Проведение строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией. 13 глава




Адресатами предписаний комментируемой статьи являются главным образом органы государственной власти, уполномоченные устанавливать ограничения и определять границы действия этих ограничений в пространстве с учетом общих принципов экологического законодательства (см. комментарий к ст. 3).

3. Основные понятия. Основными понятиями являются "зона", "зона с ограниченным режимом природопользования", а также "законодательство".

Слово "зона" (от греческого - пояс) обозначает участок, область, пояс или полосу, обладающие определенным качественным признаком*(932).

4. Принцип зонирования. Специалисты отмечают, что хотя термин "зонирование" широко используется в законодательстве, в настоящее время отсутствует четкое понимание того, что представляет зонирование как правовой инструмент*(933).

В зависимости от конкретных задач правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, природопользования и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций данный принцип реализуется следующим образом:

а) установление режима особо охраняемой территории;

б) зонирование внутри особо охраняемой территории;

в) установление охранных зон для отдельных природных объектов;

г) зонирование при осуществлении градостроительной деятельности.

Зонирование имеет два аспекта - пространственный и временной. Пространственный аспект зонирования означает, что границы зон должны быть четко определены и выделены на местности, описаны особенности и общая площадь такой зоны. Временной аспект может проявляться двояко. В одном случае может устанавливаться срок действия режимных правил или предусматриваться неопределенный срок действия ограничений; в другом случае устанавливаются сроки пересмотра режимных правил.

Реализация принципа зонирования предполагает следующее:

наделение участков пространства особым правовым статусом, отличным от прилежащих участков;

установление особого или дифференцированного правовых режимов;

введение дополнительных ограничений и запретов;

наличие санкций за нарушение режимных ограничений;

наделение специальных субъектов экологического управления особыми полномочиями по отношению к другим участникам правового режима;

наличие специальных процессуальных норм, устанавливающих порядок объявления и (или) выделения зон*(934).

Можно сказать, что зонирование применяется во всех случаях, когда необходимо установить определенный режим охраны и/или использования определенного участка пространства, отличающийся от смежных с ним участков. В этом смысле зонирование применяется не только для установления ограничений более жестких, чем в прилежащих районах, но и служит для дифференциации режимных ограничений внутри зон с особыми условиями природопользования. Создание таких зон охватывается понятием территориальная охрана окружающей среды.

5. Зоны с ограниченным режимом природопользования и их место в системе территориальной охраны. Территориальная охрана окружающей среды является важной категорией экологического права. Различные виды способы территориальной охраны охватываются понятием "особо охраняемые территории". Данное понятие довольно основательно описано в доктрине международного экологического права (protected areas)*(935). Хотя термин "особо охраняемые территории" довольно широко используется как в комментируемом Законе, так и в текстах иных нормативных правовых актов, его легальное определение законодателем пока не дано.

Первая попытка дать доктринальное определение сделана О.А. Самончик. По ее мнению, "особо охраняемые территории можно определить как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, участки недр, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение"*(936). Данное определение в целом отражает сформированные в международном сообществе подходы к территориальной охране окружающей среды. Так, Международный совет по охране природы и природных ресурсов (МСОП) выработал следующее определение: особо охраняемая территория (protected area) - это "район суши и/или моря, специально обозначенный для защиты и поддержания биологического разнообразия и природных и ассоциированных культурных ресурсов, регулируемый юридическими или иными эффективными средствами"*(937).

М.М. Бринчук предлагает следующую категоризацию особо охраняемых территорий. К первой группе он относит экологически неблагополучные районы, разного рода санитарные и защитные зоны в промышленных районах и населенных пунктах. Ко второй - водоохранные зоны водных объектов, округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, запретные полосы лесов и ряд других. Третью группу составляют собственно особо охраняемые природные территории*(938) (см. комментарий к ст. 58). Аналогичный подход можно обнаружить и в трудах других исследователей*(939).

Таким образом, зоны с ограниченным режимом природопользования являются особо охраняемыми территориями, которые могут иметь различный статус и правовой режим.

6. Законодательство о зонах с ограниченным природопользованием. В современной доктрине не сложилось однозначного понимания содержания категории "законодательство". Одни специалисты считают, что законодательство представляет собой совокупность всех нормативных правовых актов, а не только законов. Другие считают, что под законодательством следует понимать систему взаимосвязанных законов*(940). Несмотря на то, что специалисты в области экологического права выступают за то, чтобы экологические правоотношения регулировались преимущественно законом*(941), на сегодняшний день доминирует административный порядок. Создание зон с ограниченным режимом природопользования в этом смысле представляет очень яркий пример.

Всё дело в том, что каких-либо законодательных предписаний относительно процедуры установления таких зон не предусмотрено. Даже в относительно подробно урегулированной законодательными актами сфере создания особо охраняемых природных территорий выделение функциональных зон (в том числе охранных), по справедливому замечанию О.И. Крассова, осуществляется сугубо в административном порядке. Например, в случаях, когда в границах особо охраняемых природных территорий оказываются земельные участки иных собственников (или землепользователей), при отсутствии указаний на то, что данные участки не входят в состав особо охраняемой природой территории, они используются в соответствии с ограничениями, предусмотренными статьями 94-100 ЗК РФ.

Выделение участков с особыми условиями природопользования закреплено рядом законодательных актов, в том числе Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, "Об особо охраняемых природных территориях"*(942), ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ, Градостроительным кодексом РФ.

7. Порядок и практика установления зон с ограниченным режимом природопользования. При их характеристике следует учитывать положения многих федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

7.1. Классификация зон с ограниченным режимом природопользования. Ее можно условно осуществить по ряду оснований, в том числе по статусу таких зон. Так, могут создаваться охранные зоны для обеспечения функционирования природных систем некоторых особо охраняемых объектов, например, особо охраняемых природных территорий. Некоторые зоны сами наделены статусом особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках могут создаваться зоны с регулируемым режимом деятельности. Такие участки именуются "охранными зонами", "округами". Создание охранных зон прямо предусмотрено для государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы. В тексте указанного Закона отсутствуют положения об охранных зонах государственных природных заказников, хотя из смысла части 3 ст. 2 следует, что установление охранных зон заказников не исключается.

Округа санитарной и горно-санитарной охраны имеют режим, отличный от охранных зон. Если последние не имеют статус особо охраняемых природных территорий, то округа санитарной (горно-санитарной) охраны являются таковыми в силу статьи 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"*(943).

Важно, что большинство охранных зон и округов особо охраняемых природных территорий были созданы в соответствии с законодательством СССР. Так, согласно Положению о государственных природных заповедниках РСФСР*(944) они образовывались Правительством РСФСР (п. 3 Положения). Охранные зоны государственных природных заповедников образовывались органами исполнительной власти республик в составе РСФСР (Советы Министров), краев и областей (главы администраций) (п. 5). В советский период республики, а также области и края в их составе, обладали широкими полномочиями по созданию заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий. В тот же период были введены ограничения на прилегающих участках суши (акваторий). Нормативные акты, которыми установлен режим ограничений и границы зон (округов), не отменены и продолжают действовать.

Пример: Заповедник "Костомукшский" и его охранная зоны были установлены Советом Министров Карельской АССР в соответствии с постановлением от 30 сентября 1981 г. N 365. Данным постановлением установлены границы заповедника, установлена охранная зона, запрещена в охранной зоне сплошная лесосечная рубка. ФГУ "Костомукшский лесхоз" и ЗАО "Комилесзаготпром" в 2006 г. заключили договор на аренду участков лесного фонда сроком на 25 лет, которые находились в охранной зоне государственного природного заповедника "Костомукшский". Органы прокуратуры обратились в суд с иском о признании недействительным договора аренды участков лесного фонда в границах охранной зоны заповедника.

Судом первой инстанции был сделан вывод о том, что договор в части предоставления в аренду участков лесного фонда в границах охранной зоны заповедника противоречит статье 60 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьям 2 и 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и является недействительным в силу статьи 168 ГК РФ, устанавливающей недействительность сделки, не соответствующей требованиям закона или иным правовым актам. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции, что в 1981-1984 годах полномочия по созданию охранных зон государственных природных заповедников и введение на их территории ограничений полностью находились в ведении Советов Министров автономных республик*(945).

В ходе развития системы территориальной охраны существовала тенденция расширения особо охраняемых территорий путем включения в их состав охранных зон. Постановлением Совнаркома РСФСР N 386 от 25 июля 1939 г. был организован Кандалакшский государственный заповедник с целью охраны, изучения и восстановления численности обыкновенной гаги в Кандалакшском заливе Белого моря. Позднее к территории заповедника были присоединены острова в Баренцевом море и выделены охранные зоны на морской акватории. Для охраны территории заповедника от негативного воздействия на прилегающих морских акваториях была установлена охранная зона шириной 500 м. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 19 апреля 1977 г. N 508-р (во исполнение Постановления Совмина СССР от 26 декабря 1975 г. N 1047) в состав территории заповедника были включены морские акватории в Баренцевом и Белом морях, до этого имевшие статус охранных зон.

До 2005 г. часть 4 ст. 8 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" действовала в редакции, предусматривавшей полномочия по образованию охранной зоны государственного природного заповедника органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Положение об охранной зоне также утверждалось органом исполнительной власти субъекта Федерации. До вступления 1 января 2005 г. в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований"*(946), границы охранной зоны и ее правовой режим могли определяться субъектом Российской Федерации независимо от вида особо охраняемой природной территорий. Начиная с 1 января 2005 г. полномочия по образованию охранных зон особо охраняемых природных территорий федерального значения принадлежат Правительству РФ.

Современная практика установления охранных зон особо охраняемых природных территорий федерального уровня складывается следующим образом. Правительство РФ издает распоряжение об образовании охранной зоны, а уполномоченный в сфере охраны окружающей среды орган утверждает положение об охранной зоне. В качестве примера можно привести распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2013 г. N 1558-р об образовании охранной зоны государственного природного заповедника "Нургуш"*(947) и изданный во исполнение этого распоряжения приказ Минприроды России от 24 января 2014 г. N 36 "Об утверждении Положения об охранной зоне государственного природного заповедника "Нургуш"*(948).

7.2. Специфика объектов охраны путем установления зон с ограниченным режимом природопользования. Такие зоны устанавливаются для охраны не только специально выделенных объектов, но и целых их классов. Потенциал отраслевого регулирования можно проиллюстрировать на примере ВК РФ и ЛК РФ. Например, в Водном кодексе*(949) предусмотрены две самостоятельные разновидности зон с особыми условиями природопользования. Это водоохранные зоны с прибрежными защитными полосами в их составе (ст. 65) и особо охраняемые водные объекты (ст. 66).

"Водоохранная зона" - это территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Специальный режим устанавливается в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 ВК РФ). В границах водоохранных зон действуют следующие режимные ограничения (ч. 15 ст. 65):

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Ширина (радиус) водоохраной зоны устанавливается в соответствии с ч. 3-10 ст. 65 ВК РФ. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, регулируются лесным законодательством (ст. 63 ВК РФ).

Правовой режим "водоохранной зоны" является общим по отношению к режиму "прибрежной защитной полосы" (ч. 2 ст. 65), в границах которой предусмотрены дополнительные режимные ограничения в виде запрета на распашку земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 17 ст. 65). Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в соответствии с ч. 11-14 ст. 65 ВК РФ. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 18 ст. 65)*(950).

Водный кодекс РФ также содержит обязательные режимные ограничения, являющиеся неотъемлемым компонентом правового режима других зон с особыми условиями природопользования. Так, если в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, первой и второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, рыбоохранных или рыбохозяйственных заповедных зон находятся водные объекты, то в такие водные объекты запрещается сброс сточных вод и (или) дренажных вод (ч. 3 ст. 44 ВК РФ).

Правовой режим зон, округов санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, регулируется законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (ст. 64 ВК РФ).

На основании изложенного можно сделать вывод, что Водный кодекс РФ устанавливает некоторые элементы правового режима водоохранных зон, определяя способ установления границ, специфические режимные ограничения. Такие элементы организационно-юридических гарантий, как специальный субъект и его правосубъектность, ответственность за нарушения режимных ограничений, устанавливаются законодательством в иных сферах.

Лесной кодекс РФ*(951) также упоминает несколько видов территориальной охраны в целях, соответствующих целям создания особо охраняемых территорий (ч. 4 ст. 12), поскольку цели их создания гораздо шире понятия "охрана лесов" (ст. 54). Это, например, "особо защитные участки лесов", которые включают в том числе "заповедные лесные участки" и т.д. (ст. 102). Понятие заповедных лесных участков не уточняется*(952), лишь устанавливается запрет на рубку лесных насаждений в их границах (ч. 2 ст. 107).

Как и в случае с ВК РФ, система организационно-юридических гарантий регулируется отраслевым законодательством (административным, уголовным, гражданским). Можно лишь отметить, что ЛК РФ уточняет содержание правового режима особо охраняемых территорий, предусмотренных ВК РФ и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", через введение запрета или ограничения на использование лесных ресурсов в водоохранных зонах (ст. 104) и в границах особо охраняемых природных территорий (ст. 103).

Таким образом, в действии юридико-технического режима имеются исключения. Законодатель устанавливает общее правило и делает из него ряд изъятий. Включая в нормативный акт широкое нормативное обобщение в случаях, касающихся территориальной охраны, устанавливаются изъятия и из них в зависимости от компонента среды или вида деятельности, т.е., по выражению С.С. Алексеева, "исключения из исключений"*(953).

Несмотря на достаточно подробный перечень режимных ограничений для различного рода охранных и санитарных зон, установленных законодательными актами, действие указанных ограничений в пространстве определяется сугубо административными методами. Установление режимов охранных зон не всегда сопровождается достаточными мерами по обозначению их границ на местности и оповещению заинтересованных лиц. Однако, по мнению судов, "отсутствие надлежащего оповещения о границах и режиме не нарушает прав" заявителей "и само по себе не может служить основанием для признания недействующим" акта, устанавливающего границы охранной зоны и режимные ограничения*(954).

Пример. Нарушение правила об обязательности согласования в установленном порядке хозяйственной деятельности в границах охранных влечет меры юридической ответственности. Так, учебное заведение осуществляло строительство легкоатлетического манежа в границах охранной зоны национального парка "Лосиный Остров", находящегося в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 г. N 2055-р*(955) в ведении Минприроды России. Администрация национального парка своим постановлением от 09 января 2014 N 1114 привлекла учебное заведение к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 КоАП РФ, за нарушение п. 4 ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (ведение хозяйственной деятельности без согласования). При рассмотрении спора в судебном порядке учебное заведение ссылалось на наличие согласования строительства с Департаментом природных ресурсов по Центральному региону в рамках государственной экологической экспертизы 10 декабря 2001 г. N 1595-э в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 21 июня 2005 N 125.

Верховный Суд РФ отклонил доводы учебного заведения, поскольку разрешение на ведение хозяйственной деятельности не было выдано организацией, в ведении которой находится национальный парк, и оставил в силе постановление о привлечении к административной ответственности*(956).

 

Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества

1. Общий обзор статьи. Она состоит из нормы, включающей в себя одно из требований, установленных главой VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности". В принципе, комментируемая статья дублирует положение об обязательности проведения экологических мероприятий и возмещения вреда, но всё же имеет юридическое значение, поскольку указывает на конкретную область отношений, практически не упоминаемых в иных нормах данного Закона, а именно на область приватизации и национализации имущества.

2. Цели, сфера действия и адресаты правовых предписаний. Основной целью является определение начал механизма выполнения требований в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества.

Сфера действия статьи. Ее можно обозначить как поведение и отношения по обеспечению экологической безопасности при приватизации и национализации имущества, возложению ответственности на участников данных отношений за ретроспективный экологический вред (ранее причиненные убытки, прошлый ущерб).

Общие адресаты статьи - граждане и юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица, в той или иной роли принимающие участие в актах приватизации и национализации имущества, связанных с охраной окружающей среды.

Специальные адресаты статьи - исполнительные органы специальной компетенции, определяющие порядок национализации и приватизации имущества (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные управления), субъекты предпринимательской деятельности, приобретающие в качестве имущества (предприятий - как имущественных комплексов по статье 132 ГК РФ) опасные производственные объекты.

3. Основные понятия. В их числе такие термины, как "приватизация", "национализация", "имущество", "охрана окружающей среды", "окружающая среда" и "вред окружающей среде", раскрываемые в актах гражданского, экологического и административного и иных отраслей российского законодательства. Понятия окружающей среды, охраны окружающей среды, вреда окружающей среде - см. комментарий к ст. 1.

3.1. Общее понятие приватизации дано в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"*(957), где под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

В законодательстве закреплен еще специальный термин "приватизация жилых помещений", как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений*(958).

Но с позиции содержания комментируемой статьи и достижения цели по соблюдению требований по охране окружающей среды, наиболее объемлющим и рациональным является термин "приватизация имущества".

3.2. Национализация - это обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц и носящее возмездный (компенсационный) характер. Реализация данного действия со стороны государства обеспечивается соблюдением требований, установленных нормами статьи 35 Конституции РФ.

Среди объектов гражданских прав согласно статье 128 ГК РФ выделяют вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Статья 130 ГК РФ выделяет недвижимые вещи (недвижимое имущество, недвижимость), к которым относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также движимое имущество (вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги).

Для целей комментируемой статьи, связанной с учетом экологических требований при приватизации и национализации имущества, наиболее интересным является такой вид недвижимого имущества, как предприятие, понятие которого дано в статье 132 ГК РФ, включающее в себя все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Все названные и раскрытые термины и понятия дают более полное осмысление комментируемой нормы Закона.

4. Общеправовые условия реализации нормы комментируемой статьи.Основанием для возникновения отношений проведения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде являются нормы статьи 235 ГК РФ, определяющие, в свою очередь, основания прекращения права собственности, среди которых:

решение собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, об отчуждении в собственность граждан и юридических лиц имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производимое на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 Гражданского кодекса РФ*(959).

5. Специальные правовые условия реализации норм комментируемой статьи. Выделение таких условий является достаточно сложной задачей. Ни в доктрине экологического права, ни в законодательстве они четко не обозначены. Тем не менее, обращение к источникам права, регламентирующим обеспечение экологической безопасности, дает некоторые основания для выводов, имеющих значение при толковании статьи 53 комментируемого Закона. Так, требования промышленной безопасности при приватизации опасных производственных объектов должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. Следовательно, в данном случае эти требования по предмету правового регулирования и обязывающей силе совпадают с требованиями, обозначенными в комментируемой статье. При этом - с учетом российских реалий - приходится учитывать, что необходимость повышения уровня безопасности обусловлена таким фактором, как ослабление государственных функций надзора и технического регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе в процессе приватизации (смены собственника) опасных производственных объектов*(960).

Далее, нужно принимать во внимание, что государственная политика в области обеспечения химической и биологической безопасности включает в себя необходимость повышения уровня экологической безопасности в связи с ослаблением государственных функций надзора и технического регулирования в указанной области, в том числе в процессе приватизации (смены собственника) опасных объектов*(961).

Наконец, в отношении некоторых экологически значимых объектов российское законодательство устанавливает запрет их приватизации. Пример: в целях обеспечения экологической безопасности статьей 8 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе"*(962) устанавливается запрет на приватизацию имущества, находящегося в федеральной собственности, используемого в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающего единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: