Глава XIII. Основы формирования экологической культуры




 

Вводные замечания

 

1. Вопросы для рассмотрения. Данная глава содержит ряд важных предписаний. При их реализации надо обратить внимание на:

понятие экологической культуры;

понятие и виды (формы) экологического образования;

понятие экологических знаний и способы (средства, методы) их распространения;

специфику и содержание подготовки руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

понятие и цели экологического просвещения;

круг субъектов, осуществляющих экологическое просвещение.

2. Общий обзор главы. Она состоит из четырех статей (одна из которых утратила силу), в которых сформулированы общие требования и цели экологического образования и просвещения как основ экологической культуры российского общества, а также предпосылки и условия экологической подготовки отдельных групп субъектов, ответственных за принятие эколого-значимых решений в области хозяйственной и иной деятельности.

3. Цели, сфера действия и адресаты норм главы. В принципе основная цель указана в статье 71 - это формирование экологической культуры и процесс подготовки специалистов в области охраны окружающей среды. Она далее раскрывается путем формулирования признаков экологического образования - его всеобщности и комплексности, обеспеченности преподавания экологических знаний и экологического просвещения. Кроме того, в пункте 1 ст. 74 указаны цель воспитания бережного отношения к природе и цель рационального использования природных ресурсов. Таким образом, в своей совокупности цели комментируемой главы можно считать очень масштабными.

Сфера действия норм главы охватывает деятельность множества субъектов, связанных с экологическим образованием, просвещением, распространением экологических знаний и иной информации.

Адресаты норм главы указаны в текстах статей 71-74. Это СМИ, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, образовательные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления, граждане, юридические лица, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

4. Основные понятия. В их числе такие, как экологическая культура, экологическое образование, экологические знания, экологическое просвещение, воспитание, термины, обозначающие различные виды и формы всеобщего и профессионального образования. Конечно, в главе употребляются и те понятия, которые являются общими для всего Закона: "окружающая среда", "охрана окружающей среды", "экологическая безопасность", "орган государственной власти". Кроме того, в статьях главы XIII содержится ряд понятий, касающихся учреждений культуры ("музеи", "библиотеки") и других организаций.

5. История формирования правовых основ экологической культуры. Она насчитывает не так уж много лет. Впервые эти вопросы были урегулированы в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. (см. п. 5 вводных замечаний к гл. ХII).

Но в то же время следует отметить, что еще раньше Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" включал две статьи: 18-ю ("Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях") и 19-ю ("Пропаганда вопросов охраны природы"). Кроме того, конституционные нормы об обязанности граждан бережно относиться к природе подразумевают соответствующее воспитание.

В других актах экологического законодательства содержатся косвенные указания, например, о культурно-познавательном и воспитательном значении особо охраняемых природных территорий, возможностях пользоваться ими именно в этих целях*(1178).

В середине 90-х гг. прошлого века был даже разработан проект Федерального закона "Об экологическом образовании", но по ряду причин он не был принят.

Комментируемая глава за период действия Федерального закона "Об охране окружающей среды" изменениям и дополнениям не подвергалась.

6. Связи норм главы с иными предписаниями Закона. Они бесспорны в отношении статей гл. I ("Общие положения"), гл. III (о правах и обязанностях граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций), гл. VII (в частности в той мере, в которой осуществляется подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, являющихся ответственными за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, воздействующей на окружающую среду), а также гл. XIV (об ответственности).

 

Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух пунктов. В ней содержится декларативная норма об установлении системы всеобщего и комплексного экологического образования, его стадии и виды, а также субъекты распространения экологических знаний.

2. Цели, сфера действия, адресаты статьи. Основная цель комментируемой статьи состоит в закреплении такого института, как система всеобщего и комплексного экологического образования, которое должно преследовать две различные цели: с одной стороны, профессиональную подготовку соответствующих специалистов, а с другой, формирование в российском обществе культуры рационального взаимодействия с окружающей средой и бережного отношения к ней - экологической культуры. Поэтому сфера действия норм комментируемой статьи является чрезвычайно широкой. Она охватывает поведение не только тех, кто организует экологическое просвещение, но и всех тех, кто в нем участвуют, получая соответствующие знания и информацию. При этом согласно норме о всеобщности такого образования сфера действия норм комментируемой статьи охватывает всех граждан Российской Федерации, а также граждан других стран, проживающих на ее территории и обучающихся в образовательных учреждениях нашей страны, либо работающих по контракту в качестве специалистов на предприятиях, осуществляющих экологически значимую деятельность. Вместе с тем, в эту сферу входят также органы государственной власти и соответствующие министерства и ведомства, разрабатывающие специальные образовательные программы в области экологического образования и просвещения.

Исходя из сферы ее действия, адресатами статьи являются граждане, сотрудники соответствующих министерств и ведомств, вовлеченных в процесс всеобщего комплексного экологического образования (например, таких как Министерство образования и науки РФ, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство по чрезвычайным ситуациям), преподаватели образовательных учреждений различных типов, сотрудники учреждений культуры.

3. Основные понятия. Комментируемая статья содержит ряд общих экологических понятий, таких, как охрана окружающей среды, природоохранные учреждения (см. комментарий к ст. 1). Другие понятия, такие как "система", "комплексный" и "всеобщий", относятся к категории общих философских понятий.

3.1. Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Данное понятие является одним из ключевых философско-методологических и специально-научных понятий.

При определении понятия "система" необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др. Поскольку понятие система имеет чрезвычайно широкую область применения (практически каждый объект может быть рассмотрен как система), постольку его достаточно полное понимание предполагает построение семейства соответствующих определений - как содержательных, так и формальных. Лишь в рамках такого семейства определений удаётся выразить основные системные принципы: целостности, структурности, взаимозависимости системы и иерархичности, множественности описания каждой из систем др.

Особый класс систем образуют социальные системы, чрезвычайно многообразные по своим типам и формам (начиная от простейших социальных объединений и вплоть до социально-экономической структуры общества)*(1179).

Понятие "всеобщий" определяется Толковым словарем русского языка Ушакова как общий всем, распространяющийся на всё, поголовный.

Понятие "комплексный" означает представляющий собою комплекс, т.е. охватывающий совокупность предметов, явлений, процессов и т.п.

3.2. Другие понятия представляют собой виды образования, понятия которых закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(1180).

Так, статьей 2 данного закона понятие "образование" определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Согласно данному закону существуют следующие виды образования.

1) Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п. 11 ст. 2). Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования (ч. 1 и 2 ст. 63).

2) Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2).

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования (ст. 68).

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации (ст. 69);

3) Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2), в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня (ст. 73).

4) Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 13 ст. 2). Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ст. 76).

Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ. Она осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных законом "Об образовании в Российской Федерации", организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (ст. 21).

Под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (ст. 22).

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (могут также осуществлять дополнительные общеразвивающие программы);

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования (могут также осуществлять образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения);

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (могут также осуществлять основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы);

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность (могут также осуществлять основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы) (ч. 2 и ч. 4 ст. 23).

В Российской Федерации существуют следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы;

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (могут также осуществлять образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения);

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (могут также осуществлять программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения) (ч. 3 и ч. 4 ст. 23);

3) организации, осуществляющие обучение - осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица. Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.

Помимо этого образовательную деятельность могут осуществлять:

организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание (образовательная деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения);

дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения Министерства иностранных дел РФ) вправе осуществлять (образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ФЗ "Об образовании");

иные юридические лица (образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение (ст. 31).

Индивидуальные предприниматели могут осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).

Содержание понятий распространение экологических знаний, экологическое образование, средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, организации спорта и туризма - см. комментарий к ст. 72.

Одним из наиболее важных понятий комментируемой статьи является понятие экологической культуры, законодательного определения которого не существует. Экологическая культура является составной частью общей культуры личности. Однако существование комплексного и всестороннего ее понятия является крайне необходимым для практического применения норм данной статьи в системе образовательных учреждений. Значение данного понятия чаще всего каждый человек понимает по-своему. В различных источниках данное понятие трактуется по-разному. Приведем некоторые из них.

Так экологическая культура определяется как социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. В этот же список можно включить нравственные и эстетические чувства, достойное поведение человека в окружающей среде, желание сделать мир лучше*(1181).

По определению Б.Т. Лихачева, сущность экологической культуры "...может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности". В.К. Назаров (Забайкальский государственный педагогический университет, г. Чита) считает, что экологическая культура - это система воздействий человека на среду обитания, обеспечивающая высокое качество его жизни, реализуемая через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения и т.д., трансформируемые из поколения в поколение, и закрепленная в подсознании человека. В результате чего он живет столько и таким образом, как это заложено в нем его генетической программой, а среда обитания или остается в неизменном виде, или преобразуется таким образом, что ее новое состояние не влияет на дальнейшее полноценное существование человека даже в отдаленном будущем".

И.В. Цветковой, известному специалисту в области экологического воспитания детей, принадлежит следующее определение: "Экологическая культура - процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура - это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой". На сайте Казанского государственного университета размещено такое определение экологической культуры - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования*(1182).

В научно-правовой литературе приводится следующие определения экологической культуры и экологического образования: "Экологическая культура - это совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений. Экологическое образование - целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций и норм поведения, воспитания и обучения населения основам экологических знаний, умениям и навыкам в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений, укрепления правопорядка и обеспечения экологической безопасности"*(1183).

Определение понятия экологической культуры является актуальным и для педагогов государств-членов СНГ. Так, А. Агаев, заведующий отделом Института проблем образования Азербайджана, проводит анализ содержания этого понятия в педагогической и экологической литературе, где встречаются разнообразные интерпретации этого понятия, имеющие при этом много общего. Экологическая культура - это знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Триединство этой категории отражено в следующем определении: "Экологическая культура - это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования". Экологическую культуру рассматривают и как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, как субъектный, системный, многомерный опыт личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем*(1184).

4. Цели формирования системы экологического образования и ее особенности. Всеобщий характер экологического образования должен обеспечивать рост экологической культуры в обществе, и тем самым обеспечить максимально бережное отношение к природе граждан нашей страны. Одновременно ее рост должен положительно влиять на принятие значимых решений в процессе осуществления хозяйственно-экономической деятельности, потенциально опасной для окружающей среды. Важным является также обеспечение максимально рационального использования всех видов природных ресурсов. Другим результатом повышения экологической культуры должно стать более грамотное с экологической точки зрения обращение с отходами. Достижение указанных результатов будет способствовать реализации концепции устойчивого развития*(1185), которая была выдвинута на конференции в Рио-де-Жанейро, сделавшей акцент на проблеме сохранения окружающей среды для будущих поколений.

В Указе Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"*(1186) говорится о том, что переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены. Согласно этому документу одной из принципиальных задач для достижения целей устойчивого развития в наше стране является формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения. Развитие внутренней потребности к бережному отношению к окружающей среде в каждом гражданине, являющейся составной частью его экологической культуры, будет в значительной степени способствовать в достижении целей устойчивого развития нашей страны.

Одними из основных особенностей системы общего экологического образования являются также ее многоуровневость и необходимость разработки единых комплексных и последовательных образовательных программ для обеспечения преемственности между различными уровнями образования.

Что касается системы профессионального экологического образования - важным для нее является формирование комплексных, всесторонних программ с учетом наиболее современных научных данных и представлений в сфере охраны окружающей среды.

5. Экологическое образование населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(1187) содержит норму о необходимости проведения соответствующих мероприятий по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях в том числе природного характера. Так, подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы (статья 20).

Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и непосредственно по месту работы (ст. 20).

6. Задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания в рамках экологической политики РФ. Согласно пункту 20 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) при решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:

а) формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;

б) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;

в) включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

г) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

д) государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

е) развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

ж) включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

 

Статья 72. Утратила силу с 1 сентября 2013 г. - Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Статья состояла из двух пунктов, регулировавших общие начала и цели организации преподавания экологических знаний в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм.

 

Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

1. Общий обзор статьи. Она разделена на два пункта. В первом из них на руководителей организации и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей или могущей оказать негативное воздействие на окружающую среду, возлагается обязанность по получению специальных экологических знаний. В пункте 2 содержится отсылочная норма о том, что получение таких знаний осуществляется в соответствии с законодательством.

2. Цели, сфера действия, адресаты статьи. Основная цель заключается в обеспечении профессионализма и научной обоснованности эколого-значимых решений и действий субъектов, реально оказывающих или могущих оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Сфера действия статьи распространяется на любую хозяйственную и иную деятельность, представляющую угрозу для состояния окружающей среды и экологической безопасности населения и территорий.

Адресатами норм помимо указанных в ней руководителей организаций и специалистов являются также природоохранные органы и их должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, органы системы профессионального образования, граждане и общественные экологические организации.

3. Основные понятия. Большинство экологических терминов рассмотрено выше (см. комментарий к ст. 1).

По законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете руководителями организации являются руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации. Обычно понятием "руководитель организации" обозначают лицо, которое без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы, распоряжается имуществом, заключает договоры, в т.ч. трудовые, выдает доверенности, открывает в кредитных организациях расчетный и др. счета, является распорядителем кредитов, утверждает штаты, издает локальные акты управления (приказы, указания и др.), обязательные для всех работников.

Лицом, ответственным за ведение дел организации, может быть, например, лицо, на которое эти функции возложены законодательством, учредительными документами организации или локальными решениями (приказом о возложении обязанностей генерального директора компании на другое лицо на период отпуска генерального директора или продолжительной болезни).

Название должности руководителя организации может быть различным - директор, генеральный директор, президент, председатель правления и т.п. Главное здесь - наличие юридического статуса руководителя организации, которое обусловлено фактом занятия руководящей должности в исполнительном органе. В свою очередь занятие руководящей должности может быть основано на законе, ином правовом акте или учредительных документах юридического лица и должно быть оформлено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде*(1188).

Специалистами являются лица, на которые возложены нормативно-правовым актом или индивидуально правоприменительным актом (распоряжением) функции по принятию и реализации эколого-значимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории.

4. Формы профессиональной экологической подготовки. Существуют различные формы профессиональной подготовки - курсы повышения квалификаций, циклы лекций, тематические семинары. Экологическая безопасность является составной частью общей безопасности при производстве работ на объектах, представляющих потенциальную опасность.

При проведении на предприятиях работ с веществами, материалами, процессами, являющимися источником повышенной опасности для окружающей среды и здоровья людей, к их сотрудникам предъявляются требования к прохождению специального обучения с последующей аттестацией, касающегося обеспечения безопасности при производстве работ. Данные требования содержатся в различных нормативно-правовых актах Российской Федерации.

1) Так, например, статья 14 "Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения" Федерального закона от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"*(1189) содержит положение о необходимости проведения подготовки и аттестации руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирую<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: