Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"*(782) в статье 17 содержит норму о регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. Согласно данному Закону запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов.
В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством РФ, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижение транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях.
|
Автомобильная техника, поступающая в эксплуатацию на территории Российской Федерации, в отношении содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах двигателей транспортных средств, уровня производимого шума и т.п. должна соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877*(783).
Организациями и предприятиями, эксплуатирующими и обслуживающими автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах, должна проводиться проверка содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах двигателей транспортных средств и установок, а также заполняться документы, подтверждающие осуществление таких замеров, в соответствии с:
1) ГОСТ Р 52033-2003 "Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"*(784);
2) ГОСТ Р 52160-2003 "Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния"*(785).
Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в статье 22 определяет субъектов обеспечения на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так, на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
|
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ*(786) в статье 39 устанавливает обязанности судовладельцев по охране окружающей среды, заключающиеся в обеспечении экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращении загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами. Наиболее опасным для окружающей среды при эксплуатации водного транспорта является сброс нефтепродуктов. Указанный Кодекс под нефтью понимает любую стойкую углеводородную минеральную жидкость, в том числе сырую нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или топлива такого судна.
Требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, полномочиями которых является обеспечение экологической безопасности. Контроль за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации осуществляется технический надзор за обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов.
|
Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды осуществляют: контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на внутренних водных путях в зоне деятельности соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте; информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по вопросам экологической безопасности. Федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется надзор за соблюдением организациями, деятельность которых связана с деятельностью на внутреннем водном транспорте, санитарных правил и норм.
5. Меры по обезвреживанию загрязняющих веществ. Что касается автомобильного транспорта, то меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду при их эксплуатации, должны реализовываться по трем направлениям*(787).
Они должны быть направлены на снижение содержания вредных веществ в выхлопных газах. Для этого необходимо осуществлять проектирование, производство и эксплуатацию автомобилей, в топливную систему которых интегрированы специальные технические устройства, позволяющие нейтрализовать загрязняющие вещества, образующиеся при сжигании моторного топлива.
Примером количественных характеристик присутствия вредных веществ в выхлопных газах автомобилей могут служить существующие в ЕС стандарты на загрязнения, производимые автомобильным транспортом. Согласно этим правилам и поправкам к ним*(788), выделяют несколько уровней стандартов "Евро" (Euro), которые отличаются предельными значениями загрязняющих веществ, производимых автомобильным транспортом. Европейские экологические стандарты (нормы "Евро") регламентируют содержание в выхлопе автомобилей углеводородов, оксидов азота, угарного газа и твердых частиц.
Стандарт "Евро-1" предусматривает выброс бензиновым двигателем оксида углерода (СО) не более 2,72 г/км, углеводородов (СН) - не более 0,72 г/км, оксидов азота (NO) - не более 0,27 г/км. "Евро-1" действовал в Европе с 1992 г., а в 1995 г. его сменил более жесткий - "Евро-2". В стандарте "Евро-2" были ужесточены почти в 3 раза нормы по содержанию в выхлопе углеводородов, они стали равны 0,29 г/км. Стандарт "Евро-3" - это снижение уровня выбросов по сравнению с "Евро-2" на 30-40%. В "Евро-3" предусматривается максимальный выброс СО в количестве 0,64 г/км для легковых автомобилей. По данным специалистов, "Евро-3" позволяет снизить уровень "грязных" выбросов по сравнению с "Евро-2" на 20%. Стандарт "Евро-4" жестче уровня "Евро-3" на 65-70%. Стандарт "Евро-4" позволяет снизить выброс в атмосферу вредных веществ на 40% по сравнению со стандартом "Евро-3". Стандарт "Евро-4" предусматривает снижение выбросов СО по сравнению с "Евро-3" в 2,3 раза, а углеводородов - в 2 раза*(789). "Евро-4" уменьшает содержание окиси азота в выхлопе на 30%, а твердых частиц - на 80%, содержание серы на 0,005%, ароматических углеводородов на 35%, бензола на 1%.
Введение стандарта "Евро-5" предусматривает снижение на 25% выбросов автомобилями с бензиновыми двигателями окисей азота и углеводородов, а для дизельных - снижение на 80% выбросов сажи и на 20% - окисей азота. Указанный стандарт также вводит единый норматив выбросов твердых частиц для всех видов автомобильного транспорта 5 мг/км (кроме большегрузных автомобилей и автобусов, для которых норматив до введения "Евро-6" составляет 2 мг/кВт*ч). Содержание угарного газа (СО) в выхлопах дизельных транспортных средств должно сократиться на 20%, а у бензиновых двигателей - на 25% по сравнению с требованиями стандарта "Евро-4". Нормы стандарта "Евро-6", вступающие в силу в сентябре 2015 г., предусматривают существенное уменьшение выброса оксидов азота и твердых частиц большегрузными автомобилями и автобусами. По сравнению с "Евро-5" выбросы NOx должны уменьшиться в пять раз, а уровень выброса твердых частиц - в два раза*(790).
Содержание в выхлопах углекислого газа (СО2) нормативными актами ЕС, устанавливающими стандарты "Евро", не регламентируется. В 2009 г. вступил в силу Регламент ЕС 443/2009*(791), устанавливающий требования к выбросам в отношении новых легковых автомобилей в рамках комплексного подхода ЕС по снижению выбросов СО2.
В 2011 г. был принят Регламент 510/2011*(792) в отношении норм выбросов СО2 для лёгких грузовых автомобилей, аналогичный Регламенту 443/2009 в отношении легковых автомобилей. Он предусматривает снижение среднего уровня выбросов лёгких грузовых автомобилей до 175 г/км к 2017 году с поэтапным выполнением этой нормы, начиная с 2014 года. Изначально предполагалось введение нормирования данного вида выбросов легковыми автомобилями на уровне 130 г/км c 2012 г., но его введение было перенесено на более поздний срок. В настоящее время поставлена цель достичь к 2020 г. среднего уровня выбросов СО2 легковыми автомобилями на уровне 95 г/км, а лёгкими грузовыми автомобилями - 147 г/км.*(793)
6. Меры по снижению шума. Уровень шумового загрязнения автотранспортными средствами прямо пропорционален интенсивности его движения. Наиболее характерно оно для крупных мегаполисов, каким является г. Москва. В этом субъекте Российской Федерации существует ряд законодательных актов, целью которых является борьба с шумовым загрязнением. Так, постановлением Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 896-ПП "О Концепции снижения уровней шума и вибрации в городе Москве"*(794) предусмотрены следующие основные направления деятельности по снижению шумового воздействия от автотранспорта:
разработка мероприятий, имеющих шумопонижающий эффект, при разработке городских программ и схем развития транспортных систем города, а также при разработке целевых городских программ, в которых затрагиваются вопросы, связанные с изменением шумового режима;
разработка и реализация мероприятий по защите от сверхнормативного шумового воздействия государственных объектов социальной сферы города Москвы (лечебные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, диспансеры, др. лечебные заведения), учебные заведения (школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты, др.);
внедрение применения шумопонижающего дорожного покрытия при проведении строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог в городе Москве;
разработка системы ограничительных мер в части движения в ночное время по территории спальных районов города Москвы отдельных видов транспортных средств (например, мотоциклов и большегрузного транспорта);
применение шумопонижающих технологий при реконструкции и строительстве трамвайных путей, а также при поэтапной замене трамваев (включая применение покрытия колесных пар трамваев шумопонижающими смесями, применение экранирующих фальшбортов, др.);
обеспечение внедрения современных шумозащитных технологий в дорожно-мостовом строительстве;
разработка мероприятий, имеющих шумопонижающий эффект, при подготовке раздела "Мероприятия по охране окружающей среды" в составе разрабатываемого Генерального плана комплексного развития транспортной системы города Москвы на период до 2015 года;
внедрение системы контроля соблюдения требований к внешнему уровню шума автомобилей при прохождении государственного технического осмотра транспортных средств.
Помимо шумового загрязнения от автомобильного транспорта большое значение имеет шумовое загрязнение от железнодорожного и авиатранспорта.
7. Меры по устранению/снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого автомобильными и другими транспортными средствами. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года*(795) предусматривает широкий спектр мер по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
Задачами Транспортной стратегии в области снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду являются:
сокращение вредного воздействия транспорта на здоровье человека за счет снижения объемов воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов на всех видах транспорта (профессиональная подготовка и рационализация маршрутов);
мотивация перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива;
снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран.
7.1. Для снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и возникающих ущербов согласно указанной стратегии необходимо:
уменьшение вредного воздействия транспорта на воздушную и водную среду и на здоровье человека за счет применения экологически безопасных видов транспортных средств;
расширение применения транспортных средств с высокой топливной экономичностью, соответствующих уровню мировых образцов;
стимулирование использования транспортных средств, работающих на альтернативных источниках (ненефтяного происхождения) топливно-энергетических ресурсов.
7.2. Для снижения вредного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду необходимо предусмотреть:
расширение применения электротяги;
снижение вредных выбросов на железнодорожном транспорте более чем в 3 раза;
снижение энергоемкости перевозок на железнодорожном транспорте.
7.3. Для снижения негативного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду в условиях увеличения количества автотранспортных средств и повышения интенсивности движения на автомобильных дорогах предусматривается реализация следующих мероприятий:
развитие сети автомобильных дорог общего пользования и увеличение их пропускной способности, в том числе строительство автодорожных обходов крупных населенных пунктов и реконструкция перегруженных движением участков;
разработка и внедрение новых способов содержания, особенно в зимний период, автомобильных дорог общего пользования, позволяющих уменьшить отрицательное влияние противогололедных материалов;
развитие системы специализированного гидрометеорологического обслуживания, совершенствование методов прогнозирования и оперативного учета меняющихся метеоусловий, которые позволят перейти от борьбы с гололедицей к ее профилактике;
обустройство автомобильных дорог федерального значения современными инженерными средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий, включая применение искусственных и растительных барьеров вдоль автомагистралей для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих территорий, установку шумозащитных экранов и защитных сеток, предотвращающих выход животных на проезжую часть;
разработка и внедрение новых конструкций, материалов, технологий, которые позволят снизить пылеобразование и предотвратить водную эрозию, а также применение конструктивно-технологических решений, предотвращающих нарушение природных ландшафтов (эстакады, тоннели).
Реализация указанных мер будет осуществляться на основе повышения экологических требований к проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Основной задачей в этой области является сокращение объемов выбросов автотранспортных средств, количества отходов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог.
7.4. Для снижения вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду необходимо:
обеспечить увеличение применения более экономичных автомобилей с более низким расходом моторного топлива;
обеспечить экологическую безопасность автомобильного транспорта путем повышения технического уровня транспортных средств, впервые регистрируемых на территории России, усиления контроля за техническим состоянием эксплуатируемых автомобилей по экологическим показателям, ограничения выбросов климатических газов и утилизации отходов транспортных предприятий;
перейти на мировые экологические стандарты в отношении потребляемого топлива, обеспечив возможность эксплуатации транспортных средств предыдущих поколений в течение переходного периода;
перевести 50 процентов автомобильных парков крупных городов на альтернативные виды топлива.
7.5. Повышение экологической безопасности воздушного транспорта предусматривает определение долговременной государственной политики в области снижения вредного воздействия авиации на окружающую среду с учетом рекомендаций Международной организации гражданской авиации и включает:
планомерное повышение сертификационных требований к вновь создаваемой авиационной технике;
введение ограничений на поставку в Российскую Федерацию воздушных судов, имеющих низкие показатели экологичности;
экономическое стимулирование экологической модернизации эксплуатируемых воздушных судов или их замены;
оптимизацию конфигурации воздушных трасс, воздушных коридоров, планирования территорий, организации рационального землепользования вблизи аэропортов;
внедрение оптимальных по шуму приемов пилотирования при взлете и посадке самолетов;
введение ограничений на полеты отдельных типов самолетов, наносящих наибольший вред окружающей среде, вплоть до запрета полетов;
совершенствование систем обеспечения контроля соблюдения экологических стандартов и норм при деятельности воздушного транспорта, а также санитарных, ветеринарных норм и требований фитоконтроля;
оснащение объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры очистными сооружениями и повышение их эффективности, сокращение водозабора за счет повторного использования технических вод, применение современных технологий и способов сбора и утилизации мусора, перевод котельных на газ;
сокращение использования в авиационных технологиях вредных веществ, разработка технологий их утилизации.
Обновление эксплуатируемого парка воздушных судов позволит:
сократить объемы эмиссии загрязняющих веществ вследствие сокращения топливопотребления воздушного транспорта в расчете на единицу транспортной работы в 1,5-2 раза;
прекратить после 2015 г. эксплуатацию на территории России воздушных судов, не удовлетворяющих по авиационному шуму требованиям главы 3 приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (г. Чикаго, 1944 год), а к 2030 году - воздушных судов, не удовлетворяющих требованиям главы 4 этого приложения;
снизить при взлете и посадке авиационный шум и уровень эмиссии.
7.6. Более высокий уровень охраны окружающей природной среды на морском транспорте обеспечивается путем:
ввода в эксплуатацию необходимого количества судов обеспечивающего флота, в том числе экологических;
ориентирования транспортных фирм на приобретение двухкорпусных судов для перевозки нефтеналивных грузов с ограниченным сроком службы 15 лет.
7.7. Экологическая безопасность судоходства на внутреннем водном транспорте обеспечивается путем:
создания специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, включая затонувшее имущество;
расширения использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий;
развития страхования, в том числе страхования ответственности за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта.
Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки
1. Общий обзор статьи. Она состоит из четырех пунктов. В пункте 1 сформулировано общее требование о необходимости соблюдать экологическое законодательство на всех этапах жизненного цикла группы объектов добычи и иного обращения с нефтью, газом и продуктами их переработки.
Пункт 2 конкретизирует это общее требование путем перечисления отдельных групп природоохранных мероприятий. Здесь оговаривается возможность возмещения вреда окружающей среде, причиненного на двух этапах жизненного цикла объектов нефтегазового комплекса - при их строительстве и эксплуатации.
В пункте 3 содержится специальное требование, носящее профилактический характер и состоящее в обязательности предварительного создания проектов восстановления загрязненных земель. Предписания пункта 4 распространяются на часть территории Российской Федерации, поскольку касаются строительства и эксплуатации объектов нефтегазового комплекса, осуществляемых на водных объектах, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основными целями комментируемой статьи являются обеспечение законности, создание правовых основ обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды при добыче, транспортировке, переработке, хранении и реализации нефти, газа и продукции их переработки.
Сфера действия предписаний статьи обширна, поскольку затрагивает различные этапы деятельности в области нефтегазовой промышленности.
Адресатами статьи являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность в данной сфере. Кроме того, нормы статьи 46 предназначены и для природоохранных, правоохранительных органов, их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением экологического законодательства в данной сфере.
3. Основные понятия. Многие из них рассмотрены выше (например, "охрана окружающей среды", "экологическая экспертиза" - см. комментарий к ст. 1).
3.1. Рекультивация земель - см. комментарий к ст. 44.
3.2. Требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Законодатель установил, что для применения природоохранных требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов не могут оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду. Под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Любая деятельность, предусмотренная нормами комментируемой статьи, осуществляется с оказанием физического воздействия на окружающую среду, должна производиться с учетом требований в области охраны окружающей среды, установленных гл. VII комментируемого Закона.
4. Негативное влияние на окружающую среду хозяйственной деятельности, связанной с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и реализацией нефти, газа и продукции их переработки, заключается в первую очередь в химическом загрязнении почв, грунтов, горизонтов подземных вод, поверхностных водоемов и водотоков, атмосферного воздуха, физическом нарушении почвенно-растительного покрова, грунтов зоны аэрации, природных ландшафтов, а также в изъятии водных ресурсов. Перечень необходимых мероприятий по его предупреждению содержится в п. 2 комментируемой статьи.
Требования комментируемого Федерального закона в отношении восстановления и рекультивации земель отражены также в Земельном кодексе РФ*(796). В соответствии с частью 4 статьи 88 Земельного кодекса организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Требования федеральных законов конкретизированы в постановлении Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"*(797).
Рекультивация нарушенных земель осуществляется в процессе восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
1) Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
2) Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также при добыче торфа;
прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы. Они устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
Затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы на:
осуществление проектно-изыскательских работ, в том числе почвенных и других полевых обследований, лабораторных анализов, картографирование;
проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации;
работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород;
химическую мелиорацию токсичных пород;
приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы;
ликвидацию послеусадочных явлений;
засыпку нагорных и водоотводных канав;
другие работы, предусмотренные проектом рекультивации, в зависимости от характера нарушения земель и дальнейшего использования рекультивированных участков.