Составы административных экологических правонарушений 5 глава




Цель данной нормы состоит в обеспечении прав граждан на отдых, на добычу водных биологических ресурсов.

2) Объектом является такое правовое благо, как свободный доступ. Водный кодекс РФ регулирует основание и порядок доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговой полос. Предмет - водоохранные зоны, т.е. территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной, хозяйственной деятельности.

3) По объективной стороне деяние может состоять в установке заграждений и сооружений, перекрывающих подходы к водному объекту и его береговой полосе; незаконном привлечении лиц, осуществляющих охранительные функции для пресечения попыток граждан пройти к водному объекту; незаконном принятии решения об ограничении права свободного доступа и т.п.

Субъективная сторона - умысел, вина.

Субъект - граждане, должностные лица, юридические лица.

Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст. 23.23); органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда (ст. 23.24).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

7.21. Статья 8.13 КоАП РФ "Нарушение правил охраны водных объектов"

1) Общий обзор статьи. Она состоит из пяти частей, в которых содержатся сформулированные с разной степенью обобщенности основные административно-правовые запреты посягательств на охраняемые законом водные объекты, их качество и состояние. Охрана водных ресурсов с помощью мер уголовной и административной ответственности всегда осуществлялась в нашей стране, но в ходе работ над проектом КоАП РФ было принято решение как можно более детально урегулировать ответственность за водные правонарушения. В результате был расширен круг защищаемых объектов (например, указаны в качестве таковых водосборы, ледники, снежники), выделены специальные составы незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых, несвоевременное исполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон в состояние, пригодное для использования, проведена градация опасности водных правонарушений и их последствий, позволившая привлекать к ответственности за создание угрозы качеству и состоянию водных ресурсов страны, наконец, сделать взаимодополняемыми уголовно-правовые запреты ст. 250 УК РФ и административно-правовые запреты КоАП РФ.

В целом статья сформулирована сложно и по структуре, и по содержанию, и по использованию специальной терминологии.

Статья содержит восемь различающихся по виду и объективной стороне составов административных правонарушений: два поставления в опасность (ч. 1, 4); четыре формальных (ч. 2, 3), два материальных (ч. 5).

2) Цели статьи и ее значение. Общая цель комментируемой статьи состоит в усилении охраны водных объектов Российской Федерации. Эта общая цель достигается с помощью конкретных (или дополнительных) подцелей. Среди них можно выделить обеспечение специальных режимов, порядка деятельности по использованию водных объектов; предупреждение ухудшения их качества, состояния, полезных свойств; защиту законных прав и интересов водопользователей; охрану здоровья граждан и их прав на отдых и лечение.

Исходя из сказанного, следует признать, что ст. 8.13 КоАП РФ имеет существеннейшее экологическое значение и является неотъемлемой частью защиты окружающей среды и экологических интересов граждан, их права на благоприятную окружающую среду. Профилактический потенциал ее норм очень высокий, поскольку применение административной ответственности за нарушения, например, предусмотренные ч. 1, 2, 4, способствует недопущению совершения иных, более опасных нарушений правил охраны водных объектов и предотвращению вредных, возможно, необратимых последствий.

В принципе, наша страна богата водными ресурсами, но распределены они неравномерно:

- существуют регионы, где уже достаточно давно ощущается их нехватка, хотя по прогнозам специалистов забор водных ресурсов до 2025 г. на большей части территории России будет составлять менее 10% от их запасов (Welt am Sonntag, N 30, 23 июля 2006 г.);

- многие водные объекты заражены вредными веществами; они не используются эффективно с экологической и экономической точек зрения из-за отсутствия инфраструктуры и современных технологий и т.п.

Тем важнее борьба с нарушениями водного законодательства, реализуемая на основе ст. 8.13 КоАП РФ и других его норм, тем более что сохранность природных ресурсов и их качества обеспечивает рациональное использование и охрану других компонентов окружающей среды - животного и растительного мира, почв, а также здоровья населения.

3) Объектом указанных правонарушений является порядок охраны и использования водных ресурсов, а также порядок хозяйственной/производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды.

Предметом правонарушения являются водные ресурсы, т.е. подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения, ледники, снежники, ледяные покровы.

В соответствии с Водным кодексом РФ 2006 г. поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. К поверхностным водным объектам относятся:

моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);

водотоки (реки, ручьи, каналы);

водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

болота;

природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

ледники, снежники.

К подземным водным объектам относятся:

бассейны подземных вод;

водоносные горизонты.

4) Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, - состав поставления в опасность, предусмотренный ч. 1 комментируемой статьи. По объективной стороне он выражается в деянии (действии/бездействии), последствиях в виде наступления вреда для водосборов водных объектов. Действиями могут быть: размещение свалок, кладбищ, скотомогильников, захоронение отходов, несоблюдение ограничений при проведении строительных, взрывных и иных работ, размещение животноводческих ферм и т.п., т.е. любая деятельность, которая может оказать негативное воздействие при лесопользовании, землепользовании, хозяйствовании в границах водосборных площадей и бездействие, в основном - это непринятие мер по предотвращению загрязнения водосточных площадей и наступления иных вредных последствий.

Поскольку Федеральный закон от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" запрещает захоронение отходов на водосборных площадях (равно как и на территориях водоохранных зон) подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 12), такие действия следует квалифицировать по ч. 1 комментируемой статьи, а не по ч. 5, в которой водосборные площади не упоминаются. Здесь следует учитывать такой признак объективной стороны, как место совершения правонарушения. В данном случае состав поставления в опасность является специальным по отношению к общему составу нарушения правил обращения с отходами (ст. 8.2 КоАП РФ).

Последствия в виде угрозы засорения означают привнесение на водосборы водного объекта таких материалов, веществ, их смесей, изделий, которые препятствуют естественным процессам формирования водного объекта, негативно изменяют сток либо прекращают его. Другие вредные явления - это образование скопления вод на поверхности водосбора, возникновение нежелательного растительного покрова, уплотнение почв, заражение их паразитами, засоление почв и т.п. с последующим попаданием опасных биологических и химических веществ в водные объекты. Угроза наступления перечисленных и иных вредных явлений должна быть реальной (см. комментарий к ст. 8.2 КоАП РФ).

Причинная связь между деянием (действием/бездействием) и наступлением угрозы должна быть установлена.

Правонарушение считается оконченным с момента наступления угрозы водосборам водных объектов.

Субъективная сторона правонарушения - косвенный умысел.

5) Невыполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, - формальный состав.

Объективная сторона включает деяние в виде бездействия. Приведение в состояние, пригодное для использования, означает необходимость совершения действий трех видов:

а) по осуществлению мер, улучшающих качественные показатели водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос, например их расчистку, укрепление берегов, посадку полезных растений и т.п.;

б) по ликвидации последствий законной хозяйственной и иной деятельности, в том числе рекультивацию земель, перемещение временных складов и т.п.;

в) по устранению результатов правонарушающей деятельности.

Субъективная сторона - вина в форме умысла.

6) Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, - формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого включает деяние в виде действия, состоящего в нарушении сроков. В связи с этим обязательным условием является установление в законе, договоре, разрешении на пользование водным объектом, осуществление деятельности в его водоохранной зоне или на прибрежной полосе срока пользования и (или) срока приведения объекта в состояние, пригодное для пользования.

Отказ водопользователя от завершения работ, прекращение их по каким бы то ни было причинам ранее указанных сроков не снимает с него ответственности за принятые обязательства.

Субъективная сторона - вина в форме умысла.

7) Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса - формальный состав с альтернативными признаками объективной стороны. Он является новым и ликвидирует пробел законодательства, ранее предусматривавшего только уголовную ответственность за проведение таких работ с нарушением правил охраны рыбных запасов в случае причинения существенного экологического вреда, выражающегося в массовой гибели рыбы или других водных животных, иные тяжкие последствия (см. ст. 257 УК РФ).

Объективная сторона - деяние в виде действий, которые могут быть разными по фактическому содержанию (добыча полезных ископаемых и т.п., т.е. их изъятие со дна, берегов водного объекта, молевой сплав леса), но совпадают по признаку незаконности, т.е. осуществления этих действий без разрешения или вопреки закону. Незаконность различается в отношении видов деятельности, перечисленных в ч. 3 ст. 8.13, в зависимости от наличия общего безусловного запрета (например, молевого сплава леса), общего запрета, связанного с особенностями режима водного объекта (например, добыча песка в водоохранной зоне, добыча сапропеля на особо охраняемом водном объекте, являющемся частью национального парка), временного специального запрета на деятельность, установленную в отношении конкретного водного объекта как в целях его охраны, так и в связи с осуществлением на нем иных видов пользования лицами, получившими на это соответствующее разрешение (лицензию). О лицензиях на водопользование - см. комментарий к ст. 8.14.

Субъективная сторона - умышленная вина.

8) Нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов - формальный состав, объективная сторона которого состоит в деянии (действиях или бездействии). Действия могут заключаться в неполной очистке дна, берегов водного объекта, несвоевременном выполнении этих работ; бездействие - в неосуществлении работ по очистке водного объекта вообще.

Субъективная сторона - умысел.

9) Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, - состав поставления в опасность с альтернативными признаками угрозы наступления вредных последствий, являющийся общим по отношению к материальным составам ч. 5 данной статьи.

Так, к возникновению угрозы загрязнения водных объектов могут привести действия, представляющие собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ (например, содержащихся в сточных водах промышленных, коммунальных предприятий), которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов. На привнесение такого рода вредных веществ российским законодательством устанавливаются либо запреты, либо особые ограничения (по количеству, качественному составу, времени). Засорением вод являются действия по сбросу или внесению иным образом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.

Бездействие выражается в непроведении мероприятий по подготовке ложа водохранилища к затоплению, непринятии мер по извлечению определенных, например токсичных, веществ из сточных вод перед их сбросом в водные объекты и т.п. Оно может быть связано с отсутствием водоохранных сооружений на промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектах хозяйственной и иной деятельности, находящихся в пределах водоохранных зон водных объектов, либо с отсутствием средств сбора, приема и очистки бытовых и нефтесодержащих вод в портах.

Субъективная сторона - умышленная или неосторожная вина.

10) Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах - это материальные составы административных правонарушений, являющихся специальными по отношению к составу ст. 8.2.

Административная ответственность наступает в случае наличия запрета на захоронение вредных веществ (материалов) определенных видов в водных объектах вообще, т.е. за осуществление действий по размещению, погружению, сбросу вредных веществ (материалов) в водные объекты, либо в конкретном водном объекте, в котором нормативным или правоприменительным актом запрещено захоронение либо запрещено захоронение определенных вредных веществ (материалов), но иных - разрешено. Состав является материальным, поскольку любое захоронение приводит к загрязнению (засорению) водного объекта.

Субъективная сторона - умышленная вина.

Разграничение с составами преступлений, предусмотренных ст. 250 УК РФ, проводится по последствиям деяния. Они перечислены в уголовно-правовой норме и отсутствуют в ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ.

Судебная практика. Примером нарушения законодательства по ст. 8.13 КоАП РФ служит дело N А33-11390/2012 от 27 мая 2013 г., рассмотренное в арбитражном суде г. Красноярска.

ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, признано законным постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности.

Административным органом проведена внеплановая выездная проверка юридического лица по факту гибели рыбы в пруду, расположенном в населенном пункте. В ходе проверки установлено, что обществом эксплуатируются убойный цех, станция водоподготовки, локальные очистные сооружения, помещение предубойного содержания, административно-бытовой корпус, котельная.

ООО отрицало факт сброса вредных веществ в водный объект и почву с территории общества, поясняло, что обнаруженная административным органом при проведении выездного контрольного мероприятия металлическая труба, из которой осуществлялся сброс сточных вод, является выпуском ливневой канализации. В указанную ливневую канализацию могут попадать ливневые стоки с территории общества. Данная ливневая канализация существует с момента организации подсобного хозяйства ФГУП, ранее осуществляющего деятельность на указанной территории. Ливневая канализация на балансе заявителя не числится и обществом не эксплуатируется.

При проведении проверки был произведен отбор проб на выпуске сточных вод из места сброса и поверхностных вод пруда в месте впадения сточных вод. По результатам исследований проб на количественный химический анализ сточных и поверхностных вод установлено, что качество поверхностной воды пруда в месте впадения сточных вод значительно превышает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.

Административным органом доказан факт сброса ООО сточных вод, не соответствующих нормативам предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для водоема рыбохозяйственного значения, в существующую сеть ливневой канализации, расположенную на территории общества, с последующим выпуском на водосборную площадь водного объекта, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 ст. 8.13 КоАП РФ*(1251).

7.22. Статья 8.14 КоАП РФ "Нарушение правил водопользования"

1) Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей, в которых помещены составы административных правонарушений, хотя и объединенных общим объектом посягательства - порядком водопользования, но различающихся по противоправности деяния, предмету посягательства и содержанию противоправной деятельности (действий), ее целям. В первой части речь идет о деятельности, непосредственно связанной с водой, ее забором, воздействием на нее. Во второй части статьи - о деятельности, для осуществления которой водный объект служит местом ведения работ. Основания (правовые) здесь различны.

Статья содержит два формальных состава административных проступков с альтернативными признаками объективной стороны.

2) Цели и значение статьи. Ее цели частично совпадают с целями ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку охрана водных объектов и их рациональное использование тесно связаны между собой. В то же время комментируемая статья четко направлена на обеспечение законности и правопорядка при осуществлении водопользования, соблюдения требований и обязательств, возложенных на водопользователей договором, решением о предоставлении водного объекта в пользование, разрешением/лицензией (см. комментарий к ст. 7.8 КоАП РФ).

3) Объектом правонарушения является порядок деятельности в области водопользования, а предметом - воды и водные объекты (см. комментарий к ст. 7.6 КоАП РФ).

4) Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - основной состав с альтернативными признаками объективной стороны.

Водный кодекс РФ 2006 г. изменил содержание прав, статусы, круг субъектов права водопользования, порядок его предоставления и юридические основания этого (см. комментарий к ст. 7.8 КоАП РФ).

5) Нарушение правил водопользования состоит также в использовании воды (изъятой или отведенной из водных объектов) - в производственной и иной деятельности излишних объемов воды, приводящих к истощению вод, т.е. устойчивому сокращению запасов и ухудшению качества поверхностных и подземных вод; использовании вод определенной категории для иных целей, чем это предусмотрено законодательством (например, использование вод, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения, источников питьевого водоснабжения - на орошение, промышленные нужды и для иных целей; необоснованные заборы воды из резервированных, т.е. предназначенных для чрезвычайных ситуаций, источников водоснабжения и т.п.).

Бездействие состоит в:

несоблюдении установленного порядка учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод;

непроведении систематических наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами;

непредоставлении такого рода информации специально уполномоченному государственному органу управления использованием и охраной водного фонда;

неустановке контрольно-измерительной аппаратуры и оборудования по определению количественных и качественных характеристик сточных вод, несоблюдении установленных сроков ее государственной аттестации, нарушении ее состояния.

6) Нарушение правил водопользования при добыче содержит формальный состав, дополняющий запрет по ч. 1, так как здесь предусматривается административная ответственность за нарушение не всех (любых) правил водопользования, а лишь при ведении конкретных работ, список которых является открытым и охватывает различные виды хозяйственной (строительной, транспортной и иной) деятельности. Порядок использования водных объектов в хозяйственных целях регулируется ВК РФ. Так, при использовании водных объектов для добычи полезных ископаемых следует обратить внимание на то, что в процессе осуществления добычи, водные объекты могут подвергаться негативному воздействию, поэтому при ведении такой деятельности должны соблюдаться нормы по охране водных объектов, установленные Водным кодексом РФ. Отметим, что согласно статье 1 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особого внимания также заслуживает статья 11 Водного кодекса РФ, регулирующая порядок предоставление водных объектов в пользование (осуществляемое на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование).

Согласно пункту 6 ч. 2 этой статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом согласно части 3 ст. 11 не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек.

Говоря о подземных водных объектах, отметим, что они включаются в предмет отношений, как регулируемых Водным кодексом РФ (ст. 5 и 59), так и законодательством Российской Федерации о недрах. Так, согласно преамбуле Федерального закона "О недрах" сфера его действия распространяется, в частности, на отношения, возникающие в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

7) Субъективная сторона правонарушения - умышленная или неосторожная вина.

8) Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений являются водопользователи - должностные лица предприятий и организаций, юридические лица, а также граждане, использующие водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности, юридические лица.

7.23. Статья 8.15 КоАП РФ "Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств"

1) Общий обзор статьи. Она сформулирована кратко. Текст нормы воспроизводит ее название: административно-правовой запрет выражен тем самым в наиболее обобщенной, если не абстрактной форме. Тем не менее использованные в нем термины в своей совокупности дают достаточно ясное указание на то, что должно быть расценено как административно-наказуемое поведение. Это достигается путем определения предмета посягательства - водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств, деятельности, в ходе осуществления которой могут быть допущены нарушения закона, указание на наличие правил, которые могут быть нарушены.

Статья содержит один формальный состав административного правонарушения - нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.

2) Цели и значение статьи. Несмотря на лаконичность запрета, его значение трудно переоценить, учитывая роль, которую играют водохозяйственные и водоохранные сооружения и устройства, их надлежащее использование в экономике страны в целом, отдельных ее регионах, обеспечении безопасности населения, территорий, судоходства, сельскохозяйственной деятельности и иных видов производства. Этим обосновываются цели статьи - обеспечение правопорядка и законности, безопасности и экономической эффективности использования указанных в статье объектов. Чисто экологическая цель - охрана водных объектов и их ресурсов - присутствует здесь в "скрытом" виде, хотя специалистам хорошо известно, насколько важно для сохранения качества, свойств, потенциального использования водных объектов соблюдение правил эксплуатации водных сооружений и устройств.

3) Объект правонарушения - порядок деятельности в сфере эксплуатации специальной группы сооружений, разрешенных на водоемах. Иными словами, объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.

Предметом правонарушения являются водохозяйственные и водоохранные сооружения и устройства, т.е. водопроводящие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения, как объединенные, так и не объединенные в гидроузлы. Гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах и другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов (ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений"), внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Водный кодекс РФ 2006 г. вводит новое понятие - "водохозяйственная система", т.е. комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений.

Надо полагать, что водохозяйственная система не может являться предметом правонарушения по комментируемой статье, поскольку нарушение правил эксплуатации водных объектов как части такой системы является единичным случаем нарушения правил водопользования либо охраны водных объектов, а кроме того, правовое регулирование использования водного объекта (вод, водных ресурсов) и находящихся на нем сооружений и устройств осуществляется разными правовыми средствами, хотя и во исполнение единых целей охраны окружающей среды и ее компонента - водных ресурсов, обеспечения экологической безопасности населения, территорий, хозяйственной деятельности, имущества и т.п.

4) По объективной стороне правонарушение совершается как путем действия, так и бездействия, например: невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения соответствующей экспертизы, нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания; неудовлетворительные условия эксплуатации, технического оснащения сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.

5) Нарушение правил эксплуатации представляет использование такого рода сооружения или устройства, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе находящегося в аварийном состоянии), либо подлежащего консервации или ликвидации, либо не имеющего собственника. Таким образом, речь идет о сооружениях, юридически и фактически обладающих особым статусом. Их эксплуатация может осуществляться собственником только на основании лицензии на этот вид деятельности и при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного специально уполномоченным органом государственного надзора по правилам эксплуатации этого сооружения, утвержденным по согласованию с указанным органом надзора. Именно собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несут ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности (или обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Конкретные обязанности установлены п. 3 "Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника", утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237*(1252).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: