями Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений отдельных подзаконных актов*(817) (см. комментарий к ст. 30).
8. Юридические последствия нарушения экологических требований при обращении с потенциально опасными химическими и биологическими веществами. Они могут наступать в виде применения мер воздействия (ограничения, приостановления, прекращения деятельности - см. комментарий к ст. 56), назначения наказания в порядке административного производства, привлечения к уголовной ответственности, применения мер гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности (см. комментарий к ст. 75, 77-79).
Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов
1. Общий обзор статьи. Она разделена на четыре пункта. В пункте 1 устанавливаются общеправовые обязанности юридических и физических лиц по соблюдению норм об обращении с радиоактивными веществами и ядерными материалами, специальные обязанности информационного характера, а также по принятию мер в отношении ликвидации очагов радиационного загрязнения. Пункт 2 - это бланкетная норма об ответственности, устанавливаемой действующим законодательством РФ. В пункте 3 устанавливается общий запрет на ввоз в Российскую Федерацию отходов и ядерных материалов. Кроме того, в этом же пункте дается отсылка к законодательству Российской Федерации, и приведена оговорка исключений запретов. Такого рода исключения предусматриваются в пункте 4, регулирующем ввоз в Российскую Федерацию на временное технологическое хранение или переработку особой разновидности радиоактивных отходов, в том числе указывающей источники права и принципы ввоза.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основными целями являются обеспечение законности и правопорядка в процессе обращения с чрезвычайно опасной группой веществ и материалов; легитимация (дополнительная к атомному законодательству) возможности ввоза на территорию России отдельных видов радиоактивных отходов с одновременным ограничением этого рядом обязательных условий.
Сфера действия норм относительно узка ввиду не столь широкого распространения деятельности по обращению с радиоактивными веществами, отходами, ядерными материалами, как, например, деятельности по обращению с химическими веществами или отходами производства и потребления в целом. Но применение норм комментируемой статьи вызывает особо пристальное внимание общественности: может быть, именно их содержание было предметом наиболее острой дискуссии.
Адресатами статьи являются не только указанные в ней юридические и физические лица, непосредственно участвующие в процессах производства, транспортировки, переработки, использования и т.п. радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов, а также стороны международных договоров Российской Федерации, природоохранные и правоохранительные органы, но и граждане, чьи права и интересы затрагиваются предписаниями статьи 48.
3. Основные понятия. В тексте статьи использованы общеправовые понятия (юридические лица, физические лица, органы исполнительной власти, международные договоры и др. - см. комментарии к ст. 11, 81-82), эколого-правовые понятия (окружающая среда, экологическая безопасность - см. комментарий к ст. 1), термины, обозначающие отдельные этапы обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами (производство, хранение, применение и т.п. - см. комментарий к ст. 34, 47, 51 и др. раздела VII), а также специальные понятия, характеризующие предмет правового регулирования, - радиоактивные вещества и отходы, ядерные материалы, облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов, очаги радиационного загрязнения, радиационная безопасность, радиация, ионизирующее излучение и др.
3.1. Радиоактивные вещества - см. комментарий к ст. 47.
3.2. Ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.
3.3. Ионизирующее излучение - излучение, которое возникает при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.
3.4. Радиоактивные отходы - радиоактивные вещества и ядерные материалы, находящиеся в любом агрегатном состоянии (твердом, жидком, газообразном), дальнейшее использование которых не предусматривается, а также материалы, изделия, оборудование, вещества и смеси веществ, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные соответствующими нормативами.
3.5. Тепловыделяющие сборки ядерных реакторов - машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы, предназначенное для получения тепловой энергии в ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции.
3.6. Облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов - разновидность радиоактивных отходов, облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо.
3.7. Временное технологическое хранение - дополнительный этап обращения с радиоактивными веществами и ядерными материалами, являющийся переходным при признании облученных тепловыделяющих сборок радиоактивными отходами - после извлечения из них пригодных для дальнейшего использования ценных компонентов (веществ и материалов) и захоронения.
3.8. Очаги радиационного загрязнения - участки территории Российской Федерации, подвергшиеся воздействию радиации, на которых содержание радионуклидов и уровень ионизирующего излучения превышает установленные нормативы.