Составы административных экологических правонарушений 3 глава




Предмет правонарушения. В разных составах он не совпадает или не полностью совпадает. Предметом может быть и порядок деятельности по осуществлению экологической экспертизы, и деятельности по осуществлению проектов, и деятельности по соблюдению экологических прав граждан, иной управленческой работы.

3) Элементы составов правонарушений.

3.1) Объективная сторона составов правонарушений. В ч. 1 ст. 8.4 содержится формальный состав невыполнения требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.

Понятие экологической экспертизы определено в ст. 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Экспертиза осуществляется на основе ряда принципов, в том числе обязательности ее проведения до принятия решения о реализации объекта экспертизы. Для понимания объективной стороны состава надо учитывать два обстоятельства: сам факт проведения (непроведения) экспертизы и время (сроки) ее проведения.

Объективная сторона - деяние, чаще в виде бездействия, состоящее в непредставлении заказчиком материалов для экспертизы, осуществлении им хозяйственной деятельности без прохождения процедуры экспертизы и получения заключения; в случае поступления материалов от заказчика - в уклонении должностных лиц от организации проведения экологической экспертизы (например, не создается экспертная комиссия); в нарушении сроков, т.е. в подаче заказчиком материалов на экспертизу уже после начала работ или одновременно с началом работ по реализации рассматриваемого проекта, не дожидаясь заключения.

3.2) Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, как заказчики, так и реализующие объект, подлежащий государственной экологической экспертизе, а также должностные лица органов, принимающих решение о реализации объекта без прохождения процедуры государственной экологической экспертизы или до нее, а равно должностные лица органов, уполномоченных на организацию проведения общественной экологической экспертизы.

4) Часть 1 комментируемой статьи предусматривает также формальный состав: финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и не получившей положительного заключения.

Субъектами правонарушения могут быть банковские и кредитные учреждения, их должностные лица, осуществившие финансирование, а также граждане, должностные лица и юридические лица, приступившие к реализации или реализовавшие объект без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

5) В ч. 2 ст. 8.4 содержится формальный состав, смежный с составами сокрытия экологической информации. Он представляет собой своеобразный случай фальсификации. В соответствии с требованиями к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу, заказчик обязан представить не только соответствующую по форме и содержанию документацию по проекту, программе или иному объекту государственной экологической экспертизы в требуемом законодательством объеме, но и другие материалы, расчеты, сведения, дополнительные разработки по запросу экспертов, а в необходимых случаях - и материалы оценки воздействия на окружающую среду. Его (заказчика) деятельность по реализации объекта должна соответствовать документации, представленной им на экспертизу, и не выходить за рамки оценок, сформулированных в положительном заключении.

Объективная сторона правонарушения состоит в отступлении (полном или частичном) от указанной документации и заключения, замене технологий, материалов, сроков выполнения тех или иных работ и т.п.

Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица организаций, реализующих объект экспертизы, юридические лица.

6) Часть 3 ст. 8.4 содержит формальный состав. По объективной стороне он включает действия, состоящие в отказе от указанной выше регистрации по основаниям, не предусмотренным законом. Законные основания отказа в государственной регистрации установлены ст. 24 Федерального закона "Об экологической экспертизе":

а) проведение общественной экологической экспертизы дважды ранее;

б) она касается объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

в) государственная регистрация самой общественной организации не состоялась или была осуществлена с нарушениями законодательства;

г) устав общественной организации не предусматривает ведения деятельности по охране окружающей среды;

д) в заявлении отсутствуют (или искажены) данные о наименовании, юридическом адресе, уставной деятельности, составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы и ее сроках.

Субъект правонарушения - должностное лицо органа местного самоуправления.

7) Наступление последствий ни по одному из содержащихся в комментируемой статье составов не требуется. Любое из деяний, предусмотренных в ней, считается оконченным с момента совершения действия (бездействия).

8) Субъективная сторона всех составов правонарушений - умышленная вина.

7.12. Статья 8.5 КоАП РФ "Сокрытие или искажение экологической информации"

1) Общий обзор статьи. Данная административно-правовая норма является новой для российского административного законодательства. Включение этого административно-правового запрета в КоАП РФ было обусловлено рядом социальных, криминологических и юридико-технических причин.

Во-первых, в последнее десятилетие значение правового регулирования любой, в том числе экологически значимой, информации существенно повысилось и привлекает внимание самых разных социальных групп (национальных и международных).

Во-вторых, в нашей стране была распространена практика сокрытия и фальсификации экологической информации, которая привела к весьма значительным негативным последствиям в самых разных сферах социальной, экономической, демографической, экологической жизни (сокрытие информации о глобальных и региональных экологических катастрофах, техногенных авариях, ущерба для здоровья населения и окружающей среды).

В-третьих, следовало привести в соответствие уголовно-правовые и административно-правовые запреты.

В результате уголовно-правовой реформы 1996 г. в УК РФ была включена ст. 237 "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей", что закономерно породило потребность в формулировании состава административного правонарушения, характеризующегося меньшей степенью общественной опасности, а в Кодекс об административных правонарушениях была включена ст. 8.4, имеющая чрезвычайно важное эколого-правовое значение. Данная статья содержит общие формальные составы с альтернативными признаками по предмету и объективной стороне.

Первый состав предусматривает административную ответственность за сокрытие экологической информации, второй - за ее умышленное искажение, третий - за несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации. При этом признаки предмета правонарушения описаны в комментируемой статье достаточно подробно, хотя их уяснение, безусловно, требует обращения к актам экологического, природоресурсного, информационного, конституционного и иного законодательства.

2) Цели статьи. Она предназначена для обеспечения конституционного права граждан на экологическую информацию (ст. 43 Конституции РФ), охраны правопорядка в сфере оборота экологической информации и для обеспечения эффективной защиты окружающей среды.

3) Объект - правовые блага в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологическая безопасность, конституционное право граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.

Предмет - экологическая информация, т.е. существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных участков; о деятельности, связанной с вредными воздействиями, или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. Ее виды (составные части) перечислены в диспозиции нормы.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(1246) (п. 1 ст. 7) в ст. 8.5 КоАП РФ внесены изменения. В частности, расширен и уточнен перечень источников, содержащих информацию, подлежащую своевременному и достоверному учету и, при необходимости, раскрытию. К ним относятся данные:

производственного экологического контроля (см. комментарий к ст. 67);

заявления о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (см. комментарий к ст. 69);

декларации о воздействии на окружающую среду (см. комментарий к ст. 31.2);

декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (см. комментарий к ст. 16.4);

отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды (см. комментарий к ст. 67.1);

отчета о выполнении программы повышения экологической эффективности (см. комментарий к ст. 67.1).

Умышленное искажение или несвоевременное сообщение полных и достоверных данных повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей, а на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

4) Сокрытием информации является ее недоведение до сведения лиц, имеющих право на ее получение или нуждающихся в ее получении, когда сообщение информации было обязательным с правовых позиций либо было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. По субъективной стороне оно может быть умышленным и неосторожным.

Искажением информации является сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий или явлений, создающих опасность для защищаемых объектов. Субъективная сторона данного проступка - умышленная вина.

Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц/органов либо сообщение в установленный срок части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.

Искажение сведений о природных ресурсах - формальный состав со специальным субъектом - лицом, обязанным сообщать такую информацию.

5) Субъекты правонарушения перечислены в санкции. При этом надо учитывать, что в любом случае субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 8.5 КоАП РФ, могут быть только физические лица, обладающие по закону, управомочению или договору указанной информацией, на которых возложена обязанность ее предоставления, должностные лица, которые обязаны учитывать, анализировать и предоставлять такую информацию, юридические лица, будь то хозяйствующие субъекты, обязанные отчитываться в установленном порядке о состоянии используемых ими природных ресурсов и об источниках негативного воздействия на окружающую среду, или исполнительные органы государственной власти, обязанные предоставлять населению соответствующую информацию.

6) Субъективная сторона - это только умышленная вина. Хотя законодатель во втором составе использовал оборот "умышленное искажение", а в третьем составе просто "искажение" без указания формы вины, все конструкции данной статьи свидетельствуют о наличии элементов умышленной вины, т.е. желания совершить описанные в ней действия по сокрытию или искажению информации и осознании противоправности этих действий.

7.13. Статья 8.6 КоАП РФ "Порча земель"

1) Общий обзор статьи. Содержащиеся в ней административно-правовые запреты приобрели новое содержание по сравнению с ответственностью за порчу земли, которая предусматривалась КоАП РСФСР. Введение санкций за незаконное обращение (снятие, перемещение, уничтожение) с плодородным слоем почвы было вызвано необходимостью усиления охраны этого наиболее ценного с экологической и экономической точек зрения частью земли. В результате реформы законодательства об экологической ответственности, как это часто бывает в России, правовые нормы охранительного характера опережают позитивное регулирование, поскольку Федеральный закон "Об охране почв" пока что не принят.

Административная ответственность за нарушение требований по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения более четко, чем в уголовно-правовой сфере, выражает цель защиты именно такого свойства земель, как их плодородие. Оно указано непосредственно в качестве предмета административного посягательства в ст. 8.6 КоАП РФ, носящей общее (и аналогичное ст. 254 УК РФ) название "Порча земли". В ч. 1 указанной статьи установлена ответственность за самовольное снятие и самовольное перемещение плодородного слоя почвы, в ч. 2 - за его уничтожение, а также порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами.

2) Содержание административно-правового запрета и его толкование. Статья не является новой, но законодателем внесены важные изменения в регулирование ответственности за порчу земель, в частности:

а) изменено название статьи, т.е. исключено указание на виды земель, этим расширен круг объектов (предметов правонарушения);

б) состав порчи земель сформулирован с более подробным описанием признаков объективной стороны;

в) расширен перечень составов - в ч. 1 статьи введены самостоятельные составы самовольного снятия плодородного слоя почвы и его перемещения, а в ч. 2 - уничтожения плодородного слоя почвы и собственно порчи земель;

г) исключен состав загрязнения земель производственными и иными отходами и сточными водами;

д) в трех составах выделен в качестве самостоятельного предмета посягательства плодородный слой почвы;

е) состав порчи земли сформулирован как специальный по отношении к составам ст. 8.2 и 8.3 КоАП РФ;

ж) в статье выделены две части с учетом общественной опасности указанных в ней правонарушений, дифференцированы санкции по кругу субъектов правонарушения.

Статья содержит признаки двух формальных и двух материальных составов правонарушения, объединенных предметом посягательства (земли в целом и их составная, особо охраняемая часть - плодородный слой почвы), но различающихся по объективной стороне.

3) Цели статьи. Они заключаются в обеспечении усиленной охраны почв, пресечении незаконного оборота ими, повышении защищенности земель при использовании опасных веществ. Именно поэтому состав порчи земель (ч. 2 комментируемой статьи) выделен как специальный не только по отношению к составам ст. 8.2 КоАП РФ, но и составам ст. 8.3 КоАП РФ.

4) Объект правонарушения - важнейшее благо - земли (почвы), определяемое в Конституции РФ как основа жизнедеятельности людей и их существования.

5) Предмет - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных угодий независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей. По ст. 6 ч. 1 п. 1 ЗК РФ земля - это природный объект и природный ресурс, и в этом качестве является объектом земельных отношений наряду с земельными участками, т.е. частями поверхности земли (в том числе почвенным слоем), границы которых описаны и удостоверены в установленном порядке, и их частями.

Почва - верхний слой земли, а плодородный слой почвы - это ее наиболее продуктивная и ценная в экологическом и экономическом смысле часть.

Составы сформулированы таким образом, что предметом посягательства могут быть любые земли, а не только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их порча наступает в результате нарушения правил обращения не только с пестицидами и агрохимикатами, но и другими опасными веществами. Следовательно, это земли и других категорий, выделенных по целевому назначению ст. 7 ЗК РФ (поселений; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса). Плодородный слой почвы как предмет правонарушения может быть снят, уничтожен, перемещен не только в ходе сельскохозяйственных работ, но и иной производственной (строительной, горнодобывающей и т.п.) деятельности.

6) Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения.

Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Статья 13 п. 4 ЗК РФ устанавливает, например, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Объективная сторона - деяние в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, перемещению для использования на другом земельном участке, для облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения площадок и т.п.

Цели действий и способы (вручную, транспортом и т.п.) для квалификации деяния значения не имеют: важно установить факт перемещения и отсутствие разрешения на него.

7) Уничтожение плодородного слоя почвы - материальный состав, по объективной стороне - деяние в виде таких действий, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины и осуществлении иной деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством. Уничтожение может быть выражено уплотнением почвы в результате проезда тяжелых сельскохозяйственных машин, несоблюдения правил орошения и т.п. Таким образом, уничтожение может осуществляться путем механического воздействия, например сносом плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог и т.п.; невыполнением мероприятий по рекультивации земель, при рытье канав, проезде тяжелого транспорта, вызывающего повреждение плодородного слоя, его переуплотнение; при несоблюдении требований по мелиорации земель и т.д.

8) Порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами или агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - материальный состав, являющийся специальным по отношению к составам ст. 8.2 и 8.3 (см. комментарий к ним).

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижение природно-хозяйственной ценности земель.

Порчей земель является ухудшение в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов (включая аварии), качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеров, каменистых поверхностей и пр.), характеризующееся появлением (увеличением количества) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравнительного периода). При этом загрязнение земель применяемыми в сельском и лесном хозяйстве агрохимикатами связано с увеличением их содержания свыше предельно или ориентировочно-допустимых концентраций в почве. Таким образом, объективная сторона порчи земель представляет собой действия по привнесению в нее нехарактерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. Разновидностью порчи земель является их захламление, т.е. размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолома, стеклобоя, строительного мусора, древесных остатков и т.п.).

В тексте статьи указаны средства и способы порчи земель в результате нарушения правил обращения:

а) с пестицидами и агрохимикатами;

б) иными опасными веществами;

в) отходами производства и потребления (см. комментарий к ст. 8.2).

В Федеральном законе от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления" под данными отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Сточные воды - это воды, использованные в промышленном, сельскохозяйственном производстве, для коммунальных и хозяйственно-бытовых нужд, характеризующиеся изменением их первоначальных химических, физических и биологических свойств. Загрязнение земли агрохимикатами (пестицидами, средствами защиты растений, стимуляторами их роста и т.п.), иными химическими и биологическими веществами не влечет ответственности по данной статье, если они не являются компонентом отходов или сточных вод (см. комментарий к ст. 8.6).

9) Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

7.14. Статья 8.7 КоАП РФ "Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв"

1) Общий обзор статьи. Статья не является новой, но в нее были внесены изменения, в частности:

а) исключен состав несвоевременного возврата временно занимаемых земель;

б) наряду с составом невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования, введен самостоятельный состав с использование признака несвоевременности этих действий;

в) подробно раскрыты признаки объективной стороны.

Статья содержит три состава административных правонарушений:

а) невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению в результате проведения различных работ;

б) несвоевременное их выполнение;

в) невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

2) Цели статьи. Они тесно связаны с целями ст. 8.7 КоАП РФ. Основной целью является обеспечение охраны земель в ходе производственной деятельности, если соответствующие земельные участки были временно изъяты для проведения горных, строительных и иных работ. Порядок изъятия земельных участков регулируется ст. 49 ЗК РФ, реквизиции земельных участков - ст. 51 ЗК РФ, условия и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд - ст. 55 ЗК РФ*(1247).

3) Объект и предмет правонарушений.

Объект - см. п. 5 комментария к ст. 8.6 КоАП РФ.

Предмет - земли, пригодные для использования по целевому назначению (см. п. 4 комментария к данной статье).

4) Невыполнение обязанностей, перечисленных в диспозиции нормы, т.е. невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению, заключается в бездействии, состоящем в несовершении предусмотренных законом и договором аренды или субаренды, решением о предоставлении земель для тех или иных целей во временное пользование действий, например их рекультивации.

Обязанностями, которые не выполняет виновное в совершении данного правонарушения лицо, являются: рекультивация, т.е. комплекс мероприятий технического и биологического характера, направленных на восстановление нарушенных земель, возобновление обитания животных, растений, микроорганизмов и пр., агролесомелиорация. Так, п. 7 Приложения 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами МПР России устанавливает, что невыполнением обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, является несвоевременное или некачественное выполнение арендатором обязанностей по восстановлению земель, предусмотренных договором аренды земельного участка и утвержденной проектной документацией (по рекультивации, агролесомелиорации, реабилитации загрязненных территорий и др.).

5) Несвоевременное выполнение обязанностей, указанных в данной статье, состоит в совершении действий по приведению временно занимаемых земель в пригодное состояние, но после истечения срока, на который они были предоставлены договором аренды, если этот срок не был продлен в установленном порядке. Земли должны быть приведены в порядок по завершении изыскательских работ, в том числе проводимых путем почвенных, агрохимических, необотанических, геоморфологических, геологических, химических и иных необходимых обследований. Одним из необходимых требований к ним является обеспечение восстановления участков земли и других природных объектов, нарушенных при проведении обследований (эта деятельность осуществляется на основании лицензий: краткосрочной, выдаваемой на срок до 12 месяцев; долгосрочной - на срок до 5 лет), а также после разработки месторождений полезных ископаемых после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации восстановления ранее отработанных площадей и др.

Таким образом, сроки временно занимаемых земель различаются в зависимости от целей их предоставления и субъектов, которым они предоставляются.

Административной ответственности подлежат любые действия по несоблюдению установленных разрешениями, лицензиями и договорами, арендными договорами сроков.

6) Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель возможно в связи с установленными, необходимыми и разнообразными видами организованной и научно обоснованной деятельности по улучшению состояния земель для повышения их экономического и экологического потенциала. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает такие мероприятия, как агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные, противоэрозионные, объединяемые в рамках агрохимического обслуживания (ст. 1).

Такого же рода мероприятия осуществляются и в отношении иных земель.

К ним в первую очередь относится мелиорация земель, т.е. процесс улучшения почвы с целью повышения ее плодородия, осуществляемый путем искусственного изменения водного, солевого, физико-химического, биохимического, теплового режимов с помощью различных мероприятий (систем мероприятий), представляющих сложную в техническом и правовом отношении деятельность.

Способами (видами) мелиорации считаются: осушение, орошение, агролесомелиорация, фитомелиорация, изменение качества почв путем внесения минеральных удобрений, снижающих (повышающих) ее кислотность, и т.п.

7) Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель может заключаться в бездействии, т.е. непроведении указанных выше и иных действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв, и в ряде случаев - в действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся, но с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает ожидаемого и требуемого законодательством эффекта.

8) Состав невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние почв, юридико-технически построен аналогично рассмотренному выше и отличается от него содержанием невыполненных обязательных мероприятий и последствиями их невыполнения.

Российское законодательство предусматривает широкий круг мер, предназначенных для предотвращения эрозионных процессов, наносящих чрезвычайно большой вред землям и другим элементам окружающей среды, экономическим интересам государства, общества, отдельных землепользователей.

Эрозия представляет собой разрушение почв с нарушением их целостности и изменением физико-химических свойств, сопровождающееся, как правило, переносом части почвы с одного места на другое. Специалисты различают несколько видов эрозий, используя для этого различные критерии (источники, способы, последствия и пр.).

Наиболее распространены ветровая (дефляция) эрозия - выдувание почв минеральными частицами, приносимыми ветром, перенос пыли, песка; водная - размывание, разрушение почв талыми, дождевыми, текучими водами, в свою очередь подразделяемая на различные виды (ирригационная, овражная, подземная, плоскостная и др.); химическая - разрушение структуры почвы и снижение ее плодородия в результате накопления в ней различных вредных компонентов (ядохимикатов, химических веществ, минеральных удобрений) при одновременном недостатке полезных.

9) Объективная сторона невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии и от других процессов, ухудшающих состояние почв, выражается в виде бездействия, т.е. в непроведении установленных мероприятий агротехнического, лесомелиоративного, гидротехнического и иного характера, предназначенных для борьбы с опустыниванием земель, образованием оврагов (например, укрепление их склонов, лесопосадки, надлежащее использование технологии обработки сельскохозяйственных угодий, расчет норм нагрузки на них и т.п.).

10) Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: