Проведение строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией. 14 глава




6. Правовое значение национализации имущества. Это вопрос политического характера, лишь в самую последнюю очередь соотносимый с проблемами экологическими. Ни в доктрине, ни в законодательстве, ни в судебной и административной практике наших дней он не решается и пока что не возникает поводов для его решения. Такая ситуация могла бы привести к выводу об избыточности правового регулирования, но, как известно, российский законодатель склонен к принятию "резервных" и "перспективных" норм. Остается надеяться на то, что в данном случае эта норма не должна будет применяться.

 

Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы

1. Общий обзор статьи. До 1 января 2014 г.*(963) статья 54 действовала в предыдущей редакции, которая содержала лишь отсылочную норму о том, что регулирование производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой, регулируется международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.

В действующей редакции комментируемая статья состоит из трех пунктов:

первый пункт конкретизирует направления государственного регулирования в области охраны озонового слоя;

второй пункт устанавливает полномочия Правительства РФ в области такого регулирования;

третий пункт устанавливает обязанность широкого круга адресатов по соблюдению требований охраны озонового слоя атмосферы.

Внесение изменений в статью 54 Закона было продиктовано необходимостью выполнения международных обязательств Российской Федерации по охране озонового слоя, хотя при этом из текста статьи в новой редакции были исключены ссылки на международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права. Как следует из материалов рассмотрения законопроекта о внесении данных изменений, по отдельным видам озоноразрушающих веществ России необходимо сократить их потребление более чем в два раза, а с 2020 года - использовать только для обслуживания ранее созданного оборудования*(964).

Также в Законе появились две новые статьи, относящиеся к вопросам охраны озонового слоя. Статья 18.1 устанавливает, что экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляется в соответствии с Законом (см. комментарий к статье 18.1). Статья 69.1 касается требований в отношении государственного учета обращения озоноразрушающих веществ (см. комментарий к ст. 69.1).

Статья 54 Закона в новой редакции в совокупности с подзаконными актами, принимаемыми в ее исполнение, призвана гармонизировать и упорядочить систему норм, регулирующих вопросы охраны озонового слоя. Так, постановление Правительства РФ от 24 марта 2014 г. N 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой", принятое во исполнение статьи 54 Закона, отменило целый ряд ранее действовавших нормативных актов, которые содержали разрозненные требования по обращению с озоноразрушающими веществами, и одновременно установило правила потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой*(965).

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель комментируемой статьи состоит в обеспечении охраны климата Земли посредством охраны озонового слоя.

Сфера действия норм статьи распространяется на хозяйственную деятельность и деятельность иного характера, так или иначе связанную с производством, потреблением и обращением озоноразрушающих веществ, указанных в специальном перечне.

Адресатами статьи являются российское государство, органы государственной и исполнительной власти Российской Федерации, иные государства и их союзы, являющиеся сторонами международных договоров, регулирующих производство и иное обращение с озоноразрушающими веществами, международные организации, секретариаты конвенций, юридические и физические лица - производители и потребители озоноразрушающих веществ.

3. Основные понятия. В их числе - "атмосфера", "озоновый слой", его охрана, озоноразрушающие вещества. Но эти понятия состоят в сложной взаимосвязи с такими терминами, как, например, "озон", "климат". Целый ряд понятий, имеющих важное значение для государственного регулирования в сфере охраны озонового слоя, был впервые определен комментируемым Законом с принятием изменений, утвержденных Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ.

3.1. Климат. Понятие "климат" впервые появилось в рамках астрономической науки. Оно родилось от греческого (klimatos) - наклон. Древнегреческий астроном Гиппарх (2 в. до н.э.) условно разделил поверхность Земли параллелями на широтные зоны, отличающиеся по высоте полуденного стояния Солнца в самый продолжительный световой день года. Эти зоны были названы климатами по степени наклона солнечных лучей к Земной поверхности*(966). Так было выделено пять климатических зон: одна жаркая, две умеренных и две холодных, - которые составили основу географической зональности земного шара.

С течением времени благодаря развитию знаний и пересмотру ранее существовавших представлений о типичных природных условиях в разных точках планеты категория "климат" получила новое содержание в географической науке: классификация климатических зон стала проводиться не с точки зрения астрономических или математических расчетов, а с точки зрения наиболее устойчивых проявлений температуры, влажности, выпадения осадков и т.п. В результате этого было установлено, что климатические зоны не обязательно соответствуют широтным поясам, но могут находиться в разных широтах и иметь неправильные очертания.

Около середины XX века понятие "климат", относившееся ранее только к состоянию атмосферы у земной поверхности, было распространено и на высокие слои атмосферы. На сегодняшний день в рамках климатологии сформировалось следующее представление о климате: климат - это многолетний режим погоды, свойственный той или иной местности на Земле и являющийся одной из ее географических характеристик. Климат является результатом физических (климатообразующих) процессов, происходящих в атмосфере и подстилающем слое (под подстилающим слоем понимается верхний слой почвы, растительный покров, верхний слой воды, снежный покров, ледяной покров на море, озере и т.п.), и зависит от географических факторов, которыми определяется протекание этих процессов в природных условиях. К климатообразующим процессам относятся:

1) приходо-расход лучистой энергии на земной поверхности, в атмосфере;

2) атмосферная циркуляция, то есть система воздушных течений, несущих различное количество тепла и влаги;

3) вертикальный теплообмен и влагообмен в атмосфере, подстилающем слое и между ними*(967).

Изменение концентрации отдельных веществ в атмосфере является одним из факторов, влекущих изменение радиационного баланса Земли, что, в свою очередь, отражается на естественном парниковом эффекте Земли и вносит новые факторы в формирование климата. Такими веществами являются парниковые газы и аэрозоли*(968). Стратосферный озон (наряду с углекислым газом (CO2), метаном (CH4), оксидом азота (N2O) и галогенными газами) относят к парниковым газам.

Стратосферный озон выступает своего рода экраном, защищающим Землю от ультрафиолетового B (средневолнового) излучения. В случае нарушения озонового слоя (возникновения озоновых дыр) это излучение достигает поверхности Земли, меняя радиационный баланс, а также причиняя вред живым организмам.

3.2. Атмосферный воздух. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" относит и атмосферный воздух, и озоновый слой к компонентам природной среды. При этом понятие атмосферного воздуха дано в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха": "атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений".

3.3. Озон. Это химически активный газ, состоящий из трех атомов кислорода, естественно образующийся в атмосфере соединением молекулярного кислорода (O2) и атомарного кислорода (O). Озон является газом, естественным образом присутствующим в атмосфере. Большая его часть (около 90%) находится в стратосфере - верхнем слое атмосферы на высоте 15-50 км над поверхностью Земли, именно здесь из стратосферного озона формируется так называемый озоновый слой. Хотя озон необходим в стратосфере, он ядовит для организмов, живущих в тропосфере, так как является сильным окислителем.

3.4. Озоновый слой. Согласно определению, принятому в международных правовых документах, термин "озоновый слой" означает слой атмосферного озона над пограничным слоем планеты*(969). Таким образом, озоновый слой, несмотря на упоминание его в качестве отдельного компонента природной среды, фактически является частью атмосферы.

Озоновый слой выполняет важнейшую функцию по улавливанию солнечной ультрафиолетовой радиации, которая представляет опасность для всего живого на Земле. Одновременно озоновый слой абсорбирует инфракрасное тепловое излучение, исходящее от поверхности Земли, сохраняя его в атмосфере, и вносит свой вклад в формирование естественного парникового эффекта. Таким образом, изменение его концентрации в атмосфере изменяет тепловой (радиационный) баланс Земли.

3.5. Охрана озонового слоя. Под охраной озонового слоя атмосферы следует понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленную на сохранение озонового слоя и предотвращение вредного воздействия на него.

3.6. Негативное воздействие на озоновый слой. Оно связано, прежде всего, с выбросами в атмосферу определенных химических веществ, которые разрушают молекулы озона. Сходный термин "неблагоприятное воздействие" используется в Венской конвенции об охране озонового слоя (Вена, 1985 г.) и определяется следующим образом: "изменения в физической среде или биоте, включая изменения климата, которые имеют значительные вредные последствия для здоровья человека или для состава, восстановительной способности или продуктивности природных и регулируемых экосистем или для материалов, используемых человеком".

3.7. Вещества, разрушающие озоновый слой (озоноразрушающие вещества, ОРВ). Законодательное определение данного термина появилось с внесением в Закон изменений, утвержденных Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ. Согласно статье 1 Закона, вещества, разрушающие озоновый слой (или озоноразрушающие вещества) - это химические вещества и их смеси, перечень которых определяется Правительством РФ в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области охраны озонового слоя атмосферы. Таким образом, это вещества, в отношении которых принимаются меры государственного регулирования, предусмотренные Законом.

Перечень веществ, имеющих общепризнанный озоноразрушающий потенциал, приведен в приложениях к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 1987 г.). Однако данный перечень не является исчерпывающим и содержит лишь те вещества, необходимость регулирования оборота которых была согласована сторонами Монреальского протокола (порядка 100 наименований). Вместе с тем страны-участницы на Совещаниях Сторон могут расширять этот перечень, внося в него новые вещества по мере необходимости.

В соответствии с обязательствами РФ по Монреальскому протоколу и во исполнение статьи 54 Закона Правительство РФ постановлением от 24 марта 2014 г. N 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой" на национальном уровне утвердило Перечень озоноразрушающих веществ (см. ниже), которым и определяются вещества, относящиеся к озоноразрушающим веществам в целях применения норм статьи 54 Закона.

3.8. Перечень озоноразрушающих веществ. Данный перечень устанавливается Правительством РФ и перечисляет те вещества, в отношении которых вводятся специальные меры государственного регулирования, указанные в первом пункте комментируемой статьи. На данный момент перечень озоноразрушающих веществ установлен постановлением Правительства РФ от 24 марта 2014 г. N 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой".

Список веществ, указанных в перечне, полностью соответствует списку веществ, перечисленных в приложениях к Монреальскому протоколу. Всего установлено 4 списка веществ, в рамках которых выделяются группы.

Список "А" содержит перечень хлорфторуглеродов (ХФУ) и галонов, которые стали первыми веществами, в отношении которых стороны Монреальского протокола согласовали регулирование.

В последующем были также приняты дополнительные списки регулируемых веществ. Так, в Список "B" были включены другие виды ХФУ, четыреххлористый углерод (ЧХУ) и метилхлороформ (МХФ), в Список "C" вошли гидрохлорфторуглероды (ГХФУ), гидробромфторуглеводороды (ГБФУ) и бромхлорметан, и в Список "E" был включен бромистый метил.

3.9. Продукция, содержащая озоноразрушающие вещества. Данный термин стал упоминаться в редакции статьи 54, вступившей в силу с 1 января 2014 г., но законодательно не определен. Вместе с тем, Монреальский протокол и ряд нормативных актов, связанных с реализацией обязательств РФ по Монреальскому протоколу, во-первых, ссылаются на необходимость государственного контроля в сфере обращения продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, а во-вторых, содержат перечни продукции, подлежащей регулированию в случае, если она содержит озоноразрушающие вещества.

Монреальским протоколом установлен перечень продукции, содержащей озоноразрушающие вещества по Списку А, в целях ограничения импорта такой продукции из стран, не являющихся сторонами протокола (приложение D к Монреальскому протоколу)*(970). Перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, содержится в постановлении Правительства РФ от 24 марта 2014 г. N 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой"*(971). В него включены кондиционеры для автомобильного транспорта, бытовые холодильные установки и кондиционеры, аэрозольные продукты с содержанием ОРВ, переносные огнетушители, изоляционные устройства и материалы с использованием ОРВ в качестве вспенивателей, форполимеры (полистиролы и полиуретаны, вспененные использованием порообразователей, содержащих ОРВ).

Вместе с тем, документами Таможенного союза ЕврАзЭс установлен список продукции, содержащей ОРВ, запрещенной к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и вывозу с его территории*(972). Такая продукция не подлежит ввозу и вывозу, если она содержит озоноразрушающие вещества, включенные в Списки A, B, C, E (за рядом исключений).

Стоит отметить, что продукция, произведенная с использованием озоноразрушающих веществ, которая не обязательно сама содержит такие вещества, не упоминается в комментируемой статье и соответствующий термин не получил законодательного определения, хотя такая продукция также входит в сферу действия требований по охране озонового слоя*(973).

3.10. Обращение озоноразрушающих веществ. Введение данного термина в Закон и его законодательное определение связано с внесением изменений, утвержденных Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ. Статья 1 Закона теперь содержит следующее определение данного термина: "обращение озоноразрушающих веществ - производство, использование, транспортировка, хранение, рекуперация, восстановление, рециркуляция (рециклирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ". Таким образом, данный термин покрывает все этапы жизненного цикла ОРВ и все возможные операции с ними.

Таким образом, в понятие "обращение" входит целый ряд новых понятий, законодательное определение которым было дано с принятием изменений в Закон.

3.11. Рекуперация озоноразрушающих веществ представляет собой извлечение, сбор и хранение озоноразрушающих веществ, содержащихся в машинах и оборудовании, их составных частях, контейнерах, в ходе их технического обслуживания или перед выводом их из эксплуатации.

3.12. Восстановление озоноразрушающих веществ - обработка рекуперированных озоноразрушающих веществ путем фильтрации, сушки, дистилляции, химической обработки в целях восстановления потребительских свойств озоноразрушающих веществ.

3.13. Рециркуляция (рециклирование) озоноразрушающих веществ - повторное использование рекуперированных озоноразрушающих веществ после их восстановления.

3.14. Уничтожение озоноразрушающих веществ - процесс разрушения озоноразрушающих веществ, приводящий к их разложению или превращению в вещества, не являющиеся озоноразрушающими веществами.

3.15. Производство озоноразрушающих веществ. Данный термин непосредственно не определен в Законе. Под производством следует понимать процесс переработки сырья, в результате которого получается определенный продукт, причем процесс производства может сопровождаться получением побочных продуктов и отходов.

Определение термина "производство" в Монреальском протоколе имеет другую направленность: этим термином обозначается не сам процесс, в результате которого синтезируются ОРВ, а его количественная характеристика, то есть объем производства в стране-участнице за определенный период. В соответствии с этим Монреальский протокол определяет производство как "количество произведенных регулируемых веществ за вычетом того количества веществ, которое уничтожается с применением технологии, подлежащей утверждению Сторонами, и за вычетом количества веществ, полностью израсходованных в качестве сырья в связи с изготовлением иных веществ. Количество рециркулированного и повторно используемого вещества не входит в объем производства".

3.16. Потребление озоноразрушающих веществ. Определение данного термина, содержащееся в статье 1 Закона, ограничено только потреблением озоноразрушающих веществ в Российской Федерации - это количество произведенных в Российской Федерации озоноразрушающих веществ и ввезенных в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ, за исключением количества озоноразрушающих веществ, которые:

вывезены из Российской Федерации;

произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;

произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;

произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Монреальский протокол также определяет потребление как дельту между совокупным объемом производства и импорта ОРВ и объемом экспорта ОРВ.

4. Источники права. Инициативы по охране озонового слоя реализуются, прежде всего, под эгидой Всемирной Метеорологической Организации и Организации Объединенных Наций. К основным источникам международного права в данной сфере относятся Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. Они дополняются решениями комитетов и групп, сформированных в целях их имплементации, а также интегрируются в региональное и национальное законодательство отдельных стран.

4.1. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.*(974) В этом документе устанавливаются обязанности стран-участниц принимать надлежащие меры для защиты здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, которые являются или могут являться результатом человеческой деятельности, изменяющей или способной изменить состояние озонового слоя (ст. 2). С этой целью они в соответствии с имеющимися в их распоряжении средствами и со своими возможностями:

а) сотрудничают посредством систематических наблюдений, исследований и обмена информацией, для того чтобы глубже познать и оценить воздействие деятельности человека на озоновый слой и последствия изменения состояния озонового слоя для здоровья человека и окружающей среды;

б) принимают надлежащие законодательные или административные меры и сотрудничают в согласовании соответствующих программных мероприятий для контролирования, ограничения, сокращения или предотвращения деятельности человека, подпадающей под их юрисдикцию или контроль, если будет обнаружено, что эта деятельность оказывает или может оказать неблагоприятное влияние, изменяя или создавая возможность изменения состояния озонового слоя;

в) сотрудничают в разработке согласованных мер, процедур и стандартов для выполнения Конвенции в целях принятия протоколов и приложений;

г) сотрудничают с компетентными международными органами в целях эффективного выполнения Конвенции и протоколов, участниками которых они являются.

Кроме того, стороны обязуются в соответствующем порядке организовать исследования и систематические наблюдения, а также сотрудничать в их проведении, включая, в том числе, изучение воздействий на озоновый слой и влияние изменений озонового слоя на климат (статьи 3 и 4).

4.2. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой*(975). Он был разработан в развитие положений Венской конвенции об охране озонового слоя в 1987 г. и подписан многими, но далеко не всеми странами. Монреальский протокол устанавливает перечни регулируемых веществ, разрушающих озоновый слой, производство и потребление которых должно быть сначала ограничено, а затем понижено вплоть до нулевого уровня. Кроме того, Монреальский протокол устанавливает запреты и ограничения на импорт и экспорт подобных веществ. Конкретный срок полного отказа от того или иного озоноразрушающего вещества зависит от того, к какой группе оно относится. На протяжении существования Монреальского протокола в него несколько раз вносились поправки, в частности, был расширен перечень регулируемых веществ, добавлены уточняющие положения.

4.3. Иные документы международного права. Международные обязательства РФ по охране озонового слоя также закреплены в документах Таможенного союза ЕврАзЭс. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" установлены перечни озоноразрушающих веществ, ввоз которых на территорию таможенной территории Таможенного союза и вывоз из нее запрещен или ограничен, а также утверждено положение о порядке ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

4.4. Акты российского законодательства. В России в целях имплементации положений Монреальского протокола были приняты соответствующие постановления Правительства РФ, на основании которых были утверждены меры, необходимые в связи с введением государственного регулирования производства, ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.

Постановление Правительства РФ от 24 мая 1995 г. N 526 "О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой"*(976) установило лицензионный порядок ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны, являющиеся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, запретило ввоз в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из стран, не являющихся Сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в такие страны.

В развитие данного постановления были приняты иные подзаконные акты, направленные на исполнение Российской Федерацией международных обязательств*(977).

В связи с принятием Правительством РФ постановления от 24 марта 2014 г. N 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой" ряд таких ранее действовавших нормативных актов был отменен, и меры регулирования были консолидированы непосредственно в данном постановлении.

В связи с необходимостью регулирования порядка ввоза и вывоза ОРВ был принят ряд подзаконных актов в рамках таможенного права (см. например, постановление Правительства РФ от 06 июля 2012 г. N 687 "Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается прибытие на территорию Российской Федерации озоноразрушающих веществ", постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"*(978)).

5. Значение охраны озонового слоя для охраны климата. Связь между климатом и состоянием озонового слоя обусловлена наличием парникового эффекта. Под воздействием некоторых парниковых газов - источников галогена - стратосферный озон разрушается. Как следствие, атмосфера пропускает большее количество излучения от Солнца и Земля нагревается сильнее, что еще больше усиливает парниковый эффект и провоцирует дальнейшее разрушение озона.

Наличие взаимосвязи между климатом и озоновым слоем прослеживается и в тексте Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 г., которая упоминает изменение климата среди "неблагоприятных воздействий", а также презюмирует возможные изменения погоды в связи с изменением вертикальной структуры озонового слоя (п. 1 Приложения I к Венской конвенции) и ставит задачи по исследованию взаимосвязи между климатом и озоновым слоем. Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.,*(979) в свою очередь, в преамбуле ссылается на Венскую конвенцию об охране озонового слоя.

6. Инструменты правового регулирования охраны озонового слоя. К ним относятся: лицензирование, маркировка, ограничение объема производства и потребления, запрет на проектирование и строительство новых мощностей по производству ОРВ, отчетность и мониторинг. Комментируемая статья устанавливает требования в отношении большей части данных инструментов, которые более детально регламентируются в постановлении Правительства РФ от 24 марта 2014 г. N 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой".

6.1. Лицензирование. Данный правовой инструмент применяется для соблюдения мероприятий по ограничению импорта и экспорта озоноразрушающих веществ. Хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), намеревающийся осуществить ввоз или вывоз озоноразрушающих веществ, должен подтвердить соответствие такой операции разрешенным случаям импорта и экспорта и предоставить комплект документов в уполномоченный национальный орган, который в случае положительного заключения экспертизы выдает лицензию на ввоз или вывоз озоноразрушающего вещества.

В соответствии с Положением о применении ограничений (Приложение N 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134), ввоз ОРВ и продукции, содержащей ОРВ, на территорию Таможенного союза и вывоз из нее допускается только на основании лицензии*(980). Полномочиями по выдаче лицензий на экспорт и импорт отдельных видов товаров наделено Министерство промышленности и торговли РФ*(981).

На основании постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 (п. 5.5.13) получение лицензии на экспорт или импорт ОРВ и содержащей их продукции заявителю необходимо согласовать с Росприроднадзором*(982).

Контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации лицензируемых озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляют в установленном порядке Федеральная таможенная служба*(983) и иные специально уполномоченные государственные органы.

Согласно Положению о применении ограничений не требуется получение лицензии при ввозе и (или) вывозе озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции:

физическими лицами для личного пользования продукции, содержащей озоноразрушающие вещества;

озоноразрушающих веществ, перемещаемых с транспортным средством с целью и в количестве, необходимом для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования и технических устройств воздушного, морского (речного), железнодорожного транспортного средства, в том числе заправки, дозаправки холодильного оборудования, систем кондиционирования, средств пожаротушения, иного оборудования и технических устройств, для эксплуатации которых в соответствии с техническими характеристиками необходимы озоноразрушающие вещества.

В имеющейся судебной практике подчеркивается, что необходимость получения лицензии не обязательно должна быть связана с внешнеэкономической, торговой деятельностью, но также включает случаи использования для собственных нужд, не подпадающие под действие исключений. Например, судами было установлено, что не подлежит исключению из требования о лицензировании перемещение ОРВ для обеспечения нужд судна, если такое перемещение выполнялось другим транспортным средством*(984). Аналогичным образом, требование о предоставлении лицензии применяется и при реэкспорте ранее ввезенных товаров*(985).

6.2. Ограничения и запреты. Центральное место в системе инструментов правового регулирования охраны озонового слоя по Монреальскому протоколу занимают ограничение объема производства и запреты на оборот отдельных веществ. Страны-участницы, в свою очередь, реализуют такие меры на национальном уровне в соответствии с установленными графиками вытеснения того или иного вещества, разрушающего озоновый слой. Объемы сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ определяются относительно базовых исторических показателей и подлежат постепенному снижению плоть до полного запрета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: