Меры по обеспечению безопасности в сфере энергетики также заложены в Энергетической стратегии России на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р)*(717).
5. Общие требования к размещению, проектированию и эксплуатации объектов энергетики. В связи с особенностями работы объектов энергетики и применяемых технологических процессов законодатель установил ряд специальных требований в отношении размещения, проектирования и эксплуатации таких объектов. Вопросы размещения объектов энергетики решаются в порядке территориального планирования территорий. В соответствии с ч. 6 ст. 9 Градостроительного кодекса, Распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. N 2084-р*(718) утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, которая предусматривает строительство новых и расширение существующих электростанций и линий электропередачи. Земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики, признаются землями энергетики в соответствии с нормами земельного права. Правовой режим данной категории земель регулирует ст. 89 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает необходимость установления охранных зон для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электроэнергетики. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1033 охранные зоны устанавливаются для объектов электроэнергетики мощностью свыше 500 кВт.
Что касается проектирования, то ст. 48.1 Градостроительного кодекса относит ряд объектов энергетики к особо опасным и технически сложным объектам. Это - объекты использования атомной энергии; гидротехнические сооружения первого и второго классов (в соответствии с классификацией по законодательству о безопасности гидротехнических сооружений*(719)); линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более; тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" такие объекты идентифицируются как здания и сооружения повышенного уровня ответственности*(720), для которых установлены дополнительные требования при выполнении инженерных изысканий и проектирования, а в отдельных случаях - дополнительные требования по разработке и согласованию специальных технических условий*(721).
|
Помимо этого, постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" предусматривает необходимость включения в проектную документацию некоторых объектов (в том числе объектов энергетики) дополнительных документов, необходимость разработки которых предусмотрена законодательством, включая:
а) декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;
б) декларацию безопасности гидротехнических сооружений;
в) перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.
|
В случае если в процессе работы объекта энергетики применяются или образуются опасные вещества либо используются определенные виды оборудования, такой объект энергетики может подпадать под действие Федерального закона 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", которым установлены более строгие требования для размещения, проектирования и эксплуатации.
Эксплуатация объектов энергетики и управление технологическими режимами их работы осуществляется в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления системным оператором в целях оптимального функционирования Единой энергетической системы России. Правила эксплуатации электростанций определены Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 229. Специальные требования к выводу из эксплуатации объектов электроэнергетики установлены в ст. 44 Закона "Об электроэнергетике" и в Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2007 г. N 484 "О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации".
6. Требования к проектированию и строительству ТЭС. В пункте 2 комментируемой статьи они сформулированы в общем виде и фактически предусматривают три основных требования:
1) В результате сжигания топлива образуются продукты сгорания, которые содержат вредные элементы: твердые частицы (зола, шлак), окислы серы, окислы азота, угарный газ, углекислый газ, углеводороды, бензапирен. Теплоэнергетика также потребляет значительное количество воды, в том числе для разведения сбросов, в результате чего образуются сточные воды. В связи с этим необходимо контролировать объем загрязняющих веществ, производимых в результате эксплуатации ТЭС, а также разрабатывать механизмы его возможного снижения. Для этих целей, прежде всего, в отношении каждой ТЭС согласовываются предельно допустимые объемы выбросов (ПДВ)*(722). Для каждого вида загрязняющих веществ существуют свои механизмы очистки (например, рециркуляция продуктов сгорания, особые методы и режимы сжигания топлива, пропускание продуктов сгорания через специальные очистители и фильтры)*(723).
|
2) Использование экологически безопасных видов топлива. В настоящее время большинство ТЭС работают на угле, газе, мазуте. Все указанные виды топлива не являются абсолютно экологически безопасными, в частности, продуктом сжигания такого топлива, помимо загрязняющих веществ, является углекислый газ, который считается основным парниковым газом. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. среди стратегических ориентиров называет создание условий для расширения производства электрической и тепловой энергии на основе возобновляемых источников энергии (например, на основе биотоплива, биогаза, геотермальных источников), однако при отсутствии мощной системы государственной поддержки для данного вида генерации существенные изменения в структуре видов топлива, используемых на теплоэлектростанциях, в ближайшей перспективе не предвидятся.
Еще на предпроектной и проектной стадии заказчик строительства должен определить виды используемого топлива (основного, резервного, аварийного) и соответствующее такому топливу оборудование для выработки электроэнергии. Например, крупные теплоэлектростанции, работающие на угле, выгодно строить вблизи угольных месторождений, и при проектировании уже учитывается марка угля, которая будет поставляться с такого месторождения*(724). В соответствии с этим, в проектную документацию закладываются и результаты расчетов о количестве и составе вредных выбросов*(725). В зависимости от типа теплоэлектростанции санитарными нормами предусмотрено установление специальных санитарно-защитных зон от 300 до 1000 м*(726).
3) Безопасное размещение отходов ТЭС. Результатом работы ТЭС на угле становится образование золы и шлаков, которые не подлежат переработке и складируются на полигонах - золошлакоотвалах, для которых также устанавливаются санитарно-защитные зоны. Согласно строительным нормам и правилам золошлакоотвалы следует размещать на непригодных для сельского хозяйства земельных участках вблизи площадки котельной, для золошлакоотвалов следует использовать низины, овраги, заболоченные места, выработанные карьеры.
Общие требования по обращению с отходами в процессе строительства и эксплуатации предприятий установлены в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст. 10, 11).
7. Требования к размещению и иным видам работ по ГЭС. Пункт 3 комментируемой статьи содержит три блока требований к размещению, строительству и эксплуатации ГЭС.
Первый блок требований носит социально-экономический характер и определяется как реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов*(727).
Второй блок базируется на необходимости учета специфики рельефов местности, расположения ГЭС.
Третий блок, с одной стороны, носит ярко выраженный экологический характер, поскольку в нем сформулированы обязательные меры по сохранению многих компонентов окружающей среды. С другой стороны, указанные экологические требования установлены только для этапа размещения ГЭС. По тексту статьи получается, что на этапах проектирования, строительства и эксплуатации такого рода специальные экологические требования не выделяются, а охрана окружающей среды должна осуществляться, опираясь на иные нормы комментируемого Закона и другие акты российского и международного законодательства.
В частности, ст. 42 Водного кодекса РФ содержит более общее требование о необходимости своевременного планирования и осуществления мероприятий по охране водных объектов, водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира при проектировании*(728), строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений. Также ст. 46 Водного кодекса РФ устанавливает правовой режим использования водных объектов для целей производства электрической энергии, закрепляя необходимость соблюдения требований рационального использования и охраны водных объектов.
Статья 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусматривает необходимость применения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности.
В связи с возможностью причинения существенного ущерба в случае аварии на ГЭС значимым нормативным актом для гидроэнергетики является Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений". Он содержит общие требования об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, которые среди прочего направлены на обеспечение защиты окружающей среды. Согласно статье 8 и 10 данного закона, безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается, в том числе, требованиями о составлении и представлении уполномоченному органу деклараций безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения*(729).
Проектная документация, включающая декларацию безопасности строящейся ГЭС, в свою очередь, подлежит государственной экспертизе в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (см. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ). Экспертиза декларации безопасности уже введенного в эксплуатацию гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с требованиями статьи 11 закона. В целях безопасного и безаварийного функционирования гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы и поймы устанавливаются охранные зоны*(730). В тех случаях, когда для целей гидроэнергетики используется водохранилище, необходимо также соблюдать правила использования водохранилища*(731).
Стоит отметить, что Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года предусматривается ввод дополнительных мощностей гидроэлектростанций в объеме 25,9 млн. кВт. В Схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики приведены характеристики зон затопления планируемых ГЭС: например, у Мокской ГЭС зона затопления планируется в размере 570 квадратных километров. Очевидно, что подобные крупные проекты означают существенное вмешательство в природную экосистему. Напротив, наименьшие затраты и относительно незначительную нагрузку на экосистемы обеспечивают технологии малой гидроэнергетики (мощностью до 25 мВт). В Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года предусматривается необходимость развития данного направления энергетики, особенно в отдаленных районах.
8. Требования к ядерным установкам. Они сформулированы в самом общем виде и воспроизводят положения атомного законодательства (более подробно см. главу VI Федерального закона "Об использовании атомной энергии"). Более того, в пункте 5 содержатся нормы, дублирующие предписания Федерального закона "Об экологической экспертизе" об обязательности получения положительного заключения государственной экспертизы для принятия решения о размещении ядерных установок, в том числе и АЭС. В пункте 6 содержится требование об обязательности разработки в рамках проектов размещения объектов использования атомной энергии решений по безопасному выводу их из эксплуатации и закрытию, которое дублирует требование ст. 33 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
В силу отсылочного характера норм, содержащихся в пунктах 4-6 комментируемой статьи, ее применение обеспечивается многочисленными нормативными актами в сфере атомной энергетики. Помимо уже упоминавшегося Федерального закона "Об использовании атомной энергии", следует упомянуть Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории", постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", постановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306 "О Правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения", санитарные правила и нормативы*(732), а также федеральный нормы и правила, утверждаемые Ростехнадзором.
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" в статье 29 содержит требование об отмене решения о сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения в случае выявления дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня его безопасности, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия. Данное требование продублировано также в постановлении Правительства "О Правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения". Однако, как показывает практика, решения о размещении объектов ядерной энергетики сложно оспорить или отменить*(733).
9. Юридические последствия несоблюдения требований. Юридическая ответственность для нарушителя может выражаться в принятии решений о реконструкции объектов энергетики, приостановлении их строительства или эксплуатации, привлечении виновных к административной, уголовной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности (см. комментарий к ст. 75, 77, 79). В силу отсылочного характера норм комментируемой статьи, юридические последствия в основном зависят от характера и сферы нарушения и негативных последствий, связанных с ним. Составы административных правонарушений, по которым может быть квалифицировано несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, эксплуатации и вывода из эксплуатации объектов энергетики содержатся в главах 6, 8 и 9 КоАП. Например, статья 9.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение правил использования атомной энергии, а Уголовный кодекс РФ в ст. 215 предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если оно могло повлечь или повлекло тяжкие последствия (см. комментарий к ст. 75).
Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники
1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух пунктов. В пункте 1 легитимируется обязанность соблюдения общих требований в области охраны окружающей среды (см. комментарий к ст. 34) к функционированию специальной группы объектов - военных и оборонных и др., а также указываются основания исключений из этого.
Пункт 2 содержит бланкетную норму, отсылающую к нормативным правовым актам, классифицирующим чрезвычайные ситуации. Данная статья закрепляется правило, согласно которому в процессе проектирования, строительства, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники должны соблюдаться общие природоохранные требования: рационально использоваться природные ресурсы, соблюдаться требования обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов, учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие охране окружающей среды, проводиться природовосстановительные мероприятия и др.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Она определяет две основные цели: во-первых, обеспечение экологического правопорядка в деятельности, связанной с созданием и функционированием военных, оборонных объектов, производством и применением вооружений и военной техники, их утилизацией, которая - по понятным причинам - в значительной степени не подлежит общественному контролю и менее прозрачна ввиду соображений безопасности и т.п.; во-вторых, легитимацию деятельности такого рода - даже способной причинить существенный вред окружающей среде - в тех случаях, когда она вынужденно осуществляется в особых условиях. Эти условия обозначены в тексте комментируемой статьи как чрезвычайные ситуации, препятствующие соблюдению требований в области охраны окружающей среды. Ими могут быть межнациональные конфликты, массовые беспорядки, военные конфликты и иные, требующие экстренного применения вооруженных сил, террористические акты и др.
Сфера действия статьи, таким образом, ограничена двумя обстоятельствами:
а) принадлежностью деятельности по размещению, проектированию, строительству и т.п. к военной/оборонной отрасли;
б) чрезвычайностью ситуации, т.е. наличием аномальных обстоятельств и условий этой деятельности.
При этом, чрезвычайные ситуации военного характера носят присущие им признаки:
а) планируются, осуществляются и контролируются людьми, в связи с чем имеют более сложный характер по сравнению с природными и техногенными ЧС;
б) вооружение для уничтожения живой силы и инфраструктуры противника применяется также людьми, поэтому в таких действиях меньше стихийного, случайного, аномального;
в) для производства вооружения и военной техники применяются самые современные научные достижения, привлекаются лучшие специалисты, что служит созданию таких боеприпасов и иных средств поражения, от которых фактически невозможно защититься (ракетно-ядерное оружие, биологическое оружие и др.).
Адресатами предписаний статьи 41 являются - помимо руководителей и иных должностных лиц военных и оборонных объектов, предприятий оборонного комплекса, производящих вооружения и военную технику, - и те органы и лица, которые уполномочены на принятие решения о применении вооружений, военной техники в условиях чрезвычайных ситуаций (Президент РФ, Правительство РФ) и о конкретных формах, сроках, иных средствах осуществления таких решений (командование воинских частей и др.).
3. Основные понятия. Большинство из них касается этапов хозяйственной деятельности (например, размещение, строительство и т.п.) или объектов такой деятельности (в том числе здания, сооружения и др.) (их содержание см. в комментарии к ст. 34). Ряд понятий носит эколого-правовой характер: "окружающая среда" (см. комментарий к ст. 1), "чрезвычайная ситуация" (см. комментарий к ст. 57). Поэтому ниже даются разъяснения таких терминов, как военные объекты, оборонные объекты, вооружение, военная техника.
3.1. Военный объект. Военными объектами являются:
а) вооруженные силы, кроме военно-медицинских служб и военного духовного персонала и их имущества;
б) существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны;
в) другие объекты, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и чье полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация при существующих в данный момент обстоятельствах дают явное военное преимущество.
3.2. Оборонный объект - это соответствующее сооружение, необходимое для обороны от наступающего противника.
3.3. Вооружение - комплекс различных видов оружия и средств, обеспечивающих его применение; составная часть техники военной включает: оружие (боеприпасы и средства поставки их к цели), устройства обнаружения, целеуказания, наведения, управления и другие средства, которыми оснащаются подразделения, части, корабли, соединения различных видов Вооруженных Сил.
3.4. Военная техника - техника, предназначенная для ведения и обеспечения боевых действий, обучения войск и обеспечения заданного уровня готовности этой техники к использованию по назначению.
4. Исключение из требований комментируемой статьи. Исключение из общего правила составляют размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, вывод из эксплуатации военных и оборонных объектов в условиях чрезвычайной ситуации, когда соблюдение требований в области охраны окружающей среды становится невозможным.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Все мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. При этом планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (см. комментарий к ст. 57).
5. Заключение об экологической безопасности. Основное требование при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов - это требование о получении заключения о выполнении требований экологической безопасности*(734).
Заключение оформляется в форме решения по выполнению требований экологической безопасности производства. Такое решение выдается территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии России на основании заявки предприятия. Одновременно с заявкой предприятие представляет пояснительную записку, подтверждающую выполнение им требований экологической безопасности. В пояснительной записке указываются следующие сведения:
наличие и описание системы действий в чрезвычайных ситуациях (при массовых выбросах, сбросах);
наличие в утвержденной технологической документации требований по обеспечению экологической безопасности и состав указанных требований;
сведения об эффективности очистных сооружений;
сведения об утилизации, складировании, захоронении и уничтожении отходов;
сведения об организации работ на предприятии по охране окружающей среды, включая данные об экологической службе предприятия (наименование подразделения, численность, подчиненность, оснащение приборной базы и нормативно-технической документацией);
сведения по ведению экологического паспорта;
сведения о выполнении природоохранных мероприятий в текущем году и план мероприятий на следующий год.
В случае несоответствия производства требованиям экологической безопасности указанное решение не выдается, о чем предприятие ставится в известность.
6. Экологический контроль военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники. Должностным лицам органов государственного экологического контроля предоставлено право в установленном порядке посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами (см. комментарий к ст. 66).
Основные задачи государственного экологического контроля на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации:
наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением в результате повседневной военной деятельности;
проведение проверки соблюдения воинскими частями требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды;
проведение проверки выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей природной среды;
осуществление контроля за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
проведение проверки соблюдения установленных нормативов, лимитов выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, норм и правил обращения с отходами;
проведение проверки выполнения ранее выданных предписаний.
Допуск уполномоченных должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, производится в следующем порядке:
органы государственного экологического контроля ежегодно, до начала года, предшествующего году проведения проверки, направляют командующему военным округом (флотом), на территории которого дислоцируются подлежащие государственному экологическому контролю объекты Вооруженных Сил РФ, списки уполномоченных должностных лиц органа государственного экологического контроля по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и Министерством обороны РФ;
командование военного округа (флота) в установленном порядке направляет запрос в соответствующие органы военного управления, которым подчинены подлежащие проверке объекты Вооруженных Сил РФ, и в 3-месячный срок сообщает в органы государственного экологического контроля о результатах рассмотрения запроса.
Уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, допускаются:
на режимные объекты Вооруженных Сил РФ, в том числе расположенные в закрытых административно-территориальных образованиях, - по разрешению должностных лиц Министерства обороны РФ, имеющих на это право;
на особо важные и особорежимные объекты Вооруженных Сил РФ, в том числе дислоцированные в закрытых административно-территориальных образованиях, - по спискам, утверждаемым должностными лицами Министерства обороны РФ, имеющими право разрешать допуск на все режимные объекты Вооруженных Сил РФ.
При проведении государственного экологического контроля уполномоченным должностным лицам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей природной среды.
В ходе проведения государственного экологического контроля проверяется:
наличие документов, устанавливающих права на использование земель;
соблюдение нормативов и лимитов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов;
наличие разрешений и соблюдение лимитов на водопользование (водоотведение);
наличие разрешений на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, на размещение хозяйственно-бытовых и производственных отходов;
результаты инвентаризации источников загрязнения окружающей природной среды и состояние этих источников;
наличие и выполнение плана мероприятий по охране окружающей природной среды;
экологическое состояние земель, водных объектов и других природных ресурсов;
соответствие эксплуатации очистных сооружений, объектов хозяйственно-бытового и специального назначения (котельных, топливных складов, автопарков и т.д.) и содержания складов твердых бытовых отходов природоохранным требованиям;