Следует отметить, что в описанном случае возложение ответственности на обслуживающий персонал за то, что реализуемая продукция не была внесена в государственный реестр, нуждается в дополнительной оценке. Это связано с тем, что процедура внесения в Государственный реестр является достаточно сложной и требует действий должностных лиц, уполномоченных действовать от имени юридического лица. Если привлеченный к ответственности работник не имел таких полномочий по основаниям, предусмотренным учредительными документами или доверенностью, то привлечение его к ответственности вряд ли можно считать правомерным.
8. Ответственность за ущерб окружающей среде, нанесенный в результате нарушения правил обращения с препаратами и веществами в сельском и лесном хозяйстве (см. комментарий к ст. 75-77).
Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия
1. Общий обзор статьи. Она состоит из трех пунктов. В пункте 1 называются виды мер, которые должны применяться к:
а) организмам, не свойственным естественным экологическим системам;
б) организмам, созданным искусственным путем.
Эти меры должны сопровождать производство, разведение и использование указанных организмов, и только в отношении одной из таких мер в статье указаны ее цели - предотвращение неконтролируемого размножения данных организмов. В пункте 2 указывается, что именно должно соблюдаться, то есть обязательно исполняться на всех стадиях существования организаций, чья деятельность связана с негативным воздействием микроорганизмов на окружающую среду. В пункте 3 названы стадии использования микроорганизмов на производствах и возложены обязанности на эти производства обеспечивать предупреждение аварий и ликвидацию аварий произошедших.
|
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основными целями комментируемой статьи являются:
1) защита территории Российской Федерации от трансграничных заносов, вселения и распространения на ее территории имеющих карантинное значение вредителей растений, возбудителей болезней растений и животных, болезнетворных организмов, организмов - переносчиков болезней;
2) обозначение системы правового регулирования по противодействию использования в России нелегальных генно-модифицированных организмов (ГМО), их несанкционированному выращиванию, а также обеспечению безопасности полевых испытаний ГМО, проведению надлежащих оценок и в соответствующих случаях регистрации ГМО;
3) обеспечение биобезопасности страны в связи с использованием в ее промышленности ГМ-микроорганизмов;
4) возложение ряда обязанностей на учреждения и организации, деятельность которых связана с негативным влиянием микроорганизмов на окружающую среду.
Еще одной целью комментируемой статьи является также законодательное закрепление такого вида экологического норматива, как норматив предельно допустимых концентраций микроорганизмов.
Сфера действия статьи - это деятельность по противодействию явлениям, которые сложились в Российской Федерации и угрожают ее биологической безопасности. В федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)"*(882) проблема сохранения биологической безопасности Российской Федерации характеризуется перечислением следующих факторов угрозы:
|
трансграничные заносы на территорию Российской Федерации известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов;
несанкционированное использование потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующих испытаний и неизвестны специализированным службам государственного надзора Российской Федерации;
применение на территории Российской Федерации опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях;
применение против Российской Федерации различных видов биологического оружия, созданного за рубежом на базе новейших достижений в области геномики, генной инженерии патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии;
необходимость решения проблемы, касающейся обеспечения биобезопасности, обусловлена сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и распространения опасных и особо опасных инфекций, связанной с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в мире.
Адресаты статьи. Это, во-первых, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ*(883), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая исполняет государственную функцию по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; органы пограничного контроля Пограничной службы РФ и другие специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации"*(884); учреждения, депонирующие коллекции микроорганизмов - возбудителей опасных и особо опасных инфекций; биопроизводства в пищевом, фармацевтическом, сельскохозяйственном секторе промышленности; научно-исследовательские организации по изучению, культивированию возбудителей инфекционных заболеваний, испытаниям и оценкам генно-модифицированных организмов.
|
3. Основные понятия. Они достаточно специфичны. К их числу относятся следующие:
3.1. Растения, животные и другие организмы, не свойственные естественным экологическим системам. Это те, которые вышли за границы их первичных ареалов за рубежом и путем трансграничного заноса в Россию обосновываются на отдельных ее территориях, могут распространяться на всю страну. Здесь идет речь о вредоносных для растениеводства, животноводства, лесного хозяйства страны, ее агро- и биогеоценозов растениях, фитопатогенных грибах, бактериях, вирусах, насекомых, моллюсках, млекопитающих. Занос (вселение) чужеродных видов (не имеющих российское биологическое происхождение) может иметь необратимые экологические последствия, они опасны в фитосанитарном и ветеринарном отношении как переносчики инфекций и новых вредителей*(885).
3.2. Растения, животные и другие организмы, созданные искусственным путем. Это генетически модифицированные организмы (ГМО) - организмы (растения, животные, бактерии), наследственная основа (ДНК) которых искусственно изменена путем введения трансгенных конструкций - отдельных генов или групп генов от других организмов. Сельскохозяйственным растениям при такой модификации, как правило, вводятся гены, обеспечивающие их устойчивость к вредителям, например токсины, подавляющие развитие колорадского жука на ГМ-картофеле, насекомых - вредителей сои, кукурузы, свеклы, или гены, продукты которых (ферменты), специфически разлагают определенные гербициды, что позволяет подавлять рост сорняков*(886).
В Российской Федерации в пищевой промышленности могут использоваться также генно-инженерно-модифицированные микроорганизмы (бактерии, дрожжи, мицелиальные грибы, генетический материал которых изменен с использованием методов генной инженерии)*(887).
3.3. Эффективные меры по предотвращению неконтролируемого размножения указанных выше чужеродных организмов и созданных искусственным путем. Это:
1) препятствование проникновению и распространению этих организмов путем контроля за путями вселения этих организмов (с транспортом, с грузами, с воздушными потоками, с семенами культурных растений, с цветочной нарезкой, с подкарантинными животными);
2) препятствование обоснованию*(888) этих чужеродных вредоносных организмов путем их уничтожения;
3) создание баз данных по чужеродным видам;
4) создание постов ветеринарного контроля и постов фитосанитарного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на основных путях заноса чужеродных организмов на территорию Российской Федерации;
5) внедрение в практику эффективных технологий дезинфекции перевозимых грузов и транспорта;
6) установление карантинной фитосанитарной зоны, карантинного фитосанитарного режима, наложение и снятие карантина.
3.4. Требования в области охраны окружающей среды, природоохранные нормативы - см. комментарий к ст. 1, ст. 47 *(889).
4. Объекты правового регулирования. В отношении генно-модифицированных организмов (животных, растений) в Российской Федерации нет официального разрешения на их выращивание, генно-модифицированные микроорганизмы могут использоваться в производстве продуктов питания*(890). На территории России разрешены только экспериментальные высаживания в защищенном грунте генно-модифицированных растений, все остальные их выращивания сегодня являются нелегальными насаждениями. Завоз и испытания трансгенных растений осуществляются в настоящее время только с разрешения Межведомственной комиссии по проблемам генно-инженерной деятельности в соответствии с "Правилами безопасного получения, использования и передачи генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) растений и их фрагментов, содержащих рекомбинантную ДНК". Основные требования: опытный участок должен быть огорожен забором, иметь пространственную изоляцию не менее 1 км, специальную контрольно-пропускную систему и ограниченный въезд на территорию. По окончании эксперимента остатки растений, включая листья, стебли и корни, должны быть уничтожены (сожжены), а почва под ними подвергнута химической дезинфекции, пастеризации или фумигации. Собранный урожай должен транспортироваться к месту хранения или переработки в закрытых контейнерах и храниться в отдельных отсеках зернохранилищ.
Такое положение вещей, безусловно, является мерой по предотвращению их неконтролируемого размножения.
В России нельзя исключить возможность того, что где-то на ее территории высаживаются ГМ-растения как нелегальные насаждения, произошедшие от плодов, санкционированных в России как генно-модифицированные продукты питания.
5. Основания и порядок регистрации. С 1 июля 2014 года вступают в действие новые правила регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду*(891). Согласно этим правилам продукция подлежит государственной регистрации только после государственной регистрации модифицированных организмов, с применением которых она получена и (или) которые она содержит, и может использоваться только в тех целях, для которых зарегистрированы эти модифицированные организмы.
Для государственной регистрации продукции юридическое лицо, осуществляющее изготовление (поставку) продукции, представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)":
а) заявление о государственной регистрации продукции, содержащее: полное наименование и местонахождение заявителя; регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации модифицированного организма (организмов), с применением которого получена регистрируемая продукция или который она содержит; компонентный состав продукции, включая информацию о количестве модифицированного организма (организмов), присутствующего в продукции; сведения о регистрации продукции за рубежом (при наличии);
б) заключение о результатах молекулярно-генетического исследования, в части подтверждения присутствия в регистрируемой продукции заявленного модифицированного организма (организмов).
Регистрирующий орган в срок, не превышающий 30 дней со дня получения указанных выше документов, проводит проверку содержащихся в них сведений, принимает решение о государственной регистрации продукции и информирует заявителя о принятии такого решения, а также принимает решение об отказе в государственной регистрации продукции и направляет заявителю мотивированный отказ в государственной регистрации продукции. Кроме того, регистрирующий орган в течение 15 дней со дня принятия решения о государственной регистрации продукции вносит информацию о продукции в сводный реестр с присвоением регистрационного номера, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации продукции, содержащее регистрационный номер и специальные условия использования (при наличии).
Ведение сводного реестра. Сводный реестр ведется Министерством здравоохранения Российской Федерации в электронном виде с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Соответствующая информация вносится в сводный реестр регистрирующими органами в порядке, определяемом Министерством здравоохранения РФ по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством образования и науки РФ, Министерством сельского хозяйства РФ и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Сводный реестр включает реестр модифицированных организмов и реестр продукции.
Реестр модифицированных организмов содержит следующую информацию:
а) регистрационный номер и наименование модифицированного организма с указанием его таксономического статуса и сведений о трансформационном событии (характеристики генетической модификации) в виде кода, сформированного согласно Общероссийскому классификатору трансформационных событий;
б) полное наименование и местонахождение заявителя и изготовителя модифицированного организма;
в) сведения о виде (видах) целевого использования модифицированного организма и установленных специальных условиях использования (при наличии);
г) сведения о проведенных экспертизах (исследованиях), а также об установленных специальных условиях использования (при наличии);
д) сведения об организациях (испытательных лабораториях), проводивших экспертизы (исследования);
е) сведения об аннулировании свидетельства о государственной регистрации модифицированного организма.
Реестр продукции содержит следующую информацию:
а) регистрационный номер и наименование продукции;
б) регистрационный номер модифицированного организма (организмов), с применением которого получена и (или) который содержит продукция;
в) полное наименование и местонахождение заявителя;
г) сведения об установленных специальных условиях использования (при наличии);
д) сведения об аннулировании свидетельства о государственной регистрации продукции.
Информация, содержащаяся в сводном реестре, является открытой и общедоступной для ознакомления с ней физических и юридических лиц и размещается на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Технологии, связанные с негативным воздействием микроорганизмов на окружающую среду. Это:
1) технологии производства иммунобиологических препаратов, вакцин, антибиотиков на биопроизводствах. При этом высок риск попадания в окружающую среду биологических агентов, возбудителей брюшного тифа, паратифа, дизентерии, холеры, сибирской язвы, туляремии, желтухи;
2) биотехнологии, то есть применение микроорганизмов, биологических систем или биологических процессов в промышленности и сельском хозяйстве.
Микроорганизмы могут применяться для производства пищи (сыры, вино, хлеб, кисломолочная продукция), в сельской продукции (биодобавки к кормам, регуляторы микробиоценоза почвы, регуляторы роста растений, препараты для силосования кормов, инсектициды); в области охраны окружающей среды применяются препараты очистки нефтяных загрязнений воды и почвы; в фармацевтике применяются микроорганизмы - продуценты для производства антибиотиков, инсулина, вакцин, биологически активных веществ.
7. Негативное воздействие микроорганизмов на окружающую среду. По данным микробиологической науки все микроорганизмы делятся на три царства:
1) бактерии, риккетсии, микоплазмы;
2) грибы и простейшие;
3) вирусы.
По отношению к человеку их классифицируют на непатогенные, патогенные (болезнетворные) - способные вызвать инфекционный процесс, и условно патогенные - могут вызвать неблагоприятные изменения в здоровье человека (например, кишечные инфекции) при сопутствующих благоприятных условиях. При этом патогенные микроорганизмы способны вызвать особо опасные заболевания (холеру, сибирскую язву, чуму) и опасные заболевания (сальмонеллез, дизентерию).
В промышленной биотехнологии используются микроорганизмы-продуценты, микроорганизмы для ферментирования или переработки сырья, микроорганизмы сорбенты. По таким микроорганизмам нормируются в России их предельно допустимые концентрации в воздухе населенных мест и воздухе рабочей зоны*(892). Превышение таких допустимых концентраций микроорганизмов может вызвать аллергические реакции у человека, обострение респираторных заболеваний, снижение иммунитета.
Таким образом, негативным воздействием микроорганизмов является следующее:
1) распространение инфекций, стимулированных микробами, бактериями, вирусами;
2) опасность, которую представляют токсины микроорганизмов - ядовитые вещества, вырабатываемые штаммами патогенных микробов;
3) в условиях ограниченного научного знания о мире существующих микроорганизмов, об их взаимосвязях между собой возможны перенос чужеродных ДНК от одного из них к другому и появление новых штаммов болезнетворных микроорганизмов, микроорганизмов - мутантов; существуют опасности применения на территории Российской Федерации опасных и особо опасных биологических агентов в террористических целях и как биологического оружия.
8. Обязанности субъектов обращения с ГМО. В пункте 3 комментируемой статьи идет речь об обязанностях биопроизводств и всех организаций, чья деятельность связана с негативным воздействием микроорганизмов на окружающую среду, обеспечивать экологическую безопасность на всех стадиях использования микроорганизмов (производство, транспортировка, использование, хранение, размещение и обезвреживание), а также обеспечивать мероприятия по предотвращению негативных влияний микроорганизмов и ликвидации последствий, если таковые наступили.
Итак, для объектов, производящих биотехнологическую продукцию, устанавливаются требования: к состоянию стоков с биопроизводств (допустимые нормативы сбросов и выбросов веществ и микроорганизмов); к персоналу (разработка должностных инструкций, допуск к работам только специально обученных лиц определенной квалификации); к производственным помещениям, оборудованию; к безопасности работы с патогенными организмами, возбудителями инфекционных заболеваний; к порядку действий по ликвидации возможных аварий; к безопасности сырья, материалов, утилизации и уничтожения отходов; к условиям и правилам работы с реактивами, клеточными культурами, коллекциями микроорганизмов, штаммами микроорганизмов (правила учета, хранения и перевозки); к разработке правил обеспечения производственной санитарии и санитарно-эпидемиологического режима для предприятия в целом и для каждого подразделения (отдел, лаборатория), включающие местные специфические, но не противоречащие положениям российского законодательства условия.
Мероприятиями по предотвращению и ликвидации вредных влияний микроорганизмов являются: разработка и внедрение в практику интенсивных технологий плазменно-оптической и аэрозольной дезобработки объектов (транспорта, зданий, сооружений), экологически безопасных дезинфицирующих средств, эффективных в отношении широкого спектра патогенов, в том числе спорообразующих микроорганизмов, действующих как при положительных, так и при отрицательных температурах; принятие мер по поддержанию в надлежащем состоянии инженерных систем обеспечения безопасности работ с микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности; разработка современных средств защиты в целях недопущения несанкционированного доступа к опасным биологическим материалам и агентам; обеспечение сохранности коллекций микроорганизмов; оснащение современными средствами контроля, оборудованием организаций, находящихся в ведении надзорных (контрольных) органов в области обеспечения биологической безопасности; поддержание производственных мощностей всех объектов, где ведется производство и использование микроорганизмов, в надежном и устойчивом состоянии.
9. Правовая база:
Федеральный закон от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений"*(893).
Федеральный закон от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"*(894).
Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер".
Постановление Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 791 "О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)"*(895).
Постановление Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации"*(896).
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2013 г. N 839 "О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы"*(897).
Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 109 "Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)"*(898).
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 872 "Об утверждении Правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"*(899).
Письмо Россельхознадзора от 23 сентября 2009 г. N ФС-АС-3/10359 "О Номенклатуре товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, утвержденной Россельхознадзором и согласованной ФТС РФ 11.12.2006".
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 ноября 2007 г. N 80 "О надзоре за оборотом пищевых продуктов, содержащих ГМО" (вместе с "Методическими указаниями МУ 2.3.2.2306-07 "Медико-биологическая оценка безопасности генно-инженерно-модифицированных организмов растительного происхождения", "Методическими указаниями МУК 4.2.2304-07 "Методы контроля и микробиологические факторы. Пищевые продукты и пищевые добавки. Методы идентификации и количественного определения генно-инженерно-модифицированных организмов растительного происхождения", "Методическими указаниями МУК 4.2.2305-07 "Определение генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генно-инженерно-модифицированные аналоги, в пищевых продуктах методами полимеразной цепной реакции (ПЦР) в реальном времени и ПЦР с электрофоретической детекцией")*(900).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2008 г. N 4 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" СП 1.3.2322-08")*(901).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 85 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.2.1318-03" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами "Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I-IV групп патогенности (опасности), генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами. СП 1.2.1318-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.04.2003)*(902).
Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, представляемые на утверждение, изложены в образце согласно Приказу МПР РФ от 17 декабря 2007 N 333*(903).
Указ Президента РФ от 20 августа 2007 г. N 1083 "Об утверждении списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю"*(904).
Следует отметить правотворчество отдельных субъектов РФ в рассматриваемом вопросе. Так, например, Белгородская область является первым в России регионом, объявившем о создании на своей территории зоны, свободной от ГМО. Принятые на региональном уровне законодательные акты обеспечивают даже более жесткие ограничения на распространение ГМ-продуктов, чем в странах ЕС. В Европе создатели таких зон не включают в свои декларации и постановления какие-либо ограничения на поступление импортируемых продуктов питания, содержащих ГМИ, на продовольственные рынки в качестве готовых товаров, а настаивают лишь на их маркировании.
В 2004 г. было принято постановление Правительства Белгородской области N 67-пп "О мерах по полному недопущению использования генетически модифицированных источников на территории области". В нем говорится, что цель мероприятий, которые осуществляются в рамках постановления - недопущение отдаленных последствий для здоровья жителей области, охраны и восстановления окружающей среды, сохранения биологического разнообразия, повышения эффективности сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Позже было принято постановление Правительства Белгородской области от 18 февраля 2005 г. N 37-пп "О дополнительных мерах по полному недопущению использования генетически модифицированных источников на территории области", в котором руководителям хозяйствующих субъектов области всех форм собственности, не имеющим документов о проведении исследований на наличие (отсутствие) ГМ-источников, предложено проводить анализ производимой или ввозимой продукции в аккредитованных испытательных лабораториях Белгородской области. Предприятиям же, выпускающим продукцию без ГМ-источников, выдаются специальные свидетельства и сертификаты*(905).
10. Статистическая справка. На территории РФ зарегистрировано 100 тысяч сибиреязвенных скотомогильников*(906); сохраняется неблагополучная эпизоотическая ситуация, связанная с заболеванием ящуром сельскохозяйственных животных (Амурская область, Хабаровский и Приморский края), при этом отмечены случаи поражения вирусом ящура типа "Азия" - 1, ранее не зарегистрированным на территории Российской Федерации; в ряде субъектов сложилась неблагополучная ситуация, связанная с массовым падежом дикой и домашней птицы в результате заболевания, вызванного высокопатогенным вирусом гриппа типа А (H5N1); более половины технологического оборудования, используемого на основных стадиях производства иммунобиологических препаратов, в том числе при проведении работ с микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности, отслужило установленные сроки эксплуатации и подлежит замене; на территории Российской Федерации свыше 160 организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляют деятельность, связанную с возбудителями инфекционных заболеваний 1-й и 2-й групп патогенности*(907), вместе с тем инженерные системы обеспечения безопасности работ с микроорганизмами 1-й и 2-й групп патогенности (вентиляция, водоснабжение, кабельные линии, трансформаторные подстанции) на биологически опасных объектах, введенных в эксплуатацию более 20 лет назад, морально устарели. Их физический износ составляет более 80 процентов.
В России разрешены для использовании в питании 15 линий генетически модифицированных продуктов растительного происхождения, полученных с применением генно-инженерной технологии. Это 8 линий кукурузы, 3 линии сои, 2 сорта картофеля, 1 линия сахарной свеклы, 1 линия риса.
11. Спорные вопросы. Общенациональная Ассоциация Генетической Безопасности России сочла принятие постановления Правительства РФ от 23 сентября 2013 г. N 839 преждевременным, поскольку ГМО и ГММ являются чужеродными видами (инвазиями), т.е. их вторжение в любую экосистему сопряжено с угрозами и рисками генетического загрязнения и причинения ущерба биологическому разнообразию и здоровью окружающей среды и организмам, ее населяющим*(908).
По мнению Ассоциации, Постановление и утвержденные им Правила нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11-12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей", ст.ст. 4, 5, 16, 17 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Так, например, пунктом 7 Правил государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, утвержденных указанным Постановлением, регистрирующими органами выдаются свидетельства о государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и свидетельства о государственной регистрации продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, срок действия которых не устанавливается. Таким образом, эти свидетельства выдаются бессрочно.