Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.




5.1. Государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников. В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"*(1143) в его редакции, вступившей в силу с 1 января 2015 г., закрепляется, что государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 21), фактически в соответствии с положениями комментируемой статьи, а также положениями статей 69.1 и 69.2 комментируемого Закона (см. комментарий к соответствующим статьям).

Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики (п. 2 ст. 21). Порядок государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух определен в Положении о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. N 373*(1144).

Основной задачей государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух является получение информации о количестве и составе выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видах и размерах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, необходимой для:

а) формирования и обеспечения реализации федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха;

б) разработки и выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации;

в) разработки и реализации региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

г) регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

д) проектирования, размещения, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха;

е) размещения и развития городских и иных поселений;

ж) осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

з) прогнозирования изменений качества атмосферного воздуха;

и) определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха;

к) информирования населения, органов государственной власти, а также заинтересованных организаций о загрязнении атмосферного воздуха;

л) иной деятельности, связанной с осуществлением государственного управления в области охраны атмосферного воздуха.

5.2. Государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"*(1145) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Утвержденный приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 "Порядок учета в области обращения с отходами" содержит общие требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Действие указанного Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты. Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Они также обязаны обеспечивать хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору относится также ведение государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами, а также проведение работы по паспортизации опасных отходов.

В настоящее время указанные функции перешли к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792*(1146).

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный учет и контроль ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Статья 22 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"*(1147) устанавливает, что ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы независимо от формы собственности подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов и в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для определения наличного количества этих материалов, веществ и отходов в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.

Порядок организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также органы, осуществляющие государственный учет и контроль ядерных материалов и государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, определяются постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"*(1148). Данные Правила определяют порядок организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ, включая использование их в радиационных источниках, и радиоактивных отходов, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортировке и перемещению через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте радиоактивных веществ, включая использование их в радиационных источниках, и радиоактивных отходов (далее именуются - радиоактивные вещества и радиоактивные отходы), а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук, осуществляющими в рамках своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, координирующими и контролирующими указанную деятельность.

Порядок ведения учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов регламентируется Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным Федеральным агентством по атомной энергии по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 11 октября 1999 г.*(1149) Данное Положение является обязательным для выполнения:

всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортированию и перемещению через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте РВ и РАО;

федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российской академией наук, осуществляющими в рамках своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, охрану окружающей среды;

а также государственным научным центром Российской Федерации - Российским научным центром "Курчатовский институт".

Учет ядерных материалов. В области обращения с ядерными материалами и специальными неядерными материалами (далее - ядерные материалы) порядок организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов и осуществления учета и контроля ядерных материалов определяется Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 352*(1150). Его предписания являются обязательными для выполнения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на ядерные материалы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортированию и перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, а также органами государственного управления использованием атомной энергии и органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии и предназначена для выполнения следующих задач:

а) обеспечение контроля за обращением ядерных материалов;

б) обеспечение сохранности, своевременного выявления и предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений ядерных материалов;

в) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимой для выполнения ими своих полномочий информации о наличии и перемещении ядерных материалов, включая их перемещение через таможенную границу Российской Федерации;

г) определение наличного количества ядерных материалов в местах их нахождения;

д) обеспечение необходимых условий для применения гарантий Международного агентства по атомной энергии, а также реализации двусторонних договоренностей о контроле за ядерными материалами.

Система государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя:

а) органы управления, обеспечивающие ее функционирование на федеральном уровне и в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

б) нормативное правовое обеспечение деятельности по учету и контролю ядерных материалов;

в) информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы, а также обработки и передачи информации о наличии и перемещении ядерных материалов;

г) системы учета и контроля ядерных материалов организаций, в которых осуществляется обращение ядерных материалов;

д) контроль и надзор за состоянием учета и контроля ядерных материалов.

Система государственного учета и контроля ядерных материалов должна обеспечивать:

а) совершенствование системы измерений, обеспечивающей получение данных о количестве и составе ядерных материалов;

б) профессиональную подготовку и переподготовку персонала в области учета и контроля ядерных материалов;

в) ограничительный порядок доступа к информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов в целях защиты сведений, отнесенных к государственной тайне или служебной информации ограниченного распространения.

6. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Он осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(1151) регламентируются цели и порядок создания государственных информационных систем. Так, согласно ее положениям государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае, если при создании или эксплуатации государственных информационных систем предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации, предусмотренной перечнями, государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети "Интернет" в форме открытых данных.

Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.

Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Полный закрытый перечень информации, включаемой в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, закрепляется пунктом 4 комментируемой статьи. При этом в него включены сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательством о градостроительной деятельности случаях.

Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"*(1152) определены объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня (ст. 11), а также объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня (ст. 12).

Статья 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ*(1153) содержит требования о необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории.

Пунктом 5 комментируемой статьи закрепляется также требование по осуществлению сбора, хранения, обработки, предоставления и распространения информации, характеризующей объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

7. Сопоставимость сведений, содержащихся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их автоматизированная обработка. Согласно пункту 7 комментируемой статьи они обеспечиваются за счет использования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, идентификационных номеров налогоплательщиков, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Кодом объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, является уникальный номер, не повторяющийся во времени, присвоенный объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, при осуществлении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и подлежащий сохранению до ликвидации данного объекта.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы"*(1154) приказом Минприроды России должен быть утвержден порядок формирования и присвоения кодов объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, который на момент опубликования данного комментария не утвержден.

Согласно пункту 7 статьи 84 Части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ*(1155) каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(1156) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с положениями комментируемого Закона (пункт 10 комментируемой статьи) и согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы"*(1157) постановлением Правительства Российской Федерации должен быть утвержден порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также правила пользования этим реестром. Однако, на момент опубликования данного комментария такое постановление еще не принято.

9. Ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 комментируемого Федерального закона федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

10. Информация об уровнях и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления, содержащаяся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно пункту 9 комментируемой статьи такая информация является открытой для ознакомления, за исключением информации, отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в статье 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"*(1158), который детализирован Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203*(1159).

Согласно статье 3 Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"*(1160) под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Согласно статье 4 указанного закона право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений указанного Федерального закона. В то же время режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в том числе и в отношении сведений о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом (п. 4 ст. 5 указанного закона).

Подзаконных нормативно правовых актов, регламентирующих форму, включаемую информацию, сроки и порядок выдачи соответствующих свидетельств, указанных в пункте 11 комментируемой статьи, на момент подготовки данного комментария не принято.

 

Статья 69.1. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ

1. Общий обзор статьи. Вновь введенная статья посвящена одному из элементов механизма охраны окружающей среды, направленному на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду озоноразрушающих веществ. Комментируемая статья состоит из трех пунктов, которые определяют орган, уполномоченный осуществлять учет озоноразрушающих веществ (п. 1). В пункте 2 содержится норма о порядке государственного учета озоноразрушающих веществ на основе данных таможенной статистики. Наконец, пункт 3 определяет порядок учета обращения озоноразрушающих веществ, устанавливаемый Правительством РФ.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель комментируемой статьи состоит в правовом регулировании важного элемента информационного обеспечения охраны окружающей среды при обращении озоноразрушающих веществ при их производстве и потреблении.

Сфера действия норм данной статьи охватывает отношения, складывающиеся по поводу информационного обеспечения оборота озоноразрушающих веществ на территории страны.

Адресатами статьи являются те органы, в компетенцию которых входит проведение данного вида государственного учета озоноразрушающих веществ. Помимо указанных лиц комментируемая статья обращена еще к физическим и юридическим лицам, которые имеют отношения к обращению озоноразрушающих веществ на различных стадиях (ввоз, производство и потребление, рекуперация, восстановление, рециркулирование и т.д.).

3. Основные понятия. Данная статья содержит следующие понятия: "государственный учет", "озоноразрушающие вещества", "рекуперация", "восстановление", "рециркуляция (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ", "международные договоры", значение которых раскрывается в различных статьях комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 1, 18.1, 54).

4. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ. Согласно постановлению Правительства от 24 марта 2014 г. N 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой"*(1161) Министерству природных ресурсов и экологии РФ поручено по согласованию с Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службой определить порядок ежегодного расчета допустимого объема производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации и ежегодного расчета количества конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации.

Помимо этого поручается вносить ежегодно, начиная с 2014 года, не позднее 1 ноября, в Правительство РФ в установленном порядке согласованный с федеральными органами исполнительной власти проект акта, устанавливающего количество конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на следующий календарный год и допустимый объем производства озоноразрушающих веществ в Российской Федерации на следующий календарный год. Федеральная таможенная служба представляет ежеквартально, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Министерство природных ресурсов и экологии РФ данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в части, касающейся ввезенного в Российскую Федерацию и вывезенного из Российской Федерации количества озоноразрушающих веществ.

В целях государственного учета обращения озоноразрушающих веществ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, использование, транспортировку, хранение, рекуперацию, восстановление, рециркуляцию (рециркулирование) и уничтожение озоноразрушающих веществ на территории Российской Федерации ведут учет произведенных, использованных, транспортированных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ. А также они обязаны ежегодно представлять в Министерство природных ресурсов и экологии РФ отчетность за прошедший год о произведенных, использованных, транспортированных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах.

 

Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

1. Общий обзор статьи. Новая статья, как и предыдущая статья 69.1, устанавливает правила постановки на государственный учет, актуализацию сведений и снятия с учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Она состоит из 15 пунктов.

Пункт первый и пункт второй обязывают субъектов, имеющих источники негативного воздействия на окружающую среду, поставить их на учет в уполномоченный орган, путем подачи соответствующей заявки. В пункте третьем указывается, что форма заявки утверждается Правительством РФ. Пункты четвертый и пятый устанавливают сроки и порядок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Пункты шестой, седьмой и восьмой определяют процесс актуализации сведений в связи с представлением сведений об объектах негативного воздействия на окружающую среду, сроки представления этих сведений, а также перечень документов, необходимых при актуализации сведений. Пункт девятый регулирует права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по получению свидетельства при актуализации сведений. В пункте десятом говорится о сроке по выдаче вышеуказанного свидетельства.

Последующие три пункта (одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый) регламентируют процедуру снятия с учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (представление акта о консервации или ликвидации объекта негативного воздействия на окружающую среду, выдача свидетельства о снятии с учета объекта и сроки выдачи указанного свидетельства о снятии объекта с учета). Пункт четырнадцатый дает право уполномоченному органу запрашивать сведения, касающиеся постановки на учет, снятия с учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. И последний, пятнадцатый пункт, гласит, что процедуры, указанные в ст. 69.2 комментируемого закона, осуществляются бесплатно.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основной целью данной статьи, как и ст. 69 и 69.1, является установление такого важного элемента в деле охраны окружающей среды, как учет объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды, путем постановки таких объектов на учет и снятия их с учета.

Сфера действия статьи масштабна, так как охватывает большую часть экономики (хозяйствования), связанной с объектами, воздействующими на окружающую среду.

Адресатами предписаний, следовательно, являются лица, осуществляющие названные в тексте комментируемой статьи виды деятельности (постановку на государственный учет, снятие с учета объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду), а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, в обязанность которых входит постановка на государственный учет и снятие с учета вышеуказанных объектов.

3. Основные понятия. В числе понятий комментируемой статьи такие, как: "объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду", "государственный учет", "Правительство Российской Федерации", "федеральный орган исполнительной власти", "акт о консервации и ликвидации объекта", "свидетельство о постановке на учет объекта", "юридическое лицо", "индивидуальный предприниматель" - их содержание раскрывается в различных статьях комментируемого закона.

4. Правила государственного учета лиц, имеющих источники негативного воздействия на окружающую среду. Согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 октября 2011 г. N 863 "Об утверждении порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух"*(1162) определены правила ведения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - Росприроднадзор) государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - государственный учет).

Государственный учет включает в себя:

учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее - хозяйствующие субъекты);

учет источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники выбросов);

учет количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы).

Государственный учет ведется путем формирования и наполнения базы данных документированной информацией о хозяйствующих субъектах, источниках выбросов, выбросах.

Под документированной информацией в вышеуказанном Порядке понимаютс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: