Государственный экологический мониторинг как часть системы экологического мониторинга.




Экологический мониторинг представляет собой сложную систему, совокупность различных видов наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды и отдельных природных ресурсов, объектов.

5. Классификация видов экологического мониторинга. Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости:

от масштабов системы мониторинга - глобальный, национальный, региональный, локальный;

от уровня измененности человеком окружающей среды - фоновый и импактный;

от объекта мониторинга - собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический.

Под влиянием теории устойчивого развития и во исполнение документов, принятых в Рио-де-Жанейро, ведутся исследования и формируется новый, обобщенный вид - мониторинг развития, основывающийся на показателях демографических, экологических, социальных и экономических.

Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе изменениями климата, создания системы данных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияний на человека.

Национальный экологический мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории. В России Единая государственная система экологического мониторинга создана в 1993 г. Ее задачами являются:

наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановкой на поверхности Земли и околоземном космическом пространстве;

оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загрязняющих веществ и т.п.

В системе национального экологического мониторинга выделяют радиационный, комплексный, фоновый, космический, а также государственный мониторинг континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Региональный экологический мониторинг - система наблюдения за состоянием окружающей среды в пределах административной территориальной обособленной единицы (субъекта Российской Федерации) или части такой единицы либо частей нескольких субъектов Российской Федерации, характеризующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.

Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия).

Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Из 99 существующих в Российской Федерации государственных природных заповедников 22 имеют международный статус биосферных (по соответствующим сертификатам ЮНЕСКО).

Импактный мониторинг (от английского impact - воздействие, влияние) - разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.

Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (естественной и искусственной), а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для формирования федерального информационного фонда данных на основе многолетних наблюдений:

за состоянием здоровья населения;

за физическими, химические биологическими и социальными факторами среды обитания;

за природно-климатическими факторами;

за структурой и качеством питания;

за безопасностью пищевых продуктов.

Разновидностью (или, вернее, составным элементом) социально-гигиенического мониторинга является мониторинг качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения.

6. Субъекты экологического мониторинга. Это органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.

Согласно постановлению Правительства РФ от 9 августа 2013 г. N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии РФ государственного фонда.

Создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется:

а) Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного экологического мониторинга, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, - в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

б) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, - в части государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

в) Министерством сельского хозяйства РФ - в части государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

г) Министерством природных ресурсов и экологии РФ - в части государственного мониторинга объектов животного мира и государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;

д) Федеральным агентством лесного хозяйства - в части государственного лесопатологического мониторинга;

е) Федеральным агентством по недропользованию - в части государственного мониторинга состояния недр;

ж) Федеральным агентством водных ресурсов - в части государственного мониторинга водных объектов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;

з) Федеральным агентством по рыболовству - в части государственного мониторинга водных биологических ресурсов (п. 4).

Создание государственного фонда осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии РФ, являющимся государственным оператором государственного фонда (далее - оператор), с участием Министерства сельского хозяйства РФ, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию (п. 5).

7. Объекты экологического мониторинга. Это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства (аварии, инциденты, иные нештатные ситуации), способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты (например, заповедные).

Законодательством могут быть установлены порядок регистрации объектов экологического мониторинга, ведение единого реестра таковых, ограничения на доступ к экологической информации и другие правила, регулирующие организацию и осуществление мониторинга.

8. Источники права. Основным действующим подзаконным нормативным актом в сфере организации и проведения государственного экологического мониторинга является постановление Правительства РФ от 9 августа 2013 г. N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)", которым утверждено положение, устанавливающее порядок осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядок организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга, порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга, перечень видов информации, включаемой в государственный фонд, порядок и условия предоставления включаемой в него информации, а также порядок обмена такой информацией. Общая координация работ по организации и функционированию единой системы мониторинга осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Общие положения об экологическом мониторинге и его видах содержатся также в Федеральных законах об охране атмосферного воздуха от 4 мая 1999 г. (ст. 23), о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г. (ст. 1 и 45), о гидрометеорологической службе от 19 июля 1998 г., в Водном, Земельном и Лесном кодексах, а также в утвержденных постановлениями Правительства РФ положениях: о социально-гигиеническом мониторинге от 2 февраля 2006 г. *(1084), о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 23 июля 2004 г. N 372 *(1085), об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды от 15 ноября 1997 г. *(1086), о ведении государственного мониторинга водных объектов от 10 апреля 2007 г. *(1087), о создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов от 26 февраля 1999 г. *(1088), об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения от 22 ноября 2000 г. *(1089), о общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда РФ, документов библиотечных фондов, Архивного фонда РФ, а также кинофонда от 05 июля 2001 г. N 504 *(1090).

На уровне субъектов Российской Федерации действует, например, Закон г. Москвы от 20 октября 2004 г. "Об экологическом мониторинге в городе Москве".

9. Направления совершенствования экологического мониторинга. В Резолюции IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды (2-4 декабря 2013 г., г. Москва)*(1091) отмечается необходимость обеспечения принятия нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов, направленных на:

функционирование систем экологического мониторинга различного уровня как элемента обеспечения системы управления окружающей средой;

разработку и внедрение системы экологических индикаторов, обеспечивающих свод данных экологического мониторинга и анализа экологической ситуации и по своему характеру, объему, территориальному охвату имеющих различную степень детализации и использования (федеральный, региональный, локальный).

При формировании современных систем экологического мониторинга необходимо обеспечить:

оснащение их современными универсальными средствами измерений, в том числе автоматизированными;

внедрение современных методов и методик биоиндикации и биотестирования;

использование современных информационных технологий, обеспечивающих оперативность получения измерительной информации, ее обобщение и анализ.

 

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

1. Общий обзор статьи. Она состоит из четырех пунктов, в которых определяется цель создания Единой системы государственного экологического мониторинга (п. 1), задачи данной системы (п. 2), ее структура (п. 3), функции федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (п. 4).

2. Цели, сфера действия, адресаты статьи. Основная цель комментируемой статьи состоит в нормативно-правовом регулировании структуры и функционирования Единой системы государственного экологического мониторинга.

Сфера действия норм статьи является достаточно узкой, так как регулирует отношения в ходе одного из видов государственного экологического управления - создания Единой системы государственного экологического мониторинга.

Адресаты статьи - см. вводные замечания к главе.

3. Основные понятия. Это общепринятые термины экологического законодательства: "окружающая среда", "антропогенные факторы", "негативное воздействие на окружающую среду", "природоохранные мероприятия", а также специальные понятия, раскрывающие суть правовых предписаний статьи 63.1, в первую очередь, обозначающие - в зависимости от объекта наблюдений - виды мониторинга.

3.1. Мониторинг животного мира - государственная система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного использования и охраны животного мира, предотвращения распространения эпизоотии и иных негативных последствий. Его разновидность - отраслевой мониторинг водных биологических ресурсов, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях и т.п.

3.2. Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдения за качеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Он осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, санэпиднадзора, других субъектов.

3.3. Лесопатологический мониторинг (понятие введено ст. 56 ЛК РФ 2006 г.) представляет собой систему сбора, анализа и использования информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, в целях охраны и защиты лесов.

3.4. Мониторинг водных объектов (государственный) - система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, независимо от форм собственности на них.

3.5. Мониторинг земель - система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в Российской Федерации для выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов с целью информационного обеспечения органов управления земельными ресурсами, а также владельцев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, региональном и локальном уровнях структурами Министерства природных ресурсов РФ и его территориальными органами, а также Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости.

3.6. Радиационный мониторинг производится ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровней радиоактивности средообразующих элементов (вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков.

4. Задачи государственного экологического мониторинга и субъекты использования экологической информации. Комментируемая статья в пункте 2 содержит закрытый перечень задач государственного экологического мониторинга:

регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

5. Подсистемы Единой системы государственного экологического мониторинга. Закрытый перечень элементов подсистем содержится в пункте 3 комментируемой статьи. Процессы организации и проведения каждого из видов государственного экологического мониторинга регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды.

 

Пример. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. N 847 "О федеральной целевой программе "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы"*(1092). В Постановлении отмечается, что система государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал не обеспечивает получения полной, своевременной и достоверной информации о состоянии компонентов природной среды, что требует принятия соответствующих мер по ее совершенствованию. Так, бюджетные ассигнования на финансирование первоочередных мероприятий на Байкальской природной территории предусмотрены в размере 1003 млн. рублей, в том числе на проведение природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба и развитие государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал - 775,76 млн. рублей.

Значимым результатом реализации Программы должно стать укрепление материальной базы и совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации всех уполномоченных государственных органов. В качестве целевого индикатора федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" в данном случае используется охват Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом, обеспечивающим высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации уполномоченных государственных органов, который должен быть к 2020 году равным 100%.

 

6. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды и уполномоченных на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Пункт 4 комментируемой статьи содержит подробный закрытый перечень функций указанных органов. Эти функции можно по характеру деятельности разделить на несколько условных групп:

а) функции сбора первичных данных - такие, как поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды, а также об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

б) оценочные - такие, как оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов; определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды; оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

в) контрольные:

направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

г) информационные:

создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам;

выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов.

 

Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

1. Общий обзор статьи. Она состоит из десяти пунктов, в которых детально регламентируется содержание, порядок создания и функционирования государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.

В пункте 1 содержится закрытый перечень включаемых в фонд видов информации. Пунктом 2 определяются нормативно-правовая база его создания и функционирования, а пунктом 3 на уполномоченные органы возлагается обязанность по предоставлению в фонд данных, полученных в ходе государственного экологического мониторинга. Пунктом 4 закрепляется субъект, устанавливающий порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена информацией.

Пункт 5 содержит закрытый перечень субъектов использования информация, включаемой в государственный фонд данных, а также открытый перечень видов осуществляемой ими деятельности, в ходе которой данная информация может быть использована. Пункт 6 содержит отсылочную к законодательству РФ норму установления порядка предоставления содержащейся в фонде информации. Пункт 7 закрепляет виды информации, которые предоставляются из фонда в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пункт 8 закрепляет виды информации, которые подлежат направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пункт 9 закрепляет безвозмездный характер обмена информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга. Пункт 10 комментируемой статьи содержит отсылочную норму о субъекте подготовки на основании информации, содержащейся в фонде данных, ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды, а также о субъекте установления порядка его подготовки и распространения.

2. Цели, сфера действия, адресаты статьи. Основная цель комментируемой статьи состоит в нормативно-правовом регулировании структуры и функционирования государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.

Сфера действия норм статьи ограничена отношениями в области одного из видов государственного экологического управления - создания и функционирования государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.

Адресатами статьи являются органы экологического управления и другие государственные органы, юридические и физические лица - потребители экологической информации, а также сотрудники уполномоченного для проведения государственного экологического мониторинга органа исполнительной власти, органов государственного и экологического управления, их должностные лица, а также сотрудники уполномоченных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Основные понятия. В статье используются такие понятия, как "государственный экологический мониторинг" (см. комментарий к ст. 63), "негативное воздействие на окружающую среду" (см. комментарии к ст. 1), "информация", "государственный экологический надзор" и "производственный контроль в области охраны окружающей среды" (см. комментарии к ст. 65 и 67).

3.1. Одним из ключевых понятий данной статьи является понятие информации, которое в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(1093) определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Статья 4 этого закона определяет, что законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

В свою очередь понятие экологической информации комментируемым Федеральным законом не определено. Его трактовку можно найти в законодательстве субъектов РФ. Так, например, согласно Закону г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"*(1094) под экологической информацией следует понимать информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а также о деятельности в области охраны окружающей среды (ст. 4.40). Законодательством г. Москвы выделяются различные виды экологической информации. Так, например, в ст. 1 Закона г. Москвы от 20 октября 2004 г. N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве"*(1095) даются следующие их понятия:

1) Экологическая информация общего назначения (экологическая информация) - сведения о соответствии фактического и прогнозируемого состояния окружающей среды установленным нормативам качества окружающей среды, полученные в результате обработки данных государственного экологического мониторинга (ч. 8). Экологическая информация общего назначения является открытой и общедоступной. Она доводится до пользователей (потребителей) уполномоченным органом либо иными организациями по его поручению в письменной и визуальной формах, а также в форме устных сообщений посредством издания регулярных бюллетеней о состоянии окружающей среды, через средства массовой информации, в том числе с использованием информационных электронных табло, и иными общедоступными, не противоречащими действующему законодательству способами;

2) Специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств (ч. 9);

3) Экстренная информация - незамедлительно передаваемая информация об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде (ч. 10). Экстренная информация незамедлительно предоставляется уполномоченному органу всеми субъектами экологического мониторинга. Распространение экстренной информации по мере ее поступления осуществляется уполномоченным органом посредством информирования государственных органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и соответствующих органов исполнительной власти, а также через средства массовой информации.

3.2. Данные экологического мониторинга - результаты измерений характеристик окружающей среды, полученные в установленном порядке (ч. 11).

3.3. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - согласно ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(1096) включает в себя:

1) Организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 1);

2) Организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов (ч. 2); организацию и проведение в установленном законодательством порядке санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ч. 3);

3) Применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения (ч. 4);

4) Выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (ч. 5);

5) Систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (ч. 6);

6) Федеральное статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе наблюдение за состоянием заболеваемости инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания на человека, включая сбор данных о случаях заболеваний (отравлений) в связи с использованием продукции, несоответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям;

7) Формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 7).

3.4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(1097) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Основными ее задачами являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: