Составы административных экологических правонарушений 2 глава




6) Самовольная переуступка права пользования объектами животного мира - передача в любой форме правомочий по осуществлению права пользования должностным лицом органа, выдающего лицензии, или пользователем своих прав, полученных на законном основании, иному лицу без оформления такой передачи в установленном законом порядке независимо от того, носила ли самовольная переуступка возмездный или безвозмездный характер.

7) Нарушение права государственной собственности на животный мир не влечет последствий в смысле изменения субъекта права собственности в целом и отдельных правомочий. Так, предмет незаконных сделок - объекты животного мира в случае неправомерного изъятия их из среды обитания, не меняя своего статуса, в зависимости от их реального состояния возвращаются в среду обитания, а при невозможности такого возвращения используются иным образом: содержатся в полувольных условиях, в неволе и т.п.

8) Статья не предусматривает наступления фактических последствий, поэтому правонарушение считается оконченным с момента совершения незаконной сделки.

9) Субъекты правонарушения - граждане, должностные и юридические лица.

10) Субъективная сторона - умышленная вина.

7.8. Статья 8.1 КоАП РФ "Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов"

1) Общая характеристика статьи и ее структура. Комментируемая статья открывает гл. 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования". По своему содержанию она очень сложна, так как формулирует наиболее общий административно-правовой запрет поведения, нарушающего экологические требования в самых разных сферах производственной (хозяйственной) деятельности. Такого рода общие запреты всегда требуют особо пристального внимания при их применении для того, чтобы, с одной стороны, не остались безнаказанными нарушители, а с другой - не произошло излишнего применения штрафных санкций в отношении слишком большого числа лиц.

Статья не разделена на части. Она содержит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной градостроительной и иной деятельности на различных ее этапах путем формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны. Статья представляет собой аналог материального состава экологического преступления (ст. 246 УК) и призвана выполнить роль своеобразной резервной нормы, а также заменяет отдельные специальные составы административных правонарушений в целях экономии текста Закона.

Формальный состав данного правонарушения означает: оно потенциально настолько опасно, что законодатель счел необходимым привлекать нарушителей к административной ответственности за одно только нарушение экологических требований, не учитывая тех последствий, которые оно вызвало или могло вызвать. Конечно, фактически почти всегда любое действие (бездействие), которыми выполнен данный состав, имеет какие-либо последствия, например загрязнение почв или воздуха, повышение риска аварий и т.п., но для регистрации правонарушения и ведения административного производства по делу следует ограничиваться только фактом собственно нарушения экологических требований при осуществлении деятельности в перечисленных сферах, а также установлением признаков субъекта (т.е. физического, или юридического лица, которое совершило нарушение, в частности его правоспособности и дееспособности), его вины (умышленной или неосторожной), его действий (бездействия), а также того, какие правила/требования он нарушил и в отношении каких охраняемых законом ценностей.

2) Цель статьи - обеспечение соблюдения технологического порядка осуществления деятельности, связанной с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территорий, архитектурно-строительным проектированием, строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье виды деятельности по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде.

3) Элементы состава правонарушения. Их установление позволяет ответить на вопросы: кто, как, почему и на что совершает посягательство, за которое следует применять административную ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ.

3.1) Объективная сторона состава правонарушения. Она охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при различных видах планирования, проектирования, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации зданий, строений, сооружений или иных объектов капитального строительства.

3.2) Место совершения правонарушения. Это всегда место, где осуществляются перечисленные в тексте комментируемой статьи виды деятельности, т.е. организации, разрабатывающие планы, проекты и иные документы, либо организации и органы управления, принимающие решение о строительстве или реконструкции объекта, предоставлении земельного участка для строительства и т.п., либо предприятия, сооружения, объекты, при реконструкции, вводе в эксплуатацию или эксплуатации были нарушены экологические требования.

3.3) Время совершения правонарушения. Специально о нем в тексте статьи не говорится, но при назначении наказания следует учитывать, являлось ли нарушение экологических требований длящимся (продолжительным) или было кратковременным.

3.4) Иные обстоятельства и условия совершения правонарушения. Они непосредственно в тексте комментируемой статьи не упоминаются, но среди прочих надо устанавливать наличие или отсутствие крайней необходимости, т.е. причинения лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

3.5) Субъективная сторона. В данном случае правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ "Формы вины" административное правонарушение признаётся совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признаётся совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3.6) Субъекты правонарушения. Они перечислены в тексте статьи. Это граждане, должностные лица и юридические лица. Физические лица, т.е. граждане и должностные лица, могут быть привлечены к ответственности с 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). Учитывая специфику видов работ, в ходе которых может быть совершено данное правонарушение, возраст нарушителей вряд ли определяется этой нижней границей. К административной ответственности по ст. 8.1 могут быть привлечены как российские, так и иностранные граждане и лица без гражданства (на общих основаниях) - согласно п. 1 ст. 2.6 КоАП РФ. В случае если иностранный гражданин пользуется иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, вопрос о его ответственности решается на основании международных договоров, Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(1242) и других федеральных законов в соответствии с международно-правовыми нормами и принципами (ч. 3 ст. 2 КоАП РФ).

Должностное лицо в соответствии с Примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ - это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Должностное лицо подлежит административной ответственности только в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. В Примечании к ст. 2.4 разъясняется, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Юридические лица. По гражданскому законодательству Российской Федерации юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении собственное имущество, отвечает по принятым на себя обязательствам своим имуществом, от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности (в том числе по охране окружающей среды), быть истцом и ответчиком в суде, подлежит регистрации в качестве юридического лица, имеет самостоятельный баланс и смету, является коммерческой или некоммерческой организацией (ст. 48-50 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(1243)).

4) Назначение наказания и его индивидуализация. Согласно ст. 29.9 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено либо постановление о назначении административного наказания, либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).

Согласно ст. 3.3 КоАП РФ за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.1, может быть назначено только основное наказание в виде административного штрафа.

Административный штраф является денежным взысканием. До изменений 2007 г. он выражался в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Ныне штрафы определены в соответствующем денежном выражении.

7.9. Статья 8.2 КоАП РФ "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами"

1) Общая характеристика статьи и ее структура. Комментируемая статья относится к числу наиболее общих административно-правовых запретов в сфере охраны окружающей среды, сформулированных в КоАП РФ. Хотя в ней регулируется не столь широкий круг противоправных деяний, как в ст. 8.1, данная норма является общей по отношению ко всем другим нарушениям правил обращения с отходами и опасными веществами (ст. 8.13, 8.19, 8.31 и др.).

В ней содержится формальный состав административного правонарушения с различными признаками объективной стороны (перечислены отдельные этапы и действия, в совокупности составляющие обращение с отходами и опасными веществами; причем этот список открытый, так как законодатель использовал оборот "и ином обращении") и предмета правонарушения, которым являются отходы и опасные вещества. Формальным данный состав признаётся, поскольку для привлечения к административной ответственности достаточно нарушения любых экологических или санитарно-эпидемиологических требований, а наступление, установление и доказывание последствий, а также причинной связи между действием (бездействием) и последствиями не требуется.

Как и в ст. 8.1, общий запрет сформулирован в негативной форме с помощью слова "несоблюдение". Затем указываются виды требований, за несоблюдение которых установлена административная ответственность. Это не только экологические, но и санитарно-эпидемиологические требования (правила, нормы). Таким образом, законодатель счел нужным расширить противоправность данного деяния и ввести дополнительные объекты административно-правовой охраны - санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и территорий, жизнь и здоровье людей наряду с окружающей средой и ее элементами.

По своему содержанию статья сформулирована сложно, хотя ее текст краток и на первый взгляд ясен. Структурно это вызвано тем, что здесь перечислены этапы обращения с отходами и опасными веществами: сбор, транспортировка, захоронение и др., а также тем, что в одной норме говорится о двух разных объектах обращения: отходах и опасных веществах. Фактически это означает, что состав правонарушения напоминает мозаику: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе отходов, их несоблюдение при складировании отходов, несоблюдение таких требований при складировании опасных веществ и т.п.

2) Цель статьи - обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с опасными веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера ее действия охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов).

3) Объект и предмет правонарушения. Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных и антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества (о понятиях отходов производства и потребления, а также опасных веществ - см. комментарий к ст. 247 УК РФ). Предмет правонарушения был конкретизирован путем выделения особой группы опасных веществ - озоноразрушающих (см. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ и комментарий к ст. 54 и 69.1).

При уяснении этих понятий надо учитывать усложняющуюся ситуацию: рост объемов и видов отходов, создание и введение на рынок новых опасных веществ, в том числе путем экспортно-импортных операций, требования международного, европейского и национального (иных стран) законодательства о безопасном обращении с отходами и опасными веществами, а также иметь в виду различия в определении понятий отходов и опасных веществ и их классификации, в перечне мер безопасности при обращении с ними, в разделении этапов этого процесса и т.д.

Достаточно привести один пример. В соответствии с Базельской конвенцией, директивами и иными актами ЕС и многих государств, отходы - это то (материалы, изделия, сырье, вещи и т.д.), от чего их владелец избавляется, хочет избавиться или должен избавиться. Это означает, что, в отличие от российского законодательства, во главу угла ставится субъективный признак, а не объективный (как в Российской Федерации - непригодность для использования, добавим - по прямому/первоначальному целевому назначению).

Учитывая обязанности по сбору, транспортировке и иному обращению с отходами (или опасными веществами), могут возникнуть реальные юридические проблемы, в том числе в связи с привлечением к административной (или уголовной) ответственности, как на территории Российской Федерации, так и других государств. В связи с тем, что применение международных правовых норм является приоритетным в случае их ратификации Россией, определение в каждом конкретном случае предмета правонарушения, будь это отходы или опасные вещества, должно учитывать дополнительные признаки (например, субъективные), указанные в соответствующих международно-правовых актах наряду с признаками, четко выделенными в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" и конкретизируемыми в подзаконных нормативных правовых актах.

4) Объективная сторона состава правонарушения. Она может выражаться как в совершении действий, зачастую очень сложных, продолжительных, требующих юридического оформления, так и бездействии, т.е. несовершении того, что предписано законом, нормативными правовыми актами должностными и прочими обязанностями, договором.

Действия (бездействие) по смыслу и тексту ст. 8.2 состоят в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

5) Субъектами данного правонарушения могут быть должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Ответственность индивидуальных предпринимателей предусмотрена Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"*(1244).

6) Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

Судебная практика. В качестве примера привлечения виновных по ст. 8.2 КоАП РФ может служить дело N 5-138/2013 от 02 августа 2013 г., рассмотренное в Советском районном суде г. Уфы в отношении ОАО, состоящее в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

ОАО в нарушение требований ст. 11, ч. 7 ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ч. 2 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" допустило размещение отхода 3 класса опасности на карьере, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов возле д. Зубово Еремеевского сельсовета Чишминского района Республики Башкортостан. Судья, выслушав представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан, представителей ОАО, исследовав материалы дела, установил следующее.

Административным расследованием Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения размещен неизвестный отход серо-коричневого цвета, имеющий жидкое агрегатное состояние, что подтверждается протоколом осмотра. Согласно протоколу биотестирования пробы отхода серо-коричневого цвета, он относится к 3 классу опасности.

Вина юридического лица ОАО подтверждается материалами дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и соответствующими протоколами.

Таким образом, ОАО не обеспечило соблюдение экологических требований при обращении с отходами в соответствии со статьями 34, 39, ч. 1 и 2 ст. 51 ФЗ 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также ст. 11 и ч. 7 ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ.

В соответствии с КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц; лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; на юридических лиц.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья постановил: признать ОАО виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ*(1245).

7.10. Статья 8.3 КоАП РФ "Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами"

1) Общий обзор статьи. В ней содержится важный запрет противоправного поведения, осуществляемого в сфере обращения с такими опасными веществами, как пестициды и агрохимикаты. Состав, сформулированный в ст. 8.3, является специальным по отношению к ст. 8.2 КоАП РФ. Его включение в текст Кодекса основано как на традициях правового регулирования (в КоАП РСФСР имелись статьи, предназначенные для защиты атмосферного воздуха, животного мира, окружающей среды), так и распространенностью нарушений порядка обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В ходе реформы законодательства об ответственности за административные проступки были упорядочены признаки составов этих правонарушений и сформулирован достаточно общий запрет, охватывающий самые разные этапы обращения с данной разновидностью опасных веществ, используемых в сельском и лесном хозяйстве.

В комментируемой статье содержится состав поставления в опасность с альтернативными признаками объективной стороны и предмета правонарушения. Таким образом, по ст. 8.3 административная ответственность наступает за создание угрозы (возможность причинения вреда) окружающей среде в результате нарушения установленных требований к процессу обращения с пестицидами и агрохимикатами и/или любому из этапов (стадий) этого процесса - от изготовления до утилизации/уничтожения.

2) Цели статьи. Они четко просматриваются при анализе текста нормы: это предупреждение вреда окружающей среде (профилактическая цель) и обеспечение правопорядка при обращении с пестицидами и агрохимикатами. Кроме того, как и во многих других случаях, целями комментируемой статьи следует считать охрану жизни и здоровья людей и обеспечение качества и безопасности продуктов, производимых в сельском и лесном хозяйстве.

3) Объект правонарушения - экологическая безопасность окружающей среды, в первую очередь таких ее компонентов, как атмосферный воздух, животный и растительный мир, водные объекты и земля, а также порядок деятельности в области сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и безопасности применяемых в них средств, создания надлежащих условий труда и обеспечения экологической безопасности населения, его бытовых условий.

Предмет правонарушения обозначен в статье.

Во-первых, это пестициды, т.е. химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты). Действующее вещество пестицида представляет собой биологически активную его часть, использование которой в виде различных препаративных форм приводит к воздействию на тот или иной вид вредного организма или на рост и развитие растений.

Пестициды разделяются по своему правовому статусу на три группы:

а) находящиеся в свободном обороте, занесенные в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов и разрешенные к применению на территории России;

б) изъятые из оборота и, соответственно, не включенные в указанный каталог, не разрешенные к применению в Российской Федерации;

в) ограниченные в обороте, т.е. пестициды ограниченного использования, которые имеют определяемую в результате регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду, поэтому их оборот осуществляется на основании специального разрешения.

Во-вторых, это агрохимикаты, т.е. удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных.

4) Объективная сторона состава правонарушения включает деяние (действие или бездействие), состоящее в нарушении правил испытаний, производства, хранения, перевозки, применения пестицидов и ином обращении. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения правил и создания угрозы окружающей среде.

Действия могут выражаться в нарушении рекомендаций по обращению с пестицидами, установленных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов, в уклонении продавца (поставщика) от представления рекомендаций о применении, хранении, транспортировке пестицида для каждой единицы емкости с пестицидом, от снабжения их тарной этикеткой, в хранении пестицидов не в специально предназначенных для этого хранилищах, на открытом воздухе, а не в специальном хранилище, без тары; в перевозке пестицидов не в специально оборудованных транспортных средствах, применении их без использования специальной техники и оборудования либо применении пестицидов ограниченного использования без специального разрешения либо лицами, не имеющими специальной профессиональной подготовки.

В результате изменения текста статьи при принятии КоАП РФ состав данного правонарушения образуют и действия по производству и рекламе как составной части процесса производства агрохимикатов и пестицидов, а также иное обращение с пестицидами, например их обезвреживание, утилизация, уничтожение или захоронение, совершенные с нарушением правил безопасности, экологических требований, санитарно-гигиенических нормативов.

5) Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица, перечисленные в санкции комментируемой статьи.

6) Субъективная сторона - умышленная вина в отношении деяний, выражающихся в нарушении правил испытаний, производства пестицидов и агрохимикатов, умышленная вина и неосторожность при транспортировке и применении пестицидов и агрохимикатов, а также ином обращении с ними, включая сбор и переработку отходов.

7.11. Статья 8.4 КоАП РФ "Нарушение законодательства об экологической экспертизе"

1) Общая характеристика статьи и ее структура. Комментируемая статья относится к группе общих, устанавливающих административную ответственность за деяния, которые могут быть совершены в самых разных сферах человеческой деятельности в связи с осуществлением природопользования и оказания воздействия на окружающую среду. В ней сформулировано несколько связанных между собой административно-правовых запретов, вытекающих из необходимости соблюдения требований законодательства об экологической экспертизе.

Статья состоит из трех частей. В части первой содержатся два формальных состава административных правонарушений:

а) невыполнение требований законодательства об обязанности проведения государственной экологической экспертизы, т.е. непроведение в установленных законом случаях;

б) финансирование или реализация (т.е. осуществление требований) проектов и иной документации, которая не получила положительного заключения, но была подвергнута процедуре государственной экологической экспертизы.

Первый из указанных составов сформулирован просто. Здесь использована негативная форма "невыполнение" и указано, каких именно предписаний - "требований об обязательности проведения государственной экологической экспертизы". Соответственно, следует уяснить смысл указанных требований и содержание принципа обязательности.

Второй состав тоже формальный, но сформулирован более сложно - с использованием альтернативных признаков объективной стороны: финансирование и реализация. Фактически эти деяния могут быть совершены разными субъектами, т.е. финансирование - банками, кредитными организациями и их должностными лицами, реализация проектов и иной документации - строительными организациями, импортерами и т.п. Тем не менее, состав единый, поскольку и то, и другое действие (деятельность) предназначены для осуществления проекта, программы и т.п. Кроме того, в состав введены дополнительные признаки, характеризующие предмет правонарушения. К указанной документации относится только та, которая, во-первых подлежит государственной экологической экспертизе, а во-вторых, не получила положительного заключения, т.е. прошла процедуру государственной экологической экспертизы, но по этой документации было дано либо отрицательное заключение, либо замечания, нуждающиеся в устранении.

Во второй части комментируемой статьи содержится один формальный состав административного правонарушения. Ответственность установлена за отступление от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Третья часть комментируемой статьи также содержит один формальный состав, предмет и другие признаки которого имеют другой характер, чем составы ч. 1 и 2 ст. 8.4 КоАП РФ. Речь идет о нарушении специального права общественных организаций и объединений граждан на проведение общественной экологической экспертизы. Но поскольку это право установлено законодательством об экологической экспертизе, его нарушение также относится к числу административных экологических проступков.

2) Объект и предмет правонарушения. Им являются общественные отношения в области обеспечения экологического правопорядка, законности и экологической безопасности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: