Проведение строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией. 12 глава




Кроме того, по мнению Ассоциации, пункт 20 Правил, утвержденных оспариваемым Постановлением, нарушает конституционное право на своевременную и достоверную экологическую информацию, поскольку не дает исчерпывающего разъяснения, почему "вид целевого использования продукции не устанавливается". Таким образом, отсутствует информация о том, для чего предназначена регистрируемая продукция, полученная из или с использованием ГМ культуры, каковы потенциальные риски и последствия ее применения.

Пункт 24 Правил, утвержденных оспариваемым Постановлением, устанавливает, что "не подлежит государственной регистрации продукция, полученная путем комбинации, обработки и переработки зарегистрированной продукции, содержащей ГМО". Это также нарушает конституционное право на информацию о составе продукции, о качестве семян:

во-первых, при комбинированном использовании ингредиентов, полученных из разных ГМ-объектов, могут возникнуть сочетанные воздействия, не проявляющиеся при их раздельном использовании, что было не раз показано на других пищевых объектах, и это может привести к непредсказуемым последствиям;

во-вторых, рядом зарубежных и отечественных ученых экспериментально было показано, что даже при термической обработке ГМ-картофеля или ГМ-сои при скармливании их млекопитающим наблюдались патологические изменения внутренних органов и репродуктивных функций. Так что такого рода продукция также должна быть проверена в обязательном порядке, и информация о результатах таких проверок должна быть доступна всем гражданам России.

Помимо этого, по мнению Ассоциации, Постановление нарушает ст. 2 ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", которой установлено, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты в части, касающейся обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, не должны содержать нормы, противоречащие данному Федеральному закону.

Ассоциация указывает, что такое положение является недопустимым, крайне опасным и вредным, угрожающим безопасности граждан и благополучию окружающей среды: поскольку ГМО созданы в результате манипуляций с геномом, путем встраивания в него чужеродных, несвойственных и, в случае с пестицидоустойчивыми растениями, искусственных конструкций, не встречающихся в природе, что нарушает работу эволюционно скоадаптированного генома, они должны систематически подвергаться повторным проверкам на безопасность*(909).

 

Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех пунктов. В пункте 1 перечисляются этапы обращения с отходами производства и потребления (список этапов закрытый) и устанавливается общее требование безопасного для окружающей среды их осуществления. Кроме того, в этой же части дается отсылка к законодательству Российской Федерации. Пункт 2 содержит запреты в сфере обращения с отходами. Пункт 3 содержит отсылочную норму.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основные цели заключаются в создании и дополнительной легитимации запретов и ограничений деятельности по обращению с отходами, обеспечении законности и правопорядка ее осуществления.

Сфера действия предписаний статьи столь же обширна, как масштабы образования отходов. Она затрагивает поведение государств (например, перевозящих отходы в целях их переработки и захоронения на территорию других стран), юридических лиц, участвующих в производственных процессах, связанных с образованием, транспортировкой и проч., интересы населения тех городов, в которых размещены предприятия по переработке отходов (мусоросжигательные заводы и т.п.), и многих других.

Соответственно, адресатами статьи является неопределенно широкий круг лиц - органы государственной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, природоохранные и правоохранительные органы, их должностные лица, юридические лица и граждане.

3. Основные понятия. Их можно разделить на две группы. В первую входят термины, обозначающие отходы и их разновидности, этапы обращения с ними. Вторую образуют понятия, характеризующие объекты, на которые воздействуют отходы, их пространственные показатели и т.п., например окружающая среда, естественная экологическая система, водные объекты, водосборные площади, недра, рекреационные зоны и проч. (см. комментарий к ст. 1, 4, 58, 61 и др.).

3.1. Отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"*(910)). В большинстве зарубежных стран, согласно Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.), понятие отходов охватывает те продукты, изделия, материалы, от которых избавляются, хотят избавиться или должны избавиться.

3.2. Радиоактивные отходы - см. комментарий к ст. 48.

3.3. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

3.4. Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания и иного обращения с ними. Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве"*(911) введено дополнительное понятие "раздельный сбор отходов", т.е. деятельность по сбору, временному хранению отходов (вторичных материальных ресурсов) в соответствии с установленными классами опасности, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов (вторичных материальных ресурсов), содержанием в их составе летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению.

3.5. Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

3.6. Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе их сжигание и обеззараживание на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

3.7. Транспортировка отходов - перемещение отходов между объектами их образования, сортировки, хранения, переработки, использования, обезвреживания, захоронения, уничтожения. В Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" разъясняется и понятие трансграничного перемещения отходов (ст. 1).

3.8. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В упоминавшемся выше Законе города Москвы дополнительно вводятся термины: свалка отходов, т.е. несанкционированное размещение отходов сплошным валочным телом или отдельно расположенными очаговыми навалами отходов объемом более 10 куб. м на площади более 200 кв. м; захламление территории, т.е. несанкционированное размещение отходов сплошным свалочным телом или отдельно расположенными очаговыми навалами отходов объемом до 10 куб. м на площади до 200 кв. м.

3.9. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах отходов в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

3.10. Опасные отходы - отходы, которым присвоен один из четырех классов опасности (I-IV); при попадании их в окружающую среду возникает реальная угроза причинения вреда здоровью людей и природным объектам. Часто употребляемым синонимом являются токсичные отходы, способные вызывать отравление или иное поражение живых существ, влекущее нарушение жизненных функций и летальный исход.

4. Правовое регулирование. Начиная с середины 90-х гг. прошлого века законодательство об отходах развивалось весьма интенсивно. В настоящее время головным актом в данной сфере является Федеральный закон "Об отходах производства и потребления".

Помимо этого нормы, регулирующие требования к обращению с отходами, содержатся в ВК РФ, Федеральном законе "Об использовании атомной энергии" (см. комментарий к ст. 48), в иных федеральных законах и кодексах, в том числе в УК РФ и КоАП РФ (см. комментарий к ст. 75), а также в законах субъектов Российской Федерации.

Достаточно велик объем подзаконного регулирования, осуществляемого как на уровне Правительства РФ (см., например: постановления от 28 марта 2012 г. N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности"*(912)), ведомств (см., например, приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 февраля 2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"*(913), приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 г. N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления"*(914) и др.), так и локальном (см., например, постановления Правительства Москвы от 22 апреля 2008 г. N 313-ПП "О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в городе Москве", от 14 октября 2003 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы", от 12 декабря 2006 г. N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках").

5. Классификация отходов. В комментируемой статье используются указания лишь на некоторые виды отходов:

а) производства;

б) потребления;

в) опасные;

г) радиоактивные.

В иных законодательных и нормативных правовых актах даны более подробные классификации, как и в доктрине российского экологического права.

В Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" дано определение таких отходов, как "лом" и "отходы цветных и (или) черных металлов", т.е. - это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Так, в упомянутом Законе города Москвы выделяются:

отходы лечебно-профилактических учреждений, т.е. материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях, а также отходы аптек, фармацевтических производств;

биологические отходы - материалы, вещества, остатки (отбросы) животного и растительного происхождения, образующиеся в результате гибели животных, медицинской и (или) ветеринарной практики, научной деятельности и экспериментов с живыми организмами и биологическими тканями, а также возникающие при работе агропромышленных предприятий, складских и перерабатывающих предприятий пищевой промышленности, продовольственных рынков, предприятий городского хозяйства, сферы обслуживания и общественного питания;

отходы строительства и сноса - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов строительства, образующиеся при строительстве, разрушении, сносе, разборке, реконструкции, ремонте зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов;

вторичные материальные ресурсы - отходы, которые могут повторно использоваться после дополнительной переработки (обработки);

вторичное сырье - переработанные (обработанные) вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования.

Уголовный закон в статье 247 УК РФ употребляет понятие "запрещенные виды опасных отходов" - см. комментарий к ст. 75.

Эти примеры можно продолжить. Здесь отметим, что отходы разделяются по происхождению (например, строительные, медицинские и т.п.), агрегатному состоянию (твердые, жидкие), химическому составу, экологической опасности и др. показателям (критериям)*(915).

6. Этапы обращения с отходами. В данном случае комментируемая статья не называет все этапы (и операции) по обращению с отходами (см. п. 3 комментария к данной статье). И в законодательстве, и в доктрине российского уголовного права выделяют также такие этапы, как образование, утилизация, накопление, складирование, удаление, обработка, рекуперация, рециркуляция, рециклинг и т.п.*(916) Частично они совпадают с разъясненными в п. 3 комментария к данной статье, частично уточняют содержание отдельных операций.

7. Лицензирование. Применительно к обращению с отходами в целом и отдельным его этапам, а также с учетом вида отходов общие начала правового регулирования содержатся в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. комментарий к ст. 30). Эти начала конкретизируются в ряде подзаконных нормативных актов: постановлениях Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"*(917), от 28 марта 2012 г. N 255 "Об утверждении Положения о лицензировании по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности"*(918), от 06 октября 2011 г. N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии"*(919); приказах Росприроднадзора от 30 ноября 2011 г. N 885 "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности"*(920), от 29 сентября 2010 г. N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. N 717".

Одной из важных проблем является отмена лицензирования деятельности по сбору, использованию, транспортированию отходов. Отходы теперь могут бесконтрольно передаваться лицам, у которых не обязательно должна быть соответствующая лицензия. А те, в свою очередь, могут передавать другим лицам, даже обычным гражданам. Данные условия приводят к тому, что это порождает бесконтрольность движения отходов в связи с утратой механизма лицензионного контроля. В результате спровоцирован резкий рост случаев незаконного размещения отходов, оставления отходов в лесах, парках, слива отходов в водные объекты.

До настоящего времени отмена лицензирования этой деятельности ничем не заменена. При этом, с момента отмены лицензирования (с 4 мая 2011 года), доля использованных отходов в общем объеме образованных отходов, по данным статистической отчетности, в 2011 году составила более 45%, в 2012 году - около 47%. При этом не наблюдалось роста количества предприятий, которые осуществляли деятельность по использованию отходов. Также продолжает увеличиваться количество выявляемых несанкционированных свалок*(921).

8. Регистрация и учет. Регистрация опасных отходов осуществляется путем ведения Государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов. С 1 августа 2014 года постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности" устанавливаются правила проведения паспортизации отходов*(922). Согласно данному нормативному документа паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности.

Определение данных о составе и свойствах отходов I-IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Паспорт действует бессрочно. Внесение изменений в паспорт не допускается. На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Статистическая справка. Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация в области обращения с отходами может привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения. В 2012 году было образовано 5 млрд. тонн отходов, что на 14% выше показателя предыдущего года. Из общего объема образуемых отходов ежегодно в России образуется порядка 60 млн. тонн ТБО, из них от жизнедеятельности населения - порядка 50 млн. тонн и 10 млн тонн от предприятий. При этом ежегодно их количество увеличивается на 3-4%. Практически весь указанный объем ТБО в дальнейшем размещается на полигонах и свалках, и только 4-5% указанного объема вовлекаются в переработку*(923).

9. Юридическая ответственность. Нарушение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет применение мер дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

Об этом свидетельствуют материалы судебной практики, например постановление ФАС Московского округа от 2 августа 2013 г. по делу N А40-159055/12-144-780.

Административным органом проведена проверка территории организации на предмет соблюдения природоохранного законодательства. По результатам проверки организация, образующая отходы, привлечена к административной ответственности в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ по причине отсутствия оформленных в установленном порядке паспортов I-IV классов опасности.

Суд, рассмотрев материалы дела, установил, что согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3 указанной статьи Федерального закона на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. При этом паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Ссылка организации на недоказанность административным органом факта образования и наличия отходов производства и потребления, которые должны иметь паспорт с отнесением их к конкретному классу опасности, подлежит отклонению, т.к. образование отходов подтверждено актами выполненных работ, талонами на передачу и размещение отходов. Паспортов, составленных в порядке, установленном законодательством, на все виды отходов I-IV класса опасности, образующихся при ведении хозяйственной деятельности, организация не имеет.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет привлечение к административной ответственности.

Таким образом, по мнению суда, отсутствие у организации оформленных в установленном порядке паспортов опасности отходов в отношении образуемых отходов I-IV класса опасности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ*(924) (см. комментарий к ст. 75, 77-79).

11. Подготовка отчетов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

10. Обзор изменений. В соответствии с пунктом 5 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"*(925) в комментируемую статью вносятся изменения, вступающие в силу 1 января 2016 г. (п. 4 ст. 24 указанного Закона). Изменения затрагивают пункт 1 (изложен в новой редакции), пункт 3 (в нем слова "опасными отходами" заменены словами "отходами I-IV классов опасности"), изменена структура (статья дополнена п. 4).

Новая редакция пункта 1 комментируемой статьи изложена следующим образом: "1. Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.".

Сравнение с действующей редакцией пункта 1 показывает, что радиоактивные отходы с 1 января 2016 г. больше не будут рассматриваться в составе отходов производства и потребления. Также претерпело изменения содержание обращения с отходами производства и потребления, радиоактивными отходами. Он дополнен категорией "накопление", а термин "использование" заменен термином "утилизация". Указанное изменение внесено в целях обеспечения соответствия положений комментируемого Закона с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"*(926), который содержит легальные определения терминов и понятий в сфере обращения с отходами (ст. 1 указанного Закона).

Так, под накоплением отходов подразумевается их складирование на срок не более шести месяцев в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их последующей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Под утилизацией отходов понимается их использование для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг. Утилизация отходов включает повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Изменения в п. 3, вступающие в силу 1 января 2016 г., в части замены слов "опасными отходами" словами "отходами I-IV классов опасности", призваны исключить двусмысленность в понимании сферы регулирования специального законодательства. Действительно, отходы подразделяются на чрезвычайно опасные (I класс), высокоопасные (II класс), умеренно опасные (III класс), малоопасные (IV класс) и практически неопасные (V класс). Отсылка к "опасным отходам" имела потенциал к трактованию отходов IV или даже III класса, как не подпадающих под действие специального законодательства*(927). Таким образом, законодатель совершенно правомерно исключил возможность широкого трактования. Порядок отнесения отходов к различным классам опасности установлен Приказом Минприроды России от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды"*(928).

Новый пункт 4 комментируемой статьи, положения которого вступают в силу с 1 января 2016 г., сформулирован следующим образом: "4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по утилизации отходов, подготавливают и ежегодно опубликовывают отчеты о деятельности в области охраны окружающей среды по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.".

Данный пункт устанавливает обязанность субъектов предпринимательской деятельности ежегодно готовить и ежегодно опубликовывать отчеты о деятельности в области охраны окружающей среды. В целях реализации положений указанной статьи Минприроды России подготовило проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами", предполагающий закрепление соответствующих полномочий*(929).

 

Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон

1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех пунктов. Пункт 1 содержит указание целей, для достижения которых создаются защитные и охранные зоны. Пункт 2 устанавливает цели, для достижения которых создаются защитные и охранные зоны. В ней также даны родовое понятие зоны с ограниченным режимом природопользования и открытый перечень зон, на которые распространяются положения комментируемой статьи (санитарно-защитные зоны, территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны).

Пункт 2 был изменен в связи с внесением изменений в Лесной кодекс РФ в 2009 г. В соответствии с абзацем 2 ст. 7 Федерального закона от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из п. 2 ст. 52 были исключены слова "включающие в себя"*(930). Данное изменение привело к тому, что лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом использования в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений перестали рассматриваться как часть зеленых зон (о составе зеленого фонда городских поселений - см. комментарий к ст. 61).

Пункт 3 содержит бланкетную норму, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных правовых актов, регулирующих порядок установления и создания защитных и охранных зон.

2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний. Цели статьи недвусмысленно отражены в ее тексте и подразделяются на две группы по объектам охраны. Во-первых, зоны с ограниченным режимом природопользования создаются для решения собственно природоохранных задач (обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем, защита природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий, охрана среды обитания растений, животных и других организмов), а во-вторых - для охраны условий жизнедеятельности человека.

Сфера действия является чрезвычайно широкой, поскольку пункт 2 содержит указание на неопределенный круг объектов, вокруг которых могут создаваться охранные зоны (промышленные зоны, объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду) для предотвращения или уменьшения их негативного воздействия на людей и природные объекты.

Пункт 1 определяет круг объектов, для предотвращения и уменьшения воздействия на которые могут создаваться зоны с ограниченным режимом природопользования (естественные экологические системы, природные комплексы, природные ландшафты и особо охраняемые природные территории). По нашему мнению, сфера действия данной статьи не охватывает создание зон ограниченного пользования вокруг антропогенных объектов в целях обеспечения их бесперебойного функционирования (например, железных дорог, трубопроводов, линий электропередач, опасных промышленных объектов и пр.*(931)). Этот вывод, тем не менее, не означает, что создание таких зон не оказывает влияния на уровень экологической безопасности. Это связано с тем, что нарушение нормального режима функционирования перечисленных категорий объектов может привести к серьезным и масштабным негативным воздействиям на человека и окружающую среду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: