Составы административных экологических правонарушений 1 глава




С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне административная ответственность за экологические правонарушения наступает только в соответствии с нормами КоАП РФ и, прежде всего, главой 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", а также гл. 7 указанного Кодекса.

7.1. Статья 7.1 КоАП РФ "Самовольное занятие земельного участка"

1) Общий обзор статьи. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности. Первый состав - самовольное занятие земельного участка - сформулирован кратко, поскольку использование признаков субъективной стороны (самовольность) и объективной (занятие) позволяют достаточно четко отразить содержание административно-правового запрета. Второй состав - о неправомерном использовании земельного участка - описан в законе более развернуто: здесь указаны условия неправомерности. Для этого введены формальные признаки - отсутствие надлежащих запретов двух категорий: правоустанавливающих и разрешительных (см. ниже в комментарии к данной статье).

2) Цели статьи. Она призвана сыграть значительную социальную, а не только юридическую роль. Бурное и зачастую противоречивое, конфликтное осуществление земельной реформы в России уже породило и вызовет в будущем массовые конфликты в связи с оформлением, приобретением, реализацией прав частной (и иной) собственности на землю и земельные участки. Без сомнения эти конфликты будут приобретать черты правонарушений, а возможно, и преступных актов поведения, возрастет число самовольных захватов, нарушений прав собственников и арендаторов, иных лиц, обладающих теми или иными правами на земельные участки, в том числе на основании сервитутов.

В связи с этим основными целями комментируемой статьи являются пресечение и предупреждение нарушений прав собственности, в том числе владения и распоряжения земельными участками; соблюдение земельного и административного законодательства при оформлении права пользования земельными участками; наконец, эколого-значимая цель - обеспечение правопорядка при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке. Все перечисленные цели в принципе иерархически подчинены главной задаче (цели) - обеспечению рационального использования и охраны земель в России.

3) Объективная сторона данного состава - деяние в виде активных действий по любому использованию без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производство любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

4) Субъективная сторона обоих составов - умышленная вина.

5) Субъектами правонарушений могут быть граждане, т.е. лица, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, юридические лица.

7.2. Статья 7.2 КоАП РФ "Уничтожение или повреждение специальных знаков"

1) Общий обзор статьи. Она велика по объему и разделена на четыре части, в которых предусмотрена ответственность за уничтожение либо повреждение различных специальных знаков. В первой части комментируемой статьи содержится состав уничтожения межевых знаков границ земельных участков. Этот состав отделен от составов посягательств на иные специальные знаки, используемые при информационном обеспечении природопользования (ч. 2 ст. 7.2). Законодатель тем самым подчеркнул особое значение охраны межевых знаков границ земельных участков как фиксирующих в натуре (на местности) права собственности на землю, упорядочивающих информацию землеустроительного характера.

В ч. 2 комментируемой статьи речь идет о посягательствах на специальные знаки, используемые для информационного обеспечения водопользования, лесопользования, недропользования, пользования животным миром, недрами и охраны этих видов природных ресурсов, а также особых категорий объектов - курортов, особо охраняемых природных территорий и т.д.

В части 3 статьи содержатся составы, предметом посягательства которых являются особые знаки, образующие два вида наблюдательных систем (сетей) - геодезическую и экологическую, а также режим охранных зон, в которых они расположены. Наконец, часть четвертая комментируемой статьи содержит административно-правовые запреты иного рода, хотя и связанные с негативным воздействием на специальные знаки. Здесь сформулированы составы неуведомления о нанесенном таким знакам вреде и об отказе доступа к источникам информации, входящим в системы геодезического и экологического наблюдения.

В итоге статья содержит три материальных и три формальных состава, сформулированных с использованием различных приемов юридической техники. Так, состав ч. 2 построен с помощью альтернативных признаков предмета правонарушения и объективной стороны (деяния). Материальный состав ч. 3 также содержит альтернативные признаки предмета правонарушения и объективной стороны (деяния), а формальный состав таких признаков не описывает. Первый формальный состав по ч. 4 включает альтернативные признаки субъекта правонарушения, его предмета, а второй формальный состав содержит сложным образом описанные признаки объективной стороны.

2) Цель статьи. Она состоит в обеспечении административно-правовыми средствами защиты как информации, содержащейся на специальных знаках или получаемой с их помощью либо путем использования наблюдательных систем (приборов), ее хранения и права на ее получение, так и права собственности на носители информации и саму информацию.

3) Уничтожение межевых знаков границ земельных участков - простой формальный состав.

3.1) Объектом правонарушения являются право собственности на земельные участки и связанные с ним полномочия, а также порядок пользования и обозначения на местности границ землепользования.

Предметом правонарушения являются межевые знаки, устанавливаемые в результате определения на местности и юридического оформления границ землепользования.

3.2) Объективная сторона правонарушения выражается в форме действия по разрушению межевого знака путем выкапывания, сжигания, расщепления, подрубки, спиливания, повала и раздробления в результате наезда транспортным средством, трактором и т.п. Следует учитывать, что совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.2, зачастую является подготовкой (покушением) на самовольное занятие земельного участка или его незаконное использование (ст. 7.1 КоАП РФ). Но и в этом случае действия виновного следует квалифицировать по совокупности, поскольку уничтожение межевых знаков представляет собой самостоятельный состав правонарушения.

Определение места совершения правонарушения трудностей не вызывает. Им всегда является земельный участок, границы которого обозначены межевыми знаками.

Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ.

4) Состав уничтожения или повреждения информационных знаков, а также зданий и иных сооружений, перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, сформулирован путем перечисления альтернативных признаков предмета правонарушения. Они сгруппированы по сфере отношений, т.е. применительно к объектам, на которых установлены соответствующие знаки, в частности объектам водопользования и охраны вод, недропользования и охраны недр, лесопользования и охраны лесов, использования и охраны животного мира, особо охраняемым природным территориям, лечебно-оздоровительным местностям, курортам.

4.1) Предмет правонарушения, таким образом, обозначен в составе с использованием разных терминов (наблюдательные режимные скважины и створы; знаки - маркшейдерские или определяющие границы чего-либо, лесоустроительные, лесохозяйственные и т.п.; здания и сооружения). При этом для зданий и сооружений указано дополнительно на принадлежность их пользователям и органам по охране, контролю и регулированию природопользования. Наблюдательные скважины служат для постоянного (регулярного) сбора информации о режиме вод (уровень, температура и т.п.) в стабильных (неизменных) условиях.

Лесоустроительные знаки - опознавательные наземные устройства - визирные, квартальные, граничные, указательные столбы, километровые и пикетные колья, размер и расположение которых определяется разрядом лесоустройства. Они устанавливаются в пунктах пересечения квартальных просек и на границах лесных угодий (квартальные), поблизости от геодезических центров межевых знаков (граничные), при пересечении дорог, полос отчуждения и т.п. визирами и квартальными просеками (указательные), при пересечении таксационных визиров с квартальными просеками, постоянными лесными тропами и пр. (визирные); пикетные колья устанавливаются на квартальных просеках, визирах и границах через 100-200 м, километровые колья забиваются на каждом километре для указания расстояния от начала промера.

4.2) Объективная сторона состоит в действиях как по уничтожению отграничительных знаков путем сожжения, срубывания, выкапывания и иными способами, так и по уничтожению содержащейся на них информации о принадлежности леса, номере квартала и т.п., а также по повреждению, т.е. частичному приведению в негодность, например, лесоустроительных знаков, затрудняющему контроль и учет, пользование лесом.

Применительно к иным наземным знакам, обозначающим границы какого-либо объекта, уничтожение или повреждение также выражается соответственно в приведении их - полностью или частично - в негодность теми же способами. Наблюдательные режимные скважины могут быть уничтожены путем засыпки, размещения отходов и т.п. Уничтожение или повреждение информационных знаков, перечисленных в ч. 2 ст. 7.2, наступившее в результате действия природных факторов, стихийных бедствий и т.п., не влечет применения мер административной ответственности. Если же это произошло вследствие аварии, транспортного происшествия, лесного пожара, возникшего по вине человека, ч. 2 ст. 7.2 может быть применена с учетом всех обстоятельств дела; форма вины - неосторожность.

5) Субъективная сторона составов, предусмотренных ч. 1 и 2, - умысел или неосторожность.

6) Составы, предусмотренные ч. 3, отличаются как по предмету, так и по объективной стороне. В первом из них речь идет не об информационных знаках, а о пунктах государственных геодезических сетей и стационарных пунктах наблюдения за состоянием окружающей среды; указан дополнительно способ уничтожения их - снос, выступающий как признак объективной стороны. Во втором составе говорится о нарушении режима охранной зоны такого объекта, как стационарный пункт наблюдения.

6.1) Предметами правонарушения являются, во-первых, пункты государственных геодезических сетей; во-вторых, стационарные пункты наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением; в-третьих, режим охранных зон, подразумевающий установление специальных запретов и ограничений на пользование соответствующими земельными участками и иными объектами*(1240).

6.2) Объективная сторона первого состава выражается в активных действиях, направленных на прекращение существования предмета правонарушения или невозможность его дальнейшего использования. Уничтожение, повреждение пунктов наблюдения могут быть осуществлены в ходе строительства, прокладки дорог, ведения ремонтных работ, путем наезда транспорта и т.п. Снос может быть произведен без уничтожения или повреждения пункта наблюдения путем смещения его с того места, где он был расположен. Но в любом случае причиняется вред либо в результате гибели информации, либо в результате перерывов в ее получении.

6.3) Субъективная сторона - умысел или неосторожность.

6.4) Объективная сторона второго состава описана наиболее общим образом - с помощью оборота "нарушение режима". Режим любой охранной зоны юридически предусматривает систему ограничений и запретов на осуществление определенных действий в пределах зоны.

6.5) Субъективная сторона - умысел или неосторожность.

7) Неуведомление о действиях, предусмотренных в ч. 3 комментируемой статьи, означает несообщение, сокрытие информации и представляет собой специальный состав по отношению к ст. 8.2 КоАП РФ. В тексте статьи не указаны сроки, в течение которых собственники, владельцы или пользователи земельного участка должны сообщить об уничтожении, повреждении или сносе пунктов государственных геодезических сетей и пунктов наблюдения; предполагается, что такие сроки должны быть достаточно краткими. В случае уничтожения, повреждения или сноса указанных объектов в результате стихийного бедствия, действия иных негативных природных факторов, аварий и т.п. обязанность уведомления сохраняется и в случае ее невыполнения лицо подлежит административной ответственности.

8) Субъективная сторона обоих составов - умышленная вина.

9) Субъекты - граждане, должностные лица, юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами или пользователями земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты государственных геодезических сетей либо стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением.

10) Отказ в предоставлении подъезда (прохода) к наблюдательным геодезическим и гидрометеорологическим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ означает выражение в любой форме - письменной или устной несогласия на доступ и проведение работ в пределах участка (здания, сооружения) со стороны его собственника (владельца, пользователя). По смыслу нормы такой отказ всегда является незаконным, поскольку на этих лиц соответствующим нормативным правовым актом или по договору возлагаются обязанности по обеспечению возможности доступа к указанным объектам. Отказ может быть выражен и действием: путем установки забора, шлагбаума, смены знаков и т.п.

11) Субъективная сторона - умышленная вина.

12) Субъекты - граждане, должностные лица, юридические лица, являющиеся собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, зданий, сооружений, где расположены наблюдательные пункты и оборудование.

7.3. Статья 7.6 КоАП РФ "Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий"

1) Общий обзор статьи. Она сформулирована кратко и содержит административно-правовые запреты поведения, посягающие на право собственности и порядок осуществления права водопользования. Первый содержащийся в ней состав воспроизводит формулу, данную в названии статьи, т.е. очень сжато обозначает признаки субъективной и объективной сторон, а также предмета правонарушения. Второй состав дан более развернуто: здесь указывается, при отсутствии какого рода документов пользование водным объектом или его частью признаётся не только незаконным, но и административно-наказуемым. Третий состав устанавливает административную ответственность за водопользование, осуществляемое с нарушением условий. Все составы формальные; для привлечения к административной ответственности не требуется наступления последствий.

Комментируемая статья была подвергнута изменениям, отразившим новые веяния водного законодательства Российской Федерации. Речь идет об отказе от разрешительной (лицензионной) системы в области водопользования и переходе на договорную основу пользования водными объектами. 3 июня 2006 г. был принят Водный кодекс РФ*(1241), который вступил в силу с 1 января 2007 г. В качестве документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, теперь выступают договоры водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование. При этом надо учитывать, что согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" действие лицензий на водопользование и других документов, принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняется до истечения сроков их действия (ч. 1) либо может быть прекращено в порядке, определенном ч. 3 ст. 5 данного Федерального закона и в соответствии со ст. 10 Водного кодекса от 3 июня 2006 г.

2) Цели статьи. Всем своим содержанием комментируемая норма предназначена для обеспечения охраны права собственности на водные объекты (т.е. в основном - федеральной собственности, а также муниципальной, частной и иных форм собственности на такие категории водных объектов, как пруды и обводные карьеры), защиты прав водопользователей и поддержание правопорядка при пользовании водными объектами или их частями. Статья направлена и на защиту водных объектов как природного ресурса, как среды обитания водных животных и растений, т.е. имеет экологические цели. Наконец, поскольку в ней речь идет и о нарушении условий водопользования, в случаях, когда такие условия включают соблюдение законных прав и интересов третьих лиц, их охрана является также целью комментируемой нормы.

3) Объект и предмет административных правонарушений. Объектом в данном случае являются такие правовые блага, как собственность на водные объекты (ресурсы, воды) и права на них, в том числе и право водопользования. Предметом следует считать как сами водные объекты, так и порядок (условия) пользования ими.

4) Самовольное занятие водного объекта или его части - формальный состав с альтернативными признаками предмета правонарушения.

4.1) Объективная сторона данного состава представляет собой деяние в виде активных действий по фактическому завладению водным объектом (и/или его частью) с целью последующего использования для удовлетворения хозяйственных, рекреационных и иных личных нужд, либо предпринимательских, сопряженных или не сопряженных с получением коммерческой выгоды.

4.2) Самовольность означает принятие решения и осуществление активных действий по завладению водным объектом (его частью) с осознанием их запрещенности и желание захватить в собственность, владеть и распоряжаться водным объектом (его частью). Самовольность занятия водного объекта может сопровождаться действиями по подготовке занятия (захвата), действиями по сокрытию, введению в заблуждение законного собственника (владельца), созданием ложных (фальсифицированных) документов и т.п.

4.3) Субъективная сторона - умышленная вина.

5) Использование водных объектов или их частей без документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами. Как уже отмечалось, изменение водного законодательства не меняет сути административно-правового запрета, означает незаконное осуществление действий по забору/изъятию воды, сбросу сточных вод и т.п. без заключения договора или получения решения о предоставлении права водопользования, либо при аннулировании, приостановлении, истечении срока договора, прекращении его или приостановлении, прекращении решения (см. ст. 14, 17 и др. ВК РФ 2006 г.).

5.1) В данном случае при определении меры административного воздействия необходимо учитывать возможность добросовестного заблуждения, ошибки и производственной необходимости.

5.2) В любом варианте - по тексту статьи - вина обозначена только в форме умысла.

6) Водопользование с нарушением его условий - формальный состав. Привлечение к административной ответственности, следовательно, не требует наступления вредных последствий.

6.1) По объективной стороне это деяние состоит в действии (или бездействии), которые могут выражаться в превышении объемов забираемой воды, изменении места сброса сточных вод, искажении сведений о водном объекте, его границах; фальсификации (подмене) целей использования водного объекта (например, в правоустанавливающих документах указана цель - рыболовство, а в действительности водный объект используется для добычи гравия или иных общераспространенных ископаемых); превышении сроков водопользования; занижении объемов водопользования, а тем самым - снижении платы и пр.

6.2) Субъективная сторона - умышленная вина, хотя не исключено, что в отдельных случаях такого рода нарушения могут быть совершены и по неосторожности.

7) Субъекты правонарушения указаны в санкции: это граждане, юридические лица и должностные лица.

7.4. Статья 7.7 КоАП РФ "Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения"

1) Общий обзор статьи. Она сформулирована очень кратко, и в ее тексте добавлены (по сравнению с названием статьи) только дополнительные предметы, в отношении которых совершается административно-наказуемое деяние. Статья содержит один формальный состав с альтернативными признаками предмета правонарушения. Им являются водохозяйственные сооружения и устройства. К их числу относятся гидротехнические сооружения, накопители сточных вод и других жидких отходов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, либо не имеющие владельца.

2) Цели статьи. Они чрезвычайно важны, поскольку комментируемая статья предназначена для обеспечения экологической безопасности при использовании гидротехнических и иных перечисленных в ней систем и сооружений. Такого рода безопасность тесно связана с защитой жизни и здоровья населения, санитарно-эпидемиологическим благополучием населения и территорий, безопасностью судоходства. Цель охраны собственности на гидротехнические, водоохранные и иные системы отступает - при всей своей важности - на второй план.

В целом, как и во многих других административно-правовых запретах гл. 7 КоАП РФ, охранительная и профилактическая функция комментируемой статьи проявляется в различных сферах, а реализация ее предписаний имеет существенное экологическое, санитарное, техническое и иное значение.

3) Объективная сторона правонарушения состоит в действиях, выражающихся в повреждении, т.е. нарушении состояния гидротехнических сооружений и (или) их частей (например, приведение в негодность механизмов судоподъемников, повреждение русла водопроводящих сооружений при проведении строительных работ, нарушение состояния дамб при проезде транспорта и пр.), т.е. в снижении установленных критериев безопасности гидротехнического сооружения - предельных значений количественных и качественных показателей состояния и условий его эксплуатации, соответствующих допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденных в установленном порядке федеральным органом государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

4) Субъекты правонарушения перечислены в санкции комментируемой статьи.

5) Субъективная сторона проступка - неосторожная вина. Наличие умысла при совершении указанных в ст. 7.7 КоАП РФ действий означало бы квалификацию деяния по статьям УК РФ о терроризме либо диверсии.

7.5. Статья 7.8 КоАП РФ "Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" утратила силу (Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ).

7.6. Статья 7.9 КоАП РФ "Самовольное занятие лесных участков

1) Общий обзор статьи. Данная норма содержит административно-правовой запрет самовольных, т.е. без надлежащего разрешения, действий, осуществляемых на лесных участках. Наименование статьи обозначает лишь один из составов, предусмотренных в ней административных правонарушений. Содержание запрета значительно шире - и по законодательной формулировке, и по реальному состоянию и структуре лесонарушений: количество противоправных деяний, осуществляемых без надлежащего разрешения соответствующей хозяйственной деятельности, значительно превышает количество случаев самовольного занятия лесных участков. В то же время следует отметить, что в отдельных регионах России предусмотренные комментируемой статьей деяния носят массовый характер и суммарно порождают значительную экологическую (и экономическую) угрозу национальным интересам.

2) Цели статьи. По замыслу законодателя они направлены на обеспечение охраны права государственной собственности на леса и лесные ресурсы, на обеспечение правопорядка в сфере рационального использования и охраны лесных насаждений. В последнее время, учитывая факторы экспансии иностранных государств, комментируемая статья приобретает новую предназначенность - защита национальных интересов страны, охрана биоразнообразия, выполнение международных обязательств России в сфере устойчивого развития. Такая оценка основывается не столько на юридических основаниях, сколько на биологических и биоморфологических данных: действительно, леса России - источник кислорода планеты Земля, среда обитания многих видов животных и растений, фактор экономического развития, необходимое условие традиционного природопользования малочисленных народов.

3) Самовольное занятие лесного участка - формальный состав с альтернативными признаками предмета правонарушения.

4) Объектом правонарушения являются права собственности на лесные участки и права пользования ими. Предмет правонарушения - это лесные участки, т.е. права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

5) Объективная сторона - деяние в виде действия, состоящего в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий. В частности, оно может состоять в эксплуатации ресурсов, удалении лиц, имеющих право там находиться, и т.п. Право собственности на леса регулируется Лесным кодексом РФ.

Использование лесных участков без специальных разрешений - формальный состав с альтернативными признаками по предмету и объективной стороне, которая состоит в незаконных действиях по осуществлению перечисленных видов пользования. Таким образом, обязательным условием является отсутствие разрешения на проведение этих работ.

6) Объективная сторона выражается в активных действиях: корчевании, т.е. удалении пней, кустарника, деревьев с корнями ручным (вручную, с помощью лаг, лебедок после подколки и подрубки корней), огневым (выжиганием), взрывным, механическим (с помощью тракторных корчевателей) способами; строительстве, т.е. возведении, сооружении (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и пр., дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.; устройстве открытых и закрытых складов, т.е. в размещении на поверхности земли лесоматериалов, техники, оборудования, горюче-смазочных материалов, тары, или оборудовании стоянок для транспорта.

7) Субъективная сторона - умысел.

7.7. Статья 7.11 КоАП РФ "Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения"

1) Общий обзор статьи. В ней установлена ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира (за исключением относящихся к ресурсам континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морской среды), а также за посягательства на право собственности на объекты животного мира. Название статьи, таким образом, более узкое, чем ее содержание. В комментируемой статье выделены три формальных состава, различающихся по признакам объективной стороны, не совпадающим по предмету правонарушений (объекты животного мира) и субъективной стороне.

2) Цели статьи. Главная цель - это обеспечение повышенного уровня охраны животного мира как имеющего особое значение компонента окружающей среды. Недаром законодатель выделил специальную статью - 7.11 в КоАП РФ, хотя аналогичные нарушения в отношении земельных участков, недр лесов, водных объектов объединил общими для этих предметов составами ст. 7.10 КоАП РФ. Подчиненными целями являются обеспечение правопорядка при пользовании объектами животного мира, охрана права собственности и соблюдение требований к обороту объектов животного мира.

3) Объектом этих правонарушений являются правовые блага, существующие при и в результате реализации права государственной собственности на животный мир, в том числе при осуществлении полномочий по владению, пользованию и распоряжению животным миром.

Предмет обозначается в статье как объекты животного мира, т.е. отдельные животные или их совокупность (в том случае, если пользование осуществляется в отношении индивидуально неопределенного числа животных, например рыбы).

4) Пользование животным миром без разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) по объективной стороне, состоит в незаконной охоте, рыболовстве, осуществлении иных видов пользования животным миром. Незаконность в данном случае означает деятельность (действия) без оформления в установленные законом сроки соответствующего разрешения на пользование объектами животного мира либо нарушение условий полученного разрешения. В данном случае возникает проблема разграничения первых двух составов, содержащихся в комментируемой статье, с составами незаконной охоты и рыболовства, предусмотренными ст. 8.37 КоАП РФ. Надо полагать, что по ст. 7.11 наказуемы те деяния, которые не образуют составов незаконной охоты и рыболовства.

5) Нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), может заключаться в добыче объектов животного мира не в указанных ею местах, не в том количестве и т.п. Здесь возникает конкуренция со ст. 8.37.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: