Вводные замечания
1. Вопросы для рассмотрения. Нормы данной главы относятся к "классической" охране природы, имеющей длительную историю правового регулирования и, соответственно, детально проработанной. Но, тем не менее, применение их требует внимательного отношения к:
понятию природных объектов, находящихся под особой охраной;
особенностям правового регулирования порядка создания и функционирования особо охраняемых природных территорий;
видам и категориям особо охраняемых природных территорий;
особенностям правовых режимов охраны различных видов и категорий особо охраняемых природных территорий;
специфике запретов и ограничений как мер охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, а также почв;
требованиям по охране зеленого фонда гор и сельских поселений;
кругу источников права, регулирующих особую охрану природных объектов;
сути особой охраны и контролю за ее реализацией.
2. Общий обзор главы. Она состоит из пяти статей. В статье 58 устанавливается значение природных объектов и определяются меры их охраны, то есть особый правовой режим и образование особо охраняемых природных территорий. Здесь же дается структура природно-заповедного фонда, а также формулируются запреты изъятия земель и их приватизации. Статья 59 содержит отсылочную норму об источниках права и вводит запрет на деятельность, влекущую ухудшение состояния или уничтожение природных объектов, находящихся под особой охраной. В статьях 60-62 оговариваются цели, порядок охраны, в том числе запреты в отношении трех категорий природных объектов - редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов (ст. 60), почв (ст. 62), зеленого фонда городских и сельских поселений (ст. 61). В них содержатся нормы о ведении Красных книг, отсылочные нормы об источниках права и нормы-определения.
|
3. Цели, сфера действия и адресаты главы. Общая цель состоит в обеспечении сохранности наиболее ценных (по разным критериям) природных объектов.
Сфера действия норм главы ограничена пространственными параметрами: границами особо охраняемых природных территорий, их охранных зон, средой обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных, других организмов, площадью (земельными участками), на которой расположены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы, территорией городских и сельских поселений, на которых расположены лесные и иные насаждения, а также параметрами качественными (ценностными), в том числе такими, как эстетическое, научное и иное значение, особая уязвимость, нераспространенность.
Адресаты главы, несмотря на указанные ограничения, представляют собой разнообразный круг физических и юридических лиц. В него входят субъекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказать негативное воздействие на природные объекты, находящиеся под особой охраной, администрация учреждений природно-заповедного фонда, природоохранные органы, осуществляющие экологическое управление, контроль и надзор, правоохранительные органы, судьи, а также пользователи особо охраняемыми природными территориями и другими природными объектами в рекреационных и иных целях.
|
4. Основные понятия. Глава насыщена эколого-значимой терминологией. Первую группу понятий образуют: природный объект, государственный природный заповедник, государственный природный биосферный заповедник, государственный природный заказник, памятник природы, национальный парк, дендрологический парк, природный парк, ботанический сад, природно-заповедный фонд, растения, животные, организмы, генетический фонд, генетический банк, среда обитания, Красная книга, зеленый фонд, экологическая обстановка и др. (см. комментарий к ст. 58-62). Вторую группу образуют определения, раскрывающие специфические свойства объектов охраны, например: "редкие", "находящиеся под угрозой исчезновения", "историко-культурное значение" и др. Наконец, третью группу составляют термины общего характера (международный договор, законодательство, ввоз, вывоз, порядок и т.п.). По мере необходимости разъяснение этих терминов дано ниже*(1026).
5. Эволюция законодательства о природно-заповедном фонде и особой охране иных природных объектов. Она подробно освещена в литературе*(1027). Охране объектов, о которых идет речь в комментируемой главе, в нашей стране всегда уделялось большое внимание. Значимой новеллой Федерального закона "Об охране окружающей среды" является включение в перечень таких объектов редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, что вызвано резким ухудшением состояния земель в Российской Федерации, их деградацией в результате интенсивного использования, воздействия радиационных катастроф и другими факторами*(1028).
|
Что касается изменений действующего Закона, то в главе IX они немногочисленны: в 2009 г. была дана новая редакция пункта 1 ст. 61 о понятии зеленого фонда городских и сельских поселений в связи с изменениями, внесенными в Лесной кодекс РФ*(1029). Кроме того, в ст. 59 были внесены изменения в отношении правового режима особо охраняемых территорий в связи с вступлением в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(1030).
6. Связи с иными нормами комментируемого Закона. Они четко прослеживаются с предписаниями о понятиях, принципах, объектах охраны главы I, с нормами, регулирующими основы экологического управления (гл. II), требованиями в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII), с нормами об экологическом мониторинге и контроле (гл. X, XI), об ответственности (гл. XIV) и международном сотрудничестве (гл. XV). Особые связи существуют между нормами комментируемой главы и предписаниями о научных эколого-значимых исследованиях и о формировании экологической культуры, так как особо охраняемые природные территории являются их базой.
7. Проблемные ситуации и трудности применения. Проблемные ситуации связаны, скорее, не столько с качеством законодательного регулирования, сколько с организацией природно-заповедного дела, противоречиями экологических и экономических интересов. Так, нередки случаи противодействия выделению особо охраняемых природных территорий; всё чаще сообщается о фактах незаконного строительства в охранных зонах; продолжается незаконная добыча редких и исчезающих видов животных и растений. Российское экологическое, административное, уголовное и гражданское законодательство предоставляет широкие возможности для разрешения такого рода проблемных ситуаций. Иное дело, когда речь идет о Красной книге редких и находящихся под угрозой исчезновения почв - она пока не создана.
Трудности применения норм комментируемой главы связаны главным образом с необходимостью освоения и использования смежного законодательства.
8. Статистическая справка. В 2008 г. перечни особо охраняемых объектов растительного мира утверждены в 13 субъектах Российской Федерации, в том числе в трех административных территориях они разработаны впервые (Ивановская, Иркутская - в новом административном статусе, Чукотский автономный округ) и в 10 обновлены (Республика Коми, Амурская, Владимирская, Воронежская, Костромская, Курганская, Московская, Новосибирская, Свердловская области, г. Москва). В настоящее время редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты растительного мира обеспечены законодательной охраной на территории 76 субъектов Российской Федерации (91,6% от числа административных территорий этого ранга). Число субъектов Российской Федерации, у которых эти перечни еще не разработаны, сократилось до 7 (Дагестан и Калмыкия, Забайкальский, Камчатский и Красноярский края, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Санкт-Петербург).
По данным государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения, на 31 декабря 2008 г. общее количество особо охраняемых природных территорий федерального значения равнялось 272, их общая площадь с морской акваторией составляла 56,0 млн. га. Площадь суши с внутренними пресноводными водоемами - 46,7 млн. га, что составляет 2,74% территории Российской Федерации, площадь особо охраняемой морской акватории - 9,4 млн. га.
9. Спорные проблемы. Они касаются главным образом недостатков (пробелов) правового регулирования. Например, до сих пор в России нет Федерального закона "Об охране растительного мира (вне лесов)", а в субъектах Российской Федерации пока еще недостаточно активно идет работа по созданию собственных законов об охране зеленого фонда*(1031).
Статья 58. Меры охраны природных объектов
1. Общий обзор статьи. Статья входит в главу, которая посвящена охране природных объектов, имеющих особое ценное значение. Данная статья состоит из пяти пунктов. Ее положения направлены на установление особой охраны и особого правового режима соответствующих природных объектов (п. 1), отдельных запретов, касающихся режима земель, на которых располагаются природные объекты (п. 4 и 5), и определение основ и структуры природно-заповедного фонда (п. 3). В пункте 2 содержится отсылочная норма.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Целью является обеспечение сохранения природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а при необходимости - их восстановление.
Сфера действия норм статьи охватывает указанные природные объекты, расположенные на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны, а также особо охраняемые природные территории.
Адресатами статьи являются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, физические и юридические лица, действия и/или деятельность которых связана с соблюдением (нарушением) установленного правового режима природных объектов, находящихся под особой охраной. При этом подразумевается, что функционирование особо охраняемых природных территорий направлено на обеспечение правового режима указанных природных объектов.
3. Основные понятия. В статье используются следующие понятия: природные объекты; особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение; особая охрана, особо охраняемые природные территории, земли природно-заповедного фонда.
3.1. Понятие "природные объекты" - см. комментарий к ст. 1. Следует отметить, что под природным объектом понимается как территориальная единица - экологическая система, так и отдельный вид организма - животное, растение. В статье понятие "природные объекты" связано с наделением указанных объектов качественными (ценными) характеристиками, что определяет их значение - особое природоохранное, научное и иное ценное. Особое природоохранное значение указывает на значимость природного объекта с точки зрения его экологической ценности. При этом природный объект как экологическая система будет иметь ценность с точки зрения его малонарушенности, экологической значимости в территориальном масштабе. Природный объект как отдельный вид животных, растений и иных организмов будет иметь ценность с точки зрения его типичности, уникальности, редкости, степени угрозы для возможной утраты вида организма и т.д. Одна из целей установления особой охраны для природных объектов - сохранение биологического разнообразия (см. комментарий к ст. 1).
3.2. Особое научное значение выражается в качественных характеристиках природного объекта с точки зрения его малоизученности, уникальности, особой ценности информации о природном объекте и т.д. В государственных природных заповедниках и национальных парках традиционно ведется научная деятельность по исследованию состояния природных объектов. На данных особо охраняемых природных территориях (ООПТ) ведется "Летопись природы" - круглогодичные исследования состояния природы. Летопись природы содержит информацию о состоянии природных комплексов и объектов, расположенных в заповедниках, качественных и количественных природных изменениях, происходящих в них, позитивных и негативных тенденциях, рекомендациях и необходимых действиях, направленных на обеспечение сохранения в естественных условиях природы заповедников.
3.3. Особое историко-культурное значение. Согласно преамбуле Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"*(1032) объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. При этом согласно статье 3 данного Закона к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия подразделяются на:
1) памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения:
церкви,
колокольни,
часовни,
костелы,
кирхи,
мечети,
буддистские храмы,
пагоды,
синагоги,
молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений);
2) мемориальные квартиры;
3) мавзолеи, отдельные захоронения;
4) произведения монументального искусства;
5) объекты науки и техники, включая военные;
6) ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;
7) достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
8) памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Из данных понятий можно сделать вывод, что природными объектами, имеющими особое культурное значение, являются те природные объекты (парки, скверы, сады, земельные участки с расположенными на них объектами растительного мира и водными объектами), которые входят в границы территорий объектов культурного наследия.
3.4. Иное ценное значение. При выяснении вопроса о содержании понятия особого ценного значения природных объектов следует рассмотреть положения Земельного кодекса РФ. В части 1 ст. 94 ЗК РФ виды ценного значения земель соответствуют видам, перечисленным в комментируемой статье. Так, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Таким образом, можно сделать вывод, что особо охраняемые территории являются теми природными объектами, которые указаны в комментируемой статье.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами. В свою очередь на землях особо охраняемых природных территориях располагаются государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лечебно-оздоровительные местности и курорты.
На землях природоохранного значения располагаются запретные и нерестоохранные полосы; защитные леса, предусмотренные лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий); иные земли, выполняющие природоохранные функции (ст. 97 ЗК РФ). В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (ст. 98 ЗК РФ).
К землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации; достопримечательные места, в том числе места бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военные и гражданские захоронения (ст. 99 ЗК РФ). К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций) (ст. 100 ЗК РФ).
3.5. Особая охрана. Под этим понятием можно понимать определенный набор запретов и дозволений, действие которых распространяется на соответствующий природный объект или особо охраняемую природную территорию. Под режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий, имеющих особое ценное значение, можно понимать нормативно установленные правила поведения, адресованные участникам правоотношений, по поводу охраны и использования природных комплексов и объектов, земли, недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также воздушного пространства, заключенных в границах особо охраняемых природных территорий.
3.6. Природно-заповедный фонд. В статье оговорен состав данного понятия. Природно-заповедный фонд можно понимать как совокупность особо охраняемых природных территорий и природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное и иное ценное значение.
3.7. Особо охраняемые природные территории. Данное понятие представлено в преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"*(1033) (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях), согласно которой особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Таким образом, особо охраняемые природные территории из перечня видов особого ценного значения вобрали в себя следующие: природоохранный, научный, культурный, эстетический, оздоровительный и рекреационный. Таким образом, особо охраняемые природные территории имеют закрытый перечень видов ценного значения, за их пределами осталось понятие "иное ценное значение". Как было указано выше, иным ценным значением обладают природные объекты, расположенные на землях природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения, иных особо ценных землях.
4. Охрана природных объектов на особо охраняемых природных территориях. Как следует из преамбулы Закона об особо охраняемых природных территориях, такие территории включают в себя природные объекты и комплексы, обладающие определенным ценным значением. Особо охраняемые природные территории (далее также ООПТ) подразделяются на следующие категории: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
4.1. Режим государственных природных заповедников. В их границах природная среда сохраняется в естественном состоянии, и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 6). Можно предположить, что это является целью заповедников.
В ранее действующей редакции на территории заповедников полностью изымались из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Основной целью заповедников как государственных учреждений ранее являлось сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. В настоящее время цели государственных учреждений не определены. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
В задачи заповедников входит:
осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление государственного экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;
экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
Любая деятельность, противоречащая задачам, запрещена.
Перечень запретов, составляющих режим охраны заповедников, закреплен в Положении о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1991 г. N 48. Согласно этому акту в заповедниках запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе:
действия, изменяющие гидрологический режим земель;
изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев, предусмотренных Положением;
сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением;
строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных Положением;
интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;
применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
сплав леса;
транзитный прогон домашних животных;
нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках;
пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;
иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.
На территориях государственных природных заповедников разрешается осуществление мероприятий и деятельности, направленных на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, их восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; обеспечение санитарной и противопожарной безопасности людей, животных, природных комплексов и объектов; предотвращение опасных природных явлений (снежных лавин, камнепадов, селей и других), угрожающих жизни людей и населенным пунктам; проведение научных исследований, включая экологический мониторинг; ведение эколого-просветительской работы; осуществление контрольных функций.
К числу негативных изменений законодательства об особо охраняемых природных территориях можно назвать новую и несвойственную для заповедников задачу - развитие познавательного туризма. Сам по себе туризм обладает признаками хозяйственной деятельности, и в мировой практике рассматривается как несущий угрозу для сохранения дикой природы. По сути, в России перестали существовать русские заповедники, которые стали возникать еще в конце XIX века. Русские заповедники остались функционировать в Казахстане и Украине, по примеру русских заповедников в США и Канаде действуют природные резерваты.
4.2. Режим национальных парков. В этих особо охраняемых природных территориях выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии, и запрещается осуществление любой не предусмотренной комментируемым Законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В задачи национальных парков входит:
сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
сохранение историко-культурных объектов;
экологическое просвещение населения;
создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
осуществление экологического мониторинга;
восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов (ст. 13 Закона).
Режим охраны национальных парков дифференцируется в соответствии с делением его территории на функциональные зоны. В национальных парках выделяются следующие зоны:
заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;
познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;
охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.
На территориях национальных парков запрещается:
любая деятельность которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе разведка и разработка полезных ископаемых;
деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
Допускается пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
4.3. Природные парки. Они являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. В их границах выделяются зоны, которые имеют экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Задачами природных парков являются:
сохранение природной среды, природных ландшафтов;
создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
Согласно ст. 21 Закона об особо охраняемых природных территориях на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого, на их территориях могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
Режим охраны природных парков включает в себя запрет на деятельность, влекущую за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Кроме того, в границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.
С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.