В экологии рассматриваются "химические элементы", способные образовывать одинарные и кратные химические связи (например, углерод, сера, кремний), позволяющие образовывать огромное количество разнообразных органических соединений. Принято выделять химические элементы, постоянно входящие в состав организмов и необходимые им для жизнедеятельности (биогенные элементы). В состав живого вещества входят более 70 элементов периодической системы Д.И. Менделеева, из которых 98% массы живого вещества составляют кислород, водород и углерод.
К числу универсальных элементов (присутствующих во всех клетках организма) относят азот, кальций, калий, фосфор, магний, серу, хлор, натрий. В состав клеток также входят более 30 необходимых для их жизнедеятельности металлов и неметаллов. Их называют микроэлементами, поскольку они содержатся в клетках в малых количествах (не более тысячных долей процента)*(850). Химический состав живого и косного (неживого) вещества различается по распространенности в них различных химических элементов. Как недостаток, так и недоступная для усвоения форма химического элемента ограничивает рост и размножение живых организмов*(851).
Основной экологической проблемой, связанной с круговоротом веществ, является нарушение человеком природных циклов путем привнесения искусственно созданных человеком веществ или ускорения движения природных веществ. Таким образом, основной задачей охраны природы является недопущение превращения природных процессов в несовершенные или ацикличные, то есть "возвращение веществ в круговорот"*(852).
Химия как наука не использует категорию "химическое вещество", а оперирует понятием "вещество". Вещество представляет совокупность химических элементов, состоящих в химической связи и обладающих определенными химическими и физическими свойствами. Под химическим элементом понимается совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра*(853) или, другими словам, элементарная составляющая вещества, которая не может быть расщеплена на составляющие путем химических преобразований. В химии выделяют простое вещество (состоящее из молекул одного вещества) и химические соединения (состоящие из молекул разных веществ)*(854). Химия изучает химические свойства и химические преобразования вещества*(855).
|
Таблица 6. Вещество
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Вещество │
├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Чистые вещества │
├────────────────────┬────────────────────────────┬────────────────────────┤
|
│ │ химическое преобразование │ │
│ химический элемент │ ◄─────────────────► │ химические соединения │
│ (кислород, азот) │ │ (вода, аммиак) │
│ │ (естественное или │ │
│ │ антропогенное) │ │
├────────────────────┴────────────────────────────┴────────────────────────┤
│в результате смешивания чистых веществ ▲ │
│(нехимическое преобразование) получают смеси │ │
│ ▼ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Смеси │
├─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┤
│гомогенные (однородные) │гетерогенные (неоднородные) │
├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
|
│газы, растворы, эмульсии, сплавы │горные породы, бетон │
├─────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┤
│ из смеси без химических преобразований можно выделить чистые вещества │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Вещества, используемые в химическом производстве или образующиеся в результате химического производства, иногда называют "химическими продуктами" или "химическими препаратами"*(856).
Таким образом, универсальное понимание вещества отсутствует и в каждой отрасли знания ему придается специфическое значение в зависимости от предмета исследования соответствующей отрасли.
В русском языке вне специальных отраслей знаний слово "вещество" используется в различных смыслах. С одной стороны, под веществом понимают "элемент таблицы Д.И. Менделеева"*(857), с другой - это "объект, обладающий массой и определенными свойствами"*(858). Соответственно, это слово употребляется с различными определителями, в том числе взрывчатое, наркотическое, вредное, опасное, ядовитое, токсичное и химическое. Толковые словари русского языка упоминают словосочетание "химическое вещество", но не дают его определения. Использование слова "химический" в качестве определяющего может означать принадлежность определяемого понятия к химической промышленности или то, что оно является ее продуктом или сырьем.
Легальное определение "химического вещества" в действующем законодательстве отсутствует, хотя сам термин часто используется в нормативных актах. Понятие "химическое вещество" наиболее часто встречается в источниках уголовного и экологического права, нормативных актах, регулирующих отдельные вопросы криминалистики, судебной медицины, охраны труда, актах, устанавливающих санитарно-гигиенические нормы. Как правило, под веществом понимается "химический элемент" и/или "объект, обладающий массой и определенными свойствами"*(859).
Аналогичный подход демонстрируют законодатели иностранных государств, которые используют термины "вещество", "продукт", "смесь", "материал", "объект" и другие в сочетании с различными определителями (промышленный, опасный, токсичный, радиоактивный, химический и т.д.) в различных комбинациях*(860). В качестве родового термина, обозначающего любое вещество, оборот которого подлежит специальному регулированию, используется термин "chemical" (словарное значение - "химикат", "химикалии"*(861)). Данный термин не принадлежит ни к одной отрасли знания и применяется преимущественно в обиходе и в нормативных актах в качестве родового понятия*(862). Конкретное содержание данного понятия определяется в соответствии с приоритетами законодательного регулирования в каждом государстве*(863).
С учетом изложенного под химическим веществом можно понимать любой объект, обладающий массой и определенными свойствами, в отношении которого установлены особые правила обращения и концентрации которого на различных стадиях его жизненного цикла являются предметом нормативного регулирования. В этом смысле представляется уместным рассматривать понятия "химическое вещество" и "химикат" ("chemical") в качестве синонимов, поскольку и тот и другой являются родовыми терминами, обозначающими группу специально определенных нормативными актами веществ, в отношении которых установлены особые правила обращения и/или нормативы концентраций в различных объектах (природных, антропогенных или природно-антропогенных).
5. Законодательство об использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве. При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 42), сельскохозяйственные организации должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 42).
Правила обращения с химическими веществами в Российской Федерации установлены в следующих сферах:
обязательной государственной регистрации любых потенциально опасных веществ*(864) (в том числе, агрохимикатов и пестицидов*(865)) как условия правомерности их использования на территории Российской Федерации;
ввоза в Российскую Федерацию или вывоза из Российской Федерации потенциально опасных веществ*(866);
правил производства и оборота веществ (на любой стадии существования вещества вплоть до его утилизации любым разрешенным способом) на территории Российской Федерации.
Следует учитывать, что при ведении сельского и лесного хозяйства могут использоваться самые разные вещества. Это и специально предназначенные для сельскохозяйственных (лесохозяйственных) целей (например, агрохимикаты, пестициды*(867)), и химические препараты, не предназначенные специально для указанных целей (например, лекарственные препараты, используемые для лечения и собственно сельскохозяйственных животных, и других, не относящихся к сельскохозяйственным животным). Соответственно, субъекты, осуществляющие производство, хранение и транспортировку химических веществ, могут не догадываться об их сельскохозяйственном назначении. Например, химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв, одним из которых является химическая мелиорация. Химическая мелиорация земель предполагает использование различных химических веществ, в том числе извести (известкование), соединений фосфора (фосфоритование) и гипса (гипсование)*(868).
Например, в Саратовской области для мелиорации солонцовых земель применяется фосфогипс, который является отходом производства фосфорных удобрений на одном из предприятий*(869).
Особенностью нормативных актов, устанавливающих правила обращения с химическими веществами, является то, что отдельные акты устанавливают правила либо в отношении веществ, прямо указанных в этом акте, либо содержат перечень критериев, при соответствии которым вещества подпадают под его (акта) действие. По смыслу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"*(870) его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (токсичные, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей среды). По крайней мере, сельскохозяйственные и лесные предприятия, использующие для обработки полей и лесов химические вещества, по мнению Высшего арбитражного суда РФ, относятся к источникам повышенной опасности*(871).
Таким образом, правила обращения с химическими веществами, используемыми в сельском и лесном хозяйстве, можно сгруппировать в зависимости от того, какую стадию производства и обращения они регулируют, а также в зависимости от того, предназначено ли оно специально для сельского (лесного) хозяйства, или может быть использовано в указанных отраслях.
Например, Правила применения химических веществ в сельском хозяйстве и в лесном хозяйстве конкретизированы в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2010 г. N 17 "Об утверждении СанПиН 1.2.2584-10", содержащем "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов"*(872).
6. Условия применения химических веществ в сельском и лесном хозяйстве. В целях, предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", применение допускается при условии обязательной государственной регистрации таких веществ. Это обеспечивает правомерность выпуска и оборота веществ, используемых в сельском (лесном) хозяйстве. Государственная регистрация происходит путем внесения в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Регистрации предшествуют регистрационные испытания пестицидов (ст. 9 указанного Закона) и экспертиза результатов (ст. 10).
Регистрационные испытания проводятся аккредитованными юридическими лицами в целях разработки и обоснования регламентов применения испытуемых веществ. Регламенты после их утверждения являются обязательными для всех субъектов, имеющих дело с данными веществами на всех стадиях их жизненного цикла. В состав мероприятий по экспертизе результатов входят государственная экологическая экспертиза агрохимикатов (Росприроднадзор), токсиколого-гигиеническая экспертиза (Роспотребнадзор), экспертиза регламентов применения (Роспотребнадзор). На основании заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний испытуемое вещество заносится в Государственный каталог на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований, в остальных случаях - на 10 лет. Заявителю выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации (ст. 12).
Содержащийся в пункте 2 комментируемой статьи запрет на применение токсичных препаратов, не подвергающихся распаду, адресован уполномоченным организациям, проводящим регистрационные испытания, а также регистрирующему органу. Поскольку использование зарегистрированных веществ является правомерным, вопрос о допустимости использования веществ, содержащих токсичные элементы, должен решаться на стадии принятия решения о регистрации.
В порядке уточнения: в принципе любое вещество подвергается распаду.
При формулировании положения пункта 2 комментируемой статьи упущено то, что токсичный препарат может быть подвержен распаду в очень короткие сроки, но при этом образуются другие токсичные соединения. Данное положение комментируемой статьи следует рассматривать в комплексе с положениями иных нормативных актов в данной сфере, например, Методических указаний по гигиенической оценке новых пестицидов 1969 г.*(873) Следует полагать, что запрет распространяется на токсичные вещества, не распадающиеся на нетоксичные элементы.
Таблица 7. Токсичность пестицидов *(874)
По токсичности при однократном поступлении в организм через желудочно-кишечный тракт пестициды делятся на (в зависимости от показателя ЛД*(875)) | По кумулятивным свойствам пестициды делятся на вещества, обладающие (в зависимости от коэффициента кумуляции*(876)) | По стойкости (в зависимости от времени разложения на нетоксичные элементы) | |||
Сильнодействующие ядовитые вещества | <50 мг/кг | Сверхкумуляцией | < 1 | Очень стойкие | свыше 2 лет |
Высокотоксичные | 50-200 мг/кг | Выраженной кумуляцией | 1-3 | Стойкие | 0,5-1 год |
Среднетоксичные | 200-1000 мг/кг | Умеренной кумуляцией | 3-5 | Умеренно стойкие | 1-6 мес. |
Малотоксичные | >1000 мг/кг | Слабо выраженной кумуляцией | Малостойкие | 1 мес. |
Применение пестицидов и агрохимикатов в лесном хозяйстве допускается только в соответствии с регламентами, приведенными в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных пестицидов. Не допускается применение пестицидов в водоохранных зонах, на территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников, памятников природы).
Ответственные за проведение работ не менее чем за 10 дней до начала применения обязаны широко информировать через средства массовой информации население и организации, в том числе оздоровительные, о предстоящей обработке лесов с указанием сроков проведения работ, конкретных лесничеств и основных профилактических мероприятий. На площадях, обработанных пестицидами, силами лесной охраны должен быть обеспечен контроль за выполнением сроков безопасного проведения лесохозяйственных работ, отдыха населения, сбора ягод и грибов, выпаса скота, сенокошения в соответствии с регламентами, указанными в Каталоге.
Организации, ответственные за проведение работ, обеспечивают выборочный контроль за содержанием остаточных количеств пестицидов в дикорастущих грибах, плодах, ягодах на площадях, где применялись пестициды.
7. Пример. В рамках полномочий, возложенных на Управление Россельхознадзора по Псковской и Тверской областям, отдел по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляет контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, в том числе: производством, реализацией, хранением, транспортировкой, применением, обезвреживанием, утилизацией, захоронением пестицидов и агрохимикатов, соблюдением установленных регламентов и правил их применения, исключающих возможность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду.
Одной из основных задач отдела является осуществление надзора за сельхозтоваропроизводителями и другими хозяйствующими субъектами, деятельность которых связана с хранением и применением пестицидов и агрохимикатов.
Наиболее часто встречающимися нарушениями при хранении пестицидов и агрохимикатов являются:
1) Хранение пестицидов и агрохимикатов в неспециализированных помещениях, не предназначенных для их хранения, не имеющих санитарно-эпидемиологического заключения: при проведении плановой проверки ОАО (Калязинский район Тверской области) был выявлен факт хранения пестицида (гранстар про) в неспециализированном помещении, не предназначенном для их хранения, не имеющем заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора на право завоза и хранения пестицидов; при проведении внеплановой выездной проверки СПК Рамешковского района Тверской области, согласованной с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, был выявлен факт хранения агрохимикатов в складе, не имеющем заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора на право завоза и хранения пестицидов и агрохимикатов; при проведении плановой выездной проверки колхоза Весьегонского района Тверской области был выявлен факт хранения агрохимикатов (аммиачная селитра) в неспециализированном помещении, не предназначенном для их хранения, не имеющем заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора на право завоза и хранения пестицидов. Под особым контролем специалистов отдела находятся сельхозтоваропроизводители и другие потребители химических средств защиты растений. За первое полугодие 2011 года на территорию двух областей завезено и применено около 50 т пестицидов, которыми обработано около 50 га сельскохозяйственных культур.
2) Поступление и применение пестицидов не фиксируется в типовых журналах, в связи с чем невозможно установить соблюдение регламентов применения, установленных "Государственным Каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ" (нормы, культуры, сроки и кратность: при проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО в период проведения работ по протравливанию семян льна в 2011 году поступление и применение пестицида ТМДТ, ВСК не регистрировались в типовых журналах, в связи с чем невозможно установить соблюдение регламентов применения данного пестицида согласно Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ (норма, кратность, сроки и т.д.); при проведении плановой выездной проверки в отношении ФБУ (г. Тверь, Большие Перемерки) поступление и применение пестицидов Актара и Медный купорос не регистрировались в типовых журналах, в связи с чем невозможно установить соблюдение регламентов применения данного пестицида согласно Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ (норма, кратность, сроки и т.д.);
3) Нарушения регламентов применения пестицидов: при проведении плановой выездной проверки в отношении МУП (г. Тверь) выявлен факт несоблюдения регламентов применения пестицидов омайт, клипер, фундазол, данадим, установленных Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ.
В случаях нарушения регламентов применения пестицидов виновные привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а пищевая продукция растительного происхождения направлялась на лабораторные исследования в испытательную лабораторию ФГБУ "Тверская МВЛ".
Проведено 49 проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих розничную торговлю пестицидами и агрохимикатами в мелкой фасовке на территории Тверской и Псковской областей. Кроме того, проводились контрольно-надзорные мероприятия на рынках Тверской области с целью выявления и пресечения оборота пестицидов и агрохимикатов, не зарегистрированных в "Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ", контрафактных, фальсифицированных, с истекшим сроком годности при реализации гражданами мелкофасованных пестицидов и агрохимикатов.
Составлено 98 протоколов об административных правонарушениях. Основные нарушения - торговля пестицидами, не прошедшими государственную регистрацию и не внесенными в "Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ" (клещевит, карбофос, базудин, анти-крот, кротобой, хомецин, цинеб, шедевр плюс, комбат, метаксил, БИ-58 новый), а также не зарегистрированными для применения в личных подсобных хозяйствах (ридомил голд МЦ, фундазол), реализация пестицидов без документов, подтверждающих их качество и безопасность (сертификаты соответствия, декларации соответствия), а также без инструкций по применению и оказанию первой помощи*(877).
8. Особенности оборота веществ и их производных в сельском и лесном хозяйстве. Существенной особенностью оборота веществ, используемых для ведения сельского или лесного хозяйства на различных стадиях, является то, что действует презумпция опасности таких веществ, если не доказано иное. Доказательствами являются государственная регистрация таких веществ в порядке, предусмотренном приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 357 "Об утверждении порядка регистрации пестицидов и агрохимикатов" (внесение веществ и информации о них в специальный каталог или иные виды баз данных, включение в которые имеет юридическое значение), а также подтверждение их соответствия характеристикам, заявленным при регистрации.
Важно понимать, что невнесение веществ и препаратов в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, влечет недействительность сделок с ними*(878). Соответственно, органы государственной власти не должны включать такие препараты в перечень средств, на приобретение которых предусмотрено выделение государственных субсидий, до их внесения в Государственный каталог, даже на перспективу возможной корректировки Государственного каталога, поскольку это создает возможность их оборота вопреки установленным федеральным законодательством правилам обращения с пестицидами и агрохимикатами*(879). Отсутствие доказательств соответствия фактически реализуемой или используемой продукции заявленным при регистрации характеристикам также не позволяет рассматривать оборот таких веществ как правомерный*(880).
Наиболее распространенным нарушением является реализация и использование веществ, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию.
Пример: Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) в 2007 году осуществляло реализацию расфасованных удобрений в нарушение правил, установленных статьями 3, 12, 18 и 23 Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Нарушения заключались в том, что реализуемые удобрения не были внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации, на упаковках отсутствовали номера государственной регистрации, дата производства, информация о мерах безопасности. Кроме того, судом было установлено, что информация о содержании питательных элементов, содержащаяся на упаковках, не соответствовала требованиям государственного стандарта. Общество было привлечено к административной ответственности по статье 8.3 КоАП РФ за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде. Довод Общества о том, что оно не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку данное правонарушение совершено не им, а работником обслуживающего персонала (кладовщика), в отношении которого применено дисциплинарное взыскание, был справедливо отвергнут судом как несостоятельный. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что и имело место в рассматриваемом случае. Ненадлежащее исполнение работником юридического лица своих трудовых обязанностей не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за указанное правонарушение*(881).