Проведение строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией. 5 глава




Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимиты на сбросы для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются с учетом НДС загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы, установленных в отношении объектов абонентов, подключенных к таким системам (ч. 7).

Нормы ст. 27 названного Закона направлены на обеспечение предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при отведении сточных вод абонента в централизованные системы водоотведения. При этом НДС абонентов не должны превышать НДС, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов (ч. 5). В целях соблюдения установленных НДС абонентов последние обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием принадлежащих абонентам сооружений и устройств, предназначенных для этих целей (локальные очистные сооружения) (ч. 6).

Нормы ст. 28 посвящены особенностям исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а нормы ст. 29 закрепляют обязанность возмещения причиненного окружающей среде вреда в полном объеме. Согласно ст. 30 контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с Программой контроля состава и свойств сточных вод, согласованной территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ. Эта Программа включает:

1) перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов;

2) указание периодичности планового контроля абонентов и основания для проведения внепланового контроля;

3) указание мест отбора проб сточных вод.

В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены НДС абонентов, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются НДС абонентов, лимиты на сбросы. Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18 марта 2013 г. N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов"*(751) к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относит юридических лиц, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

В соответствии с ч. 8 ст. 42 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на сбросы для объектов таких абонентов должны быть установлены до 1 января 2015 года. А согласно ч. 9 ст. 42 до 1 января 2015 года эти абоненты обеспечивают ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разрабатывают планы снижения сбросов и утверждают такие планы в соответствии с данным законом.

 

Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений

1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех пунктов. В первом из них определяются требования, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жителей городских и сельских поселений. Благоприятную окружающую среду для жителей различных поселений должны обеспечивать санитарно-гигиенические нормативы и градостроительные требования. Во втором пункте говорится о необходимости соблюдения требований экологической безопасности в городах, достигаемых с помощью различных по правовой и организационной природе мер, которые должны способствовать благоприятному состоянию окружающей среды в городах. Третий пункт предусматривает цели создания различных зон и содержит их перечень.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Целью рассматриваемой статьи является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды городских и сельских поселений путем соблюдения различных природоохранных требований при их застройке. Статья предназначена для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности граждан, проживающих в городских и сельских поселениях.

Сфера действия норм охватывает поведения, отношения, возникающие в процессах градостроительства, организации городского хозяйства, создания отдельных элементов городской инфраструктуры.

Адресатами статьи является очень широкий круг лиц. К их числу следует отнести субъектов правотворческой деятельности различных уровней, работников и должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также граждан.

3. Субъекты реализации требований. Статья затрагивает самый широкий круг лиц - от субъектов правоприменения различных уровней, работников и должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления до граждан, проживающих в городских и сельских поселениях.

4. Основные понятия. Особого внимания требуют следующие термины и понятийные обороты: "городские и сельские поселения", "требования в области охраны окружающей среды", "благоприятное состояние окружающей среды", "устойчивое функционирование естественных экологических систем", "градостроительные требования", "защитные и охранные зоны", "озелененные территории", "зеленые зоны", "лесопарковые зоны".

4.1. Городское поселение - город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - один из типов муниципальных образований в России, предусмотренных муниципальной реформой.

4.2. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

4.3. Город. В научной литературе существуют различные определения города. Советский энциклопедический словарь называет городом населенный пункт, достигший определенной людности и выполняющий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции*(752). По определению С.А. Боголюбова, "город - это достаточно крупный населенный пункт, жители которого заняты преимущественно несельскохозяйственным производством"*(753). Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет город как крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный центр*(754).

В.П. Балезин делил все населенные пункты на две основные категории: городские и сельские поселения. К первым были отнесены города и поселки городского типа, а ко вторым - все остальные населенные пункты. При этом ведущую роль среди городских поселений он отводил именно городам. Ими признавались наиболее крупные населенные пункты, жители которых заняты главным образом в промышленности, в сфере обслуживания, управления, науки, культуры. Для городов также характерны плотность заселения и компактность застройки*(755).

Характерными чертами городов, имеющими устойчивый характер, особенно крупных, по мнению ряда авторов, являются высокий уровень концентрации производительных сил на определенной территории, разнообразие сферы применения труда и как следствие этого - интенсивный обмен деятельностью и интенсивное общение. По мнению И.И. Евтихиева, социально-хозяйственная природа города - сосредоточение функций управления, культуры, хозяйственно-производственного регулирования, требующих для своего осуществления ограниченной территории*(756).

В современных условиях становится всё более очевидным, что подход к определению города как места обитания значительного числа людей, занятых определенными видами хозяйственной деятельности, недостаточен. Город - это сложное образование общественно-экономического характера. Городом населенный пункт становится по достижении некоторого уровня сложности своей функциональной структуры*(757) и характеризуется следующими признаками:

а) города выделяются в пределах того или иного района концентрацией деятельности, отличаясь от сельской местности с ее рассредоточенностью производства и расселения;

б) крупные здания и сооружения подчеркивают особенность города, придают характерность его силуэту;

в) городской промышленный комплекс образуется как совокупность промышленных предприятий данного города, которые совместно или в отдельности используют производственную или социально-бытовую инфраструктуру, а также услуги размещенных здесь научно-исследовательских и информационных центров;

г) города отличаются от сельских населенных пунктов большой долей непроизводственной сферы: наличием органов административного управления, образовательных и культурных учреждений.

Одним из отличительных признаков является то, что рост численности городов сопровождается появлением большого числа различного транспорта и, соответственно, наличием крупных форм транспортной инфраструктуры. Современный город формирует мощную урбанистическую систему, включающую не только городскую территорию, но и ближайшие пригороды. Жизнь в крупном городе означает существование в условиях усложняющейся и непрерывно вытесняющей природу искусственной среды.

Кроме размеров территории и преобладающей занятости населения городские населенные пункты отличаются:

высокой плотностью застройки и заселения;

многоэтажностью архитектурной застройки;

наличием пригородов;

многоотраслевой экономикой города;

развитием формы городской инфраструктуры на базе индустриализованной сферы обслуживания;

значительной протяженностью транспортных и инженерных коммуникаций;

многоступенчатостью и разветвленной структурой городского хозяйства и управления;

экологически неблагоприятной средой проживания, высоким уровнем заболеваемости и смертности;

отрывом от природы, заменой ее искусственными формами и суррогатами и рядом других признаков*(758).

Таким образом, с учетом различных признаков населенных пунктов понятие города можно сформулировать следующим образом: город - это определенная устойчивая территория, характеризующаяся соответствующими признаками (высокий уровень концентрации производительных сил на определенной территории, разнообразие сферы применения труда, значительная протяженность инженерных коммуникаций, адекватная развитость транспортных путей, соответствующая форма городской инфраструктуры, высокая плотность застройки и заселения, экологически неблагоприятная среда проживания и ряд других признаков), имеющая административно-территориальные границы, с социально-экономической организацией населения, опирающейся на сложившийся уклад общественной жизни.

4.4. Смежные понятия. Помимо понятия "город" в научной литературе присутствует термин городские агломерации, обозначающий скопление городов и других населенных мест, между которыми возникают устойчивые связи, вызывающие общность интересов*(759).

Несмотря на то, что содержание понятий "город", "поселение", "населенный пункт" в разные эпохи истории существенно изменялось, ряд ученых не видит различий в этих понятиях. Поселение - населенный пункт, принудительное водворение на жительство в отдаленном месте в наказание за что-нибудь*(760). Населенный пункт - общее название мест (город, село, поселок, деревня и т.д.), где постоянно живут люди*(761). Населенное место (поселение) - первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка*(762). Как видно, эти понятия практически синонимичны. Обязательным признаком населенного пункта является постоянство места обитания человека, в то время как поселение - временное, сезонное место обитания человека.

Кроме того, отмечается правовая неопределенность указанных понятий в законодательстве о местном самоуправлении, что может породить достаточно вольную трактовку в субъектах Российской Федерации. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(763) вводится иное толкование термина "поселение". Теперь этому термину придано новое значение для обозначения статуса одного из территориальных уровней муниципального образования. Поэтому при анализе положений новой редакции Федерального закона необходимо четко разграничивать употребление термина "поселение" в территориально-географическом (физическом) смысле от термина "поселение", используемого для установления статуса муниципального образования.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. обесценивает поправки к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку из него исчезло такое ключевое понятие, давшее название этому документу, как "город". В новой редакции Закона под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Хотя в этом определении город и упоминается как объект градостроительной деятельности, в тексте же используется понятие "городской округ", которое введено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обозначения статуса городского муниципального образования, обладающего полномочиями поселения и муниципального района. Можно предположить, что этот закон отразил издавна характерный для России антиурбанизм, и даже в основу Концепции местного самоуправления в действительности положен сугубо территориальный принцип.

Так как законодательство по-разному трактовало понятия "поселение", "населенный пункт", то это вызывало споры, дискуссии и отрицательно влияло на рынок земли в Российской Федерации. В этой связи был принят Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(764). Согласно этому закону дефиниция "земли поселений" меняется на дефиницию "земли населенных пунктов". При этом понятие "черта поселения" исключается из текста закона и на смену ему вводится понятие "граница населенного пункта", которое, в свою очередь, заимствуется из Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Вместе с тем следует отметить, что в законодательстве по-прежнему отсутствует понятие населенного пункта и порядок установления границ населенного пункта.

Земельный кодекс Российской Федерации в статье 83 устанавливает, что границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Однако ни градостроительное, ни земельное законодательство не определяет, кто разрешает вопрос об установлении границ населенного пункта.

Населенные пункты в Российской Федерации делятся на городские и сельские. Сельскими населенными пунктами признаются те населенные пункты, которые не соответствуют критериям, присущим городским населенным пунктам. Основным признаком сельских населенных пунктов является участие значительной части трудоспособного населения в сельскохозяйственном производстве. Кроме того, сельские населенные пункты, как правило, не отличаются большим количеством населения, проживающего в них.

Так, например, в Свердловской области в 138 сельских населенных пунктах постоянных жителей нет, а в 731 численность составляет менее 100 человек*(765).

Между городскими и сельскими населенными пунктами есть различие в использовании земель. Если в городских населенных пунктах главной целью является использование земель для размещения различных жилых, общественно-деловых объектов и т.д., то в сельских главной целью является рациональное использование земель для сельскохозяйственных нужд.

Кроме перечисленных признаков, которыми отличаются городские и сельские населенные пункты, к числу дополнительных критериев для отнесения населенных пунктов к сельским следует отметить уровень развития инженерно-транспортных инфраструктур, благоустройство территории, культурно-бытовое обслуживание населения*(766). Справедливым считаем и утверждение О.Е. Кутафина об отнесении к числу признаков деления населенных пунктов на городские и сельские также и финансово-экономической базы, уровня социально-экономического развития в целом*(767).

Сельским населенным пунктом следует признать часть территории субъекта Российской Федерации, расположенную вне границ городского населенного пункта, с компактно проживающим населением, основным видом деятельности которого является сельскохозяйственное производство на землях сельскохозяйственного назначения.

4.5. Устойчивость экологической системы - это способность экосистемы к реакциям, пропорциональным по величине силе воздействия, которые гасят эти воздействия.

Основные принципы устойчивого развития человеческих поселений благодаря деятельности Организации Объединенных Наций получили широкое распространение. Созданная ООН Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х. Брунтланд) в 1983 году впервые ввела в оборот понятие устойчивого развития, определив его следующим образом: "Человечество способно сделать развитие устойчивым - обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности".

На Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов в Аалборге (Ольберге), Дания, 27 мая 1994 года была принята "Хартия городов Европы за устойчивое развитие (Ольборгская хартия)". В том же году в Манчестере (Великобритания) состоялся второй Всемирный саммит по проблематике "Города и устойчивое развитие". На саммите обсуждались направления устойчивого развития городов в связи с проблемами транспорта, преодоления бедности, задачами здравоохранения, занятостью, потреблением, финансами и распределением ресурсов. Ряд крупных городов и регионов представили разработанные ими собственные "Программы устойчивого развития". Следствием внимания мирового сообщества к данной проблематике явилось появление специальной программы "Устойчивое развитие городов", поддерживаемой центром ООН по населенным пунктам ХАБИТАТ. В этой программе участвуют многие города мира.

По определению ООН, "устойчивый город является городом, в котором достижения в общественном, экономическом и физическом развитии постоянны. Устойчивый город постоянно обеспечен природными ископаемыми, от которых зависит устойчивое развитие. Устойчивый город поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе и от природных катастроф". Говоря иначе, по мнению мирового сообщества, устойчивое развитие города обеспечивает его населению безопасность и высокое качество жизни при сохранении природной среды, ресурсов и экологического равновесия всей экономической и общественной деятельности горожан*(768).

5. Требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Законодатель установил, что для применения природоохранных требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов не могут оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

5.1. Качество окружающей среды - см. комментарий к ст. 1.

Любая строительная деятельность осуществляется как минимум с физическим воздействием на окружающую среду. Поэтому любые виды работ, связанные с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны производиться с учетом установленных гл. VII Федерального закона "Об охране окружающей среды" требований в области охраны окружающей среды.

5.2. Природоохранные требования при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов - см. комментарий к ст. 35.

Экологическая безопасность - см. комментарий к ст. 1.

Отдельные природоохранные требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности содержатся не только в комментируемом Законе, а также в специальных законах. Так, например, ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" содержит следующие требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности:

обеспечение непревышения нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами;

обеспечение соблюдения строительных норм и правил в части нормативов площадей озеленения территорий;

учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности;

установление санитарно-защитных зон организаций с учетом рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций;

меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию;

обеспечение непревышения технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Кроме того, данным Законом запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды. Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Газоочистными установками, рассчитанными для применения в стационарных источниках, например, являются следующие:

сухие механические пылеуловители (гравитационные, сухие инерционные, ротационные);

мокрые пылеуловители (инерционные, пенные, конденсационные), скрубберы (механические, ударно-инерционные, пенные, насадочные, центробежные), скрубберы Вентури и т.п.;

промышленные фильтры (рукавные, волокнистые, карманные, зернистые);

электрические пылеуловители (электрофильтры);

аппараты термической и термокаталитической очистки газа от газообразных примесей (печи сжигания, каталитические реакторы);

аппараты сорбционной (химической) очистки газа от газообразных примесей (адсорберы, абсорберы и т.п.).

Таким образом, газоочистные установки представляют собой комплекс сооружений, оборудования и аппаратов, предназначенных для осуществления процессов очистки и обезвреживания загрязняющих веществ из отходящих газов или превращения их в безвредное состояние, где происходит процесс улавливания или обезвреживания веществ, загрязняющих атмосферный воздух.

Согласно ст. 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе:

согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др.

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" также содержит особые требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, помимо обозначенных в комментируемом Законе. Так, при проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами и др.

Крайне негативная ситуация в вопросе несанкционированного размещения отходов сложилась на землях населенных пунктов. К первопричинам сосредоточения свалок на этих землях можно отнести низкие нормы накопления ТБО на душу населения. Во многих регионах нормы не пересматривались с советского периода. В настоящее время в среднем норма накопления отходов на человека составляет порядка 300-350 кг в год, хотя данный норматив в мире около 500 кг.

Следует отметить, что согласно имеющимся у Росприроднадзора данным в 45% субъектов Российской Федерации проектная мощность полигонов ниже установленных ежегодных норм накопления отходов. Однако по факту ситуация гораздо критичнее, поскольку в представленных данных учтены только отходы от населения, а установленные нормы накопления часто занижены*(769).

5.3. Санитарно-гигиенические нормы - показатели санитарно-гигиенических условий и качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает для него условия существования, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья.

5.4. Обезвреживание и размещение отходов производства и потребления - см. комментарий к ст. 51.

5.5. Соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов - см. комментарий к ст. 23.

5.6. Рекультивация - комплекс работ по экологическому и экономическому восстановлению земель и водоемов, плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось. Целью проведения рекультивации является улучшение условий окружающей среды, восстановление продуктивности нарушенных земель и водоемов.

Рекультивация нарушенных земель. Она осуществляется в процессе восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также при добыче торфа;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: