Проведение строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией. 9 глава




3.9. Радиационная безопасность - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральными законами РФ, действующими нормами радиационной безопасности и санитарными правилами.

Принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного облучением. Должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации.

Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных действующими нормами), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов. В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством. Также известен, в том числе в международной практике, как принцип ALARA (ALARP).

Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Федеральными законами РФ и действующими нормами радиационной безопасности индивидуальных пределов доз и других нормативов радиационной безопасности, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.

3.10. Радиация - поток корпускулярной (альфа-, бета-, гамма-лучи, поток нейтронов) и/или электромагнитной энергии. Ионизирующая радиация действует разрушительным образом на живое вещество и является источником широкого спектра изменений живых организмов (мутация, лучевая болезнь, гибель)*(818). Различают радиацию длинноволновую, ионизирующую, коротковолновую, проникающую, прямую, рассеянную, суммарную и др.*(819)

4. Правовое регулирование. Помимо комментируемого Закона нормы об обращении с радиоактивными веществами и отходами, ядерными материалами содержатся в федеральных законах и законах Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" *(820), от 20 мая 1993 г. N 2-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов реку Теча"*(821), от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"*(822), от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"*(823), от 10 июля 2001 г. N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"*(824), от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"*(825), от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"*(826), от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(827), от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.

Велик объем подзаконного нормативного регулирования (см., например, постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 204 "О государственном компетентном органе по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них"*(828); Приказ Ростехнадзора от 25 ноября 2013 г. N 564 "Об утверждении руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Состав и содержание годового отчета о ядерной и радиационной безопасности объектов ядерного топливного цикла"; Приказ Ростехнадзора от 10 мая 2007 г. N 323 "Об утверждении и введении в действие Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" и др.).

Значительное место в массиве источников права занимают международные соглашения и конвенции общего характера, в том числе о нераспространении ядерного оружия, а также заключенные между Российской Федерацией и отдельными странами соглашения, касающиеся передачи отработавшего ядерного топлива (облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов) на временное хранение и переработку в Российскую Федерацию.

5. Правовое регулирование этапов обращения с радиоактивными веществами и отходами, ядерными материалами. Головным актом здесь является Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", устанавливающий в главе Х правила транспортировки, хранения, переработки и захоронения радиоактивных веществ и отходов. Согласно указанному законодательному акту транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ должно осуществляться в соответствии со специальными правилами, правилами транспортирования особо опасных грузов, с нормами и правилами в области использования атомной энергии, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Правила транспортирования ядерных материалов и радиоактивных веществ должны предусматривать права, обязанности и ответственность отправителя, перевозчика и получателя, меры безопасности, физической защиты, систему согласованных мер по недопущению транспортных происшествий и аварий при перевозке ядерных материалов и радиоактивных веществ, требования к упаковке, маркировке и транспортным средствам, мероприятия по локализации и ликвидации последствий возможных аварий при транспортировании указанных материалов и веществ. Правила транспортирования ядерных материалов и радиоактивных веществ должны предусматривать все возможные виды транспорта.

Перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь разрешение (лицензию), выданное соответствующим органом государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии. Иностранные организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданные федеральными органами исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", могут осуществлять транспортирование (перевозку) ядерных материалов при осуществлении международных морских или воздушных перевозок. При хранении и переработке ядерных материалов и радиоактивных веществ должна обеспечиваться надежная защита работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения.

6. Особенности нормирования, лицензирования, регистрации и контроля в области обращения с радиоактивными веществами и отходами, ядерными материалами. Они устанавливаются как федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др. актами атомного и экологического права, так и федеральными законами от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(829) и от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(830), конкретизирующими их подзаконными актами, в частности, принятыми в связи с созданием и функционированием Госкорпорации "Росатом"*(831).

7. Требования к обеспечению безопасности пунктов захоронения радиоактивных отходов содержатся, в том числе, в постановлении Правительства РФ от 14 августа 2013 г. N 698 "Об утверждении Положения об отчуждении пунктов захоронения радиоактивных отходов, находящихся в собственности юридических лиц, в собственность органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами". Пункты захоронения радиоактивных отходов относятся к объектам использования атомной энергии федерального или межрегионального значения. Выполнение работ по сооружению и эксплуатации пунктов глубинного захоронения радиоактивных отходов, закрытию таких пунктов захоронения осуществляется при наличии лицензии на пользование недрами, выданной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, и разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Требования к обеспечению безопасности при размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения радиоактивных отходов определяются соответствующими техническими регламентами, законодательством в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами. Проектом пункта захоронения радиоактивных отходов должен быть предусмотрен периодический радиационный контроль на территории размещения такого пункта захоронения после его закрытия. После закрытия пункта захоронения радиоактивных отходов и истечения периода потенциальной опасности размещенных в нем радиоактивных отходов орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного регулирования безопасности принимает решения о прекращении периодического радиационного контроля на территории размещения такого пункта захоронения и о внесении соответствующих изменений в кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов

8. Требования к регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов. Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов осуществляется в целях сбора и сохранения необходимых для функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами сведений о радиоактивных отходах, об их количестве и характеристиках, о пунктах хранения радиоактивных отходов и субъектах права собственности на такие пункты. Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов включает в себя ведение реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов.

В реестр радиоактивных отходов вносятся документированные сведения о переданных национальному оператору радиоактивных отходах и полученные в результате первичной регистрации радиоактивных отходов и мест их размещения сведения о радиоактивных отходах, находящихся в пунктах хранения радиоактивных отходов.

В кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов вносятся документированные сведения о пунктах захоронения радиоактивных отходов, пунктах долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктах размещения особых радиоактивных отходов, пунктах консервации особых радиоактивных отходов, субъектах права собственности на такие пункты хранения, характеристиках радиоактивных отходов, размещенных в таких пунктах хранения. На приведенные в соответствие с критериями приемлемости радиоактивные отходы составляется паспорт.

Паспорт радиоактивных отходов составляется на каждую упаковку радиоактивных отходов организацией, осуществившей кондиционирование радиоактивных отходов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ. Требования к паспорту радиоактивных отходов устанавливаются федеральными нормами и правилами.

Реестр радиоактивных отходов, кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов и паспорта радиоактивных отходов подлежат бессрочному хранению. Хранение реестра радиоактивных отходов, кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов и паспортов радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

9. Единая государственная система обращения с радиоактивными отходами. Согласно постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. N 1185 "Об определении порядка и сроков создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами" в России создается единая система обращения с радиоактивными отходами. Создание единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами осуществляется в 3 этапа.

На первом этапе (до 1 января 2015 г.) создаются нормативные и организационные основы единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, включая проведение в установленном порядке первичной регистрации радиоактивных отходов и мест их размещения, в том числе:

устанавливаются критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, критерии отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам, критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов;

определяется порядок передачи радиоактивных отходов на захоронение, в том числе радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения;

разрабатываются и утверждаются в установленном порядке федеральные нормы, правила и организационно-распорядительные документы, необходимые для создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами;

проводится в установленном порядке первичная регистрация радиоактивных отходов и мест их размещения;

составляется прогноз образования радиоактивных отходов;

определяются собственники радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, являющихся бесхозяйными (объекты проведения мирных ядерных взрывов, затопленные объекты и др.);

утверждаются схемы территориального планирования размещения пунктов захоронения радиоактивных отходов;

утверждается перечень организаций, в результате осуществления деятельности которых по добыче и переработке урановых руд образуются радиоактивные отходы, и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты и осуществляющих деятельность, в результате которой образуются очень низкоактивные радиоактивные отходы, а также осуществляющих захоронение указанных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов, размещаемых на используемых такими организациями земельных участках;

устанавливается размер тарифов на захоронение радиоактивных отходов.

На втором этапе (до 1 января 2018 г.) создается система захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, в том числе:

принимается решение о сооружении пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, о выводе пунктов хранения из эксплуатации, а также о последующем хранении радиоактивных отходов в соответствии с утвержденной на первом этапе схемой территориального планирования размещения пунктов захоронения радиоактивных отходов;

проектируются, строятся и вводятся в эксплуатацию первоочередные пункты захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов.

На третьем этапе (до 1 января 2021 г.) создается система захоронения высокоактивных радиоактивных отходов, осуществляется перевод пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в пункты захоронения радиоактивных отходов, в том числе:

вводятся в эксплуатацию объекты подземной исследовательской лаборатории для проведения исследований с целью подтверждения безопасности создания пункта глубинного захоронения высокоактивных радиоактивных отходов;

вводятся в эксплуатацию пункты захоронения низкоактивных и среднеактивных радиоактивных отходов, и осуществляется захоронение этих отходов объемом до 200000 куб. метров;

выполняются работы по проектированию пунктов размещения особых радиоактивных отходов в целях преобразования их в пункты консервации особых радиоактивных отходов;

проводятся мероприятия по переводу пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов в пункты захоронения радиоактивных отходов.

10. Юридическая ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов. Она наступает по общим правилам применения гражданско-правовой, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (см. комментарий к ст. 75, 77-79). Но для более полного понимания особенностей ущерба, признаков составов правонарушений и преступлений дополнительно следует обращаться к статьям глав XII, XIII Федерального закона "Об использовании атомной энергии", в которых подробно регулируются правила определения убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан, особенности ответственности должностных лиц, перечень и признаки составов (ст. 61) и т.п.

 

Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве

1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из двух пунктов. В первом из них сформулирована обязанность физических и юридических лиц, с одной стороны, выполнять установленные правила в сфере производства веществ и обращения химических веществ, применяемых для целей сельского и лесного хозяйства, а с другой - принимать меры по предупреждению негативного воздействия деятельности на окружающую среду и ликвидации его последствий. В первом пункте также указана цель нормативного регулирования. Второй пункт устанавливают специальный запрет на применение отдельных видов химических препаратов (токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду). Таким образом, нормы комментируемой статьи можно условно разделить на следующие группы:

1) обязывающие соблюдать правила производства, обращения и применения химических веществ в установленной сфере и предупреждать и ликвидировать негативные последствия деятельности на окружающую среду;

2) запрещающие (запрет на применение препаратов, не подвергающихся распаду);

3) отсылочные (ч. 1 - касательно отсылки к законодательству Российской Федерации, регулирующему правила производства и обращения химических веществ).

2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний. Цель данной статьи непосредственно определена в пункте 1 и заключается в обеспечении качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов. Такая формулировка цели нормативного регулирования сузила круг охраняемых интересов по сравнению с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды"*(832). В соответствии с пунктом 1 ст. 51 "Экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве" указанного Закона организации и физические лица были обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ в целях предупреждения вредных последствий их применения для здоровья и окружающей среды, и человека. Это связано, скорее всего, с тем, что охрана здоровья человека от неблагоприятного воздействия химических веществ относится к сфере регулирования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения*(833). Эта же статья устанавливала основные требования к обращению с химическими веществами не только в сельском хозяйстве, но и "в других отраслях народного хозяйства".

Следует полагать, что потребность отойти от понятия "отрасли народного хозяйства" привела к необходимости сформулировать экологические требования "при осуществлении хозяйственной и иной деятельности", в том числе в сельском и лесном хозяйстве (см. Вводные замечания к гл. VII). В результате общие условия производства, обращения и обезвреживания потенциально опасных веществ определены статьей 47 комментируемого Закона (см. комментарий к ней), устанавливающей права и обязанности субъектов, участвующих в производстве и обращении "химических веществ" вообще (а не только опасных или потенциально опасных).

Таким образом, по нашему мнению, положения данной статьи распространяются исключительно на вещества, специально предназначенные для использования в сельском или лесном хозяйстве и в отношении которых установлены специальные правила производства, перевозки, хранения и использования. Соответственно, адресатами статьи являются субъекты, осуществляющие сельскохозяйственную или лесохозяйственную деятельность, а также субъекты, осуществляющие производство, перевозку и хранение таких веществ. В Российской Федерации адресатами норм являются многочисленные субъекты, участвующие в производстве сельскохозяйственной продукции.

В ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. были переписаны:

59,2 тыс. сельскохозяйственных организаций и предприятий, включая подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций;

253,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств;

32,0 тыс. индивидуальных предпринимателей;

22,8 млн. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан;

80,3 тыс. садоводческих, огороднических, животноводческих и дачных некоммерческих объединений граждан, занимающих 13,8 млн. земельных участков*(834).

3. Основные понятия. Ключевыми понятиями для целей данной статьи являются "сельское хозяйство", "лесное хозяйство", "химическое вещество", "химический препарат", "токсичный химический препарат".

3.1. Сельское хозяйство и производные понятия. Под сельским хозяйством традиционно принято понимать возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных для получения продукции растениеводства и животноводства*(835).

Следует отметить, что объем содержания понятия "сельское хозяйство" очень сильно варьируется в зависимости от национальных традиций, исторического периода и сфер регулирования. Так, при заключении международных договоров в понятие сельского хозяйства включают лесоводство*(836) и рыболовство*(837). Понятие сельского хозяйства в современном российской законодательстве раскрывается через определение видов деятельности, в свою очередь конкретизирующихся через виды продукции, на получение которой они направлены. Лесное хозяйство и рыболовство на сегодняшний день не входят в понятие сельского хозяйства.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"*(838) под сельским хозяйством понимается экономическая деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.

Согласно статье 4 указанного Закона под сельскохозяйственным производством понимается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

Определение сельскохозяйственной продукции в действующем законодательстве отсутствует*(839). Тем не менее, представление о том, что законодатель относит к такой продукции, можно получить из Общероссийского классификатора продукции*(840), который содержит обширные перечни продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства (коды 971000-979000), а также продукции животноводства (коды 981000-989000).

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство*(841), сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные)*(842), крестьянские (фермерские) хозяйства*(843).

3.2. Лесное хозяйство и смежные понятия. Под лесным хозяйством принято понимать отрасль, занимающуюся "изучением, учетом, воспроизводством лесов, охраной их от пожаров, болезней и вредителей, лесовозобновлением и лесоразведением, регулированием лесопользования, повышением продуктивности лесов"*(844). Обычно разграничивают лесное хозяйство и лесную промышленность, под которой понимают лесозаготовительную промышленность (заготовка и вывоз древесины)*(845).

Исторически в литературе сложилось разграничение понятий "лесное хозяйство" и "лесопользование", которое предполагает комплексное использование леса.

Лесопользование. В это понятие входят, в том числе: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды.

Исторически сложившийся подход к использованию, охране (защите) и воспроизводству лесов нашел свое отражение в современном законодательстве. Тем не менее, следует отметить, что законодатель воздержался от формулирования определения термина "лесное хозяйство". На сегодняшний день нормы, устанавливающие виды деятельности, составляющие содержание лесного хозяйства, находятся в главах 2-4 ЛК РФ.

 

Таблица 5. Лесное хозяйство

 

Использование лесов (гл. 2 ЛК РФ) Охрана и защита лесов (гл. 3 ЛК РФ) Воспроизводство лесов и лесоразведение (гл. 4 ЛК РФ)
создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений лекарственных растений (п. 1 ст. 25) охрана от пожаров; охрана от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами); защита от вредных организмов; охрана от иного негативного воздействия (п. 1 ст. 51) воспроизводство лесов: а) лесовосстановление (ст. 62); б) уход за лесами (ст. 64); лесоразведение (ст. 63); лесное семеноводство (ст. 65)

 

Специфическим видом лесопользования является использование лесов для ведения сельского хозяйства. В пункте 1 ст. 38 ЛК РФ приводится открытый перечень видов сельскохозяйственной деятельности, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур. Указание в ЛК РФ на сельскохозяйственную деятельность как один из видов лесопользования связано в основном с разграничением земель на категории в соответствии с их назначением (п. 1 ст. 7 ЗК РФ). Получение разрешения на использования земель лесного фонда для сельскохозяйственной деятельности в любом случае будет решаться в зависимости от соответствия такой деятельности критериям "сельскохозяйственной" по изложенным выше критериям.

4. Химическое вещество. Впервые понятие "химическое вещество" в отечественном законодательстве использовано применительно к земельным отношениям в Декрете ВЦИК от 19 февраля 1918 г. "О социализации земли"*(846). В соответствии со статьей 53 указанного Декрета право пользования личным дачным участком лица прекращается в случае, если "пользование землей со стороны данного лица наносит вред соседнему хозяйству (например, выделка химических веществ)".

В философии под веществом понимают "вид материи, совокупность дискретных (прерывных) образований, обладающих массой покоя (атомы, молекулы и то, что из них построено)"*(847).

В природопользовании принято различать антропогенное и природное вещество. Под антропогенным веществом понимают химическое соединение, включенное в круговорот веществ благодаря деятельности человека. Антропогенное вещество может быть трех видов:

1) используемые человеком вещества, входящие в естественный круговорот, а потому рано или поздно утилизируемые экосистемами (вода, кислород);

2) искусственные соединения, которые очень медленно разрушаются и остаются вне естественного обмена веществ (накапливаются в биосфере и угрожают ее существованию);

3) входящие в естественный круговорот, но которые человек извлекает из присущих им природных циклов или искусственно создает их концентрации, несвойственные таким веществам в природе (например, тяжелые металлы, сера)*(848).

Под природным веществом понимают "любое химическое соединение или элемент, возникающее в ходе спонтанно идущих химических реакций и физических процессов и естественно входящее в природный круговорот веществ"*(849).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: